Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 446
| Наверх ##
7 апреля 2022 17:16 >> Ответ на сообщение пользователя rakscha от 7 апреля 2022 15:09 Отвечу на то что знаю. 1) благочинье - это церковная административно территориальная единица. Вся епархия была разделена на благочинья, которые возглавляли избираемые на определенный срок священники благочинные, выполнявшие церковно административные функции на данной территории. 3) в святцах есть разные имена в том числе редкие в наших широтах. Не всем везло получить распространенное имя. Церковная форма Мартин - общеупотребимая - Мартын - вполне себе русское имя. 5) могло быть все что угодно. Все рода рано или поздно пресекаются по крайней мере по мужской линии. А может быть просто информация не полная, кто то мог и фамилию поменять. 6) церковник - собирательное название церковнослужителей --- С уважением,
Борис Круглов | | Лайк (1) |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6137 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8540 | Наверх ##
7 апреля 2022 18:00 7 апреля 2022 18:05 rakscha написал: [q] в делах такого плана кто такой благочинный? Там будет весь уезд?[/q]
На один уезд обычно приходилось 5-6 благочиний. В зависимости от размеров уезда и количества церквей в нем. rakscha написал: [q] Были ли в 1-3 ревизии отдельные сказки на священников? Имеет смысл искать дальше в РГАДА?[/q]
Очень даже имеет. 3-й РС для СЦС не проводилось, 2-я была, в первой СЦС могут быть записаны как вместе с остальными жителями н.п., так и в отдельную сказку. Отсутствие 3-й РС компенсируется делами о разборе СЦС за 18 век, которые хранятся в РГИА. rakscha написал: [q] Всего два человека, которые возможно дети последних известных мне потомков 1856-1878 г.р. Там было 3 сына, но я нашла всего 2 ребенка. Могли ли они поменять фамилии? Какие-то данные, что кто-то был репрессирован с этой фамилией в открытых источниках тоже не удается мне найти.[/q]
А можно поконкретнее? Имя-отчество, даты жизни, род занятий и место проживания? --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9569 | Наверх ##
7 апреля 2022 20:52 11 апреля 2022 12:23 rakscha
1) О благочинных на один из вопросов Вам ответ дали. Второй - будет ли там "весь уезд?" Почти наверняка нет. Даже самый маленький уезд не под силу одному благочинному, обычно уездом "командовало" духовное правление. Нормальный объём благочиния - от 7-8 до 10-12 приходов, таких крохотных уездов просто не бывает. Даже в Москве только один сорок, Китайский (т.е. самый центр города), составлял одно благочиние - и то за вычетом кремлёвских церквей, подчинявшихся своему протопресвитеру. Остальные сорока делились на несколько благочиний. Поэтому если сказано "такого-то уезда благочиния Имярек", то это практически всегда только часть уезда, в лучшем случае треть-четверть, а то и меньше.
2) О сказках Вам тоже уже ответили. Дела о разборах духовенства действительно есть в Питере, в РГИА, в фонде Святейшего Синода. Что касается РГАДА - посмотрите фонд Правительствующего Сената. По-моему, главным образом, опись 109. Там были ведомости о священноцерковнослужителях самых различных епархий периода 1730-1750-х г.г.
4) Судя по тому, что у Вас речь идёт о Тульской губернии - помимо РГИА и РГАДА, о которых уже говорилось, есть фонды Коломенской консистории. Небольшой и не очень богатый - в Москве в ЦИАМе, но кое-что там тоже есть. И очень большой и богатый - в Туле, в ГАТО (ф. 1770), там огромные материалы по 18-му веку, в частности, дела о назначении на место (оп. 2), очень информативные. С Коломенской консисторией нам очень повезло. Она была упразднена в 1800 году, когда по указу Павла I границы епархий были приведены в соответствие губерниям. Поэтому архив Коломенской консистории был обработан, описан и заложен на хранение тогда, а не в наше время. В результате и сохранность фонда очень приличная, и описи весьма и весьма информативные... Вдобавок в Туле есть электронный каталог (в Москве тоже есть, но этот фонд в него пока не забит).
6) Церковник - это человек "мужеска пола", не положенный в подушный оклад (т.е. не платящий налогов) на том основании, что он по рождению или занимаемой должности принадлежит к духовному сословию. Церковники бывали действительные (штатные священно- или церковнослужители) и недействительные (заштатные, потерявшие место, отрешённые или пока никуда не назначенные). Например, сыновья священника, ещё не определённые к месту и живущие при отце. Именно недействительные церковники были основными "клиентами" разборов духовенства, проводившихся в 18-19-м веках. Самых продвинутых - на вакансии, знающих латынь ("воровали" прямо из семинарий, каждый год) - в Медико-Хирургическую академию или университеты, грамотных - в приказные, выразивших желание - в податные сословия (в основном, в мещане), туповатых или недисциплинированных - в рекруты.
Удачи! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (6) |
bobzver https://vysokovskaya.cerkov.ru/ Сообщений: 2251 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1179
| Наверх ##
8 апреля 2022 14:03 уважаемые коллеги! кто-то встречал такой документ как "вид на женитьбу" при рукоположении
см цитаты
причем запись о венчании не могу найти нигде
 --- https://rutube.ru/video/ff2317cc5de488ec931feaed6fd50c16/
https://vysokovskaya.cerkov.ru/
помочь храму - перевод по QR коду в банковском приложении на счет религиозной организации
| | |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 446
| Наверх ##
15 апреля 2022 18:19 15 апреля 2022 18:19 Недавно здесь обсуждался вопрос о малолетних псаломщиках и дьячках. Встретился с такой же ситуацией в своем роду. Место действия: Калужская Епархия. Время действия: 1801 г. По просьбе паствы и вдовы умершего дьячка пономарем церкви назначили его сына 5 лет от роду, ввиду бедности и сиротства. Причем Вдова просиля дьячком поставить. Вот такой собес...
--- С уважением,
Борис Круглов | | Лайк (2) |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7619 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4236 | Наверх ##
15 апреля 2022 18:42 kruglovboris написал: [q] назначили[/q]
Назначили или предоставили место? --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 446
| Наверх ##
15 апреля 2022 19:05 G_Spasskaya написал: [q] kruglovboris написал:
[q] назначили
[/q]
Назначили или предоставили место?[/q]
В клировой на последующем месте службы формулировка об этом событии такая: «определен в пономаря». Самого документа о «назначении» не видел. --- С уважением,
Борис Круглов | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9569 | Наверх ##
15 апреля 2022 23:20 kruglovboris написал: [q] Недавно здесь обсуждался вопрос о малолетних псаломщиках и дьячках.[/q]
А Вы уверены, что на пономарей правило Шестого Вселенского собора тоже распространялось? "Чтец ранее пятнадцати лет..." Дьячок - это чтец, псаломщик - тоже. Но пономарь (парамонариос, привратник) - отнюдь... --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
kruglovboris Алматы, Казахстан Сообщений: 644 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 446
| Наверх ##
16 апреля 2022 5:30 16 апреля 2022 5:31 ИнокКент написал: [q] kruglovboris написал:
[q] Недавно здесь обсуждался вопрос о малолетних псаломщиках и дьячках.
[/q]
А Вы уверены, что на пономарей правило Шестого Вселенского собора тоже распространялось? "Чтец ранее пятнадцати лет..." Дьячок - это чтец, псаломщик - тоже. Но пономарь (парамонариос, привратник) - отнюдь...[/q]
В феврале когда обсуждали малолетних церковнослужителей упоминали и пономарей. Как раз был вопрос о том что где то даже пятилетних ставили. Вот и у меня такой же случай - просто поделился :-) .Очевидно, что в силу возраста он и этой должности исполнять не мог - чистая синекура. --- С уважением,
Борис Круглов | | |
irinamorozko Сообщений: 327 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 99
| Наверх ##
16 апреля 2022 18:37 Добрый день! Мой прапрадед до 1899 служил дьяконом. Затем был уволен за штат и принят в Костромской Ипатьевской монастырь. Там состоял на должности нарядчика монастыря и исполнял «гряду Священного служения». В 1907 году был рукоположен в священника в другом уезде губернии. Как это всё понимать? Почему ушёл в монастырь, был ли монахом? Принят в братию и пострижен - это разные вещи? | | |
|