Лисаков Виталий МихайловичПродолжение Второй случай произошел на Южных Курилах. Было лето 1978 г. Мы стояли в постоянной готовности в бухте Крабовая о. Шикотан. Получили срочную РДО (радиограмму) из Владивостока - следовать в район залива Простор (со стороны Охотского моря) к острову Итуруп для оказания помощи объекту «Х». От такой радиограммы веяло некоторой секретностью. Было непонятно – что за «объект» и какие у «объекта» проблемы. Срочно снялись и пошли в район Итурупа. Подошли ночью. «Объект» оказался крупным танкером ВМФ «Вишера». Весь в огнях и сидит на мели. Крупная зыбь, идущая со стороны Охотского моря, медленно разворачивает танкер параллельно берегу, танкер постепенно забрасывает все ближе к берегу и он уже всем корпусом увязает в песке (грунт - песок с илом) и что самое опасное - близко находится подводная каменная банка. На борту танкера более 2000 тонн дизтоплива. Хода не имеет - намотал на винт рыболовецкую сеть.
Мы стали на якорь в непосредственной близости от него насколько позволяли глубины. Довольно быстро завели буксир на корму танкера. И начали пытаться снять его с мели. Мощности главного двигателя нашего спасателя, а если точнее - тяги на гаке, явно не хватало. Доложили руководству…
В течение нескольких суток (я точно не помню сколько) мы держали его на буксире, работая машиной самым полным ходом. За это время его удалось развернуть в сторону от берега всего лишь на 17 градусов.
Вскоре подошли основные силы: СС «Диокл» из нашего отряда, два спасателя ВМФ под началом начальника АСС ТОФ, который взял на себя командование аварийно-спасательными работами. Вскоре подошедшие 3-и спасателя завели свои буксиры на корму танкера и все мы совместно продолжили попытки снять танкер с мели. Но…тщетно. Попытки не увенчались успехом.
После этого по распоряжению руководителя спасательной операции, к танкеру подошли несколько низкосидящих танкеров, которые сняли с танкера «Вишера», перекачав на себя, 1200 тонн дизтоплива. После этого мы повторили попытки снять танкер с мели, которые опять не увенчались успехом. И лишь, после того, как силами небольших буксиров типа РБТ вымыли грунт под днищем танкера от кормы до среза лобовой части носовой настройки танкера, только тогда аварийно-спасательная операция увенчалась успехом - с 3-й попытки мы сняли с мели «Вишеру». Танкер повреждений не получил и своим ходом дошел до базы.
Надо отметить, что команде танкера и нам спасателям крупно повезло, т.к. стояла хорошая погода. А ведь Охотское море славится своими штормами и коварством.
Эту операцию по спасению можно назвать классической.
Третий случай произошел тоже на южных Курилах в проливе Шпанберга (с западной стороны о. Шикотан). В этом районе очень сильное сгонно-нагонное течение. И вот там произошло следующее. В тумане столкнулись два рыбоконсервных плавзавода. Названий их я точно не помню (кажется «И.Уборевич» и «А.Обухов»). Один из них получил огромную пробоину высотой 11 метров. В подводной части 4 метра. Когда мы подошли к ним увидели удручающую картину. Разбита корма. Удар пришелся на несколько жилых кают. Каюты все на виду - разворочены столы кровати и др. оборудование. Как только никого не зацепило?… Все живы. Удар пришелся в коффердам и ниже - в топливную цистерну с мазутом, между машинным отделением и помещением завода. Тоже очень повезло...
Оказалось, что течением один плавзавод нанесло на другой. Но массы-то огромные - каждый более 20.000 тонн. Экипаж более 500 человек, в большинстве женщины. Спустили мы водолаза, замерили пробоину. Изготовили кессон, чтобы была возможность заделать пробоину в подводной части. Каркас его сделали из деревянного бруса 150 х 150 мм. Обшили его дюймовыми досками. Сверху брезент в два слоя. Спустили эту конструкцию за борт, прикрыв подводную часть пробоины.
И на глубине 3-4 м доски толщиной 25 мм под давлением воды начало ломать. Конструкция не выдержала…
Все мы были очень удивлены такой ситуацией. Я увидел такое впервые. Пришлось изготовить новый кессон. Теперь мы накренили завод на 7 градусов на противоположный борт. Пробоина частично вышла из воды. Для увеличения продольной жесткости корпуса, сняли с плавзавода грузовую стрелу и приварили ее изнутри пробоины. И только тогда опустили новый кессон и осуществили заделку пробоины - ее подводной части. Восстановили и наружную обшивку корпуса. Предъявили работу инспектору Морского регистра. Он работу принял и разрешил заводу остаться в районе лова (работали на сайре).
Необходимо отметить, что даже во время ремонта на плавзаводе продолжались работы по переработке рыбы (тем самым, сохраняя труд тысяч рыбаков).
И еще нужно отметить то, что плавзавод остался в районе лова и то, что работы по переработке рыбы продолжались во время аварии, и это позволило избежать колоссальных убытков – была огромная заслуга нас спасателей!
Плавзавод потерпел минимальные убытки.
В общем, работа была очень интересная, да и денежная. Труд спасателей оценивается высоко во всем мире. Мы получали хорошее вознаграждение. Кроме зарплаты по табелю получали «аварийные». Правда, «аварийные» приходили иногда с задержкой, т.к. многие случаи решались судами с наказанием виновных в авариях.
Запомнилась встреча с американцами. Это было зимой в начале 1977 г. Тогда я работал на СС «Бесстрашный». В то время вступила в силу Международная конвенция об экономических зонах.
Экономическая зона — прилегающий к территориальным водам морской район шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Мы работали у берегов Чукотки в Беринговом море. Стояли в бухте Наталии. Получили от руководства указание следовать в США в порт Датч Харбор на о. Уналашка Алеутских островов в район нашей бывшей Русской Америки. Там нужно было взять на борт американских наблюдателей - биологов и доставить в район лова, т.к. наши суда оказались в их экономической зоне. Помнится поразило то, что на подходе к порту Датч Харбор расположен о. Богослова. Остров с таким же названием есть и у нас - на выходе из бухты Наталии, откуда мы пришли. На берегу острова Уналашка в районе порта - несколько церквей с такими же маковками, как у нас.
Наш остров Иоанна Богослова, появился в 1796 г., под 53° 58' с.ш. и 168° 5' зап. д. в 45 верстах к западу от Уналашки в цепи Алеутских островов. Появился остров благодаря извержению вулкана.Взяв на борт американцев, пошли к нашим берегам. Здесь я впервые проверил свои знания английского языка. Копался в памяти до головной боли! Так хотелось пообщаться с ними. Русский естественно они не знали (кстати, один из американцев показал нам англо-русский разговорник, изданный во время 2-й Мировой Войны, для солдат 2-го фронта в виде комиксов. Интересное и оригинальное издание, со странным представлением о нас…) и я удивился, как они будут общаться с нашими моряками во время работы (контракт с ними был заключен на 2 месяца). Зимний переход оказался очень тяжелым. Шторма и частое сильное обледенение ухудшало остойчивость судна. Весь экипаж выходил на околку льда, и даже наши пассажиры-американцы помогали скалывать лёд. Вот с такими приключениями мы доставили американских ученых-биологов по назначению.
В конце 70-х гг. XX столетия было еще несколько рейсов в США. От американцев мы впервые узнали, что они все живут в кредит, многие не имеют постоянной работы, а нанимаются только по контракту, что у них платная учеба в ВУЗах и платное медицинское обслуживание. Что продукты (натуральные) стоят очень дорого, также дорога одежда из натуральных тканей. Одни американец рассказал, что его родители ему дали денег за 1-й курс учебы. А потом пустили в «свободное плавание». И он сам зарабатывал на учебу, чтобы закончить ВУЗ. Все эти рассказы нам в то время было в большую диковинку. И мы даже предположить не могли, что через 20 лет сами «докатимся» до такой же жизни.
О жизни на Дальнем Востоке можно рассказывать до бесконечности… О красоте природы, о переменчивости климата, о своей молодой жизни, о щедрых и сильных друзьях и коллегах…
Говорят: кто на Дальнем Востоке не бывал, тот России не видал! Воистину так!
Это были наши лучшие годы с Еленой.
Я практически был везде! Обошел все побережье Дальнего Востока, Камчатки, Сибири. Ощутил что называется «на своей шкуре» все шторма и бури Японского, Охотского, Берингово морей и Тихого океана. Побывал на всех Курильских островах, был и на Камчатке, Чукотке. Красивый незабываемый край…
Но всему приходит конец и в 1982 г. было принято решение о переезде в Северодвинск (Архангельская область)».
Благодарю Вас, Юрий, за внимание к Дневнику и за поздравление.
Ничего не может быть приятней положительного отзыва о твоей работе.
Заходите еще.