Отдельные вопросы по разделу "Казачество"
✔️ Диалоговая тема для обсуждений.
Michelle Сообщений: 497 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 116
| Наверх ##
21 июня 2004 12:54 Казачество в царской России - справочный материал Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли "казацкий хлеб”. Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем - постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI-XVII вв. Идеалы изначального казачества. Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно "казак" по-татарски значит "вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной "засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на "ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: "Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств - норма поведения казаков в XVI-XVII вв. читать дальше >>>Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал. Кубанские казаки - Часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб - город Екатеринодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола, которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. История Кубанского казачества.Донские казаки - Самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско - первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. История. Великое войско ДонскоеХопёрские казаки - Хоперские казаки - особый вид казаков, которые относились к Хоперскому войску. Они жили в бассейне реки Хопер, расположенной на территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным со стародавних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще в античные времена. - История возникновенияЗапорожские казаки - для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Чуркасами. Первоначальная история 3. Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы", а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в. Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3. Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. История запорожского казачества Раздел на форуме - Украина казацкаяХлыновские (вятские) казаки - Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления. На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.] ...Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода [ушкуйники], казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1439 г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми (мещерскими) казаками, служили местом сбыта добычи. Вятка - родина казачестваМещерские казаки - Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры. Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет. Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам. Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Начало казачьей вольницы в МещереСеверские казаки - Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв. В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу. В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества. В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией. В XVI веке считались представителями (древне)русской народности. Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России. После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон. о казаках северскихВолгское (волжское) войско - Военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II. Волжское казачье войскоСибирское войско - Четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири, Войсковой праздник, войсковой круг - 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца. Официальный сайт Казаки СибириЯицкое войско (Уральские казаки) - Группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал. Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск. Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане и буддисты. Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св. Архангела Михаила. Уральское казачествоАстраханское войско - В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году. Евграф Савельев - Астраханское казачье войско (читать онлайн) Автор текста - terra incognita | | Лайк (1) |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 828 | Наверх ##
26 октября 2015 7:40 Публикуемый ниже документ был создан в связи с нападением в 1631 г. запорожских казаков («черкас») на белгородскую станицу атамана Григория Койдалова. Подробный перечень потерянного имущества мог быть составлен как с целью компенсировать эту потерю оставшимся в живых станичникам, так и с дипломатическими целями — предъявить претензии к литовской стороне и потребовать возмещения либо сыска пограбленного, в первую очередь, лошадей (для чего они перечислены с указанием масти). Перечень показывает, во-первых, штат дозорного отряда. Он состоял из атамана, шести ездоков и двух вожей. Ездоки, судя по наказам еще 1571 г., должны были попарно разъезжать по сторонам движения станицы, выискивая следы противника и осматривая горизонт; обязанностью вожей, исходя из их наименования, являлось доскональное знание местности и всего маршрута движения — чтобы отряд не сбивался с указанного ему маршрута. Впрочем, по наказу 1623 г. при каждой станице в качестве старшего чина обязан был находиться белгородский «станичный» сын боярский, которого на сей раз по каким-то причинам в ее составе не оказалось.
Снаряжение всех бойцов было единообразным, хорошо приспособленным для действий в степи. Каждый имел пару добрых лошадей, чтобы выдерживать длительное преследование. На ночь коней стреножили, для чего имелись специальные ремни-«треноги»; для ловли и связывания пленников или лошадей у каждого было по два аркана. Вооружение состояло из пищали (ружья) и сабли. Обычно русские всадники того времени были вооружены так называемыми «завесными пищалями» — относительно короткими ружьями, с замками, как правило, ударно-кремневого типа («русскими»). Для удобства обращения они снабжались погонными ремнями («завесами»). По параметрам такие пищали были близки коротким ружьям европейских аркебузиров. Но станичники могли иметь и более эффективное оружие, излюбленное русскими и запорожскими казаками — «турки» или «янычарки». Они представляли собой адаптацию трофейных турецких ружей: с длинным стволом (110–112 см), небольшого калибра (11–13 мм), снабженные ударно-кремневым замком средиземноморского типа («микелет») или уже русским (или «казачьим») замком. Подобные ружья, но богато украшенные и со стволами из дамасской стали, изготовлялись также в Москве, под обозначением «казачьи пищали». В сумках станичники везли свое нехитрое мелкое имущество («борошню»), запас продовольствия и, возможно, корма для лошадей. Одевались они в кафтаны из неокрашенного домотканого «сермяжного» сукна: термин «зипун» означал, что кафтаны эти служили нижней одеждой под теплый «кожан» и надевались непосредственно на рубаху. От дождя бойцы укрывались столь же грубым плащом — «епанчой» (валяной или абинковой), а от холода — «кожаном» (овчинный полушубок, не покрытый сукном). С одной стороны, эта одежда прекрасно отвечала погодным условиям степной поездки, а с другой — не выдавала издалека во всаднике «московского человека», поскольку таким же образом выглядели в Поле и татары, и русские или украинские вольные казаки. Можно предположить, что перед нами — перечень стандартного снаряжения русских станичников XVI – XVII вв. Стоит отметить еще и традиционный способ, которым бойцы дозора смогли в данном случае оторваться от своих преследователей: они доскакали до ближайших густых зарослей и бросили на опушке своих лошадей со всем снаряжением, уйдя пешими в лес. В таких обстоятельствах противник, будь то татары или черкасы, не рисковал продолжать преследование пешком и довольствовался брошенной добычей.
1631 г., мая 8 — Отписка белгородского воеводы Я. Дашкова о погроме черкасами белгородской станицы атамана Г. Койдалова с приложением перечня имущества, отбитого у станичников. / Л. 292 /
Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холоп твой Якушко Дашков челом бьёт. В нынешнем, Государь, в 139-м году маия в 4 день по твоему государеву царёву и великого князя всеа Русии указу послал я из Белагорода белагородца станичного атамана Григорья Коидалова с товарыщи девяти человек в станицу по Муравскому шляху к урочи- / Л. 292а / щам к верх Орели и Сомаре. И маия, Государь, в 8 день пришли в Белгород ездаки Васька Демшинской, Паршик Овдокимов, вож Ивашка Болховитин, а в роспросе мне, холопу твоему, сказали: В нынешнем в 139-м году посланы они были из Белагорода в станицу по Муравскому шляху к урочищу к верх Орели и Самари станичным атаманом з Григорьем Койдаловым маия в 6 день. Едут они к своему урочищу, и как будут на речки на Удах, от Белагорода верст с шестьдесят, и тут де их громили черкасы: дву человек ездоков – Есю Кузьмина да Ивашку Безпорточного – убили до смерти, а их, дву человек, Ваську да Паршика, раненых покинули замертва. Васька ранен из пи- / Л. 293 / щали по груди и по левой стороне, пулька навылет, Паршик ранен: тят саблею по левому плечю, а вожа Ивашка, ограбя, бив, покинули замертва. И мая ж, Государь, в 11 день пришли в Белгород атаман Григорей Койдалов да ездоки Ивашка Киреив, Моксим Корнитцкой, вож Осип Рыболов. А в роспросе мне, холопу твоему, сказали: как де громили их черкасы, и они де, з гоньбы отбыв лошедей, отошли на лес пеши на речку на Уды. А что, Государь, у атамана Григорья Койдалова с товарыщи на том погроме взято лошедей и служилые рухледи, и я, холоп твои, тому роспись послал к тебе, Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии к Москве, подклея под сю отписку. / Л. 294 / Роспись, что у ково взяли черкасы лошедей и служивой рухледи. У атамана у Григорья Койдалова: конь бур, конь рыж с седлы и с уздами, две треноги, два оркана, епонча, сумки, пищаль; у ездоков: у Васька Демшинского: конь каур да конь гнед с седлы и с уздами, две треноги, два оркана, епонча, сумки, пищаль, сабля, зипун сермяжнай, кожан; у Паршика Овдокимова: конь игрень, кобыла ногайская совраса с седлы и с уздами, две треноги, два оркана, епонча, сумки, пищаль, сабля, зипун сермяжнай, кожан; у Ивашка Киреива: конь рыж, конь чал с седлы и с уздами, две треноги, два оркана, сумки, епонча, пищаль; у Моксимко Корнитцкого: конь гнед, мерин голуб с седлы и с уздами, две треноги, два оркана, сумки, епонча, пищаль; у побитых: у Еси Кузьмина: конь бур, мерин рыж с седлы и с уздами, две треноги, два оркана, сумки, епонча, пищаль, сабля; / Л. 295 / у Ивашка Беспорточного: конь гнед, кобыла ногайская совраса с седлы и с уздами, две треноги, два оркана, сумки, епонча, пищаль, сабля. У вожей: у Ивашка Болховитина: конь гнед, мерин карь с седлы и с уздами, две треноги, два оркана, сумки, епонча*, пищаль, сабля, зипун серяжнай; у Восипка Рыболова: конь бур, мерин гнед с седлы и с уздами, две треноги, два оркана, сумки, епонча, пищаль.
РГАДА. Фонд 210. Столбцы Белгородского стола. № 25. Л. 292–295. Примечание: *слово написано дважды.
Курбатов О.А. Атаман, ездоки и вожи: станица русских пограничников 1630-х гг. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 828 | Наверх ##
27 октября 2015 5:48 Евгений Меркулов
ОТВЕТ СВЕРХУ
О каком таком признаньи Речь ведёте вы? Ждите лучше указанье Свыше, из Москвы. Вы полезли в воду снова, Не узнав, где брод. Вообще забудьте слово Глупое "народ".
Становиться неуместно С этим на дыбы, Ваши предки, как известно, Беглые рабы. Коль казацкое сословье Возрождать с аза - Это можно, на здоровье, Тут мы только за!
Спустим планы по составу Каждому полку И носить дозволим справу С шашкой на боку. Чтобы были вы красивы, - Цацки вам на грудь! Раздадим казачьи ксивы, Ну и с Богом, в путь!
Коль с лампасом шаровары Ты, казак, надел, То тушить в лесу пожары Ныне - твой удел, Разгонять самозабвенно Плетью всякий сброд. Так забудешь постепенно Мысли про народ.
Из Кремля суровым зраком Видим всю страну, Знаем точно, что казАкам Нужно на Дону. Атамана вам покруче Вышлем, побурей. Он казачеству научит, Даром, что еврей!
Ну а коль, не дай вам Боже, Вздумаете прыть Показать, то снова можем Лавочку прикрыть. Станет жизнь кислей кизила, Превратится в ад. Аль забыли то, что было Век тому назад? --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 828 | Наверх ##
27 октября 2015 16:45 --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 828 | Наверх ##
2 ноября 2015 7:02 Веселовский С.Б. (сост.) Документы Печатного приказа (1613-1615 гг.) М.: Наука, 1994. - 482 c. В сборник включены тексты двух делопроизводственных книг из фонда государственного нотариального учреждения России XVII в. - Печатного приказа. Книги печатных пошлин - это уникальные источники, которые содержат записи явленых в Приказ грамот, имеющие всестороннюю информационную ценность по социально-экономической истории периода Смуты.
В Новосиль - по челобитью девок Катерины да Полагеицы Осиповых дочерей Епанчиных: дано им поместья 40 чети. Пошлин для бедности 16 алтын 4 деньги.
Пошлин довелось взяти с 13-и грамот 13 рублев 27 алтын. И по государеву указу // тех на них пошлин л. 41 об. имать не велено. Не взято. В Новосиль - по челобитью Хар[ь]ки5з Одинцова на 20 чети. Полполтины.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Ермо- л. 430 об. лая //...56 о управе в крестьянской розвоске. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Олеши Ватулина на Томила Соложеницына с товарыщи о управе в грабеже. Пошлин полполтины. Взято,
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Максима Степанищева на розбойников о управе. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Богдана Онисимова 3 братьею: отказная на старое помесе. Пошлин дватцать пять алтын. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Богдана Онисимова на Данилова крестьянина Губанова с товарыщи о управе. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Потапа Мишина на чернян на Клямена Грин//кова з брать- л. 381 ею о управе. Пошлин полполтины. Взято,
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Ждана Золотухина на брата его помесе на 15 чети. Пошлин с челобитья полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Куз- л. 299 200 мы Федянинова: дано ему помеся 45 чети. Пошлин осмнадцать алтын по л шесты деньги. Взято. //
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Федора Чуркина: отказная на поместье по прежней даче. Пошлин с челобитья полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Василья Понарина: дано ему поместья 82 чети. Пошлин рубль пять денег. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль к Ивану Житкому по челобитью Ильи Олексеева: велено ему отказати старое его помесье. Пошлин с челобитья полполтины. Взято,
Запечатана грамота в Новосильской уезд в селцо Ломово по челобитью Микифора Хрущова на 17 чети. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль к Данилу Павлову по челобитью^б попа Кирила: велено ему у Николы чюдотворца служить по-прежнему. Пошлин по л по л тины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль же по челобитью попа ж Кирила: велено ему дати на престол пустой храм. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль сотнику стрелетцкому б4Нежданку Сидорову^^ по челобитью казака Игнатка Поманова на Проньку Данилова в хлебном насиль- л. 35 стве. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Василья Селятина на новосильского казака на Костю Дорохова о управе. Пошлин полполтины. Взято,
Запечатана грамота в Новосиль к Ивану Житкову по л. 77 об. челобитью новосильского казака Власка Давыдова на Михалка Черникова о управе в бою и в грабеже. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота з в Новосиль к сотнику стрелетцкому ко Ждану Сидорову по челобитью новосильского казака Игнашка Пиминова о управе в грабеже. Припись дияка Пешка Жукова. Пошлин полполтины. Взято,
Запечатана грамота в Новосиль к осадной голове к Ивану Житкому по челобитью новосильского стрельца Ивашка Филатова на Куземку Филипова о управе в грабеже. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосильской уезд в Никольской стан по челобитью Ивана да Павла, да Данила Шипиловых: дана им ввозная на старое помесе. Пошлин дватцать пять алтын. Взято. //
Запечатана грамота в Новосильской уезд в Николь- л. 316 ской стан по челобитью Василья Гаврилова: отказная на поместье. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосильской уезд по челобитью Провоторха Клушина: дано ему помеся 80 чети. Пошлин рубль. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Прокуды Брусенцова на Григорья Елизарова о проести на Федора Чиркина. Пошлин полполтины. Взято
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Сергея Капустина: отказная по прежней даче. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Оси па Торопова на Варламка на Кожу о управе. Пошлин полполтины. Взято.
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Богдашка Розщепкина да Ивашка Головина: отказная на старое помесе. Пошлин полтина. Взято, //
Запечатана грамота в Новосиль по челобитью Максима Познякова-Зароченцова на Федора Баркалова и на его крестьян о управе. Пошлин полполтины. Взято.// --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
yehior | Наверх ##
18 ноября 2015 12:24 18 ноября 2015 13:04 | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 828 | Наверх ##
24 ноября 2015 1:43 Доклад и боярский приговор о прибавке казакам украинных городов, которые несут сторожевую службу, поместнаго оклада по тридцати четей, и о выдаче им денежнаго жалованья.
Били челом государю царю и великому киязю Ивану Васильевичю всеа Pycии Донковские, и Епифаньские, и Дедиловские, и Кропивенские и иных украиных городов от польские украины казаки конные месячные сторожи, которые стерегут на польских сторожах по Дону, и по Мече, и по Сосне и по иным польским урочищам изо всех городов от Польские украины, о поместном верстанье и о денежном жалованье и выписано из приговору: наперед того стерегли на польских сторожах дети боярские Рязанцы с малых статей с 50 четьи, а было их 300 человек, а денежное, жалованье имали с городом безпереводно по окладом, и в 79 году те дети боярские Рязанцы месячные сторожи от сторож отставлены, а велено им служити рядовая служба с городом, где им государ велит быти с головами переменяясь по месяцом: половине быти на государеве службе, а другой половине быти по домом, а поместьям за ними быти старым по 50 четьи за человеком; а на польских сторожах в их место велено стеречи из Донкова, из Епифани, из Дедилова и из иных украиных городов казаком по росписи, а служити велено казаком сторожевая служба с земель, а земель им велено дати по дватцати четьи человеку, а на сторожах велено им быти о дву конь или к коню мерен добр; и от тех мест и по ся места казаки в детей боярских место с тех земель служат сторожевую службу без денежного жалованья, и государь бы их пожаловал поместьем и денежным жалованьем потому ж, как было поместье и денежное жалованье де тем боярским Рязанцом месячным сторожам, чтоб им вперед было с чего государева сторожевая служба служити; а не пожалует их государь, не велит поверстати поместьем и денежным жалованьем, и их деи с тех с малых статей с поместей с дватцати четьи без денежного жалованья с тое сторожевую службу не будет.
И боярин Никита Романович Юрьев да диак Василей Щелкалов сего челобитья слушали, а выслушав, приговорили о том поговорити со всеми бояры.
И марта в 15 д. бояре князь Иван Федорович Мстиславской, да князь Петр Данилович Пронской, да Никита Романович Юрьев, да Иван Васильевич Шереметев, да диаки Ондрей да Василей Щелкаловы сего челобитья слушали, а выслушав, приговорили: Донковских и Епифанских и иных украиных городов казаков от польские украины, которые казаки стерегут месячную сторожу в детей боярских место, выписати порознь, что в котором городе по государеву указу и по росписи велено быти жилецким конным казаком, и сполна ли они ныне в тех городех по указу или несполна, и что в котором городе из тех конных жилецких казаков выбрано сторожей на польские посылки на сторожи, и что в котором городе за сторожами осталось казаков, а приговорили о том послати память к диаком в Стрелецкой приказ, чтоб они о том в Розряд прислали роспись, что в котором городе велено учинити по государеву указу и по росписи жилецких конных казаков, и сполна ли они ныне в тех городех или несполна. И по приговору память в Стрелецкой приказ послана.
И по выписи за приписью Стрелецких диаков:
В Шатцком велено прибрати казаков 150 человек, и в Шатцком в приборе 77 человек и в том числе сторожей 18 человек, да на польские посылки с головами 30 человек, а затем останетца 29 человек, а в недоборе 73 человека.
В Рязском велено прибрати 200 человекъ казаков, и прибрано 195 человек казаков (и прибрано 195 человек) и в том числе сторожей 90 человек, да на польские посылки на Дон усть Богатово Затону с головами 30 человек на все три статьи, а затем останетца 75 человек, а в недоборе 5 человек.
В Донкове велено прибрати 1000 человек, а прибрано 262 человека и в том числе сторожей 117 человек, да на польские посылки на Дон усть Богатово Затону с головами 30 человек на все три статьи, а затем останетца 115 человек, а в недоборе 738 человек.
В Епифани велено прибрати 700 человек и прибрано 420 человек и в том числе сторожей 51 человек, да на польские посылки на Сосну усть Ливен 150 человек на все три статьи, а затем останетца 219 человек на все три статьи, а затем останетца....
На Дедилове велено прибрати 500 человек, и прибрано 315 человек, и в том числе сторожей 50 человек, да на польские посылки на Сосну усть Ливен 150 человек, да на Оскол усть Убли с головами 30 человек на все три статьи, а затем останетца 85 человек, а в недоборе 185 человек.
На Кропивне велено прибрати 500 человек и прибрано 332 человека, и в том числе сторожей 50 человек, да на польские посылки на Сосну усть Ливен 150 человек, да на Оскол усть Убли с головами 30 человек на все три статьи, а затем останетца 102 человека, а в недоборе 168 человек.
В Новосили велено прибрати 300 человек, и прибрано 153 человека, и в том числе сторожей 114 человек, и у сторожей осталось 39 человек, а надобе на польские посылки на Сосну усть Ливен да на Донец на Северской усть Уд с головами 90 человек на все три статьи, и на те польские посылки на Сосну и на Донец на первую статью казаков будет, а на две статьи не будет, потому что недостало на польские посылки 51 человека, а в недоборе в Новосили 147 человек.
На Орле велено учинити 500 человек казаков, и прибрано 80 человек, и в том числе сторожей 78 человек на все три статьи, и у сторожей осталось только два человека казаков, а надобет на польские посылки на Сосну усть Ливен и на Донец на Северской усть Уд с головами 90 человек на все три статьи, и на те польские посылки на Сосну усть Ливен и на Донец на Северской казаков недостало, а в недоборе на Орле 420 человек казаков.
И всего в тех городех сторожей 577 человек на все три статьи конных казаков, которые казаки росписаны на польские посылки, и опричь Олаторских, и Кадомских и Темниковских, и Мценских и Карачевских сторожей, потому что Олаторские сторожи в приказе Казанского дворца, а на Кадомских и на Темниковских сторожах стерегут Татарове и Мордва, и те сторожи в Мещерском приказе, а на Мценских и на Карачевских сторожах стерегут дети боярские тех городов Мецняне и Карачевцы с поместей и с денежного жалованья, а деньги емлют с городом.
И бояре князь Иван Федорович Мстиславской, да князь Петр Данилович Пронской, да Никита Романович Юрьев, да диаки: Ондрей да Василей Щелкаловы сее росписи слушали, а выслушав, приговорили: в Украиных городах от Польские Украины в Шатцком, в Рязском, в Донкове, в Епифани, на Дедилове, на Кропивне, в Новосили и на Орле за теми казаки, которые стерегут месячную сторожу на польских сторожах поместьем и денежным жалованьем поверстати, придати к старому их поместью к дватцати четвертям новые придачи по тридцати четьи человеку, и всего за ними учинити старого поместья и с новою придачею по пятьдесят четьи за человеком.
А денежное жалованье приговорили им давати в третей год по три рубли человеку для сторожевыя службы, чтоб им безконным не быти, а быти у них по два коня добрых или к коню мерен добр; а о поместьях о их приговорили послати память в Поместной Приказ к диаком, а велети послати в те городы писцов детей боярских и подьячих добрых, и тех казаков месячных сторожей во всех городах всех пересмотрити на лицо с коньми и со всею их с польскою сторожевою службою, да которые казаки собою худы или безконны и с сторожевую их службу не будет, и тех худых и безконных казаков от сторожевые службы отставити и им служити казачья рядовая служба, и поместной им придачи не придавати, а в тех худых место прибрати в сторожевую службу из рядовых казаков добрых и конных, которым бы мочно сторожевая служба служити, тем и поместная придача и денежное жалованье давати; а во Мценску и в Карачеве приговорили на сторожах стеречи детем боярским из тех городов с малых статей с пятидесят, и с семидесят и со ста четьи, потому что в тех городах казаков в росписи не написано, а—в Шатцком, и в Новосили и на Орле приговорили на сторожи и на польские посылки в прибавку к казаком, на которые посылки казаков не достанет, посылати детей боярских с малых статей потому ж, как во Мценску и в Карачеве, для того что в тех городах казаки по государеву указу и по росписи не сполна прибраны; да тех детей боярских потому ж пересмотрити всех на лицо с коньми и со всею их службою и имяна тех детей боярских и казаков, которые выбраны будут на польские сторожи, во всех городах, колько в котором городе велено сторожем по росписи быти, переписати на список подлинно порознь, да те списки и поместные их оклады и денежные детей боярских и казаков привести к Москве и отдати диаком в Розрядной избе, а детем боярским денежное жалованье имати с городом по прежним окладом, а служити им сторожевая служба переменяясь по месяцом: то их и служба, а рядовые им службы не служити, для того чтоб сторожевая служба была сполна, опричь приходу воинских людей, а как приходу почаяти воинским людем, и им, и тем детем боярским и казаком, всем быти с воеводами в полку для приходу воинских людей, а пришед из походу быти по домом; а у которых детей боярских и у казаков, лошади будут худы, или которые дети боярские и казаки на сторожи на срок на перемену не поспеют, а товарыщи их в те поры лишние дни на сторожах перестоят, и о том над ними чинити по прежнему государеву указу; а указ государев о том писан в — главе.
И по тому приговору в 85 году Донковским месячным сторожем конным казаком Богдашку Черницыну с товарыщи 117 человекам государева денежного жалованья дано в их оклады 118 рублев по рублю человеку, а Богдашку Черницыну за волокиту и за проест дан лишней рубль; а досталь им денежного жалованья додати в их оклады в 86 году, а Епифанским, и Дедиловским, и Кропивенским и иных украиных городов от польские украины казаком месячным сторожем дати государево денежное жалованье в их оклады потому ж, как и Донковским казаком месячным сторожем. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 828 | Наверх ##
2 декабря 2015 12:26 Подвиг Козьмы Крючкова
Козьма Фирсович отличился 30 июля 1914 г. (12.08 - по новому стилю) в одном из первых боевых столкновений с немцами на границе, в Восточной Пруссии, недалеко от польского городка Кальвария. Казачий сторожевой дозор из троих рядовых во главе с приказным Крючковым, обнаружив отряд немецких кавалеристов из 27 человек и начав его преследование, при маневрировании неожиданно наткнулся «лоб в лоб» на этот разъезд немецких драгун. Козьма Фирсович в бою был окружен немцами и отбивался винтовкой и шашкой, а после, вырвав из рук немецкого драгуна пику, заставив ею разорвать кольцо окружения, сумел уйти из рук неприятеля, оставив на поле боя 11 трупов противника, в том числе и, убитого им, командира немецкого отряда. Так, в бою, согласно официальным отчетам и наградным документам, Крючков лично зарубил и заколол пикой 11 человек, получил 16 колотых ран сам и 11 ран досталось его лошади «Костяк» бурой масти, товарищи тоже не подкачали — в общем, к исходу схватки были убиты и тяжело ранены двадцать четыре немецких кавалериста из 27 (из них 19 из 22 - непосредственно во время кавалерийского боя, согласно официального наградного приказа). Казаки встретили разведку врага и не только не отступили перед семикратным превосходством противника, но и атаковали германцев, уничтожив практически весь немецкий отряд и не потеряв ни одного человека (два казака из шестерых, входивших в дозор Крючкова, в бою не участвовали, так как ранее были отправлены им с донесениями об обнаруженном противнике в полк). А признали Крючкова храбрейшим его же односумы: В.Астахов, М.Иванкин и И.Щегольков, что прикрывая друг друга, хрипя в смертельной схватке, кромсали врага по дедовским заветам. Кстати, все казаки за этот бой были награждены, все стали Георгиевскими кавалерами. И, разумеется, все заслуженно. Сам Козьма Крючков тот бой описывал следующим образом: "Часов в десять утра направились мы от города Кальварии к имению Александрово. Нас было четверо - я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек, в числе их офицер и унтер-офицер. Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек. Увертываясь от нападения, нам пришлось разъединиться. Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Лошадь у меня подвижная, послушная. Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать. Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течет, но сознаю, что раны неважныя. За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложится пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею по одиночке уложил остальных. В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали двадцать четыре трупа, да несколько не раненных лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили легкие раны, я тоже получил шестнадцать ран, но все пустых, так - уколы в спину, в шею, в руки. Лошадка моя тоже получила одиннадцать ран, однако я на ней проехал потом назад шесть верст. Первого августа (14.08 – по новому стилю) в Белую Олиту прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом." За этот подвиг Козьма Фирсович Крючков первым из всех рядовых Русской армия в 1914 году был награжден Георгиевским крестом 4-й степени (№ 5501, приказом №37 от 11.08.1914, 24.08 – по новому стилю). А наградил его «солдатским Георгием» в госпитале не кто-нибудь, а сам командующий армией генерал-адъютант Ренненкампф, талантливый кавалерийский командир, проявивший себя еще в 1900 году в Маньчжурии, и прекрасно знавший толк в кавалерийской рубке. В общем, дальше можно было и не воевать. На этом известная часть биографии Козьмы Крючкова кончается. Историки и романисты в один голос приговаривают его, словно гвоздем прибивают: “спился”, несколько раз его хоронили, сдавали в плен и т.д. А подлинный живой Козьма Фирсович не спился, славой не зажрался, а, отлежав в больнице 5 дней, покрасовавшись в отпуске в своей станице и хуторе, погулявши в обеих столицах, вдоволь наснимавшись у фотографов и даже в кинохронике, вернулся в свой 3-й Ермака Тимофеева Донской казачий полк воевать. Полк был переведен на Румынский фронт и оставался там до конца войны. Боев хватало. Полк воевал отлично, и многим его успехам способствовал К.Ф.Крючков, поскольку оказался командиром толковым, хладнокровным и расчетливым, а храбрости ему было не занимать. По сообщению П.Н.Краснова, за боевые заслуги и как отлично зарекомендовавший себя командир, получил под начало сотню. Дрался Кузьма Фирсович лихо, как говорится “в первом сступе” лицом к лицу с супостатом, потому бывал и ранен, и не единожды. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 828 | Наверх ##
2 декабря 2015 12:26 Из истории Казачьей Слободы в г. Чернь (Тульская губерния)
В книге И.Беляева "О сторожевой, станичной и полевой службе на польской Украине Московского государства" есть такая запись: "В украинских или пограничных городах... учредился особый класс служилых воинских людей, известных под именем городовых казаков еще с 1444 г., которые обязывались быть на службе, ездить в степи, смотреть за движениями татар перехватывать языков, доставлять вести воеводам... " В эту службу набирались вольные люди из всех сословий. "... Городовые казаки (не смешивать с Донскими и другими понизовскими казаками В. К.) учреждены правительством и находились в полной от него зависимости.. . При Иване Васильевиче 4-м они поступили в ведение Стрелецкого приказа и наравне со стрельцами составляли особый разряд войск, противоположный дворянам и детям боярским..." В этой же книге есть такое разъяснение, что стрельцы собственно были "городовые воины", казаки же поочередно отправлялись в степь для разъездов и для стражи по сторожевым притонам, скрытым степным караулам. Автор пишет, что "правительство видимо привлекало лучших на эту важную службу...". В 1594 году царь ФедорИванович издал даже указ о жалованье на убытки на сторожевой службе: "Станичникам и вожам (провожатый, указывающий путь в степи) за службу и за изрон, и за полон давати государево жалованье за конь по 4 рубли, а за мерин по 3 рубли, а которого станичника и вожа на поле в станице убьют, и за его службу, и за убийство, и за изрон давати государево жалованье женам и детям их по 4 рубли+". Сохранились и исторические документы о службе чернских казаков. Калужские воеводы Федор Куракин и Федор Волконский в отписке государю 12 декабря 1633 года сообщали, что "мы, декабря 19 ден послали на кабак дворянина, да с ним 2-х человек Чернских казаков, чтобы дворяне и дети боярские и всякие служилые люди на кабаке твоего государева денежного жалованья и служилые своей рухляди и платья не пропивали и кабацкие откупщики дворянина на кабак для бережения служилых людей не пустили, его (дворянина) и казаков с кабака сбили..." Есть и помета царская: "...На кабак ратных людей пускати не велеть, откупщикам... (служилым) пити не давати,... (казаков) не сбивати..." В следующем 1634 году эти же калужские воеводы сообщали царю: "...Февраля, во 2-ой день, в первом часу дня я (Ф. Волконский) посылал белевских кормовых казаков и тульских черкас, и днепровских, и дедиловскнх, и чернских казаков 200 человек.. . Был бой... побивали литовских людей от села Сухиничи...". Здесь же есть вторая помета царя: "отписать с похвалой". Почти в тех же походах, в которых были и наши стрельцы, мы встречаем и чернских казаков: и "в провожании турского посла, и в Ногайской войне. Пятьдесят чернских казаков участвуют в 1632 году с воеводами А.В. Измайловым и М. Б.Шеиным в войне с ногайскими татарами в литовской земле, сто человек из Чернского гарнизона в 1634 году бьются с врагами под Смоленском. Смоленск, Калуга. Можайск, Белгород, Новосиль, Мценск, крымские улусы, реки: 3уша, Дон, Любовша, Ока - вот те исторические места, где мы встречаемся с конными воинами из нашей Казачьей Слободы. Собственно Казачья Слобода начиналась от реки, вдоль Посольской дороги, и до современного энергоучастка. Здесь, как идти кверху от мосточка, по правой стороне были выстроены две деревянные небольшие церквушки. Обе они впоследствии были перенесены после пожаров в город Чернь. При каждой церкви - древние захоронения (могильники). Петр Семенович Степанов рассказывает, что на своем огороде он находил осколки дорогой битой посуды, заржавевшее оружие (кинжалы, наконечники копий). Дорога сначала шла по деревне, затем сворачивала на Пески, шла по Удеревке и далее через имение Раевских (теперь Красная Нива), мимо часовни Сухотина (Б-Скуратовская средняя школа) и выходила на большак у села Гуньково. Но с 1846 г. Посольскую дорогу защебенили, она повернула направо, около кладбища, прошла через Хутор, и в конце Слободы ее (нынешняя "Сельхозтехника") перегородили шлагбаумом, поставили часовых, проверяли подорожные. Здесь же стояла и каменная застава. Жил смотритель. По преданию старожилов, "Чугунный мост" через реку Чернь был выстроен только к 1891 году, так что езда до этого шла через Казачью Слободу. Это в какой-то степени после ратной службы определило профессиональный облик слободы. Если Стрелецкое это возчики хлеба и всяческих товаров, то Казачье селение - это Ям ская Слобода, государевы извозчики по Чернскому уезду до Мценска, Сергиевского, Корсакова, Новосиля. Дагаевы - Балаши, Шацкие - Грубовы, Дагаевы - Булочники, - самые лихие, бойкие извозчики, возили и почту по уезду, и пассажиров на все станции. Эти потомственные извозчики несли свою ямскую службу вплоть до организации первого колхоза. Признаки города в Казачьем ощущаются и в поземельном пользовании. Поле от старой грунтовой дороги на Рыльково, что у колодца (домик Демина) и дальше к "Сельхозтехнике", именуется Студеное. Все Студеное и принадлежало причту Покровской церкви. За Удеревкой, к Казацкому лесу, это земли Никольской церкви. А от озера лес и земли до имения Щегорина (современная Красная Нива) шли угодья Соборного причта. И если наш современник попробует сейчас поискать надельную крестьянскую землю в Казачьей Слободе, то без помощи М. И. Шибаева (старейшего землеустроителя) не найдет. Эта земля была в Федулове. Здесь же, в Казачьем, слобожане пользовались огородами до реки, им принадлежал Казачий бугор (Пески), половина луга в Рыльково, Щавельник, Стрикуляж, Залужье - вот те сенокосные угодья, убиравшиеся крестьянским обществом. Если в Стрелецком о жилье вольных, беглых напоминал современный лес Лабатынка, то в Казачьем был свой притон беглых по имени Стрикуляж. Стри - первая часть слова - от Стрекала, кто стреканул, бежал. А вторая куляж (по народному выражению) чертенок (бес), водяной, что в целом означает бежавший бес, или пристанище бежавших бесов. Но слово бес в русском языке означало не только нечистую силу, сатану, а употреблялось и для выражения восхищения к ловкому, изворотливому человеку. Этими качествами как раз и обладали все вольные казаки. Их притоном (Тихой пристанью), по нашему убежищем, и был, очевидно, Стрикуляж. А атаманом же их ватаги был уже не Кудеяр, а Балаш. Семья Дагаевых в Казачьем имела и второе прозвищное имя - Балаш. Ясно, что возникло оно не случайно. Да и сама фамилия Дагаев имеет интересное происхождение. По предположению краеведов, "да" - фонетическая приставка (от "до"), Гай - это лес. Отсюда выражение в казачьем селении: "Был у Дагая", что означает, был у живущего в лесу. Но фамилий в Казачьем гораздо больше, чем в Стрелецком, и они по содержанию разнообразнее.
О казаках в г. Чернь Тульской губернии
Казачьи притоны в Черни существовали очень давно. Наши современные фамилии Кудеяров, Прокудин, Козяевский, Шаталов, Шишков, Шишкин, Балашов; прозвище – Балаш, Сибиряк – это исторические имена атаманов вольных казачьих притонов на Чернской земле в прошлом. Жили небольшими острожками по глухим лесам. Современный казацкий лес, место отдыха молодежи и народных празднеств, по преданию старожилов, был убежищем вольных казаков. Исстари казачьи острожки располагались у реки Чернь, на правой стороне, вдоль современной дороги по Казачьей слободе к лесу.
Анна Семеновна Мызникова рассказывает, что от стариков ей известно: «В Казачьей Слободе было две церкви».Литва приходила на наши земли до 1494 года и после. Если верить народным преданиям, то казачьи починки (селения вольных) по реке Чернь существовали еще с древнейших времен в удельном Новосильском княжестве, когда и оно (Новосильское княжество) входило в состав Литовских земель. Казачьи острожки – и вдруг две церкви. Откуда они здесь? Не связано ли древнее казачье поселение вольных на правом берегу реки Чернь с возникновением и города Чернь?
В книге А.А.Новосельского «Борьба Московского государства с татарами в XVII веке» приводится грамота (письмо) крымского хана Девлет-Гирея от 1502 года польскому королю Сигизмунду-Августу. В этом письме «Девлет-Гирей говорит о большом полоне и разорении, называет несколько городов (Мценск, Одоев, Новосиль, Белев и Чернь), подвергшихся войне…». И что ему (Девлет-Гирею) от этого разорения (похода) «никакого прибытку нет». Ясно, что Девлет-Гирей требовал у короля Сигизмунда уплаты «поминок» (посулов и обещаний) за разорение Руси, города Черни и других крепостей Московского княжества. Это было еще в 1562 году, а нам известно, что город Чернь возник в 1571 году и расположен на левом берегу реки Чернь.
В книге же И.Беляева «О сторожевой, станичной, и полевой службе на польской Украине Московского государства до царя Алексея Михайловича» (И.Москва 1846 г.) автор пишет, что при царе Иване Васильевиче лет за 15 до 1571 года существовала уже длинная цепь укрепленных городов по всей степной Украине» (пограничной полосе)…
На карте стоит и Чернь с пометкой «города и сторожи за 15 лет до 1571 года». Следовательно, книга и дата доказывают, что Чернь как укрепленный пункт на юге Московского государства, существовала еще в 1556 году.
Возможно, в исследованиях краеведов будут найдены и еще более ранние даты нашего города, ибо Чернь входила в состав Новосильского княжества, а Новосильское княжество упоминается в летописи с 1155 года.
Пора, однако, разобраться в датах, опубликованных в разных пособиях, документах, словарях, очерках.
В 1562 году Девлет-Гирей в письме Сигизмунду-Августу сообщает, что он разгромил город Чернь. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона определено, что город Чернь существует с 1571 года. В книге «Край наш Тульский» авторов В.В.Пенькова и С.М.Стекунова вновь повторяется дата образования города в 1571 году, а А.Г.Зеленецкий в очерке «Чернь» 1850 года («Тульские губернские ведомости» - В.К.) установил новую дату образования города – 1578. При внимательном чтении каждый грамотный человек, прежде всего, поймет, что все даты стоят на своем месте, путаницы никакой нет, каждая дата отражает по-своему исторический момент в жизни нашего города и края. Следовательно, ни одну дату отвергать нельзя.
Разгадку, пожалуй, дает книга «Россия» (Полное географическое описание нашего отечества т.4) под редакцией П.П. и В.П. Семеновых-Тян-Шанских. В этой книге говорится, что город Чернь находится в 5 верстах от станции Чернь – (мы же теперь насчитываем 10 км). Вряд ли географ-ученый в данном случае ошибался. С.Тян-Шанский, очевидно, считал по известным ему документам, что город Чернь первоначально со всеми посадскими дворами располагался на правом берегу реки Чернь, где сейчас располагается Казацкая Слобода. Об этом говорят сейчас и наши старожилы. Но есть еще одно предположение исследователей краеведов, что «Старая Чернь» была частновладельческим городом.
Историк С. М. Соловьев пишет, что города Одоев и Новосиль и укрепленные пункты в них принадлежали князю Михаилу Ивановичу Воротынскому, этому полководцу своего времени, нанесшему малыми силами в 1572 году под Лопасней смертельный удар Девлет-Гирею и тем самым спасшему Русь от нового порабощения. Коли предположить, что Чернь в то время рассматривалась как одно целое с Новосильским княжеством (а это так и было), то естественно, что и все укрепления в Черни тоже принадлежали Князю М. И. Воротынскому.
Но на князя М. И. Воротынского Иван Грозный наложил опалу, и все города у него что до 1634 года «Стольник князь Иван Лыков владел на посаде в Черни 24 дворами своих крестьян, которые вели здесь торговые операции...»
Таким образом, в Черни были и владетели, которые могли иметь и собственные острожки, и своих казаков для защиты уделов от кочевников.
Все это хорошо, но при чем же здесь 1571 год. Да ведь сейчас Чернь на левом берегу, а не на правом?
Все это вызывает недоуменные вопросы. Чтобы ответить на них, вновь придется обратиться к переписке известных нам Девлет-Гирея и короля польского Снгизмунда-Августа.
В 1571 году «Сигизмунд-Август, - читаем мы в книге Л. Новосельского, - упрекал Девлет-Гнрея, что в течение 3-х лет он (Девлет-Гирей) не причинил князю Московскому никакой шкоты», «в земле Московской замку ни одного не взял и ему (королю) не отдал», а требует уплаты поминок...» (посулов).
И верный польскому союзу заклятый враг Руси. Девлет-Гирей в 1571 г. «вторгся в самый центр России и сжег Москву". Опустошению подверглись и все южные крепости. «Небо омрачилось дымом — писал историк П. М. Карамзин о сожжении Москвы — поднялся вихрь, и через несколько минут огненное бурное море разлилось из конца в конец города ужасным шумом и ревом...»
Крымский хан угнал несколько тысяч пленных и начисто раз грабил огромные области к югу и к югу-востоку от Москвы. Не избежала этой жестокой участи опустошении и наша Чернь (селение Казачье тож). Это было время, когда Девлет-Гирей строил планы восстановления татарского ига на Руси, ослабевшей в Ливонскую войну в битве за Балтийское побережье. Борьба была жестокой и смертельной. Вот почему предания старожилов о пожоге города, церквей посада краеведы считают достоверными. Отстраивать же новую крепость и город на низменной пойменной части луга у реки Чернь было стратегически нецелесообразно, в оборонном отношении гибельно. И город Чернь возник в 1571 году на высоком левом берегу реки Чернь, исключительно удобном месте для обороны, как совершенно новый город, перенесенный с правого берега на левый.
М. Н. Тихомиров в своей книге «Россия в 16 столетии» упоминает имя исследователя Московской Руси Платонова, который считал... «Крапивну, Одооев, Новосиль, Мценск, Чернь «Новыми городами». Это значит, что они выстроены только на новом месте.
Временем основания нового города и надо считать 1571 год. В это время И. Грозным был утвержден «Устав сторожевой службы», и Чернь как крепость и укрепленный район вошла в состав украинских городов передней линии крепостей Московского государства «Глядевших прямо в степь».
После же 1571 г. на правой стороне реки Чернь осталась только государева Казачья Слобода, несшая «с береженьем усторожливо» службу, оберегая русское государство от дикого поля.
В.Крылов Газета "Заря" 13.03.1971г. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 828 | Наверх ##
2 декабря 2015 12:27 Лебедянские казаки
В истории российского казачества лебедянских казаков считают первопроходцами батюшки-Дона. В незапамятные времена в Лебедянском Подонье создавалась мощная стратегическая база, оттуда началось интенсивное освоение не только бассейна Дона, но и всего «дикого поля». Еще в середине XIV века на Тяпкиной горе рязанские князья поставили на крутом берегу Дона сторожевой пункт для постоянного контроля за продвижением на север крымских и нагайских татар.
Окрестности сторожи были богаты плодородными землями с густыми лесами и сенными угодьями. В лесах водилось огромное количество, птиц и зверей. Дон и его притоки изобиловали рыбой. Повсюду гнездились бесчисленные стаи диких лебедей. Особенно: их много было на неширокой, но полноводной речке с поэтическим названием Лебедянь. Источники настойчиво убеждают нас, что древнее поселение на Тяпкиной горе, где была сооружена рязанская слобода, носило то же самое имя. В те далекие и грозные годы Лебедянское Подонье было заселено слабо, хотя в X-XI веках здесь были цветущие поселения. Их полностью разрушили татары. Однако кочевники не давали зарастать травой старинным дорогам. По ним они спешили в Московию за богатой добычей. Этим же путем устремлялись и отважные торговцы. Но и тех, и других, устраивая засады и ловушки, поджидали отъявленные головорезы, издавна оккупировавшие Подонье. Находили здесь приют и беглецы с северных территорий. Они уживались с «гулящими людьми» группировок Тяпки и Тараса, Кунама и Руса, Анны и Волдыря, Наяна и Кудеяра. Постепенно число людей множилось и «дикое поле» обживалось. Главным слоем складывающегося постоянного населения становилось казачество. Известно, что на Руси казаками называли батраков, наемных работников. Со временем это слово утратило свое первоначальное значение и стало означать особую социальную группу населения России. На Дону это были и люди, прибежавшие из центральных областей из-за растущей эксплуатации, и преступные элементы, и крестьяне, покинувшие свои родные края в поисках лучшей жизни. Как правило, за свободной долей в неизведанные края шли они, хорошо вооружившись, в постоянной готовности отстоять свою независимость. Новосельцы чем-то, напоминали военизированные отряды, находящиеся в постоянной боевой готовности. У них были опытные, смелые предводители-атаманы и их помощники. Если кочевники, направляясь в сторону Московского или Рязанского княжества, попадали на Лебедянщину, то казаки, защищаясь от них, естественно, охраняли южные русские границы. Как утверждает - ученый-краевед А.Ф. Мартынов, до объединения русских земель в единое централизованное государство постоянную охрану южнорусских границ несли Рязанские казаки. Найденное историками первое упоминание о рязанских казаках относится к 1444 году. «Вероятно, - пишут А.Ф. Мартынов и В.М. Жданов в своей книге «Из прошлого Липецкого края, - они и были прообразом всех вообще казаков Российского государства в последующий период». Из этих бездомных людей, своеобразных средневековых бомжей, государственные деятели формировали иногда военные отряды. В районах Лебедянского Подонья им поручалось денно и нощно нести сторожевую службу. Их жаловали оружием, съестными припасами, иногда деньгами и землей в любых количествах. Таким образом, казаки не только боролись с кочевниками, но и активно занимались сельским хозяйством, по возможности ремеслом и. торговлей. Однако казацкое население на Дону считалось пока людьми второго сорта. Это очевидно из наказов Великого Московского князя Ивана IV рязанской княгине Агриппине (1502 г.). В различные периоды истории средневековья приют на Лебедянщине находили беглые помещичьи и монастырские крестьяне, холопы, «детеныши», старожильцы и новоприходцы. Массовое бегство приносило первоначально огромный ущерб их владельцам и казне. Попытки их отыскать и возвратить в большинстве случаев оказывались безуспешными. Дон для новичков стал их домом и водной дорогой. По ней лебедянские казаки отправлялись в далекие рискованные военные экспедиции. Покой татарским поселениям стал только сниться. Известны факты, когда казаки на больших лодках спускались к азовским колониям турок на русской земле и возвращались домой с солидной добычей. Такое дело было по душе Ивану IV, и когда однажды московские бояре вздумали учинить сыск пропавшим холопам, царь воспротивился. Более того, Иван Грозный пошел по пути дальнейшего развития станичной и сторожевой службы на основе казачества. Повелел обеспечивать казаков провиантом, порохом, свинцом, жаловать другими милостями. Однако в годы опричнины, в связи с дальнейшим ростом числа побегов, попыткой скрыться на Дону некоторых из его противников, устраивался «сыск» в Подонье. Кое-кого из непослушных феодалов отлавливали и отправляли в застенок Малюты Скуратова. Есть сведения, что и сам Малюта побывал в Подонье. В казачестве почти сразу началось деление на «лучших» и «меньших». Уже царская грамота 1584 года распределяет их на «домовитых» донских казаков - «низовых», и «верховых», оставшихся в верховье Дона, и голытьбу. В их станах скоро сложился обычай не выдавать беглых. Сформировалось и свое войсковое самоуправление. Под Лебедянью у казаков складывались свои традиции, песни, предания. Одним из таковых обрядов, несколько напоминающим колдовство, был обряд пения лихой казацкой песни над умирающим товарищем, раненным в бою с противником. Казацкие порядки, казалось, навсегда вошли в жизнь Лебедянского уезда. Еще несколько десятилетий назад, на памяти автора этих строк, молодые люди лихо гарцевали на конях, отращивали кудрявые чубы и гордились ими. В большой моде у мужчин и женщин была донская красивая одежда. В большом почете сохранялись и вековые свадебные традиции, мужские и женские посиделки, «блины», всевозможные вечеринки и многое другое. В наши дни от них остались одни воспоминания. Впрочем, иногда кое-где в нашу мрачную жизнь врываются звуки казацкой рояльной гармошки, рассказывают смачные казацкие анекдоты. Конечно, молодежь не знает своей истории. Ей не известно, что в стародавние времена их мужественные предки вели постоянную борьбу за существование.
В середине XVI века уже существовал казацкий город Лебедянь, ставший уездным центром с 1613 г. Он брал местное население под свою защиту, порой ему приходилось наводить порядок в социальных вопросах. Тем более, что крестьянские выступления Хлопко Косолапа и Ивана Болотникова нашли явную поддержку у голытьбы. Начало XVII века стало для Лебедянщины бурным временем. По утверждению историков земли по Верхнему Дону стали излюбленным местом сосредоточения беглых крестьян и холопов. В документах того времени часто упоминаются донские казаки, служившие в Лебедяни. Казачество тогда привлекалось на государеву службу в качестве «приборных людей» - служилых атаманов, стрельцов, пушкарей, ездоков и прочих. Из них первоначально состоял гарнизон «польного» города Лебедянь, В Лебедянском уезде существовало немало хорошо сложившихся казацких поселений. К примеру, в слободе Волотова Могила в 1627 - 1628 гг. насчитывалось «дворов духовных три, дворов казацких 50», Ольховская слобода тоже в 50 казачьих дворов с семьями в 25-30 человек. Слободы имелись в Больших Избищах, Троекурове, Вязове и других пунктах. В первый год своего царствования Михаил Романов определил лебедянским казакам конкретную задачу - «зорко смотреть на ногайскую сторону». В этом была острая необходимость. Так, в лето, когда депутация «лучших людей» края, включая домовитых казаков, уехала на Земский Собор избирать царя, 24 мая 1613 года отряд татар численностью более 300 всадников перешел Красивую Мечу и осадил крепость. Убедившись, что Лебедянь не взять, грабители двинулись на Данков, попутно разоряя селения, Лебедянцы помогли данковскому голове Путиле Быкову рассеять неприятеля. Пленников освободили. Но 10 августа казацкие отряды лебедянцев отбивали нападение уже 400 конных нагайцев. Операция прошла успешно. Лебедянь славилась и богатела. Для отведения земли простым казакам и их руководителям царь Михаил прислал из столицы специалистов. Измерял и описывал Лебедянские земли в 1625 году Леонтии Погожев из Москвы и подьячий Кирилл Семенов, Так они закрепили «за... Борисом Перовым жребий под Романцовым лесом и того жребия 77 четвертей. Да в деревне Озерки. Возгревая, Митинское поместье Будаево и те земли в Бруслановском стану 65 четвертей...». Романовы постоянно заботились о лебедянцах. Недаром Алексей Михайювич распорядился: «И тем крестьянам, которые в том поле учнут жити («Диком поле» - И.В.), пашни пахать и сено косить и быть во всяком бережении».
Большинство казаков Лебедянщины, не жалея «живота своего», честно служили царю и Отечеству. Но находились и изменники. Был случай в 1618 году, когда недовольные части, особенно из числа голутвенных, влились в грабительское войско гетмана П. Канашевича-Сагайдачного и помогли ему разрушить родной город. Презренным трусом оказался и воевода Семен Леонтьев. Прослышав о приближении врага и готовящейся измене, он предательски скрылся в Добровских лесах, Однако с помощью казаков-патриотов Лебедянь снова была отстроена в 1627 году. Им стал дубовый острог с пятью башнями, погребами для военных припасов, провизии. Там же соорудили съезжую и воеводскую избы, тюрьму и деревянную церковь Рождества Богородицы, сгоревшую во время пожара 1667 года. Кроме малого острога, с запада на север протянулся 400-метровшй большой острог. Перед ним выкопали ров. У городских стен расположились посады с мастеровыми и торговыми людьми. Вне города по слободам в зависимости от воинской принадлежности разместились казаки и другие служилые люди. Их было 1500 человек. Начиная с этого времени и до конца XVIII века Лебедянский уезд был чрезвычайно велик. В него входила едва ли не половина Липецкой области. На юго-востоке его земли уходили далеко за Липецк и Грязи, а на западе простирались до самого Ефремова. Вся эта огромная территория была перерезана татарскими, дорогами. Главной дорогой считался Муравский шлях, шедший из глубины Причерноморских степей через Быструю Сосну и выходящий на Красивую Мечу по направлению на Москву. К нему примыкал Изюмский шлях... Золотая Орда по этим дорогам направляла свою агрессию на Русь. В 1636 году правительство посчитало нужным укрепить Лебедянских казаков новыми кадрами. Лебедянцы долгие годы несли охрану Мещерской стороны на Тамбовщине. Казаки не только охраняли границы Руси на юге, но и частенько сами отправлялись в рискованные походы к Азовскому морю. Краевед В. Елисеев нашел интересный материал о том, как казаки из Данкова и Лебедяни влились в отряд атамана Кондырева и 3 мая 1646 года отплыли в низовья Дона, Всего на семидесяти стругах плыло 3037 человек. При выходе в Азовское море стругов оказалось только 37. Остальные отказались участвовать в походе или в пути утонули. Тем не менее, казаки Подонья оказались у берегов Крыма, хотя еще пять стругов разбились о крымские подводные скалы, а «вольные охочие люди» разбежались во все стороны. Так неудачно закончилось то предприятие. В старинных документах есть сведения об участии казаков Подонья во взятии Азова в 1640 году. К сожалению, крепость пришлось отдать назад. Россия еще не была готова к войне с Турцией. Видимо, не случайно атаман Дементий Гаврилов сообщал в Москву: «Азов держать нечем; все с наготы и голода разбрелись... и только нынешнего лета пришли к нам две будары с запасом князя Олексеева вотчины Ивана Воротынского из Лебедяни». Весной 1641 года лебедянские казаки доставили в Азов еще два струга с провизией. Но они изменить дело не могли. Лебедянские крепости с казацкими гарнизонами начинались от устья Матыры и тянулись по реке Воронеж до устья реки Двуречки. Сильнейшими крепостями Лебедянского участка были Добрый и Сокольский. Военизированные строительства различных сооружений опять усилили приток населения как добровольными, так и принудительными способами. Вокруг новых крепостей появились новые слободы. Казаки селились также на необжитых землях далеко к югу от защитного вала. Хозяйственный прогресс России и развитие торговли оказали существенное влияние и на Подонье. Лебедянские казаки принимали деятельное участие в формировании российского рынка свободной торговли. Население всех донских районов имело тесные связи. Этому способствовала широкая водная дорога. Однако торговцы центра видели в казаках опасных конкурентов, так как их продукция была много дешевле. Они «науськивали» на них царей. Казакам, еще во времена Бориса, сообщается в «Материалах для истории войска Донского», категорически запрещалось приезжать с товарами в Москву и даже к родственникам в «украинные города». Повсюду им было заказано покупать и продавать. Торговцев из Подонья арестовывали, сажали в яму, многих вешали. Михаил Романов счел такие притеснения опасными и в 1615 году позволил казакам повсюду свободный проезд и беспошлинную торговлю. Лебедянские купцы и казацкие торговцы плавали по Дону беспрепятственно, Донская торговля охватывала жителей всех городов, «из-под которых реки пали в Дон». Торговые люди вывозили с Дона хлеб, красную рыбу - свежую, соленую, вяленую, кожи -зубровые, лосиные, козлиные, шкуры выдр, бобров. В 1669-1671 годах в связи с разбойным движением голытьбы под предводительством Стеньки Разина донская торговля была приостановлена. Как только «гулящие люди» успокоились, ее возобновили. Развитие торговли способствовало процветанию казачества и других слоев народа. К сожалению, в многотрудной истории Лебедянского казачества есть и неприглядные страницы, Особенно это касается голутвенной его части. Часть голытьбы ратному и мирному труду предпочла разбой, И шайки любителей легкой жизни стали ходить «без опасения днем и ночью большим многолюдством». К ним примыкали и столичные головорезы. 28 мая: 1659 года воевода Лебедяни Ергольский получил царскую грамоту, где сообщалось о разбойниках, бежавших в сторону Лебедяни, Ельца. Задонска. Предписывалось «проведать точно и тайно всякими мерами о нахождении беглых». «Да кто из Лебедяни пойманы будут, тех заковать в кандалы и переслать в Москву и колодников объявить в Стрелецком приказе боярину нашему, князю Ивану Борисовичу со товарищи» Обострение различных противоречий, голодные и неурожайные годы, эпидемии ухудшили положение на Лебедянщине. Это была одна из причин того, что казацкая голытьба в 1666 году примкнула к сыну «вольного Дона» сообщнику Разина разбойному атаману Василию Усу. «Растребушив» села уезда, они собрались в поход «за зипунами», но под Ельцом их рассеяли правительств венные войска. Участвовали лебедянцы и в разинском походе в 1667 - 1671 годах. А к концу XVII века лебедянское казачество постепенно перерождалось. Из него выделялись различные социальные категории населения. Но это никак не умаляет роли казаков Лебедянского Подонья в истории нашего Отечества Долгое время эта страница прошлого искусственно замалчивалась. И то, что я написал в этом материале, - это начало исследования темы. Раскрыть ее предстоит всем краеведам. Задача не из легких, но решать ее надо,
И. Ветловский, краевед. Лебедянские вести. Февраль 1993 г. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | Лайк (1) |
Mikhail_81 Новичок
Харьков Сообщений: 4 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5 | Наверх ##
6 января 2016 17:07 Бочкарев Иван – 16 ОКП, ГК 4 ст. № 77554 - подскажите, пожалуйста, что означает номер? номер приказа? Есть ли в интернете архивы по которым можно уточнить за что дали ордене и более точные сведения о награжденном? Спасибо --- Ищу сведения о семьях
1. Бочаровых Калуцких, Новая Слободка, Гремячка, Курская область
2. Мельниковых Бочкаревых, ст. Березинская, г. Пласт, Кочкарь Челябинская обл | | |
|