Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Отдельные вопросы по разделу "Казачество"

✔️ Диалоговая тема для обсуждений.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 92 93 94 95 96 * 97 98 99 100 ... 151 152 153 154 155 156 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Michelle

Сообщений: 497
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 116
Казачество в царской России - справочный материал

Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли "казацкий хлеб”.

Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем - постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI-XVII вв.

Идеалы изначального казачества. Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно "казак" по-татарски значит "вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной "засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на "ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: "Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств - норма поведения казаков в XVI-XVII вв.
читать дальше >>>

Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Кубанские казаки - Часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб - город Екатеринодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола, которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. История Кубанского казачества.

Донские казаки - Самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско - первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. История. Великое войско Донское

Хопёрские казаки - Хоперские казаки - особый вид казаков, которые относились к Хоперскому войску. Они жили в бассейне реки Хопер, расположенной на территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным со стародавних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще в античные времена. - История возникновения

Запорожские казаки - для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Чуркасами.
Первоначальная история 3. Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы", а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в.
Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3. Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. История запорожского казачества
Раздел на форуме - Украина казацкая

Хлыновские (вятские) казаки - Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления.
На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.]
...Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода [ушкуйники], казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1439 г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми (мещерскими) казаками, служили местом сбыта добычи. Вятка - родина казачества

Мещерские казаки - Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры.
Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет.
Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам.
Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Начало казачьей вольницы в Мещере

Северские казаки - Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли.
Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.
В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.
В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.
В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.
Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.о казаках северских

Волгское (волжское) войско - Военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II. Волжское казачье войско

Сибирское войско - Четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири, Войсковой праздник, войсковой круг - 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца. Официальный сайт Казаки Сибири

Яицкое войско (Уральские казаки) - Группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал. Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск. Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане и буддисты. Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св. Архангела Михаила. Уральское казачество

Астраханское войско - В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году.
Евграф Савельев - Астраханское казачье войско (читать онлайн)

Автор текста - terra incognita
Лайк (1)
Виктор Зайцев

Виктор Зайцев

Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей
Сообщений: 597
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 828
«Израилевский» конный полк в Кричеве (Могилевская губерния)

---
Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом)
-NestoR-
Участник

Алтайский край
Сообщений: 63
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 21
Помогите, пожалуйста, разобраться с сословной принадлежностью моего прапрадеда по фамилии Глушич, который в начале 20 века переселился из Полтавской губернии в Томскую. В части переселенческих документов, изготовленных органами власти Полтавской губернии он упоминается как "казак хутора Бузова Хорольского уезда Полтавской губернии", впоследствии в Томской губернии уже как "крестьянин Полтавской губернии". Кроме того прапрадед уроженец хутора Глушичи, который в 1781 году упоминается как хутор выборного казака Белоцерковской сотни Миргоодского полка Глушича. Возможна ли такая миграция из одного сословия в другое, чем она регламентировалась, какие процедуры нужно было пройти для этого?
---
Алтайский край, Россоха, Шашко, Середа, Глушич, Лохань (переселенцы из Полтавской губернии), Тарские, Нечаевы, Серебренниковы, (казаки станицы Чарышской Бийской казачьей линии) Положеевы, Ба(о)рковы (старожилы Касмалинской волости Барнаульского уезда)
Kurasao

Kurasao

Ростов-на-Дону
Сообщений: 351
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 1192
В теме Примиусье была попытка разобрать эту ситуацию
https://forum.vgd.ru/14/58231/120.htm?
---
Фамилии в роду: Радько (село Васютинцы, Полтавской губ.), Чаус, Ковалев (станица Новониколаевская, ОВД, а теперь г. Новоазовск), Бакулин (Яновская вол., Донецкого округа, ОВД). Поиск в Миусском (Таганрогском) округе ОВД. Но и Ростов-на-Дону не забываем! Дневник: https://forum.vgd.ru/3841/
hsl

-NestoR- написал:
[q]
казак ... крестьянин... Возможна ли такая миграция из одного сословия в другое,чем она регламентировалась
[/q]
регламентировалась Законами о состояниях РИ . В частности в ст. 672 говорится о том , что состояние крестьянина приобреталось путем вступления в общество крестьян или припиской к крестьянской волости .
-NestoR- написал:
[q]
какие процедуры нужно было пройти для этого?
[/q]
в крестьянское общество вступить по законам РИ разрешалось только лицам из бывших податных сословий ( ст. 219 ). Значит Ваш прапрадед - казак сам уже к служивому сословию не относился , а был потомком таковых , сословие которым было сохранено ( даровано, как сказано в одном из Законов ) за прошлые заслуги .
Особых процедур при смене состояния не требовалось : на старом месте от общества получал Увольнительный приговор , а на новом месте Приемный приговор , если к старожилам подселялся. Все это пересылалось в Полтавскую казенную палату . Она сообщала в Томскую и они осуществляли его перечисление с одной губернии в другую с одновременным изменением его состояния ( сословия ) .


-NestoR-
Участник

Алтайский край
Сообщений: 63
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 21
Kurasao

Спасибо!

hsl

Очередной раз большое спасибо!
---
Алтайский край, Россоха, Шашко, Середа, Глушич, Лохань (переселенцы из Полтавской губернии), Тарские, Нечаевы, Серебренниковы, (казаки станицы Чарышской Бийской казачьей линии) Положеевы, Ба(о)рковы (старожилы Касмалинской волости Барнаульского уезда)
-NestoR-
Участник

Алтайский край
Сообщений: 63
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 21
hsl

Еще раз спасибо за направление поиска. Как я понял из свода законов о состояниях (ст.ст. 562, 671, 698-702) малороссийские казаки были отдельным податным сословием сельских обывателей. Раньше считал, что казаками в том числе и в конце 19 века могли считаться только "представители" казачьих войск, которые на правобережной Украине насколько я понял были расформированы в конце 18 века.

Здесь

http://orluvka.h16.ru/iw08maloros2.html

нашел сведения о том, что после расформирования Запорожского войска потомки казаков были выделены в отдельное сословие, обладавшее исключительным правом владения исконными казачьими землями (ст. ст. 698-702 Законов о состоянии) и не подлежащее "закрепощению".

"С расформированием десяти левобережных полков казаки Черниговщины и Полтавщины (более известные под общим наименованием «малороссийских» или, иначе, «городовых» или «реестровых») потеряли свою войсковую организацию. Тем не менее, «расказачивания» (в сословном смысле) в бывшей Гетманщине при этом не произошло, в отличие от других регионов Украины, в частности, Земли Войска Запорожского. Более того, в начале XIX века на территории Черниговской и Полтавской губерний было образовано специальное невойсковое казачье сословие. Согласно указу Правительствующего Сената, в него зачислялись только те, кто мог документально доказать или предъявить свидетелей, что до 1782 года его предки числились выборными казаками, то есть несли действительную военную службу. Кроме разъяснения по существу, Сенат дал и точную инструкцию, которой нужно было руководствоваться на будущее время при разрешении исков о возобновлении казачества. Согласно этой инструкции, «отыскивающий козачества» в первоначальной своей просьбе обязан объявить, что он происходит от предка, «служившаго козаком и состоявшего в реестре выборных козаков, или так называемом компуте, и таковым числился до самой ревизии 1782 года, но при оной, или в последующее затем время, в числе владельческих подданных написан для укрепления несправедливо, на что и должен представить при сей же просьбе достоверныя, ясныя и никакому сомнению неподверженныя письменныя доказательства, подкрепляемыя свидетелями, что он действительно происходит от таковых предков». При отсутствии документальных данных, проситель должен был представить свидетелей, которые могли бы показать под присягой, что проситель действительно казачьего рода; свидетелей нужно было представить не менее двенадцати человек, чтобы они были или дворяне, или казаки, купцы и мещане. Если при рассмотрении иска оказывалось, что проситель по ревизии 1782 г. числился ещё казаком и был закрепощён после этой ревизии, то поветовые суды должны были делать немедленно распоряжение об освобождении из крепостной зависимости, хотя бы со стороны владельца и был заявлен протест".

При таких обстоятельствах переход из одного податного сословия в другое стал более ясен.

---
Алтайский край, Россоха, Шашко, Середа, Глушич, Лохань (переселенцы из Полтавской губернии), Тарские, Нечаевы, Серебренниковы, (казаки станицы Чарышской Бийской казачьей линии) Положеевы, Ба(о)рковы (старожилы Касмалинской волости Барнаульского уезда)
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 5720
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10874
Столкнулась в МК с подпоручицей и полковницей. Это звания их мужей?Правильно понимаю? Если да, то почему только у них двух это уточнение может быть? В этой же МК еще несколько женщин чьи мужья были поручиками и подпоручиками. Это прихоть этих женщин или звание должны были прописывать? Подскажите?
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
Shopova

Москва
Сообщений: 409
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 1053
Lara

Могу только предположить, что звания эти они наследовали от мужей после их смерти.
---
Лырщиковы, Лукьяновы - с. Куймань Тамбовской губ.,
Сесины, Нечушкины - Шацк, с. Ново-Ямское Тамбовской губ.
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 5720
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10874
Shopova Василиса, я тоже так думала..Но!по тому же селу , правда позднее, было записано вдова поручика такого-то, такая-то. Здесь по-другому, поэтому и зацепилась за такое написание.
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
Leontiya

Leontiya

Частный специалист

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Сообщений: 8143
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 8613
Lara Священники записывали со слов, так что как они себя называли, так обычно и записывали. Совсем недавно в МК православного храма (Камышинский уезд, сейчас территория Волгоградской области) видела такую напыщенную запись о крещении сына польского дворянина и его супруги, явно из местных. Так там не только чин указан (какой -не помню), но и следовали слова: кавалер, потомственный дворянин, помещик села NN и совсем редкая для православных метрик приписка к имени и отчеству супруги - урожденная такая-то, т.е. её девичья фамилия
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 92 93 94 95 96 * 97 98 99 100 ... 151 152 153 154 155 156 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈