На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ГЛАВНЫЕ КНИГИ - по номерам питомцев сообщение sofytimздесь
Императорский Воспитательный дом в Москве. Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.
Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он также участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц. Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.
В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.
Основание Воспитательного дома
Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома. Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро. Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом. Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги. Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.
Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.
Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
Организация жизни в Воспитательном доме
Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.
Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.
Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу. С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание. В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными. Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.
Образование в Воспитательном доме Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.
При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им. Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.
Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.
В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.
Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.
По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».
В 1797 году Павел I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения. В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда. С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.
Обнаружил запись: "Воспитанник Московского воспитательного дома". Где это было? Как туда попадали? Каким образом воспитанник этого дома мог попасть в Оренбург? Кто встречал подобные записи? Поделитесь, пожалуйста опытом.
nmash Ссылка на описи есть выше. Там указано: 108-3-1952 Ремесленная книга питомцев Столичного окружного управления . Без даты.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
2. в главной книге написано "в родственники по журналу 2 сентября 1837 года". Вопрос - про какому журналу? что это за журнал такой? там же, наверное, и куда/кому более конкретно был передан должно быть?
[/q]
Как раз недавно по работе сталкивалась с этими " Журналами". Это журналы заседаний Опекунского Совета ф. 127 Гигантские книги со сплошным текстом, но с весьма ценной информацией по генеалогии. Один талмуд - один месяц одного года. Там указывается запись журнала от определённого числа, в которой записано (в случае, если запись о родственниках) кому отдан, и степень родства и кто может подтвердить родство. Очень интересный источник.
--- Специализация: история Московского воспитательного дома, генеалогия сирот в Российской империи, источниковедение.
>> Ответ на сообщение пользователя westakow от 6 января 2023 18:54 По Пелагее: 1). Главная книга 1874г. (1893-19). Ищем Пелагею Фёдорову, отданную на воспитание в (проверить по Спискам селений по объездным округам, куда входило село Алексино) ... нужную волость найденного уезда, куда входило Алексино
2) Объездная книга нужного округа - проверка - когда выдана замуж.
3) По главной книге - кто когда её принёс, крещенная ли и тп...
Аналогично по жениху.
--- Наталия. U5a1d2a Лётовы (Ряз.), Суриковы, Башиловы, Суровы (Подмосковье), Субботины, Столяровы, Андриановы, Долженко (Ейск), Щербины (Полтав. и Кубань) Нейгебауер. http://rusgenealogy.clan.su/ Все мои и моих предков данные только для генеалогии.
Подскажите, пожалуйста, прадед питомец М.В.Д. судя по делу о вступлении в партию ВКП(б) он 1880 года рождения, его на воспитание берет крестьянин деревни.
Проследил по сыну и внуку приемного отца моего прадеда фамилия Шилдин, но у прадеда, который стал Верейским мещанином фамилия Тихачев.
Вопрос: откуда могла появиться фамилия Тихачев, если в ближайших населенных пунктах такой фамилии не было?
При мещанстве ему дали фамилию, когда он вступил на службу в армию, либо еще как-то?
Как я понимаю, он должен был быть с фамилией приемного отца, т.е. Шилдиным.
Здравствуйте, подскажите когда воспитанников отдавали в крестьянские семьи их как-то отбирали (семьи в смысле) и могла семья согласиться/ не согласиться?
Eledwine Каких то конкретных документов на сей счет я лично не видела, но конечно семьи сами высказывали свое желание взять ребенка на выкармливание и воспитание. Должна быть кормящая мать как минимум. Семье это было выгодно, за каждого ребенка они получали ежемесячно деньги от опекунского совета ИМВД. В моем понимании это аналог современной опеке. Думаю и усыновить было выгодно, ведь дети получали неплохую профессию и потом могли помогать приемным родителям. Я писала здесь уже о том, что контроль за питомцами был жёсткий, если при объезде оказывалось, что условия прибывания ребёнка неудовлетворительные, то его могли передать в другую семью.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
SAMOSA88 Нет, не должен был воспитанник обязательно взять фамилию усыновителей. Мой прадед например не взял, хотя они ему выделили часть наследства потом. Он вообще взял фамилию своего друга из соседнего села. Вообще при выпуске из ИМВД и приписке куда то должны быть документы, что приписан например в мещанство такого то города и фамилия присвоена такая то. На своего я не нашла, но видела у других. Про фамилию друга рассказывал дедушка, потом я видела в метриках, как этот друг был поручителем на свадьбе прадеда.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
>> Ответ на сообщение пользователя Alice S от 11 ноября 2022 20:47
Алиса, предполагаю, что КМ это "контрамарка".
В кн. "Монографии учреждений ведомства Императрицы Марии", СПб, 1878 г. (издана к 50-летию ведомства, 1828-1878) - - - мне встретился порядок возврата детей, отданных ранее в Воспитательный Дом. Их могли возвращать пожелавшим того родителям при определённых условиях.
Одним из этих обязательных условий было предъявление контрамарки. Контрамарка выдавалась лицу, сдавшему младенца в ВД. Типа расписка о приёме младенца.
И если вставал вопрос о возврате младенца из ВД, то заитересованное лицо обязано было эту контрамарку предъявить администрации, подтверждая тем самым, что именно оно либо кто-то по его поручению младенца сдавал в ВД - и вот теперь желает вернуть.
Думаю, что отметка К.М. в книге обозначает факт выдачи администрацией ВД такой контрамарки и потенциальную возможность возврата младенца.
В случае подкидышей контрамарка не фигурирует, так как не было лица, официально сдававшего младенца в ВД, поэтому контрамарка никому не выдавалась.
Порядок возвращения питомца ближайшим родственникам, где одним из обязательных условий является предъявление контрамарки = КМ, полученной при сдаче младенца в ВД.