Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 866 867 868 869  870 871 872 873 874 ... 1205 1206 1207 1208 1209 1210 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2525
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9547

G_Spasskaya написал:
[q]
А как такое могло получиться?
(извините, что влезаю, но интересно)
[/q]

Галя, если мы не в личке, а на ветке - то форум для того и существует, чтобы каждый мог "влезть" в заинтересовавший его диалог.

Что касается "перестарков" - самому интересно, у меня таких трое. Один в 18 лет (вместо 12) окончил приходское училище и не стал поступать в уездное, ушёл в дьячки. Второй в 20 (вместо 15) окончил уездное и тоже подался в дьячки. Третий в 23 (вместо 15) поступил в Вифанскую семинарию, но через три года ушёл из среднего отделения, женился и был хотя бы рукоположен в дьякона. У последнего умер отец, об остальных просто ничего не нашёл. Поэтому ничего внятного на Ваш вопрос ответить не могу.

Был ещё четвёртый, он не перестарок, но тоже остался без отца и вынужден был бросить Коломенскую семинарию и пойти в дьячки - и только через 20 лет пробился в дьяконы. Правда, в семинарии он учился в одной группе с Василием Дроздовым, будущим митрополитом Московским Филаретом - поэтому неудивительно, что его младший сын стал в итоге архиепископом Могилёвским...
clerkenwell

Сообщений: 135
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 242
>> Ответ на сообщение пользователя Klim2018 от 22 сентября 2020 0:03

Спасибо ещё раз, Вы уже публиковали. Все не мои : (
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2525
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9547

clerkenwell написал:
[q]
при отце священнике он должен быть пономарём, учитывая, что он переведён в семинарию - как это, после Тамбовской семинарии - и пономарь?
[/q]

Может быть, не "после", а "вместо"... В 1834 он был не "переведён" в семинарию, а "назначен к переводу", и не факт, что он этим "назначением" успел или сумел воспользоваться.


clerkenwell написал:
[q]
А как Вы поступаете в таких случаях, когда мало документов, и единственная зацепка - имя отца?
[/q]

У меня духовных лиц - ровно четверть (бабушка по матери - внучка двух священников, у жены дед - сын дьякона), то есть суммарно уже около сотни персоналий только прямых предков. Так что передо мной вопросы, подобные Вашему, встают с удручающей регулярностью...

Привязать "этого" Дмитрия к "этому Ивану" проще простого - посмотреть, что написано у пономаря Ивана Павлова в клировых ведомостях церкви села Мордова Усминской округи. Если совпадёт с содержанием училищного свидетельства - вопрос решён.

Второй вопрос - окончательно связать Дмитрия из училищной ведомости 1851 года с "вашим" Дмитрием, с 1858 служившим в Фёдоровке Козловского уезда. Общий алгоритм я уже приводил:

ИнокКент написал:
[q]
Следующий шаг - клировые ведомости, метрики и исповедки "отцовской" церкви (церквей, если его переводили). Состав семьи, братья, сёстры и зятья, племянники - а потом их сравнение с поручителями на венчании, восприемниками детей и т.д. (не мелькнут ли они у Вашего Д.И. или он у них).
[/q]

Добавьте в список ещё сказки СЦС 8-й, 9-й и 10-й ревизий...
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6125
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8522

clerkenwell написал:
[q]
Наверное им не очень весело было в описанных Вами случаях прекращать - или даже не начинать - обучение в семинарии и "хвататься за назначение". Может быть, имеет смысл порыться в епархиальных ведомостях в поисках священника Ивана Павлова Рождественского? Вдруг это всё полные тёзки?
[/q]


Михаил, Иван Павлов Рождественский и вообще ни один Иван Рождественский в 1840-42 Тамбовскую духовную семинарию не заканчивал. Списки лиц, окончивших курс в Тамбовской Духовной Семинарии с 1840 г., Тамбов, 1884 https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=5145#n=9 На Петергене есть списки выпускников семинарии и за более ранние годы https://petergen.com/bovkalo/duhov/tambovsem.html
По каким-то причинам он не завершил обучение, если его вообще начинал.
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
clerkenwell

Сообщений: 135
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 242
Елена, Кирилл, благодаря Вам теперь всё постепенно проясняется!

Пока такая выходит картина:

Дмитрий Иванов Рождественский родился у пономаря Ивана Рождественского в селе Мордово Усманского уезда Тамбовской губернии примерно в 1840 году. В 1851-52 гг он уже учится в Тамбовском духовном училище, которое не заканчивает. В 1858 году он назначается псаломщиком в село Фёдоровку Козловского уезда Тамбовской губернии. За это время он успевает два раза жениться, потому что в КВ указан как второбрачный, а в 1864 году у него рождается мой прапрадед, и его мать - уже вторая жена.

отец Дмитрия - Иван Павлов Рождественский, род. 1814 г., сын священника Христорождественской церкви села Поддубровки Усманского уезда Т.Г. в 1834 году заканчивает очень поздно, в 20 лет, духовное училище, получает направление в Тамбовскую семинарию, но по каким-то причинам или не учится в ней, или не заканчивает, и становится пономарём в селе Мордово Усманского уезда Т.Г., где у него рождается сын Дмитрий.

А вот про Павла Рождественского я раздобыл РС 1782 по церковнослужителям села Поддубровки (прикладываю). Тут упоминается один Павел, но в целом я могу только процентов 40 прочитать всего текста.

Интересно, в 18 веке точно так же шли назначения, или по наследству передавалось от отца к сыну заведование приходом?

Прикрепленный файл: поддубровки 1782.jpg
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6125
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8522

clerkenwell написал:
[q]
вот про Павла Рождественского я раздобыл РС 1782 по церковнослужителям села Поддубровки (прикладываю). Тут упоминается один Павел, но в целом я могу только процентов 40 прочитать всего текста.
[/q]


Вот семья Павла:
Дьячок Игнатий Ильин сын Каростин 54
у него дети сыновья
Пономарь Иван 26
Павел 12
Иона 8
дочь Анна 12
Пономаря Ивана жена Фекла Иванова 25
у них дети сыновья
Иван 5
Устин 2
дочь Авдотья полугоду


Великоват временной разрыв, чтобы с уверенностью утверждать, что Павел из РС 1782 года и священник Павел отец Ивана Рождественского в 1834 году - один и тот же человек. Неплохо бы найти документ за 1810-1820-е г.г.

---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 740
Недавно вышла книга по духовенству Вятской епархии - с одной стороны, весьма неплохо написанная в литературном отношении; с другой - содержащая множество сведений по представителям конкретных династий, вплоть до полутора десятков генеалогических схем большого формата: https://rodvyatka.ru/ .
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6125
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8522
Коллеги, нужна помощь коллективного разума в определении происхождении дьячка/пономаря Дмитрия Семенова. Прошу прощения, но текста будет много.

Место действия - Архангельская церковь села Березовка Петровского, а позднее - Аткарского уезда Саратовской губернии, имение Ирины Никитичны Дурасовой. Попа в Березовке зовут Семен Петров, он служит в церкви с момента ее основания в конце 1740-х годов и умирает около 1772 года. После его смерти начинаются передвижки.

Впервые в документах Дмитрий Семенов упоминается в 1772 году, когда владелица села Дурасова подает прошение об определении священнического сына Дмитрия Семенова пономарем в ее вотчину. В 1773 пономарь Дмитрий Семенов просит произвести его в дьяконы в том же селе. (Сами дела не сохранились, есть только их названия в исторической описи).

По РС 1782 года в Березовке служат:
Священник Гаврила Семенов 41
Дьякон Прокофий Семенов 36
Дьячок Дмитрий Семенов 33
у него жена Татьяна Семенова 32


В 1790 году Дмитрия Семенова убивает лошадь.
В 1793 прихожане с. Березовка просят определить дьячком в их село сына умершего дьячка Дмитрия Семенова «по свойству».
До 1830-х годов Березовский приход остается наследственным. В нем продолжают служить: священником – сын священника Гаврилы Семенова, дьяконом – зять дьякона Прокофия Семенова, а потом - зять его зятя, пономарем – сын пономаря Дмитрия Семенова. Более того, в 1790-е годы дети Прокофия Семенова и Дмитрия Семенова уезжают учиться в Астрахань в семинарию и уже в Астрахани в 1830-е годы внук Прокофия крестит детей у внука Дмитрия...

Кажется очевидным, что Гаврила, Прокофий и Дмитрий - братья, дети Семена Петрова, и 5 лет я твердо пребывала в этой уверенности. Найдена РС 1747 года, где у пономаря Семена Петрова 36 лет есть дети Семен 9, Гаврила 7, Яков 4. Карп 3. По РС 1782 года года Семен Семенов и Яков Семенов служат в новопостроенной церкви с Слепцовка, которое принадлежит дочери полковницы Дурасовой, т.е связи этой священнической семьи с семьей Дурасовых налицо.

Но обнаруживается Дело по разбору священнослужителей и их детей 1769 года. И оказывается, что у березовского попа Семена Петрова нет сына Дмитрия!

Поп Семен Петров
Сын онаго диакон Гаврила Семенов 27
Дьячек Прокофий Семенов 17
Действительный пономарь Карп Семенов 20 отдан в военную службу


Мог ли Дмитрий быть пропущен в разборе? Сталкивались ли вы с такими случаями?

По разбору 1769 года единственный в Петровском уезде Дмитрий Семенов обнаружен в городе Петровске, он сын попа Семена Дементьева, 15 лет, служит дьячком в Николаевской церкви. В РС 1782 его в Петровске уже нет. И вообще больше ни одного Дмитрия Семенова нет ни в Петровском уезде, ни в Аткарском, ни в Сердобском, ни в Кузнецком…

Так может наш Дмитрий – из Петровска? Для меня было необъяснимо, что в 1773 году Дмитрий подает прошение о переводе в дьяконы через голову брата. Но при таком раскладе это получает объяснение.
Тогда почему в прошении 1772 года он не дьячок, а священнический сын - обычно так называли еще не посвященных в стихарь? И еще - для меня очевидна тесная семейственность березовского причта на протяжении 80 лет, как объяснить тут появление чужака? Что, если жена Дмитрия Татьяна Семенова была дочерью Семена Петрова? Как это подтвердить/опровергуть?
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2525
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9547
Atkara-EV
Лена! Здесь, помимо имён-отчеств нужно смотреть ещё на один значимый параметр - на возраст.

Atkara-EV написал:
[q]
Для меня было необъяснимо, что в 1773 году Дмитрий подает прошение о переводе в дьяконы через голову брата.
[/q]

Потому что брат (Прокофий) явно не достиг ещё канонического "дьяконского" возраста. В 1747 в ревизской сказке его ещё нет, а по разбору в 1769 ему всего 17.
Т.е. Прокофий - примерно 1752 года рождения, в 1773 ему только 21, а "диакон ранее 25 лет да не будет поставлен".
И вполне может быть, что Ваш Дмитрий, который явно несколько старше (32 в 1782, т.е. 1750 г.р.) подал прошение, "поддержанное" помещицей, чтобы на "семейное место" не претендовали чужаки.
А потом Прокофию, как это очень и очень часто бывало, в конце концов "натянули" нужные годы - и в результате в 1782 его возраст уже соответствует не 1752, а 1746 году рождения, что абсурдно (по второй ревизии он не проходил).

Но тогда получилось бы, между прочим, что уже Прокофий стал в 1773 дьяконом "через голову" брата. Если, конечно, Дмитрий - брат.
Мне, исходя из всего моего опыта - Вы знаете, ну очень немалого, - куда больше по душе Ваша вторая гипотеза: Дмитрий Семёнов - не брат Гаврилы и Прокофия, а зять, муж их сестры Татьяны.
Тем более что и по отношению к его сыну (т.е. и священнику, и дьякону "племяннику по жене"):

Atkara-EV написал:
[q]
В 1793 прихожане с. Березовка просят определить дьячком в их село сына умершего дьячка Дмитрия Семенова «по свойству»
[/q]

"По свойству", Лена, а не по родству! Т.е. по женской линии...
Лайк (1)
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6125
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8522

ИнокКент написал:
[q]
Потому что брат (Прокофий) явно не достиг ещё канонического "дьяконского" возраста. В 1747 в ревизской сказке его ещё нет, а по разбору в 1769 ему всего 17.
Т.е. Прокофий - примерно 1752 года рождения, в 1773 ему только 21, а "диакон ранее 25 лет да не будет поставлен".
И вполне может быть, что Ваш Дмитрий, который явно несколько старше (32 в 1782, т.е. 1750 г.р.) подал прошение, "поддержанное" помещицей, чтобы на "семейное место" не претендовали чужаки.
А потом Прокофию, как это очень и очень часто бывало, в конце концов "натянули" нужные годы - и в результате в 1782 его возраст уже соответствует не 1752, а 1746 году рождения, что абсурдно (по второй ревизии он не проходил).

Но тогда получилось бы, между прочим, что уже Прокофий стал в 1773 дьяконом "через голову" брата. Если, конечно, Дмитрий - брат.
[/q]


Кирилл, вы сразу же определили ключевой момент в этой проблеме - дьяконской место. Браво!
В 1772 году буквально одно за другим шли 2 прошения: об определении дьякона Гаврилы Семенова священником в Березовку и Дмитрия Семенова - дьячком. Т.е. я не увидела главного - в 1772 году место дьякона стало вакантным и Дмитрий шел в Березовку с прицелом на дьякона. Я-то полагала, что Прокофий уже был дьяконом, но возраст его не учла. Получается, что два дьячка, Прокофий и Дмитрий до 1773 года были в равном положении и конкурировали за вакансию. Причем Дмитрий чувствовал какое-то преимущество - и прошение подал первым и от собственного имени. Но Прокофий обошел его, вероятно, при помощи покровительницы. А из этого следует одно: "Не брат ты мне!" (голосом Данилы Багрова).




---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 866 867 868 869  870 871 872 873 874 ... 1205 1206 1207 1208 1209 1210 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Вверх ⇈