На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
ГЛАВНЫЕ КНИГИ - по номерам питомцев сообщение sofytimздесь
Императорский Воспитательный дом в Москве. Закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников, учрежденное в 1763 году по инициативе И.И. Бецкого.
Основателем Воспитательного дома стал Иван Иванович Бецкой (1704-1795). Он также участвовал в создании Смольного и Екатерининского институтов благородных девиц. Разделяя с императрицей любовь к просветителям и стремление воспитать на основе их идей «новую породу» физически и нравственно здоровых людей, Бецкой большое внимание обращал на проблему поддержки сирот и незаконнорожденных.
В России традиционно заботу о таких детях брала на себя церковь. Так, первый приют для них был открыт в 1706 году митрополитом Иовом при Холмово-Успенском монастыре. В 1714 году в Петербурге появилась богадельня для подкидышей и беспризорников. Бецкой же хотел построить это дело на основе идей просвещения.
Основание Воспитательного дома
Императорский Московский воспитательный дом с госпиталем для бедных родительниц был учрежден Правительственным манифестом от 1 сентября 1763 года. По статусу учреждение считалось государственным и находилось под покровительством императрицы. Управление им осуществлялось попечителями и опекунами. Главным попечителем стал Бецкой, направлявший всю деятельность дома. Он смог собрать вокруг себя единомышленников. При его участии директором Воспитательного дома стал знаменитый историк Герард Миллер. Любопытно, что одним из попечителей был Дени Дидро. Воспитательный дом существовал в основном на пожертвования, которых требовалось немало. Сам Бецкой вносил в кассу дома крупные суммы денег. Императрица Екатерина взяла на себя обеспечение учреждения провиантом. Многие представители царской фамилии и аристократии жертвовали значительные средства, после обращения Синода пожертвования потекли со всей страны и даже из-за границы. Но жертвовали не только деньги. Например, Воспитательному дому был подарен прекрасный кабинет истории, из Академии художеств и Кремлевского двора посылали книги, предметы искусства, иконы.
Еще одной статьей дохода стала прибыль от принадлежащих дому мельниц, кузниц, харчевен, сдаваемых в аренду, а также пивоварен, пристаней и т.д.
Само здание Воспитательного дома было построено в Васильевском саду на берегу Москвы-реки недалеко от Кремля.
Организация жизни в Воспитательном доме
Важной проблемой Воспитательного дома стала детская смертность, так как большинство воспитанников, попадавших сюда, были слабыми, им не хватало грудного молока, к тому же из-за слишком большого числа поступавших детей возникала сильная скученность.
Бецкой с соратниками прежде всего стремились наладить питание младенцев. В дом привлекали кормилиц, которым платилось хорошее жалование. Кроме того, были заведены коровы и козы, которых воспитатели держали на собственные средства. Вскоре Бецкой организовал молочную ферму у Дорогомиловской заставы, для которой закупал коров в Голландии.
Еще одной проблемой были эпидемии. С 1768 года, сразу после введения в России оспо- и корепрививания, всем воспитанникам стали прививать оспу. С самого основания в Воспитательном доме заработал родильный госпиталь, называвшийся «секретным», так как дети, рождавшиеся там, были, как правило. незаконнорожденными, а матери скрывали свои имена. Новорожденный, оставленный матерью, попадал в грудное отделение, а сами женщины получали документ с указанием времени поступления, именем ребенка и его регистрационным номером. Некоторых грудничков отдавали в крестьянские семьи на вскармливание. В это время за ними следили уполномоченные Опекунским советом чиновники. В 2-3-летнем возрасте детей привозили обратно, чтобы привить оспу. С шести лет начиналось обучение грамоте и ремеслам. Все воспитанники вне зависимости от происхождения считались вольными. Бецкой следил, чтобы дети, переданные на воспитание в деревню, не становились крепостными.
Образование в Воспитательном доме Дети, воспитывавшиеся в крестьянских семьях, обучались грамоте и арифметике. В случае болезни их привозили на лечение в Воспитательный дом. Усыновлять воспитанников могли только бездетные государственные крестьяне, имевшие свидетельство о хорошем поведении и способные содержать ребенка. При появлении в семье родных детей приемный ребенок сохранял равные с ними права. Детей, возвращенных из деревень в дом для обучения ремеслам, с 8 лет отдавали на воспитание мастерам – мальчиков на 16, девочек на 12 лет. Воспитанники становились лесоводами, фельдшерами, садоводами, получали технические специальности.
При Воспитательном доме было открыто и ремесленное училище с 6-летним сроком обучения. Здесь преподавали алгебру, тригонометрию, практическую механику, физику, химию и черчение. После обучения шли 3 года практики, после чего ученики получали аттестаты ученых мастеров, мастеров и подмастерьев. В 1868 году училище получило статус высшего технического учебного заведения. Московское техническое училище в советское время стало МВТУ им. Н.Э. Баумана, сейчас это Московский государственный технический университет.
Среди воспитанников дома всегда были те, кто выделялся способностями к наукам и искусствам. После обучения в Воспитательном доме они могли стать домашними учителями, бухгалтерами. Наиболее способные поступали в университеты и Медико-хирургическую академию.
В самом доме были учреждены мужской и женский институты для воспитания и образования сирот чиновников и военнослужащих. Позднее мужской институт стал Сиротским кадетским корпусом, а женский – Александринским, а затем Николаевским сиротским институтом, где готовили домашних учительниц, получавших диплом Московского университета, а также домашних учительниц с правом преподавания в гимназиях.
Воспитанники дома, уже начавшие работать, еще шесть лет получали от него пособия. Потеряв работу, заболев и оказавшись на пороге одинокой старости, бывшие воспитанники могли вернуться в дом, там они имели содержание и отдельную комнату.
По инициативе И.И. Бецкого в 1770 году был открыт Петербургский Воспитательный дом. За свою деятельность Бецкой был произведен в действительного статского совета и награжден медалью «За любовь к отечеству».
В 1797 году Павел I передал управление всеми благотворительными учреждениями императрице Марии Федоровне, которая руководила преобразованиями в системе общественного призрения. В 1837 году почти все помещения Воспитательного дома занял Николаевский институт для штаб- и обер-офицерских сирот. После Октябрьской революции он был упразднен, его место занял Дом труда. С 1922 по 1962 год здесь находился НИИ педиатрии, затем вся территория отошла Академии ракетных войск стратегического назначения, которая была выведена отсюда в 2016 году.
Обнаружил запись: "Воспитанник Московского воспитательного дома". Где это было? Как туда попадали? Каким образом воспитанник этого дома мог попасть в Оренбург? Кто встречал подобные записи? Поделитесь, пожалуйста опытом.
>> Ответ на сообщение пользователя matilda1962 от 5 июня 2021 12:59
спасибо большое
А подскажите пожалуйста эта Главная книга МВД в архиве ЦИАМ? туда запрос писать?
[/q]
Да. Фонд 108. Книги по годам рождения. Не знаю, все ли ли сохранились. Пишите в ЦИАМ. Как можно подробнее изложите все, что вам известно: дату рождения, имя, возможно, фамилия. В общем, все, что знаете.
Дорогие форумчане, добрый день! Ищу информацию о своей пра...бабушке, воспитаннице ИМВД, и буду благодарна, если кто знает: 1. кого в записи в главных книгах называют "приносительницей"? Ведь это лицо "объявляет", что ребенок - не от солдатской вдовы, значит, как-то контактировал с тем, кто владеет информацией о ребенке? 2. если ребенок уже был крещен, назван и ему дано отчество не по крестному отцу, то откуда вся эта информация (имя-отчество, дни или месяцы рождения) известна? кто ее сообщил? 3. как могли воспитанницы, находящиеся после 17 лет еще в ИМВД, подыскивать себе женихов? Кто-то им помогал, они сами - но как? БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
elena269 Ребенка мог принести кто угодно, его имя нигде не фигурирует. Могли принести с метрикой уже крещеного, могли принести не крещенного, тогда крестили уже в ИМВД, причем говорят, что записи о крещении не вносили. Ребенка могли просто подбросить. Вы не пишите годы которые вас интересуют. По некоторым годам после 1880 есть метрические выписки. В главной книге писали например дата рождения по документам, значит ребенка принесли с метрикой. Откуда отчество без метрики узнать нельзя. Есть книга законных детей, которые по каким то причинам попали в приют. Женихов никто специально не искал. Детей обучали от приюта разным профессиям, потом они могли уехать в разные места на работу. Могли познакомиться где угодно: в деревне, где росли, в мастерской, где учились или потом где стали работать. Почитайте тему, тут все подробно описано.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
elena269 Ребенка мог принести кто угодно, его имя нигде не фигурирует. Могли принести с метрикой уже крещеного, могли принести не крещенного, тогда крестили уже в ИМВД, причем говорят, что записи о крещении не вносили. Ребенка могли просто подбросить. Вы не пишите годы которые вас интересуют. По некоторым годам после 1880 есть метрические выписки. В главной книге писали например дата рождения по документам, значит ребенка принесли с метрикой. Откуда отчество без метрики узнать нельзя. Есть книга законных детей, которые по каким то причинам попали в приют. Женихов никто специально не искал. Детей обучали от приюта разным профессиям, потом они могли уехать в разные места на работу. Могли познакомиться где угодно: в деревне, где росли, в мастерской, где учились или потом где стали работать. Почитайте тему, тут все подробно описано.
[/q]
Спасибо за отклик. Мои исследуемые годы - 1828-1830. Я так понимаю, что если был крестик - значит, ребенок крещен. Следовательно, ему дано имя. При этом в 99% случаев пишут, что "свидетельства нет" - значит, нет метрики? (Или это о другом каком-то свидетельстве?) И при этом у ребенка в главной книге записано имя-отчество, в моем случае Катерина Васильева. Почему девочка именно Катерина Васильева, откуда это известно?
elena269 Если ваша Катерина была с крестиком, значит крещеная. Документов нет, значит принесли без метрики. Позже без метрики не принимали. Имя либо дали в приюте, либо могла быть записка с именем. Насколько я понимаю, не важно каким именем ребенок крещён, главное совершен обряд и его не повторяют. А каким именем потом назовут ребенка уже не важно. Поправьте если я ошибаюсь. Я, например, тоже не понимаю, прадед говорил, что имя ему дали в приюте, а в книге написано, что дата рождения по документам, значит принесли с метрикой.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
elena269 Если ваша Катерина была с крестиком, значит крещеная. Документов нет, значит принесли без метрики. Позже без метрики не принимали. Имя либо дали в приюте, либо могла быть записка с именем. Насколько я понимаю, не важно каким именем ребенок крещён, главное совершен обряд и его не повторяют. А каким именем потом назовут ребенка уже не важно. Поправьте если я ошибаюсь. Я, например, тоже не понимаю, прадед говорил, что имя ему дали в приюте, а в книге написано, что дата рождения по документам, значит принесли с метрикой.
[/q]
Моя подкинутая "неизвестно кем". О прилагаемой записке ни у кого записи не встречала в главных книгах. Да, согласна, имя могло быть изменено. Если называли в приюте, то имя, скорее всего, по святцам давалось, а отчество? Произвольно? Если ребенка крестят в приюте - понятно, по имени батюшки или восприемника, а крещеному отчество как давали? Досадно, если произвольно, ведь я на отчестве строила свою версию)
elena269 Если вы нашли ее запись в главной книге, выложите сюда фото пожалуйста.
--- У. Можайский с. Бородино, д. Горки Строганов
Смоленская губ.Гжатский у. старообрядцы д. Степаники Романов, Михайлов
Тамбовская губ. Козловский у. с. Стежки Юдаков и Трубников
Полтавская губ. Кобелякский у. Бутенки, Касьянивка. Рубан, Проскурня
Московский Воспитательный дом 1880г
Суздаль
по крестному/восприемнику....вы же сами пишите....
elena269 написал:
[q]
Если ребенка крестят в приюте
[/q]
крестят в церкви, а из приюта он или внебрачный ребенок, то в крестных оказывались и местные уважаемые люди, и хозяева дома в котором он родился или к которому его подкинули...разные случаи бывали..
--- ...Быть русским-не медаль,а внутренняя даль,где голос предков слышен....
Поиск предков и потомков, помощь в поиске информации, генеалогия и краеведение.