На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли "казацкий хлеб”.
Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем - постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI-XVII вв.
Идеалы изначального казачества. Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно "казак" по-татарски значит "вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной "засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на "ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: "Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств - норма поведения казаков в XVI-XVII вв. читать дальше >>>
Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.
Кубанские казаки - Часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб - город Екатеринодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола, которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. История Кубанского казачества.
Донские казаки - Самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско - первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. История. Великое войско Донское
Хопёрские казаки - Хоперские казаки - особый вид казаков, которые относились к Хоперскому войску. Они жили в бассейне реки Хопер, расположенной на территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным со стародавних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще в античные времена. - История возникновения
Запорожские казаки - для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Чуркасами. Первоначальная история 3. Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы", а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в. Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3. Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. История запорожского казачества Раздел на форуме - Украина казацкая
Хлыновские (вятские) казаки - Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления. На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.] ...Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода [ушкуйники], казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1439 г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми (мещерскими) казаками, служили местом сбыта добычи. Вятка - родина казачества
Мещерские казаки - Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры. Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет. Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам. Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Начало казачьей вольницы в Мещере
Северские казаки - Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв. В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу. В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества. В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией. В XVI веке считались представителями (древне)русской народности. Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.
После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.о казаках северских
Волгское (волжское) войско - Военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II. Волжское казачье войско
Сибирское войско - Четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири, Войсковой праздник, войсковой круг - 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца. Официальный сайт Казаки Сибири
Яицкое войско (Уральские казаки) - Группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал. Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск. Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане и буддисты. Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св. Архангела Михаила. Уральское казачество
Астраханское войско - В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году. Евграф Савельев - Астраханское казачье войско (читать онлайн)
Станичные ездоки Старого Оскола – сведенцы из данковских и дедиловских казаков (1615 год)
(Дозорная книга Старооскольского уезда)
(л. 10) Слобода станичных ездоков в большом остроге: Д. Гаврилка Онофреев сын Жилин Д. Клеменка Маликов сын Олексеев Д. Ивашка Григорьев сын Макаров Д. Ермолка Иванов сын Дехтерев Д. Ловер Дмитреев сын Мулаив Д. Павлик Федоров сын Турищев Д. Терешка Ондреев сын Подкопаев Д. Огейка (л. 10 об) Нестеров сын Лыков Д. Федка Остафьев сын Завьялов Д. Семенка Борисов Д. Ивашка Лукьянов сын Бакланов Д. Осипка Федоров сын Архипов Д. Самсонка Евсеев сын Попов Д. Микитка Иванов сын Лелеков Д. Осипка Микитин сын Исаев Д. Иевка Фомин сын Маланьин Д. Ларион Захарьев сын Малого Д. Михалка Кирилов сын Бакланов Д. Макарка Свечников Д. Елизарка Матвеев сын Серповской Д. Нечайка Корнеев сын Шестаков Д. Максим(л. 11)ка Кондратьев сын Кононов Д. Онтошка Наумов сын Хлоповской Д. Якушко Богданов сын Лаптев Д. Исайка Ураков Д. Абакумка Трофимов сын Лихушин Д. Ивашка Гарасимов сын Бутоков Д. Ондроска Захарьев сын Малого Д. Васка Яковлев сын Косицын Д. Онцыфор Яковлев сын Ревякин Д. Игнашка Парфеньев сын Черной Д. Офонка Яковлев сын Стрельников Д. Третьячко Елизарьев Д. Максимко Тимофеев сын Верейкин Д. Игнашка Иванов сын Парфеньев (л. 11 об) д. Васка Борков сын Комышинов д. Васка Ондросов сын Чиненой д. Селиванка Булгаков сын Гребенников д. Гаврилка Федоров сын Медведев д. Перфилка Петров сын Чечулин д. Лучка Васильев сын Дехтерев д. Ондрюшка Игнатьев сын Буняев д. Ефанка Обрамов д. Ивашка Борисов сын Вардомаев д. Петрушка Юрьев сын Зотов д. Милованка Офонасьев сын Мазолов д. Меншик Епифантьев сын Коморев д. Озарка Давыдов сын Зуин д. Сенка Осипов сын Сухой (л. 12) Савка Ермолов сын Морылев д. Филка Сафонтьев сын Ильин д. Петрушка Захаров сын Малого д. Якушка Родионов сын Гревцов д. Родка Сидоров сын Тулин д. Прохорка Иванов сын Митулов д. Ивашка Семенов сын Онощин д. Третьяк Марков сын Лихачов д. Илейка Тимофеев сын Рослеков д. Васка Тимофеев сын Дорошин д. Степан Филипов сын Смихнов д. Фрол Иванов сын Холхунов д. Ефан Ортемов сын Должононков д. Ортем Иванов сын Мельников д. Торас (л. 12 об) Санин сын Яхнов д. Ортемка Офонасьев сын Косаров д. Федот Офонасьев сын Косаров д. Мокар Григорьев сын Миляев д. Иван Долматов д. Тимон Петров сын Чечулин д. Малик Самойлав сын Гусев д. Дороха Иванав сын Тучков д. Богдан Федорав сын Фролов д. Сава Левонтьев сын Величков д. Иван Устинов д. Григорей Дмитреев сын Моклаков д. Третьяк Лихочев сын Сузиков д. Аристка Сысоев сын Скоробагатой д. Ивашка Олексеев сын Кошкоров д. Ивашка Тимофеев сын Дворяшин д. Лучка (л. 13) Созонов сын Кочетов д. Сенка Карпов сын Шопин д. Малашка Семенов сын Першин д. Васка Иванов сын Черныцов д. Макарка Ондропов сын Быков д. дворовые Ивашки Пофомова сына Демина д. Ивашка Булгаков сын Колюпанов д. Акимка Федоров сын Ребово д. Ивашка Филимонов сын Быков д. Бориска Данилов сын Пузиков д. Васка Фотеев сын Мишин д. Гуляйка Васильев сын Демин д. Анашка Исаев д. Бавыка Офанасьев сын Влинякин д. дворовое Ивашка (л. 13 об) Лубенова д. Булгак Уколов сын Мачихин д. Ондрюшка Иванов сын Панин д. Насонка Деев сын Щепин д. Куземка Мартинов д. Макарка Овдокимов сын Санков д. Ненашка Григорьев сын Тютеев д. Филипка Яковлев сын Лихушин д. Ивашка Федоров сын Белобрагин д. Фетка Кирилов сын Махрин д. Тимошка Захарьев сын Гревцов д. Мелех Парфеньев сын Чернцов д. Васка Офонасьев сын Линякин д. Голохтион Иванов сын Лихачов (л. 14) Сенка Левонтьев сын Гребенников д. Тиша Иванов сын Лебедев И всего донковских и дедиловских сведенцов станичных ездоков сто одиннадцать дворов, а людей в них тож. Пашни паханые добрые земли в большом в Окологородном стану за донковскими за пятьдесятьми человеки да за дедиловскими за шестьюдесят за одним человеком в верх по реке по Осколу по одному берегу по городцкой стороне от города вверх по Осколу об межу с оскольскими с жилыми атаманы и казаки тысеяа шестьсот пят(л. 14 об)надцать чети. Да за данковскими ж да за дедиловскими ездоки за Ивашкою Семеновым сыном Онофриевым с товарыщи наезжей пашни вверх Большого Оскола по речку по Стужень и по другую сторону Большого Оскола, от Елецкие дороги от столба и до Горосима вверх по Горосиму дикого поля на пашню старой их дачи – три тысячи шестьсот девяносто чети. И всего за ними пашни тысяч девятьсот чети в поли, а в дву потому ж, по пятьдесят чети человеку. Сена по реч(л. 15)ке по Стужени –одиннадцать тысяч восмьсот копен, по сту копен человеку, да вверх по Опочкам и к руслам к устью Опочканского. И вверх по Горосиму лес отхожий Ровенской.
В статье ставится проблема исследования системы охраны границ Российского государства в XVI-XVII вв., дан краткий обзор основных видов архивных источников по этой теме и впервые публикуется документ, освещающий “конность, людность и оружность” русских пограничников XVII века.
Сторожевые казаки обычно имели чин детей боярских. Рядовой сторожевой казак по своему статусу соответствовал пятидесятнику городовых (полковых) казаков.
«Израилевский» конный полк в Кричеве (Могилевская губерния)
В русской истории XVIII века был государственный муж, который без обиняков и лавирования говорил о правах иудеев во весь голос. То был всесильный сподвижник и фаворит Екатерины, фельдмаршал и светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739–1791). Блистательный администратор и военачальник, покоритель Крыма и строитель Черноморского флота, Потемкин был личностью харизматической. «Гений, потом гений – и еще гений, — рисует его психологический портрет современник, — природный ум, превосходная память, возвышенность души, коварство без злобы, хитрость без лукавства, счастливая смесь причуд, великая щедрость в раздаянии наград, чрезвычайная тонкость, дар угадывать то, чего он сам не знает, и величайшее познание людей». Влияние Потемкина на императрицу трудно переоценить. «Усердия и труд твой, — писала ему Екатерина, — умножили бы мою благодарность, есть ли б она и без того не была такова, что увеличиться уже не может».
Годы головокружительного взлета карьеры этого фактического соправителя императрицы (1772–1790) совпали по времени с первым разделом Польши, в результате которого под российским скипетром оказалось стотысячное еврейское население. И во многом благодаря светлейшему князю преобразования века Просвещения распространились и на новообретенных евреев.
«Почти уникум среди русских военных и государственных деятелей, —подчеркивает английский историк С. Монтефиоре, — Потемкин был больше, чем просто толерантным к евреям: он изучал их культуру, наслаждался обществом их раввинов и стал их покровителем». Где же искать истоки такой благосклонности светлейшего князя к «сынам израилевым»? Он происходил из Смоленского края, где исстари селились евреи (это оттуда вышли прославившиеся впоследствии роды Шафировых и Веселовских). Известно, что родственники Григория Александровича непосредственно общались с местным еврейским населением. Один из них, смоленский шляхтич Николай Потемкин, в 1740-е годы даже расследовал запутанное дело о «претензиях шкловских евреев и российских купцов». Документальных данных о подобных контактах самого Григория нет, но вполне очевидно, что уже в детские годы он общался с евреями, и его симпатии сложились в их пользу.
Получив в дар от монархини огромное поместье Кричев-Дубровна на Могилевщине, в Белоруссии, частично отошедшей к России после первого раздела Польши, князь приглашает сюда деловых людей без разбора племени и веры.
В окружении светлейшего князя было немало выдающихся евреев. Но, пожалуй, наибольшее влияние на Григория Александровича оказал крупный купец и ученый-гебраист Иехошуа Цейтлин (1742–1822). Он путешествовал с князем, управлял его имениями, строил города, оформлял займы для снабжения армии и даже возглавлял монетный двор в Крыму. Ученик раввина и талмудиста Арье Лейба, Цейтлин был неизменным участником всех богословских диспутов, сохраняя набожность и нося традиционную еврейскую одежду. По свидетельствам очевидцев, он часто «расхаживал вместе с Потемкиным, как его брат и друг». По воле своего сиятельного покровителя, Иехошуа в 1791 году стал обладателем богатого имения в Могилевской губернии.
Не исключено, что именно Цейтлин привил Потемкину интерес к иудаизму. Интерес Потемкина к иудаизму подтверждается собранной им и сохранившейся в Казани библиотекой, -более тысячи книг и рукописей, включая драгоценный свиток из 50 кож с «Пятикнижием Моисеевым», написанным предположительно в IХ
В беседах друзей родилась сколь дерзновенная, столь и фантастическая по тем временам идея о размещении евреев в отвоеванном у турок Иерусалиме. Исследователи видят в этом «попытку связать «стратегические» еврейские интересы с имперским визионерством Потемкина». Вот что сообщает современник: «Он [Потемкин – Л. Б.] стал развивать ту мысль, что когда империя Османов будет наконец разрушена, то и Иерусалим будет не во власти неверных. А тогда должно в Палестину выселить всех евреев... На родине же своей они возродятся». Таким образом, можно без преувеличения сказать, что наш светлейший юдофил стал первым (и единственным) в российской истории государственным мужем – ревностным сторонником сионистской идеи!
И важно то, что князь не ограничился бесплодными разглагольствованиями на сей счет — он пытался претворить сию идею в жизнь. В 1786 году Потемкин создает сформированный целиком из иудеев так называемый «Израилевский» конный полк, который, по его мысли, и надлежало в дальнейшем переправить в освобожденную от турок Палестину. В местечке Кричев, входившем в одно из потемкинских имений, был образован первый эскадрон легкой кавалерии этого полка. Обучение евреев-конников велось под руководством немецкого офицера.По мысли Потемкина, Израилевский полк должен был состоять наполовину из пехоты, наполовину из кавалерии (евреев-казаков с запорожскими пиками). В литературной версии он известен по произведению историка и романиста Н.А.Энгельгардта (1867-1942):
"— Теперь, господа, прошу вас на смотр нового сформированного мною Израилевского Эскадрона, — сказал светлейший и пошел к стоявшей в конце сада декорации, изображавшей ипподром византийских царей. За нею был широкий плац, усыпанный песком, достаточный, дабы произвести эволюцию хотя бы целому полку.
— Что за Израилевский батальон? —шепотом вопрошали в свите светлейшего.
Никто не знал. Но когда батальон внезапно выехал на арену, без объяснений все поняли, что это было за войско.
Потемкину пришла в голову единственная в своем роде идея —сформировать полк из евреев, который и наименовать Израилевским конным его высочества герцога Фердинанда Брауншвейгского полком, конечно, в том случае, если бы герцог согласился быть шефом столь необычной войсковой части.
Покамест представлялся светлейшему один эскадрон будущего полка. В лапсердаках, со столь же длинными бородами и пейсами, сколь коротки были их стремена, скорченные от страха на седле, иудеи представляли разительную картину. В их маслиноподобных глазах читалась мучительная тревога, а длинные казацкие пики, которые они держали в тощих руках, колебались и бестолково качались, кивая желтыми значками в разные стороны. Однако батальонный командир, серьезнейший немец, употребивший немало трудов, чтобы обучить сколько-нибудь сынов Израиля искусству верховой езды и военным эволюциям, командовал, и все шло по уставу порядком.
Особенно хорош был батальон, когда поскакал в атаку. Комические фигуры, с развевавшимися пейсами и полами лапсердаков, терявшие стремя и пантофли и скакавшие с копьями наперевес, заставили гречанку разразиться неудержимым смехом., к которому присоединился сдержанный смех прочих дам и улыбки кавалеров.
Кажется, этого только и добивался светлейший. Он прекратил эволюции, поблагодарив батальонного командира.
— Ничего, они уже недурно держатся в седле и если еще подучатся, из них выйдет отличное войско, —пресерьезно говорил Потемкин.
И он стал развивать ту мысль, что когда империя Османов будет, наконец, разрушена, Константинополь и проливы в русских руках, то и Иерусалим более не во власти неверных. А тогда должно в Палестину выселить всех евреев, так как от них в Европе происходят одни плутни. На родине же своей они возродятся. И вот, в предвидении сего и приготовляется будущее палестинское войско." Скоро набралось уже два эскадрона, однако пять месяцев спустя Потемкин приказал распустить Израилевский полк, — как шутили «чтобы не ссориться с Библией». Об Израильском полку сообщает один из первых "сионистов" XVIII в. принц Шарль Жозеф де Линь (1735-1814), который был другом Потемкина и Екатерины. Он оставил интересные воспоминания о пребывании в России "Melanges militaires, historiques et litteraires", в которых посвятил главу "Memoire sur les Juifs" русским и польским евреям.Однако преждевременная смерть Г.А.Потемкина и революция во Франции помешали сформированию в русской армии воинской части из евреев. Со времени римского императора Тита, разрушившего в 70 году н. э. Иерусалимский Храм, это была первая в мировой истории попытка вооружить евреев!
Помогите, пожалуйста, разобраться с сословной принадлежностью моего прапрадеда по фамилии Глушич, который в начале 20 века переселился из Полтавской губернии в Томскую. В части переселенческих документов, изготовленных органами власти Полтавской губернии он упоминается как "казак хутора Бузова Хорольского уезда Полтавской губернии", впоследствии в Томской губернии уже как "крестьянин Полтавской губернии". Кроме того прапрадед уроженец хутора Глушичи, который в 1781 году упоминается как хутор выборного казака Белоцерковской сотни Миргоодского полка Глушича. Возможна ли такая миграция из одного сословия в другое, чем она регламентировалась, какие процедуры нужно было пройти для этого?
--- Фамилии в роду: Радько (село Васютинцы, Полтавской губ.), Чаус, Ковалев (станица Новониколаевская, ОВД, а теперь г. Новоазовск), Бакулин (Яновская вол., Донецкого округа, ОВД). Поиск в Миусском (Таганрогском) округе ОВД. Но и Ростов-на-Дону не забываем! Дневник: https://forum.vgd.ru/3841/
казак ... крестьянин... Возможна ли такая миграция из одного сословия в другое,чем она регламентировалась
[/q]
регламентировалась Законами о состояниях РИ . В частности в ст. 672 говорится о том , что состояние крестьянина приобреталось путем вступления в общество крестьян или припиской к крестьянской волости . -NestoR- написал:
[q]
какие процедуры нужно было пройти для этого?
[/q]
в крестьянское общество вступить по законам РИ разрешалось только лицам из бывших податных сословий ( ст. 219 ). Значит Ваш прапрадед - казак сам уже к служивому сословию не относился , а был потомком таковых , сословие которым было сохранено ( даровано, как сказано в одном из Законов ) за прошлые заслуги . Особых процедур при смене состояния не требовалось : на старом месте от общества получал Увольнительный приговор , а на новом месте Приемный приговор , если к старожилам подселялся. Все это пересылалось в Полтавскую казенную палату . Она сообщала в Томскую и они осуществляли его перечисление с одной губернии в другую с одновременным изменением его состояния ( сословия ) .