Зых и зыхчане
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:29 11 ноября 2018 13:55Зых и зыхчане Лисаков Виталий МихайловичКапитан дальнего плавания. Высококлассный специалист. «…Жил отважный капитан. Он объездил много стран...» Все знают и помнят эту весёлую песенку. Её можно петь в честь нашего земляка-зыхчанина, моего одноклассника, нашего одношкольника (по школе № 221 г. Баку) – Виталия Михайловича Лисакова. Он ходил по Черному и Каспийскому морям, по морям Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов. Он побывал во многих странах Европы, Азии, Америки. Был помощником капитана и капитаном на самых разнотипных судах – это корабли-спасатели «Напористый», «Бесстрашный», «Сноровистый» «Константин Коробцов», пассажирского судна «Алушта», теплохода «Клара Цеткин», плавбазы «Сухона», ледокола «Мудьюг» и других. Случались в его жизни удивительные события, которые запечатлелись в памяти навсегда: драматические, забавные и интересные в познавательном плане. О некоторых случаях из своей жизни Виталий Михайлович вспоминает на этой страничке. Этапы жизненного пути (1947-1973)…Родился Виталий 14 января 1947 г. в городе Николаевск-на-Амуре в семье военного моряка. Отец капитан 2 ранга Лисаков Михаил Иванович (1916-1975) окончил Тихоокеанское ВВМУ. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1950 г. он перевёлся по службе в Баку, в Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова, где начал свою преподавательскую деятельность в качестве старшего преподавателя кафедры артиллерийского факультета (1950-1960). Мама – Екатерина Евгеньевна Лисакова (1927-1981) была медицинским работником и работала в санчасти Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова. О жизнедеятельности капитана 2 ранга Лисакова Михаила Ивановича можно прочитать и увидеть фото-коллаж на форуме сайта «Всероссийское Генеалогическое Древо» - Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище им. С.М. Кирова: https://forum.vgd.ru/189/30075/310.htm?a=stdforum_view&o С 1954–1962 гг. Виталий учился в средней школе № 221 в военном городке на Зыхе. С 9-го по 11-й класс (1962-1965) учился в средней школе № 194 г. Баку. В 1965 г. поступил и в 1970 г. окончил штурманский факультет Каспийского ВВМУ им. С.М. Кирова. Распределение молодой лейтенант получил на Черноморский флот. Служил в районе Евпатории (оз. Донузлав). [ Изображение на стороннем сайте: e6a9f97d86da.jpg ] Этапы жизненного пути (1973 - 1976)…Вскоре он демобилизовался и продолжил свою профессиональную деятельность в качестве гражданского моряка. Имея практический военный опыт плавания на Черном море, в марте 1973 г. вместе с женой переезжает на Дальний Восток в город Владивосток. Карьера гражданского моряка началась с устройства на теплоходе «Клара Цеткин» сразу 2-м грузовым помощником капитана. Судно было старое, лесовоз, постройки 1936 г., но крепкое. Во время Великой Отечественной Войны было переоборудовано для перевозки паровозов по «ленд-лизу» из США для нашей страны. Сохранились на палубе приваренные рельсы для этого… Из воспоминаний Виталия Михайловича Лисакова:«Мы перевозили генеральный груз, состоящий из тысяч партий, который приходилось грузить в пять трюмов. Очень сложная, беспокойная и ответственная работа, вплоть до уголовной ответственности за недостачу или порчу груза. Меня естественно этому ранее не учили… Вообще пришлось не сладко. Но благо с моим первым капитаном на гражданском флоте повезло - это был Николай Иванович Дудников, профессионал своего дела, который многому меня научил. У меня до сих пор самая добрая о нем память». После была работа в ОАО «ВБТРФ» на плавбазе «Сухона» (длина судна 220 м, экипаж 330 человек, комсостав 60 человек). Он по 10 месяцев был в море. На плавбазе перерабатывали рыбу (минтай, селедку и др.). Живи и наслаждайся, Счастливым быть старайся. И не о чем не сожалей, И никогда ты не болей. Пусть праздник в душе будет всегда! Пусть долгими будут твои года!
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:48 16 августа 2018 19:45Зых и зыхчане Лисаков Виталий МихайловичПродолжениеИз воспоминаний Виталия Михайловича Лисакова:«Здесь я впервые увидел, как добывается на народный стол рыба. И понял, какой это титанический и порой каторжный труд. И было мне непонятно, почему рыба в магазинах стоит так дешево. На добывающих судах я не работал и не стремился туда. Но как-то получалось, порой иду вдоль причала, вижу красивое судно и думаю: «Эх, попасть бы работать на него». Прихожу в кадры. Предлагают именно это судно! Фантастика…» Этапы жизненного пути (1976 - 1982)…Через год работы на плавбазе «Сухона» Виталий перешел на новую работу – еще более сложную, специфичную и ответственную - в Экспедиционный Отряд Аварийно-спасательных работ «ДАЛЬРЫБЫ» - самый крупный в СССР. Теперь эта организация называется - Дальневосточное Бассейновое Аварийно-Спасательное Управление. Работал на спасателях «Напористый», «Орел», «Бесстрашный», «Сноровистый», оказывая помощь людям и судам, терпящим бедствие на море. Морской спасатель – это редкая профессия требует от человека особенных качеств - самоотверженности, отваги и высокого профессионализма. В морские спасатели идут люди дела, долга и чести! Рейсы на спасателях продолжались по 5-6 месяцев без заходов в порты, так как районы лова находились вдали от них. Какими только видами спасений на воде не приходилось заниматься в течение 8-ми лет: - снимали с мели и берега аварийные надводные корабли; - поддерживали на плаву аварийные объекты; - буксировали аварийные надводные корабли и другие объекты; - производили аварийные подводно-технические (водолазные) работы; - производили аварийные судоподъемные работы и работы по подъему затонувших объектов, техники и имущества; И много чего еще приходилось делать, спасая людей и технику. Морской аварийно-спасательной службой занимался с 1976 по 1983 гг. Из воспоминаний Виталия Михайловича Лисакова:«Мы обеспечивали безопасность мореплавания, оказывали помощь аварийным судам, ремонтировали их, часто проводили уникальные подводные операции по ремонту гидроакустической аппаратуры, винто-рулевых групп, заделке пробоин после столкновений судов, тушении пожаров и другие работы силами экипажей. Практически в каждом рейсе приходилось неоднократно спасать суда, так как тихоокеанский район очень сложен для плавания из-за затяжных штормов, сильных течений (особенно в районе островов Курильской гряды), плотных и длительных туманов, частого обледенения судов в осенне-зимний период плавания. Приведу несколько случаев спасения судов. В феврале 1979 г. мы работали в районе южного побережья Камчатки и северных Курил. Получили аварийную РДО (радиограмму) от СТР «Савинцы»: «Терпим бедствие. Хода не имеем». В условиях сильного шторма его ветром и течением несет на скалы одного из Курильских островов. Мы полным ходом пошли на его спасение. Через некоторое время вышли в район бедствия и начали маневрировать в непосредственной близости от аварийного судна. В это время я на корме командовал аварийной партией по заводке буксира на СТР «Савинцы». А время - зима, минусовая температура… По команде мы вышли на кормовую палубу, начали готовить буксирное устройство к заводке на аварийное судно в условиях сильного шторма. Несколько раз нас накрывало волной. Хорошо что никого не смыло за борт и никто не получил травм. Повезло… Но все замерзли и обледенели… Работу пришлось временно прекратить, чтобы дать возможность людям переодеться в спец-костюмы спасателей (герметичные, надувные) и только после этого продолжили работу. Взяли его на буксир и… в течение 2-х недель мучились с ним, держа на буксире. В короткие промежутки времени затишья между затяжными штормами, ремонтировали его винто-рулевую группу, т.к. рулевую насадку, внутри которой вращается винт, сорвало с креплений, и она заклинила винт. Ремонтировали судно, укрываясь от штормов то у западного берега Камчатки, то у восточного. Когда закончили этот уникальный ремонт, из Владивостока прилетел инспектор Морского Регистра. Он осмотрел нашу работу (у нас на борту была аппаратура подводного телевидения) и одобрив работу, продлил свидетельство о годности к плаванию СТР «Савинцы». Судно осталось в районе промысла, иначе его пришлось бы буксировать на ремонт во Владивосток, а это крупные убытки с судебными последствиями. Кстати, все наши маневры и работу по спасению этого судна фотографировали с него. Редкий случай.
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
agis | Наверх ##
5 апреля 2011 23:48 Галина Сергеевна - летописец славной истории КВВМКУ им. С.М. Кирова
 | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:51 16 августа 2018 19:47Зых и зыхчане Лисаков Виталий МихайловичПродолжение
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:56 16 августа 2018 19:47Зых и зыхчане Лисаков Виталий МихайловичПродолжение Второй случай произошел на Южных Курилах. Было лето 1978 г. Мы стояли в постоянной готовности в бухте Крабовая о. Шикотан. Получили срочную РДО (радиограмму) из Владивостока - следовать в район залива Простор (со стороны Охотского моря) к острову Итуруп для оказания помощи объекту «Х». От такой радиограммы веяло некоторой секретностью. Было непонятно – что за «объект» и какие у «объекта» проблемы. Срочно снялись и пошли в район Итурупа. Подошли ночью. «Объект» оказался крупным танкером ВМФ «Вишера». Весь в огнях и сидит на мели. Крупная зыбь, идущая со стороны Охотского моря, медленно разворачивает танкер параллельно берегу, танкер постепенно забрасывает все ближе к берегу и он уже всем корпусом увязает в песке (грунт - песок с илом) и что самое опасное - близко находится подводная каменная банка. На борту танкера более 2000 тонн дизтоплива. Хода не имеет - намотал на винт рыболовецкую сеть. Мы стали на якорь в непосредственной близости от него насколько позволяли глубины. Довольно быстро завели буксир на корму танкера. И начали пытаться снять его с мели. Мощности главного двигателя нашего спасателя, а если точнее - тяги на гаке, явно не хватало. Доложили руководству… В течение нескольких суток (я точно не помню сколько) мы держали его на буксире, работая машиной самым полным ходом. За это время его удалось развернуть в сторону от берега всего лишь на 17 градусов. Вскоре подошли основные силы: СС «Диокл» из нашего отряда, два спасателя ВМФ под началом начальника АСС ТОФ, который взял на себя командование аварийно-спасательными работами. Вскоре подошедшие 3-и спасателя завели свои буксиры на корму танкера и все мы совместно продолжили попытки снять танкер с мели. Но…тщетно. Попытки не увенчались успехом. После этого по распоряжению руководителя спасательной операции, к танкеру подошли несколько низкосидящих танкеров, которые сняли с танкера «Вишера», перекачав на себя, 1200 тонн дизтоплива. После этого мы повторили попытки снять танкер с мели, которые опять не увенчались успехом. И лишь, после того, как силами небольших буксиров типа РБТ вымыли грунт под днищем танкера от кормы до среза лобовой части носовой настройки танкера, только тогда аварийно-спасательная операция увенчалась успехом - с 3-й попытки мы сняли с мели «Вишеру». Танкер повреждений не получил и своим ходом дошел до базы. Надо отметить, что команде танкера и нам спасателям крупно повезло, т.к. стояла хорошая погода. А ведь Охотское море славится своими штормами и коварством. Эту операцию по спасению можно назвать классической. Третий случай произошел тоже на южных Курилах в проливе Шпанберга (с западной стороны о. Шикотан). В этом районе очень сильное сгонно-нагонное течение. И вот там произошло следующее. В тумане столкнулись два рыбоконсервных плавзавода. Названий их я точно не помню (кажется «И.Уборевич» и «А.Обухов»). Один из них получил огромную пробоину высотой 11 метров. В подводной части 4 метра. Когда мы подошли к ним увидели удручающую картину. Разбита корма. Удар пришелся на несколько жилых кают. Каюты все на виду - разворочены столы кровати и др. оборудование. Как только никого не зацепило?… Все живы. Удар пришелся в коффердам и ниже - в топливную цистерну с мазутом, между машинным отделением и помещением завода. Тоже очень повезло... Оказалось, что течением один плавзавод нанесло на другой. Но массы-то огромные - каждый более 20.000 тонн. Экипаж более 500 человек, в большинстве женщины. Спустили мы водолаза, замерили пробоину. Изготовили кессон, чтобы была возможность заделать пробоину в подводной части. Каркас его сделали из деревянного бруса 150 х 150 мм. Обшили его дюймовыми досками. Сверху брезент в два слоя. Спустили эту конструкцию за борт, прикрыв подводную часть пробоины. И на глубине 3-4 м доски толщиной 25 мм под давлением воды начало ломать. Конструкция не выдержала… Все мы были очень удивлены такой ситуацией. Я увидел такое впервые. Пришлось изготовить новый кессон. Теперь мы накренили завод на 7 градусов на противоположный борт. Пробоина частично вышла из воды. Для увеличения продольной жесткости корпуса, сняли с плавзавода грузовую стрелу и приварили ее изнутри пробоины. И только тогда опустили новый кессон и осуществили заделку пробоины - ее подводной части. Восстановили и наружную обшивку корпуса. Предъявили работу инспектору Морского регистра. Он работу принял и разрешил заводу остаться в районе лова (работали на сайре). Необходимо отметить, что даже во время ремонта на плавзаводе продолжались работы по переработке рыбы (тем самым, сохраняя труд тысяч рыбаков). И еще нужно отметить то, что плавзавод остался в районе лова и то, что работы по переработке рыбы продолжались во время аварии, и это позволило избежать колоссальных убытков – была огромная заслуга нас спасателей! Плавзавод потерпел минимальные убытки. В общем, работа была очень интересная, да и денежная. Труд спасателей оценивается высоко во всем мире. Мы получали хорошее вознаграждение. Кроме зарплаты по табелю получали «аварийные». Правда, «аварийные» приходили иногда с задержкой, т.к. многие случаи решались судами с наказанием виновных в авариях. Запомнилась встреча с американцами. Это было зимой в начале 1977 г. Тогда я работал на СС «Бесстрашный». В то время вступила в силу Международная конвенция об экономических зонах. Экономическая зона — прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Мы работали у берегов Чукотки в Беринговом море. Стояли в бухте Наталии. Получили от руководства указание следовать в США в порт Датч Харбор на о. Уналашка Алеутских островов в район нашей бывшей Русской Америки. Там нужно было взять на борт американских наблюдателей - биологов и доставить в район лова, т.к. наши суда оказались в их экономической зоне. Помнится поразило то, что на подходе к порту Датч Харбор расположен о. Богослова. Остров с таким же названием есть и у нас - на выходе из бухты Наталии, откуда мы пришли. На берегу острова Уналашка в районе порта - несколько церквей с такими же маковками, как у нас. Наш остров Иоанна Богослова, появился в 1796 г., под 53° 58' с.ш. и 168° 5' зап. д. в 45 верстах к западу от Уналашки в цепи Алеутских островов. Появился остров благодаря извержению вулкана.Взяв на борт американцев, пошли к нашим берегам. Здесь я впервые проверил свои знания английского языка. Копался в памяти до головной боли! Так хотелось пообщаться с ними. Русский естественно они не знали (кстати, один из американцев показал нам англо-русский разговорник, изданный во время 2-й Мировой Войны, для солдат 2-го фронта в виде комиксов. Интересное и оригинальное издание, со странным представлением о нас…) и я удивился, как они будут общаться с нашими моряками во время работы (контракт с ними был заключен на 2 месяца). Зимний переход оказался очень тяжелым. Шторма и частое сильное обледенение ухудшало остойчивость судна. Весь экипаж выходил на околку льда, и даже наши пассажиры-американцы помогали скалывать лёд. Вот с такими приключениями мы доставили американских ученых-биологов по назначению. В конце 70-х гг. XX столетия было еще несколько рейсов в США. От американцев мы впервые узнали, что они все живут в кредит, многие не имеют постоянной работы, а нанимаются только по контракту, что у них платная учеба в ВУЗах и платное медицинское обслуживание. Что продукты (натуральные) стоят очень дорого, также дорога одежда из натуральных тканей. Одни американец рассказал, что его родители ему дали денег за 1-й курс учебы. А потом пустили в «свободное плавание». И он сам зарабатывал на учебу, чтобы закончить ВУЗ. Все эти рассказы нам в то время было в большую диковинку. И мы даже предположить не могли, что через 20 лет сами «докатимся» до такой же жизни. О жизни на Дальнем Востоке можно рассказывать до бесконечности… О красоте природы, о переменчивости климата, о своей молодой жизни, о щедрых и сильных друзьях и коллегах… Говорят: кто на Дальнем Востоке не бывал, тот России не видал! Воистину так! Это были наши лучшие годы с Еленой. Я практически был везде! Обошел все побережье Дальнего Востока, Камчатки, Сибири. Ощутил что называется «на своей шкуре» все шторма и бури Японского, Охотского, Берингово морей и Тихого океана. Побывал на всех Курильских островах, был и на Камчатке, Чукотке. Красивый незабываемый край… Но всему приходит конец и в 1982 г. было принято решение о переезде в Северодвинск (Архангельская область)».
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:58Зых и зыхчане Лисаков Виталий Михайлович
Продолжение
Этапы жизненного пути (1983 - 2004)… В 1983 г. Виталий Михайлович продолжил трудовую морскую деятельность на СЕВМАШе (Северное машиностроительное предприятие). Северодвинский период жизни очень интересен. Часть жизни была посвящена строительству атомного флота России. В этом есть его гордость и ответственность. Он стал водить суда по океанским маршрутам. Его корабли выполняя ответственные грузоперевозки, не раз попадали в неординарные обстановки из которых с честью выходил капитан и его команда.
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
6 апреля 2011 0:00Зых и зыхчане Лисаков Виталий Михайлович
Продолжение
С 1984 г. – он капитан пассажирского судна «Алушта». На «Алуште» доставлял туристов на Соловецкие острова.
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
6 апреля 2011 0:02Зых и зыхчане Лисаков Виталий Михайлович
Продолжение
С 1989 г. - на «К. Коробцове».
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
6 апреля 2011 0:05Зых и зыхчане Лисаков Виталий Михайлович
Продолжение
Виталий Михайлович постоянно стремился к самоусовершенствованию и профессионализму, утверждению себя в еще более сложных обстоятельствах. Продолжая свой профессиональный рост получил сертификат А-VI/4-2.
Из воспоминаний Виталия Михайловича Лисакова:«Кстати, какое-то странное совпадение. СС «Сноровистый» и «К. Коробцов» - систершип-ы, т.е. суда одинакового проекта. У одного строительный номер 206, у другого - 207. В Ярославле, когда их строили, они стояли на стапеле рядом, как братья. Мистика какая-то… В 1998 г. выполняя различные работы по обеспечению заказов основного производства на судах СЕВМАША, выполняя рейсы за границу по доставке продукции СЕВМАША иностранным грузовладельцам и заказчикам, набрал ценз плавания и получил диплом капитана дальнего плавания. А в 2000 г. - звание и профессиональный диплом капитана загранплавания. Но были ограничения (не грузовые суда, брутто тоннаж до 3000 брутто. регистр. тонн, до 3000 л.с. мощность), т.к. плавал на пассажирском судне и буксире-спасателе. В 2004 г. ограничения снял. Учился за свой счет. Т.к. хотел уйти «под флаг» - плавать на судах частных компаний, зарегистрированных в других «удобных» странах (в вопросах налогов) и носящих их флаг. До 2002 г. часто ходил за границу. Был в Нидерландах, в порту Роттердам. Во многих портах Норвегии: Хеугесунн, Эгерсунн, Ставангер, Олесунн и др. Только в Ставангере был раз десять. В 1998 г. (если не ошибаюсь) «сбегали» вокруг Европы, до Николаева на Украине.
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
6 апреля 2011 0:08Зых и зыхчане Лисаков Виталий Михайлович
Продолжение
Этапы жизненного пути (2004 - 2009)…
В декабре 2004 г. ушел из СЕВМАШа., т.к. в этот период оплата труда была очень низкой. С моим дипломом меня сразу взяли в Северное Морское пароходство. Работал на ледоколе «МУДЬЮГ» в Санкт-Петербурге. Зимой проводил караваны судов по Балтике и Финскому заливу. Но, увы, проработал не долго - здоровье подвело. А жаль … Подлечившись, решил, что пора на пенсию, да и возраст уже позволял уйти на заслуженный отдых (2006г). Правда, отдыхать пришлось недолго, руководство СЕВМАШ-а позвало на работу».
Настоящие профессионалы капитаны были в большом дефиците. А Виталий Михайлович был на особом счету и имел соответствующий диплом. Он согласился и проработал еще три года, мог бы и дальше продолжать работу, но здоровье подвело. Необходимо было лечиться. И тогда Виталий Михайлович окончательно ушел на заслуженный отдых.
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
|