Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Отдельные вопросы по разделу "Казачество"

✔️ Диалоговая тема для обсуждений.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 121 122 123 124 125 * 126 127 128 129 ... 150 151 152 153 154 155 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Michelle

Сообщений: 498
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 115
Казачество в царской России - справочный материал

Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли "казацкий хлеб”.

Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем - постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI-XVII вв.

Идеалы изначального казачества. Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно "казак" по-татарски значит "вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной "засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на "ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: "Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств - норма поведения казаков в XVI-XVII вв.
читать дальше >>>

Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Кубанские казаки - Часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб - город Екатеринодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола, которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. История Кубанского казачества.

Донские казаки - Самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско - первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. История. Великое войско Донское

Хопёрские казаки - Хоперские казаки - особый вид казаков, которые относились к Хоперскому войску. Они жили в бассейне реки Хопер, расположенной на территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным со стародавних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще в античные времена. - История возникновения

Запорожские казаки - для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Чуркасами.
Первоначальная история 3. Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы", а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в.
Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3. Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. История запорожского казачества
Раздел на форуме - Украина казацкая

Хлыновские (вятские) казаки - Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления.
На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.]
...Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода [ушкуйники], казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1439 г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми (мещерскими) казаками, служили местом сбыта добычи. Вятка - родина казачества

Мещерские казаки - Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры.
Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет.
Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам.
Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Начало казачьей вольницы в Мещере

Северские казаки - Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли.
Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.
В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.
В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.
В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.
Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.о казаках северских

Волгское (волжское) войско - Военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II. Волжское казачье войско

Сибирское войско - Четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири, Войсковой праздник, войсковой круг - 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца. Официальный сайт Казаки Сибири

Яицкое войско (Уральские казаки) - Группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал. Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск. Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане и буддисты. Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св. Архангела Михаила. Уральское казачество

Астраханское войско - В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году.
Евграф Савельев - Астраханское казачье войско (читать онлайн)

Автор текста - terra incognita
Arcobaleno

Arcobaleno

Псков
Сообщений: 2804
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 4557
После слов gelene мне вспомнилось.
Встречала, что у казаков были свои метрические книги, а у иногородних -- свои.
Вполне может быть и с исповедными та же история.




---
ОСТАФЬЕВЫ, ДЕНИСЕНКО - Кубань
БОРДИКОВЫ (БОРДЮГОВЫ) - Воронежская губ
ФЕДОРОВЫ (БОЛЬШАКОВЫ) - Псковск.у., д.Загорье
ЛАКМАН, ВАЛИУС, ЛИСТЕНИУС, ТОЛИАНДЕР, ВЕНДАЛИУС, БУЛИХ - Финляндия
ГАРКУША - Абинская
gelene

gelene

Москва
Сообщений: 2272
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7623

severinn написал:
[q]
gach написал:
[q]

Вот оно что... То есть в одной церкви составлялись разные исповедные ведомости - одни для казаков, другие для неказаков?
[/q]


вряд ли
с 1725 года по указу Петра I церковь выполняла общегосударственные задачи - учета населения: вела ИВ и МК
ONLINE
[/q]


Церковь и выполняла общегосударственные задачи - она же не отказывалась учитывать население, только учитывала отдельно по гражданскому и военному ведомству.
Иначе никак не объяснить, что все ИР в РГВИА только по казакам. Другие сословия встречаются, но составляют не больше 1 %.
А население станиц было приблизительно 50/50 (военные/ иногородние).


---
Мои проекты:
БАЗА фамилий по СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ и КУБАНИ
http://forum.vgd.ru/post/539/70853/p2021906.htm#pp2021906
БАЗА переселенцев на СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ и КУБАНЬ
http://forum.vgd.ru/post/539/46903/p1350030.htm#pp1350030
БАЗА польских оптантов

Поиск в архивах Москвы: РГВИА, ГАРФ, РГАСПИ.
Gala

Ростов-на-Дону
Сообщений: 2635
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1331
arcobaleno, это в каких станицах Вы видели по 2 метрические книги на казаков и не казаков???

В исповедных ведомостях всегда все прихожане указывались отдельными списками по сословиям, да еще и не приписанных к данной церкви отдельным списком записывали в конце исповедки. Ни разу не видела по несколько исповедных ведомостей(отдельных) по одной церкви за один год.
---
Ищу Гаврилко(Краснодарск. кр.), Фисун(Краснодарск.кр., Полтавская обл.), Шишкуновых(Краснодар.кр., Брянск.обл.,Чернигов.обл.), Никифоровых (Ленинград.обл.), Елецких(Краснодарск.кр.), Ольховик(Краснодар.кр.), Лимаровых(Курск.обл.) www.rostgenealog.ru
severinn

Сообщений: 7137
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2374
в одной ИВ (и МК) идут сначала священники и причт и их служители, затем военные и дворяне, затем гражданские разночинцы, затем козаки, затем казенные крестьяне и наконец помещичьи крестьяне

по станицам - какой период: до 1861, вероятно, только казаки с делением офицеры и рядовые казаки

буду в архиве - посмотрю (но уже после 1861)
gach
ушла из жизни 13.07.2019 г. Светлая память

gach

Москва
Сообщений: 1182
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2664
arcobaleno написал
[q]
Встречала, что у казаков были свои метрические книги, а у иногородних — свои.
Вполне может быть и с исповедными та же история.
[/q]

gelene написал
[q]
А население станиц было приблизительно 50/50 (военные/ иногородние).
[/q]


А почему иногородние? так называются не относившиеся к казачьему сословию?

(Хотя наш-то Ренке был буквально иногородним - из города в Киевской губернии101.gif )

[q]
Иначе никак не объяснить, что все ИР в РГВИА только по казакам. Другие сословия встречаются, но составляют не больше 1 %.
[/q]

А я уж думала поискать исповедки Умани, где он служил в конце 1850-х. Наверное, смысла нет. Нацелюсь на формулярный список.) gelene, скажите, пожалуйста, в РГВИА его искать не стоит? Спрашиваю потому, что в РГВИА нашелся послужной список другого дальнего родственника - военного фельдшера, который был гражданским лицом. А тут войсковая почтовая контора.
---
Все личные данные, мои и моей семьи, размещены мною на сайте с согласия родственников
Черменские (Керенск, Саратов), Лупейко/Лупейка (Литва, США), Ренке и Венглинские (Киев, Радомышль), Квятковские (Минская губ), Елозины (Аркадак)
gach
ушла из жизни 13.07.2019 г. Светлая память

gach

Москва
Сообщений: 1182
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2664

Пока писала ответ, появились новые сообщения, и у меня новые вопросы.)
Gala написал
[q]
В исповедных ведомостях всегда все прихожане указывались отдельными списками по сословиям, да еще и не приписанных к данной церкви отдельным списком записывали в конце исповедки. Ни разу не видела по несколько исповедных ведомостей(отдельных) по одной церкви за один год.
[/q]


Но gelene говорит, что в РГВИА в исповедках почти никогда не встречаются другие сословия, кроме казаков. А Вы какой архив имеете в виду? Спрашиваю с тайной надеждой еще какие-то исповедки найти в другом архиве.

severinn написал
[q]
по станицам - какой период: до 1861, вероятно, только казаки с делением офицеры и рядовые казаки
[/q]

Это я задала вопрос, почему в исповедках 1862 и 1863 года Усть_Лабинской не нашлось семьи служащего войсковой почтовой конторы (не военного), хотя он там в эти годы жил и в 1861 году крестил сына в церкви Усть-Лабинской.
---
Все личные данные, мои и моей семьи, размещены мною на сайте с согласия родственников
Черменские (Керенск, Саратов), Лупейко/Лупейка (Литва, США), Ренке и Венглинские (Киев, Радомышль), Квятковские (Минская губ), Елозины (Аркадак)
severinn

Сообщений: 7137
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2374

gach написал:
[q]
поискать исповедки Умани, где он служил в конце 1850-х.
[/q]

в теме "Материалы в сети" смотрели ?

по Умани материалы там были

а в Краснодарском архиве ?
Arcobaleno

Arcobaleno

Псков
Сообщений: 2804
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 4557

Gala написал:
[q]
это в каких станицах Вы видели по 2 метрические книги на казаков и не казаков???
[/q]
В реальности я эти книги не видела, только читала заголовки в описях. Станицы там указаны не были.
kubgosarhiv.ru/guide/sif/0001_01.pdf

ГАКК, ф.1, оп.1, д.386
Метрическая книга о рождении, браке и смерти иногородних, имеющих оседлость.

ГАКК, ф.1, оп.1, д.389
Метрическая книга о рождении, браке, смерти иногородних и лиц невойскового сословия

Ну, может, конечно заголовки неправильные, я не знаю...



gach написал:
[q]
А почему иногородние? так называются не относившиеся к казачьему сословию?
[/q]
Да, это название часто используется для неказачьего населения.
Казаки были первопроходцами, заселяли станицы и одновременно вели военные действия, когда была реальная опасность для жизни.
Гражданское население приезжало жить в станицы, когда такой явной опасности уже не было. Видимо, за это их стали звать "иногородними".

---
ОСТАФЬЕВЫ, ДЕНИСЕНКО - Кубань
БОРДИКОВЫ (БОРДЮГОВЫ) - Воронежская губ
ФЕДОРОВЫ (БОЛЬШАКОВЫ) - Псковск.у., д.Загорье
ЛАКМАН, ВАЛИУС, ЛИСТЕНИУС, ТОЛИАНДЕР, ВЕНДАЛИУС, БУЛИХ - Финляндия
ГАРКУША - Абинская
gach
ушла из жизни 13.07.2019 г. Светлая память

gach

Москва
Сообщений: 1182
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 2664
severinn написал
[q]
в теме "Материалы в сети" смотрели ?

по Умани материалы там были

а в Краснодарском архиве ?
[/q]

Спасибо, посмотрю Умань. Пока только первый шаг был - РГВИА.

arcobaleno написал
[q]
Казаки были первопроходцами, заселяли станицы и одновременно вели военные действия, когда была реальная опасность для жизни.
Гражданское население приезжало жить в станицы, когда такой явной опасности уже не было. Видимо, за это их стали звать "иногородними".
[/q]

Понятно, буду знать. В казачьей теме я новичок.)
---
Все личные данные, мои и моей семьи, размещены мною на сайте с согласия родственников
Черменские (Керенск, Саратов), Лупейко/Лупейка (Литва, США), Ренке и Венглинские (Киев, Радомышль), Квятковские (Минская губ), Елозины (Аркадак)
severinn

Сообщений: 7137
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2374

][b написал:
[q]
arcobalenoГражданское население приезжало жить в станицы, когда такой явной опасности уже не было
[/q]

не поэтому,: в 1861 отменили крепостную зависимость крестьян, и началась очередная волна переселений, в т.ч. к родственникам- казакам, переселившимся в 1-й половине 19 века (1808-1812,,,,, 1848 гг.).

в 1-й половине 19 века (1808-1812,,,,, 1848 гг.) в козаки по вербовке переселялись не только имевшие статус козаков, но и уже попавшие в крестьяне. Многие рода козаков в 1-й половине 19 века попали в казенные или помещичьи крестьяне, в т.ч. к своим родственникам-козакам.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 121 122 123 124 125 * 126 127 128 129 ... 150 151 152 153 154 155 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Вверх ⇈