Зых и зыхчане
ljalja | Наверх ##
17 марта 2011 13:36 17 марта 2011 13:38С Днём рожденья! День рожденье у дверей! Открывайте поскорей! И звонок звонит звончей. Принимай привет друзей. Скайп волнуется, гудит! Хочет видеть, говорить. Письма сыпятся потоком. Почтальон здесь у порога. Форум тоже тут как тут! Станем все мы в тесный круг. Чтоб Галину поздравлять Много счастья ей желать!!! [ Изображение на стороннем сайте: d54277b5fa6b.gif ]
| | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:29 11 ноября 2018 13:55Зых и зыхчане Лисаков Виталий МихайловичКапитан дальнего плавания. Высококлассный специалист. «…Жил отважный капитан. Он объездил много стран...» Все знают и помнят эту весёлую песенку. Её можно петь в честь нашего земляка-зыхчанина, моего одноклассника, нашего одношкольника (по школе № 221 г. Баку) – Виталия Михайловича Лисакова. Он ходил по Черному и Каспийскому морям, по морям Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов. Он побывал во многих странах Европы, Азии, Америки. Был помощником капитана и капитаном на самых разнотипных судах – это корабли-спасатели «Напористый», «Бесстрашный», «Сноровистый» «Константин Коробцов», пассажирского судна «Алушта», теплохода «Клара Цеткин», плавбазы «Сухона», ледокола «Мудьюг» и других. Случались в его жизни удивительные события, которые запечатлелись в памяти навсегда: драматические, забавные и интересные в познавательном плане. О некоторых случаях из своей жизни Виталий Михайлович вспоминает на этой страничке. Этапы жизненного пути (1947-1973)…Родился Виталий 14 января 1947 г. в городе Николаевск-на-Амуре в семье военного моряка. Отец капитан 2 ранга Лисаков Михаил Иванович (1916-1975) окончил Тихоокеанское ВВМУ. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1950 г. он перевёлся по службе в Баку, в Каспийское ВВМУ им. С.М. Кирова, где начал свою преподавательскую деятельность в качестве старшего преподавателя кафедры артиллерийского факультета (1950-1960). Мама – Екатерина Евгеньевна Лисакова (1927-1981) была медицинским работником и работала в санчасти Каспийского ВВМКУ им. С.М. Кирова. О жизнедеятельности капитана 2 ранга Лисакова Михаила Ивановича можно прочитать и увидеть фото-коллаж на форуме сайта «Всероссийское Генеалогическое Древо» - Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище им. С.М. Кирова: https://forum.vgd.ru/189/30075/310.htm?a=stdforum_view&o С 1954–1962 гг. Виталий учился в средней школе № 221 в военном городке на Зыхе. С 9-го по 11-й класс (1962-1965) учился в средней школе № 194 г. Баку. В 1965 г. поступил и в 1970 г. окончил штурманский факультет Каспийского ВВМУ им. С.М. Кирова. Распределение молодой лейтенант получил на Черноморский флот. Служил в районе Евпатории (оз. Донузлав). [ Изображение на стороннем сайте: e6a9f97d86da.jpg ] Этапы жизненного пути (1973 - 1976)…Вскоре он демобилизовался и продолжил свою профессиональную деятельность в качестве гражданского моряка. Имея практический военный опыт плавания на Черном море, в марте 1973 г. вместе с женой переезжает на Дальний Восток в город Владивосток. Карьера гражданского моряка началась с устройства на теплоходе «Клара Цеткин» сразу 2-м грузовым помощником капитана. Судно было старое, лесовоз, постройки 1936 г., но крепкое. Во время Великой Отечественной Войны было переоборудовано для перевозки паровозов по «ленд-лизу» из США для нашей страны. Сохранились на палубе приваренные рельсы для этого… Из воспоминаний Виталия Михайловича Лисакова:«Мы перевозили генеральный груз, состоящий из тысяч партий, который приходилось грузить в пять трюмов. Очень сложная, беспокойная и ответственная работа, вплоть до уголовной ответственности за недостачу или порчу груза. Меня естественно этому ранее не учили… Вообще пришлось не сладко. Но благо с моим первым капитаном на гражданском флоте повезло - это был Николай Иванович Дудников, профессионал своего дела, который многому меня научил. У меня до сих пор самая добрая о нем память». После была работа в ОАО «ВБТРФ» на плавбазе «Сухона» (длина судна 220 м, экипаж 330 человек, комсостав 60 человек). Он по 10 месяцев был в море. На плавбазе перерабатывали рыбу (минтай, селедку и др.). Живи и наслаждайся, Счастливым быть старайся. И не о чем не сожалей, И никогда ты не болей. Пусть праздник в душе будет всегда! Пусть долгими будут твои года!
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:48 16 августа 2018 19:45Зых и зыхчане Лисаков Виталий МихайловичПродолжениеИз воспоминаний Виталия Михайловича Лисакова:«Здесь я впервые увидел, как добывается на народный стол рыба. И понял, какой это титанический и порой каторжный труд. И было мне непонятно, почему рыба в магазинах стоит так дешево. На добывающих судах я не работал и не стремился туда. Но как-то получалось, порой иду вдоль причала, вижу красивое судно и думаю: «Эх, попасть бы работать на него». Прихожу в кадры. Предлагают именно это судно! Фантастика…» Этапы жизненного пути (1976 - 1982)…Через год работы на плавбазе «Сухона» Виталий перешел на новую работу – еще более сложную, специфичную и ответственную - в Экспедиционный Отряд Аварийно-спасательных работ «ДАЛЬРЫБЫ» - самый крупный в СССР. Теперь эта организация называется - Дальневосточное Бассейновое Аварийно-Спасательное Управление. Работал на спасателях «Напористый», «Орел», «Бесстрашный», «Сноровистый», оказывая помощь людям и судам, терпящим бедствие на море. Морской спасатель – это редкая профессия требует от человека особенных качеств - самоотверженности, отваги и высокого профессионализма. В морские спасатели идут люди дела, долга и чести! Рейсы на спасателях продолжались по 5-6 месяцев без заходов в порты, так как районы лова находились вдали от них. Какими только видами спасений на воде не приходилось заниматься в течение 8-ми лет: - снимали с мели и берега аварийные надводные корабли; - поддерживали на плаву аварийные объекты; - буксировали аварийные надводные корабли и другие объекты; - производили аварийные подводно-технические (водолазные) работы; - производили аварийные судоподъемные работы и работы по подъему затонувших объектов, техники и имущества; И много чего еще приходилось делать, спасая людей и технику. Морской аварийно-спасательной службой занимался с 1976 по 1983 гг. Из воспоминаний Виталия Михайловича Лисакова:«Мы обеспечивали безопасность мореплавания, оказывали помощь аварийным судам, ремонтировали их, часто проводили уникальные подводные операции по ремонту гидроакустической аппаратуры, винто-рулевых групп, заделке пробоин после столкновений судов, тушении пожаров и другие работы силами экипажей. Практически в каждом рейсе приходилось неоднократно спасать суда, так как тихоокеанский район очень сложен для плавания из-за затяжных штормов, сильных течений (особенно в районе островов Курильской гряды), плотных и длительных туманов, частого обледенения судов в осенне-зимний период плавания. Приведу несколько случаев спасения судов. В феврале 1979 г. мы работали в районе южного побережья Камчатки и северных Курил. Получили аварийную РДО (радиограмму) от СТР «Савинцы»: «Терпим бедствие. Хода не имеем». В условиях сильного шторма его ветром и течением несет на скалы одного из Курильских островов. Мы полным ходом пошли на его спасение. Через некоторое время вышли в район бедствия и начали маневрировать в непосредственной близости от аварийного судна. В это время я на корме командовал аварийной партией по заводке буксира на СТР «Савинцы». А время - зима, минусовая температура… По команде мы вышли на кормовую палубу, начали готовить буксирное устройство к заводке на аварийное судно в условиях сильного шторма. Несколько раз нас накрывало волной. Хорошо что никого не смыло за борт и никто не получил травм. Повезло… Но все замерзли и обледенели… Работу пришлось временно прекратить, чтобы дать возможность людям переодеться в спец-костюмы спасателей (герметичные, надувные) и только после этого продолжили работу. Взяли его на буксир и… в течение 2-х недель мучились с ним, держа на буксире. В короткие промежутки времени затишья между затяжными штормами, ремонтировали его винто-рулевую группу, т.к. рулевую насадку, внутри которой вращается винт, сорвало с креплений, и она заклинила винт. Ремонтировали судно, укрываясь от штормов то у западного берега Камчатки, то у восточного. Когда закончили этот уникальный ремонт, из Владивостока прилетел инспектор Морского Регистра. Он осмотрел нашу работу (у нас на борту была аппаратура подводного телевидения) и одобрив работу, продлил свидетельство о годности к плаванию СТР «Савинцы». Судно осталось в районе промысла, иначе его пришлось бы буксировать на ремонт во Владивосток, а это крупные убытки с судебными последствиями. Кстати, все наши маневры и работу по спасению этого судна фотографировали с него. Редкий случай.
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
agis | Наверх ##
5 апреля 2011 23:48 Галина Сергеевна - летописец славной истории КВВМКУ им. С.М. Кирова
 | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:51 16 августа 2018 19:47Зых и зыхчане Лисаков Виталий МихайловичПродолжение
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:56 16 августа 2018 19:47Зых и зыхчане Лисаков Виталий МихайловичПродолжение Второй случай произошел на Южных Курилах. Было лето 1978 г. Мы стояли в постоянной готовности в бухте Крабовая о. Шикотан. Получили срочную РДО (радиограмму) из Владивостока - следовать в район залива Простор (со стороны Охотского моря) к острову Итуруп для оказания помощи объекту «Х». От такой радиограммы веяло некоторой секретностью. Было непонятно – что за «объект» и какие у «объекта» проблемы. Срочно снялись и пошли в район Итурупа. Подошли ночью. «Объект» оказался крупным танкером ВМФ «Вишера». Весь в огнях и сидит на мели. Крупная зыбь, идущая со стороны Охотского моря, медленно разворачивает танкер параллельно берегу, танкер постепенно забрасывает все ближе к берегу и он уже всем корпусом увязает в песке (грунт - песок с илом) и что самое опасное - близко находится подводная каменная банка. На борту танкера более 2000 тонн дизтоплива. Хода не имеет - намотал на винт рыболовецкую сеть. Мы стали на якорь в непосредственной близости от него насколько позволяли глубины. Довольно быстро завели буксир на корму танкера. И начали пытаться снять его с мели. Мощности главного двигателя нашего спасателя, а если точнее - тяги на гаке, явно не хватало. Доложили руководству… В течение нескольких суток (я точно не помню сколько) мы держали его на буксире, работая машиной самым полным ходом. За это время его удалось развернуть в сторону от берега всего лишь на 17 градусов. Вскоре подошли основные силы: СС «Диокл» из нашего отряда, два спасателя ВМФ под началом начальника АСС ТОФ, который взял на себя командование аварийно-спасательными работами. Вскоре подошедшие 3-и спасателя завели свои буксиры на корму танкера и все мы совместно продолжили попытки снять танкер с мели. Но…тщетно. Попытки не увенчались успехом. После этого по распоряжению руководителя спасательной операции, к танкеру подошли несколько низкосидящих танкеров, которые сняли с танкера «Вишера», перекачав на себя, 1200 тонн дизтоплива. После этого мы повторили попытки снять танкер с мели, которые опять не увенчались успехом. И лишь, после того, как силами небольших буксиров типа РБТ вымыли грунт под днищем танкера от кормы до среза лобовой части носовой настройки танкера, только тогда аварийно-спасательная операция увенчалась успехом - с 3-й попытки мы сняли с мели «Вишеру». Танкер повреждений не получил и своим ходом дошел до базы. Надо отметить, что команде танкера и нам спасателям крупно повезло, т.к. стояла хорошая погода. А ведь Охотское море славится своими штормами и коварством. Эту операцию по спасению можно назвать классической. Третий случай произошел тоже на южных Курилах в проливе Шпанберга (с западной стороны о. Шикотан). В этом районе очень сильное сгонно-нагонное течение. И вот там произошло следующее. В тумане столкнулись два рыбоконсервных плавзавода. Названий их я точно не помню (кажется «И.Уборевич» и «А.Обухов»). Один из них получил огромную пробоину высотой 11 метров. В подводной части 4 метра. Когда мы подошли к ним увидели удручающую картину. Разбита корма. Удар пришелся на несколько жилых кают. Каюты все на виду - разворочены столы кровати и др. оборудование. Как только никого не зацепило?… Все живы. Удар пришелся в коффердам и ниже - в топливную цистерну с мазутом, между машинным отделением и помещением завода. Тоже очень повезло... Оказалось, что течением один плавзавод нанесло на другой. Но массы-то огромные - каждый более 20.000 тонн. Экипаж более 500 человек, в большинстве женщины. Спустили мы водолаза, замерили пробоину. Изготовили кессон, чтобы была возможность заделать пробоину в подводной части. Каркас его сделали из деревянного бруса 150 х 150 мм. Обшили его дюймовыми досками. Сверху брезент в два слоя. Спустили эту конструкцию за борт, прикрыв подводную часть пробоины. И на глубине 3-4 м доски толщиной 25 мм под давлением воды начало ломать. Конструкция не выдержала… Все мы были очень удивлены такой ситуацией. Я увидел такое впервые. Пришлось изготовить новый кессон. Теперь мы накренили завод на 7 градусов на противоположный борт. Пробоина частично вышла из воды. Для увеличения продольной жесткости корпуса, сняли с плавзавода грузовую стрелу и приварили ее изнутри пробоины. И только тогда опустили новый кессон и осуществили заделку пробоины - ее подводной части. Восстановили и наружную обшивку корпуса. Предъявили работу инспектору Морского регистра. Он работу принял и разрешил заводу остаться в районе лова (работали на сайре). Необходимо отметить, что даже во время ремонта на плавзаводе продолжались работы по переработке рыбы (тем самым, сохраняя труд тысяч рыбаков). И еще нужно отметить то, что плавзавод остался в районе лова и то, что работы по переработке рыбы продолжались во время аварии, и это позволило избежать колоссальных убытков – была огромная заслуга нас спасателей! Плавзавод потерпел минимальные убытки. В общем, работа была очень интересная, да и денежная. Труд спасателей оценивается высоко во всем мире. Мы получали хорошее вознаграждение. Кроме зарплаты по табелю получали «аварийные». Правда, «аварийные» приходили иногда с задержкой, т.к. многие случаи решались судами с наказанием виновных в авариях. Запомнилась встреча с американцами. Это было зимой в начале 1977 г. Тогда я работал на СС «Бесстрашный». В то время вступила в силу Международная конвенция об экономических зонах. Экономическая зона — прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Мы работали у берегов Чукотки в Беринговом море. Стояли в бухте Наталии. Получили от руководства указание следовать в США в порт Датч Харбор на о. Уналашка Алеутских островов в район нашей бывшей Русской Америки. Там нужно было взять на борт американских наблюдателей - биологов и доставить в район лова, т.к. наши суда оказались в их экономической зоне. Помнится поразило то, что на подходе к порту Датч Харбор расположен о. Богослова. Остров с таким же названием есть и у нас - на выходе из бухты Наталии, откуда мы пришли. На берегу острова Уналашка в районе порта - несколько церквей с такими же маковками, как у нас. Наш остров Иоанна Богослова, появился в 1796 г., под 53° 58' с.ш. и 168° 5' зап. д. в 45 верстах к западу от Уналашки в цепи Алеутских островов. Появился остров благодаря извержению вулкана.Взяв на борт американцев, пошли к нашим берегам. Здесь я впервые проверил свои знания английского языка. Копался в памяти до головной боли! Так хотелось пообщаться с ними. Русский естественно они не знали (кстати, один из американцев показал нам англо-русский разговорник, изданный во время 2-й Мировой Войны, для солдат 2-го фронта в виде комиксов. Интересное и оригинальное издание, со странным представлением о нас…) и я удивился, как они будут общаться с нашими моряками во время работы (контракт с ними был заключен на 2 месяца). Зимний переход оказался очень тяжелым. Шторма и частое сильное обледенение ухудшало остойчивость судна. Весь экипаж выходил на околку льда, и даже наши пассажиры-американцы помогали скалывать лёд. Вот с такими приключениями мы доставили американских ученых-биологов по назначению. В конце 70-х гг. XX столетия было еще несколько рейсов в США. От американцев мы впервые узнали, что они все живут в кредит, многие не имеют постоянной работы, а нанимаются только по контракту, что у них платная учеба в ВУЗах и платное медицинское обслуживание. Что продукты (натуральные) стоят очень дорого, также дорога одежда из натуральных тканей. Одни американец рассказал, что его родители ему дали денег за 1-й курс учебы. А потом пустили в «свободное плавание». И он сам зарабатывал на учебу, чтобы закончить ВУЗ. Все эти рассказы нам в то время было в большую диковинку. И мы даже предположить не могли, что через 20 лет сами «докатимся» до такой же жизни. О жизни на Дальнем Востоке можно рассказывать до бесконечности… О красоте природы, о переменчивости климата, о своей молодой жизни, о щедрых и сильных друзьях и коллегах… Говорят: кто на Дальнем Востоке не бывал, тот России не видал! Воистину так! Это были наши лучшие годы с Еленой. Я практически был везде! Обошел все побережье Дальнего Востока, Камчатки, Сибири. Ощутил что называется «на своей шкуре» все шторма и бури Японского, Охотского, Берингово морей и Тихого океана. Побывал на всех Курильских островах, был и на Камчатке, Чукотке. Красивый незабываемый край… Но всему приходит конец и в 1982 г. было принято решение о переезде в Северодвинск (Архангельская область)».
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
5 апреля 2011 23:58Зых и зыхчане Лисаков Виталий Михайлович
Продолжение
Этапы жизненного пути (1983 - 2004)… В 1983 г. Виталий Михайлович продолжил трудовую морскую деятельность на СЕВМАШе (Северное машиностроительное предприятие). Северодвинский период жизни очень интересен. Часть жизни была посвящена строительству атомного флота России. В этом есть его гордость и ответственность. Он стал водить суда по океанским маршрутам. Его корабли выполняя ответственные грузоперевозки, не раз попадали в неординарные обстановки из которых с честью выходил капитан и его команда.
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
6 апреля 2011 0:00Зых и зыхчане Лисаков Виталий Михайлович
Продолжение
С 1984 г. – он капитан пассажирского судна «Алушта». На «Алуште» доставлял туристов на Соловецкие острова.
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
6 апреля 2011 0:02Зых и зыхчане Лисаков Виталий Михайлович
Продолжение
С 1989 г. - на «К. Коробцове».
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
GelenaМодератор раздела  Минск Сообщений: 14936 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 1497 | Наверх ##
6 апреля 2011 0:05Зых и зыхчане Лисаков Виталий Михайлович
Продолжение
Виталий Михайлович постоянно стремился к самоусовершенствованию и профессионализму, утверждению себя в еще более сложных обстоятельствах. Продолжая свой профессиональный рост получил сертификат А-VI/4-2.
Из воспоминаний Виталия Михайловича Лисакова:«Кстати, какое-то странное совпадение. СС «Сноровистый» и «К. Коробцов» - систершип-ы, т.е. суда одинакового проекта. У одного строительный номер 206, у другого - 207. В Ярославле, когда их строили, они стояли на стапеле рядом, как братья. Мистика какая-то… В 1998 г. выполняя различные работы по обеспечению заказов основного производства на судах СЕВМАША, выполняя рейсы за границу по доставке продукции СЕВМАША иностранным грузовладельцам и заказчикам, набрал ценз плавания и получил диплом капитана дальнего плавания. А в 2000 г. - звание и профессиональный диплом капитана загранплавания. Но были ограничения (не грузовые суда, брутто тоннаж до 3000 брутто. регистр. тонн, до 3000 л.с. мощность), т.к. плавал на пассажирском судне и буксире-спасателе. В 2004 г. ограничения снял. Учился за свой счет. Т.к. хотел уйти «под флаг» - плавать на судах частных компаний, зарегистрированных в других «удобных» странах (в вопросах налогов) и носящих их флаг. До 2002 г. часто ходил за границу. Был в Нидерландах, в порту Роттердам. Во многих портах Норвегии: Хеугесунн, Эгерсунн, Ставангер, Олесунн и др. Только в Ставангере был раз десять. В 1998 г. (если не ошибаюсь) «сбегали» вокруг Европы, до Николаева на Украине.
 --- Каспийское высшее военно-морское Краснознаменном училище им. С.М. Кирова (история, персоны);
Зых и зыхчане | | |
|
Людмила Васильевна, ой-ой-ой как здорово! Как Вы в точку сочинили! Телефон беспрестанно звонил, скайп накалился до красна, электронная почта переполнилась, несколько моих любимых форумом тоже порадовали. Как замечательно иметь много добрых друзей. Людмила Васильевна, ценю, люблю, всегда помню Вас.
Сегодня из Минска уехала навсегда в Оренбург Анна Матвеевна. Я прощалась с ней по телефону.
Обнимаю Вас и еще раз благодарю.