Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
romanvm Россия, г. Ефремов Сообщений: 5606 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 3583 | Наверх ##
12 августа 2024 19:16 JohnSelivan написал: [q] Деловые люди[/q]
Читайте ответ --- Вопрошающие, большая просьба - приводите ссылки на документы из общедоступных источников. | | Лайк (2) |
_Nina_ Москва Сообщений: 658 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 218 | Наверх ##
10 сентября 2024 16:16 Не знаю, правильно ли я выбрала тему, но поскольку вопрос о крестьянах, то, наверное, надо сюда писать.
Вопрос общего характера, о жизни крестьян в конце 19-го века - начале 20-го.
Я всегда представляла себе жизнь крестьян так: живут в деревне, возделывают землю, разводят скот и живут с доходов от этой деятельности. Но когда начала изучать историю своей семьи, поняла, что я ничего не знаю о жизни крестьян.
Из четырёх моих семейных ветвей (две мамины, две папины) три оказались крестьянскими, две из Смоленской губернии, одна из Саратовской.
В Саратовской губернии всё именно так, как я себе представляла: несколько поколений из одной деревни, оттуда же все восприемники и поручители, разве что парочка из ближайших деревень.
А вот в Смоленской полный раздрай (для меня). Крестьянин Смирнов приписан к деревне Кувылдино, но такое ощущение, что никогда там не жил вообще. Все дети у него рождались в г. Гжатск Смоленской губернии, жил он там с семьёй на центральной улице, не в своём доме (есть недоимки по квартирному налогу), а после революции на той же улице уже имел большой собственный дом. В восприемниках сплошные гжатские мещане да жандармские чины. Но сам он всё время числился крестьянином из деревни Кувылдино. Я не понимаю, за счёт чего он мог жить в городе и содержать семью? Причём, похоже, он не бедствовал и пользовался каким-никаким влиянием в городе, приглашая в восприемники людей не крестьянского происхождения. Торговал? Но чем, если он ничего не производил? Да и мог ли он заниматься, скажем, перепродажей, являясь крестьянином? Чем могли заниматься крестьяне в городах, на что имели право и какие возможности у них были?
В другой ветке тоже весело. Крестьянин Васильев был приписан к деревне Малые Ломы, да что-то тоже не очень её жаловал, похоже. Женился на девушке из деревни той же волости, и куда-то метнулся с молодой женой. Родили они (пока непонятно, где) своего первого ребёнка, а уже следующего и всех остальных рожали аж в Тверской губернии, в посаде Погорелое городище. Ну, тут вроде деревня, всё как надо, но как мог устроиться молодой крестьянин с женой и ребёнком в чужой деревне, обосноваться там, найти средства для содержания семьи, родить детей, а потом опять рвануть всем семейством обратно в Смоленскую губернию? Ну, ладно, предположим, в Смоленской губернии у него был дом (родительский хотя бы), но как он устроился в чужой деревне, в соседней губернии, где и на что жил хотя бы первое время?
Такое ощущение, что для крестьян Смоленской губернии переезды с места на место были делом привычным. Но ведь любой переезд - это очень сложно, тем более с семьёй: надо иметь место, где жить, надо быть уверенным, что ты на новом месте сможешь содержать семью. Какие были у крестьян возможности для успешных переездов? И не переселения на новые земли по какой-нибудь государственной программе, не принудительная высылка, а добровольный переезд за лучшей жизнью, видимо. Что им давало уверенность в том, что они устроятся на новых местах? Какие были механизмы для подобных успешных переездов? --- Ищу сведения о Великом Дмитрие Дорофеевиче, Юрчуке Иване Васильевиче, Смирнове Тихоне Павловиче и Васильевой Анне Васильевне
Мой дневник | | |
romanvm Россия, г. Ефремов Сообщений: 5606 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 3583 | Наверх ##
10 сентября 2024 16:32 >> Ответ на сообщение пользователя _Nina_ от 10 сентября 2024 16:16 Как вариант почитайте это --- Вопрошающие, большая просьба - приводите ссылки на документы из общедоступных источников. | | Лайк (1) |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17289 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8760 | Наверх ##
10 сентября 2024 16:42 _Nina_ Крестьянин мог быть приписан в деревне, числиться крестьянином, платить налоги как крестьянин, а по факту жить в городе как ремесленник, как извозчик, как наемный работник и т.п. Для жилья снимали комнаты. Чтоб приписаться в мещане, стать городским обывателем, нужны были определенные условия - как правило недвижимость в городе (хоть сараюшка), и налоги крестьян и мещан отличались. Выгодно было числиться крестьянином, а жить и работать в городе --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
_Nina_ Москва Сообщений: 658 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 218 | Наверх ##
10 сентября 2024 17:11 Любчинова написал: [q] Выгодно было числиться крестьянином, а жить и работать в городе [/q]
То есть на крестьян не накладывались какие-либо ограничения в выборе работы в городе? Это понятно. А как переехать из деревни в другую деревню, не соседнюю? Надо же как-то подготовить место для жизни, не в пустоту же переезжать. Дорога не близкая, туда-сюда не наездишься, чтобы дом построить или землю купить. Какая может быть мотивация? --- Ищу сведения о Великом Дмитрие Дорофеевиче, Юрчуке Иване Васильевиче, Смирнове Тихоне Павловиче и Васильевой Анне Васильевне
Мой дневник | | |
_Nina_ Москва Сообщений: 658 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 218 | Наверх ##
10 сентября 2024 17:22 romanvm написал: [q] Как вариант почитайте это
[/q]
Интересно, спасибо, поняла, что устроиться в городе крестьянин вполне мог. Не совсем понятно, правда, почему Смирнов не стал мещанином после долгого проживания в городе и явно вращаясь именно в мещанской среде. --- Ищу сведения о Великом Дмитрие Дорофеевиче, Юрчуке Иване Васильевиче, Смирнове Тихоне Павловиче и Васильевой Анне Васильевне
Мой дневник | | |
_Nina_ Москва Сообщений: 658 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 218 | Наверх ##
10 сентября 2024 17:52 Malus_domestica написал: [q] Вы никогда не слышали о таком явлении, как отходничество?[/q]
Нет, именно с этим термином я не сталкивалась. Мне как-то в голову не приходило, что внутренняя трудовая миграция была так популярна. Мне казалось, что если люди переезжали куда-то, то уже насовсем, с целью жить на новом месте, а не только зарабатывать. Тем более семьи с детьми, уже имеющимися и родившимися в местах миграции. Спасибо, теперь у меня в голове складывается более стройная картина. Malus_domestica написал: [q] Переход из одного сословия в другое был связан с изменением налогооблажения, ориентировались на свои финансовые возможности, а не на круг общения. [/q]
Не знаю, почему, но мне почему-то конкретно этот мой предок представляется весьма амбициозным. Хотя он мог быть при этом и очень расчётливым. Да, здесь, видимо, бережливость победила амбиции. --- Ищу сведения о Великом Дмитрие Дорофеевиче, Юрчуке Иване Васильевиче, Смирнове Тихоне Павловиче и Васильевой Анне Васильевне
Мой дневник | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17289 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8760 | Наверх ##
10 сентября 2024 18:49 10 сентября 2024 18:50 _Nina_А какие тут особенные амбиции? Крестьянин - это сельский обыватель, а мещанин - городской обыватель. Доходы могли быть самые разные - как у крестьян, так и у мещан. Malus_domestica написал: [q] такой богатый крестьянин мог стать мещанином или купцом? А он, почему-то, продолжал числиться крестьянином.[/q]
Налоги с крестьян все-таки отличились от налогов с мещан, тем более налоги с купцов. Стать купцом, конечно, может быть и престижно, но накладно. Можно числиться крестьянином, платить налоги как крестьянин, а вести образ жизни по сути купеческий... --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (4) |
_Nina_ Москва Сообщений: 658 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 218 | Наверх ##
10 сентября 2024 19:49 Любчинова написал: [q] А какие тут особенные амбиции?[/q]
Открывая подробности жизни своих близких, я пытаюсь для себя нарисовать хоть какой-то их портрет, приписывая им некие качества, которые приходят мне в голову при анализе их образа жизни. И в случае этого человека мне представляется, что он был амбициозным. Вряд ли я смогу это объяснить, да в этом и нет необходимости. Просто мне так кажется. Но могу и ошибаться, конечно. --- Ищу сведения о Великом Дмитрие Дорофеевиче, Юрчуке Иване Васильевиче, Смирнове Тихоне Павловиче и Васильевой Анне Васильевне
Мой дневник | | |
diza Москва Сообщений: 2180 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2214 | Наверх ##
10 сентября 2024 20:03 _Nina_ написал: [q] Но могу и ошибаться, конечно.[/q]
На мой взгляд главная ошибка в том, что вы проецируете представления о жизни современных/советских крестьян на начало 20 века. Посмотрите: какие наделы получили ваши семьи в 1861 году, какая земля была по урожайности, сколько едоков было. После получения надела и смерти отца/деда земля делилась между сыновьями. Можно ли было прокормиться с этого участка? Крестьянин тогда - это не профессия, а сословие. И переезд практически всегда связан не с амбициями, а с экономикой. | | Лайк (5) |
|