Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9550 | Наверх ##
22 сентября 2020 0:43 22 сентября 2020 0:44 clerkenwell Может. Навскидку - вероятность больше 90 %. ФИО совпадает, возраст подходящий, уезд и волость те же.
Есть закавыка. Его отец священник, не бедствовал (сын учился на собственном коште), сам Иван после училища "назначен начальством к переводу в Тамбовскую семинарию" - почему же в 1851 он всего лишь пономарь?
Два соображения. Во-первых, "перестарок". В 1834 ему 20, а он только-только оканчивает духовное училище. То есть отстаёт от большинства однокашников на 5 лет и уже никогда их не догонит, его сверстники уже в выпускном классе семинарии, а Иван туда только-только "назначен".
И второе. Если это "тот" Иван, то здесь есть два основных варианта.
Один, наиболее вероятный: если его отец Павел Иванов Рождественский где-то в это время умер. Семья, скорее всего, немаленькая, осталась без средств - если не к существованию как таковому, то, по крайней мере, к обучению сына в семинарии "на собственном коште". Учился Иван приемлемо, но явно не блестяще, окончил училище "по 2-му разряду", поведение посредственное (что неудивительно для мужика в компании пацанов), перевод его на казённый кошт маловероятен. Если он ещё и старший в семье - обычная практика в данном случае бросить учёбу и ухватиться за первое попавшееся назначение поближе к дому. У меня таких человека четыре...
Второй вариант - если отец очень рано овдовел, остался с маленькими детьми и женился вторично. Это, как известно, намертво закрывало духовному лицу любую возможность "служебного роста", посвящение в сан ему уже не светило.
Все остальные возможности намного менее вероятны. Вот помяните моё слово... | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7602 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4228 | Наверх ##
22 сентября 2020 0:54 ИнокКент написал: [q] В 1834 ему 20, а он только-только оканчивает духовное училище. То есть отстаёт от большинства однокашников на 5 лет и уже никогда их не догонит, [/q]
А как такое могло получиться? (извините, что влезаю, но интересно) --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9550 | Наверх ##
22 сентября 2020 1:02 22 сентября 2020 1:04 G_Spasskaya написал: [q] А как такое могло получиться? (извините, что влезаю, но интересно)[/q]
Галя, если мы не в личке, а на ветке - то форум для того и существует, чтобы каждый мог "влезть" в заинтересовавший его диалог. Что касается "перестарков" - самому интересно, у меня таких трое. Один в 18 лет (вместо 12) окончил приходское училище и не стал поступать в уездное, ушёл в дьячки. Второй в 20 (вместо 15) окончил уездное и тоже подался в дьячки. Третий в 23 (вместо 15) поступил в Вифанскую семинарию, но через три года ушёл из среднего отделения, женился и был хотя бы рукоположен в дьякона. У последнего умер отец, об остальных просто ничего не нашёл. Поэтому ничего внятного на Ваш вопрос ответить не могу. Был ещё четвёртый, он не перестарок, но тоже остался без отца и вынужден был бросить Коломенскую семинарию и пойти в дьячки - и только через 20 лет пробился в дьяконы. Правда, в семинарии он учился в одной группе с Василием Дроздовым, будущим митрополитом Московским Филаретом - поэтому неудивительно, что его младший сын стал в итоге архиепископом Могилёвским... | | |
clerkenwell Сообщений: 135 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 242
| Наверх ##
22 сентября 2020 9:03 >> Ответ на сообщение пользователя Klim2018 от 22 сентября 2020 0:03 Спасибо ещё раз, Вы уже публиковали. Все не мои : ( | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2526 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9550 | Наверх ##
22 сентября 2020 11:07 22 сентября 2020 11:12 clerkenwell написал: [q] при отце священнике он должен быть пономарём, учитывая, что он переведён в семинарию - как это, после Тамбовской семинарии - и пономарь?[/q]
Может быть, не "после", а "вместо"... В 1834 он был не "переведён" в семинарию, а "назначен к переводу", и не факт, что он этим "назначением" успел или сумел воспользоваться. clerkenwell написал: [q] А как Вы поступаете в таких случаях, когда мало документов, и единственная зацепка - имя отца?[/q]
У меня духовных лиц - ровно четверть (бабушка по матери - внучка двух священников, у жены дед - сын дьякона), то есть суммарно уже около сотни персоналий только прямых предков. Так что передо мной вопросы, подобные Вашему, встают с удручающей регулярностью... Привязать "этого" Дмитрия к "этому Ивану" проще простого - посмотреть, что написано у пономаря Ивана Павлова в клировых ведомостях церкви села Мордова Усминской округи. Если совпадёт с содержанием училищного свидетельства - вопрос решён. Второй вопрос - окончательно связать Дмитрия из училищной ведомости 1851 года с "вашим" Дмитрием, с 1858 служившим в Фёдоровке Козловского уезда. Общий алгоритм я уже приводил: ИнокКент написал: [q] Следующий шаг - клировые ведомости, метрики и исповедки "отцовской" церкви (церквей, если его переводили). Состав семьи, братья, сёстры и зятья, племянники - а потом их сравнение с поручителями на венчании, восприемниками детей и т.д. (не мелькнут ли они у Вашего Д.И. или он у них).[/q]
Добавьте в список ещё сказки СЦС 8-й, 9-й и 10-й ревизий... | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6126 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8526 | Наверх ##
22 сентября 2020 13:15 clerkenwell написал: [q] Наверное им не очень весело было в описанных Вами случаях прекращать - или даже не начинать - обучение в семинарии и "хвататься за назначение". Может быть, имеет смысл порыться в епархиальных ведомостях в поисках священника Ивана Павлова Рождественского? Вдруг это всё полные тёзки?[/q]
Михаил, Иван Павлов Рождественский и вообще ни один Иван Рождественский в 1840-42 Тамбовскую духовную семинарию не заканчивал. Списки лиц, окончивших курс в Тамбовской Духовной Семинарии с 1840 г., Тамбов, 1884 https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=5145#n=9 На Петергене есть списки выпускников семинарии и за более ранние годы https://petergen.com/bovkalo/duhov/tambovsem.htmlПо каким-то причинам он не завершил обучение, если его вообще начинал. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
clerkenwell Сообщений: 135 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 242
| Наверх ##
25 сентября 2020 11:12 25 сентября 2020 11:26 Елена, Кирилл, благодаря Вам теперь всё постепенно проясняется!
Пока такая выходит картина:
Дмитрий Иванов Рождественский родился у пономаря Ивана Рождественского в селе Мордово Усманского уезда Тамбовской губернии примерно в 1840 году. В 1851-52 гг он уже учится в Тамбовском духовном училище, которое не заканчивает. В 1858 году он назначается псаломщиком в село Фёдоровку Козловского уезда Тамбовской губернии. За это время он успевает два раза жениться, потому что в КВ указан как второбрачный, а в 1864 году у него рождается мой прапрадед, и его мать - уже вторая жена.
отец Дмитрия - Иван Павлов Рождественский, род. 1814 г., сын священника Христорождественской церкви села Поддубровки Усманского уезда Т.Г. в 1834 году заканчивает очень поздно, в 20 лет, духовное училище, получает направление в Тамбовскую семинарию, но по каким-то причинам или не учится в ней, или не заканчивает, и становится пономарём в селе Мордово Усманского уезда Т.Г., где у него рождается сын Дмитрий.
А вот про Павла Рождественского я раздобыл РС 1782 по церковнослужителям села Поддубровки (прикладываю). Тут упоминается один Павел, но в целом я могу только процентов 40 прочитать всего текста.
Интересно, в 18 веке точно так же шли назначения, или по наследству передавалось от отца к сыну заведование приходом?
 | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6126 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8526 | Наверх ##
25 сентября 2020 11:55 clerkenwell написал: [q] вот про Павла Рождественского я раздобыл РС 1782 по церковнослужителям села Поддубровки (прикладываю). Тут упоминается один Павел, но в целом я могу только процентов 40 прочитать всего текста.[/q]
Вот семья Павла: Дьячок Игнатий Ильин сын Каростин 54 у него дети сыновья Пономарь Иван 26 Павел 12 Иона 8 дочь Анна 12 Пономаря Ивана жена Фекла Иванова 25 у них дети сыновья Иван 5 Устин 2 дочь Авдотья полугодуВеликоват временной разрыв, чтобы с уверенностью утверждать, что Павел из РС 1782 года и священник Павел отец Ивана Рождественского в 1834 году - один и тот же человек. Неплохо бы найти документ за 1810-1820-е г.г. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 741
| Наверх ##
2 октября 2020 8:21 2 октября 2020 8:23 Недавно вышла книга по духовенству Вятской епархии - с одной стороны, весьма неплохо написанная в литературном отношении; с другой - содержащая множество сведений по представителям конкретных династий, вплоть до полутора десятков генеалогических схем большого формата: https://rodvyatka.ru/ . --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6126 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8526 | Наверх ##
3 октября 2020 13:03 3 октября 2020 14:37 Коллеги, нужна помощь коллективного разума в определении происхождении дьячка/пономаря Дмитрия Семенова. Прошу прощения, но текста будет много.
Место действия - Архангельская церковь села Березовка Петровского, а позднее - Аткарского уезда Саратовской губернии, имение Ирины Никитичны Дурасовой. Попа в Березовке зовут Семен Петров, он служит в церкви с момента ее основания в конце 1740-х годов и умирает около 1772 года. После его смерти начинаются передвижки.
Впервые в документах Дмитрий Семенов упоминается в 1772 году, когда владелица села Дурасова подает прошение об определении священнического сына Дмитрия Семенова пономарем в ее вотчину. В 1773 пономарь Дмитрий Семенов просит произвести его в дьяконы в том же селе. (Сами дела не сохранились, есть только их названия в исторической описи).
По РС 1782 года в Березовке служат: Священник Гаврила Семенов 41 Дьякон Прокофий Семенов 36 Дьячок Дмитрий Семенов 33 у него жена Татьяна Семенова 32
В 1790 году Дмитрия Семенова убивает лошадь. В 1793 прихожане с. Березовка просят определить дьячком в их село сына умершего дьячка Дмитрия Семенова «по свойству». До 1830-х годов Березовский приход остается наследственным. В нем продолжают служить: священником – сын священника Гаврилы Семенова, дьяконом – зять дьякона Прокофия Семенова, а потом - зять его зятя, пономарем – сын пономаря Дмитрия Семенова. Более того, в 1790-е годы дети Прокофия Семенова и Дмитрия Семенова уезжают учиться в Астрахань в семинарию и уже в Астрахани в 1830-е годы внук Прокофия крестит детей у внука Дмитрия...
Кажется очевидным, что Гаврила, Прокофий и Дмитрий - братья, дети Семена Петрова, и 5 лет я твердо пребывала в этой уверенности. Найдена РС 1747 года, где у пономаря Семена Петрова 36 лет есть дети Семен 9, Гаврила 7, Яков 4. Карп 3. По РС 1782 года года Семен Семенов и Яков Семенов служат в новопостроенной церкви с Слепцовка, которое принадлежит дочери полковницы Дурасовой, т.е связи этой священнической семьи с семьей Дурасовых налицо.
Но обнаруживается Дело по разбору священнослужителей и их детей 1769 года. И оказывается, что у березовского попа Семена Петрова нет сына Дмитрия!
Поп Семен Петров Сын онаго диакон Гаврила Семенов 27 Дьячек Прокофий Семенов 17 Действительный пономарь Карп Семенов 20 отдан в военную службу
Мог ли Дмитрий быть пропущен в разборе? Сталкивались ли вы с такими случаями?
По разбору 1769 года единственный в Петровском уезде Дмитрий Семенов обнаружен в городе Петровске, он сын попа Семена Дементьева, 15 лет, служит дьячком в Николаевской церкви. В РС 1782 его в Петровске уже нет. И вообще больше ни одного Дмитрия Семенова нет ни в Петровском уезде, ни в Аткарском, ни в Сердобском, ни в Кузнецком…
Так может наш Дмитрий – из Петровска? Для меня было необъяснимо, что в 1773 году Дмитрий подает прошение о переводе в дьяконы через голову брата. Но при таком раскладе это получает объяснение. Тогда почему в прошении 1772 года он не дьячок, а священнический сын - обычно так называли еще не посвященных в стихарь? И еще - для меня очевидна тесная семейственность березовского причта на протяжении 80 лет, как объяснить тут появление чужака? Что, если жена Дмитрия Татьяна Семенова была дочерью Семена Петрова? Как это подтвердить/опровергуть? --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
|