Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1738 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
6 июля 2009 10:31 6 июля 2009 10:32 Скворцова написал: [q]
Всё же, думаю, что были фамилии у моих крестьян до начала 20в, хоть и в метриках 80-х и РС их не указывали. Например, один крестьянин, сданный в рекруты в 1845г (по материалам РС 1850) в МК за 1885г упоминается как поручитель на свадьбе, единственный из всех с фамилией, но уже в звании унтер-офицера. Видимо потому и с фамлией. Сдаётся мне, что батюшка считал слишком для крестьян выписывать фамилии, да грамотность страдала. [/q]
Извиняюсь, забыл указать, что отставные солдаты и ямщики были первыми носителями фамилий в крестьянской среде, а еще служители при церквях и монастырях. Они с фамилиями и в метриках и в ревизиях уже в 18 веке. Еще одно наблюдение женщина из семьи с фамилиеей вышедшая за муж за без фамильного крестьянина, в дальнейшем также в метриках писалась без фамилии. Да, крестьяне со стариными фамилиями указаны с ними и в ревизских сказках. ( и не тольео в 10, но и во всех предидущих). --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
alenabond2 г.Севастополь Сообщений: 712 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 4383 | Наверх ##
6 июля 2009 20:31крестьяне KRANнаписал:Наделы частично выкупались, частично арендовались. Площадь зависела от губернии и состава семьи (учитывались только мужчины). [/q] Поясните,пожалуйста: мужчины- только взрослые? или имелись ввиду члены семьи мужского пола? Где можно почитать о распределении земли? Мои предки из Николаевской обл(бывшая Херсонская губ.) --- с.Кошаринцы- Войтович, Мельник, Кухарь, Кубов, Дрозд.
Херсонская губ. Митрофанов, Ефремов, Мясоедов, Голощапов, Гуреев, Евдокимов.
Курск. губ- Митрофанов, Ефремов, Мясоедов, Голощапов, Саг(а)лаев, Гуреев, Головин, Евдокимов, Жмакин, Цапко, Суботин, Тарасов.
Пенз./Саратов. губ: Кабанов, О/Астаев, | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1738 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
6 июля 2009 21:00 alenabond2 написал: [q] Поясните,пожалуйста: мужчины- только взрослые? или имелись ввиду члены семьи мужского пола? Где можно почитать о распределении земли? Мои предки из Николаевской обл(бывшая Херсонская губ.)[/q]
Мужчины - работники. По Херсонской губернии не спец, но знаю, что в Полтавском архиве нужные материалы находятся в фондах уездных земских управ. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
alenabond2 г.Севастополь Сообщений: 712 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 4383 | Наверх ##
11 июля 2009 20:10Крестьяне KRANбольшое спасибо. Прошу помочь разобраться ещё в одной ситуации Мой прадед 1879г.рождения из Пензенской обл.(бывшая Саратовская губ) в 1893г окончил сельскую земскую школу,женился,отслужил в Армии,вернулся в родное село и каким-то образом оказался писарем в таможне г.Поти с 1907 по 1914г.г.,затем был мобилизован на войну. Вопрос: как мог крестьянин из Пенз.обл. оказаться в Поти?Неужели земская школа давала такое хорошее образование,что он мог работать писарем?Откуда он скорее всего был мобилизован: из Поти или из родного села? Уважаемые форумчане,подскажите, пожалуйста. Буду благодарна за любые версии и комментарии. --- с.Кошаринцы- Войтович, Мельник, Кухарь, Кубов, Дрозд.
Херсонская губ. Митрофанов, Ефремов, Мясоедов, Голощапов, Гуреев, Евдокимов.
Курск. губ- Митрофанов, Ефремов, Мясоедов, Голощапов, Саг(а)лаев, Гуреев, Головин, Евдокимов, Жмакин, Цапко, Суботин, Тарасов.
Пенз./Саратов. губ: Кабанов, О/Астаев, | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1738 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
12 июля 2009 0:18 alenabond2 написал: [q] . Прошу помочь разобраться ещё в одной ситуации Мой прадед 1879г.рождения из Пензенской обл.(бывшая Саратовская губ) в 1893г окончил сельскую земскую школу,женился,отслужил в Армии,вернулся в родное село и каким-то образом оказался писарем в таможне г.Поти с 1907 по 1914г.г.,затем был мобилизован на войну. Вопрос: как мог крестьянин из Пенз.обл. оказаться в Поти?Неужели земская школа давала такое хорошее образование,что он мог работать писарем?Откуда он скорее всего был мобилизован: из Поти или из родного села? Уважаемые форумчане,подскажите, пожалуйста. Буду благодарна за любые версии и комментарии. [/q]
Обычное явление. В материалах Переписи 1897 года по крестьянам неоднокраитно встречал записи типа: "Всея семья постоянно проживает в Казани" или в графе занятие - "рлавает матросои на Енисее". Переход в мещанство тоже типичен. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
| Rfonks Новичок
Сообщений: 2 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
23 июля 2009 21:59 Скажите, а как понимать село было основано в 1646 году, а до этого, что было? Или его просто могли переименовать? И реально ли как-то узнать о предках, по документам, до основания села. | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1738 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
24 июля 2009 12:23 Rfonks написал: [q] Скажите, а как понимать село было основано в 1646 году, а до этого, что было? Или его просто могли переименовать? И реально ли как-то узнать о предках, по документам, до основания села. [/q]
Понимать буквально, основано в 1646, до этого на этом месте небыло поселения, хотя надо смотреть контескт вашего источника, возможно это год когда деревня стала селом, тоесть построена церковь. Что то найти по крестьянам до этого года - фантастично. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
| Фурсов Москва Сообщений: 1112 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 616
| Наверх ##
24 июля 2009 15:35 Rfonks Думаю, что ваше село было основано в 1646 году, как населенный пункт. Скорее всего, на его месте не было ничего. Но основано оно было, скорее всего, как деревня! Вряд ли в том же 1646 году там и церковь была построена. Чтобы что-то узнать о предках ДО 1646 года, это вам нужно знать ОТКУДА то село было заселено людьми. У меня например, дата 1685-89 гг., и есть документ, где чётко написано, откуда они пришли - а пришли из ближайшего города. Повезло, что такая бумага сохранилась! --- Генеалогией временно НЕ занимаюсь! Спасибо. | | |
montem Самара - Москва - Париж Сообщений: 2770 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 630 | Наверх ##
4 августа 2009 21:04 СкворцоваОльга, здравствуйте! Это не в метрических книгах так пишут. Наверное, это в выписках из метрических книг так написано? Да? Первая - это дата рождения, а вторая - дата крещения. В самих метрических книгах о рождении, как правило, две графы "Дата рождения" и "Дата крещения". С уважением, Лилия
 --- Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Абызов (Самарская и Казанская губ.), Кондурушкин (все наши), Зеленчуков и Селиванов (Пензенская губ.), Флоров, Шигин (Самара), Чернявский, Кузьмин, Сергиевск | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1697 | Наверх ##
4 августа 2009 21:59 Скворцова Тут нет ничего удивительного. Детская смертность была очень высокой, а смерть некрещенного младенца считалась грехом. Вот и несли как можно быстрее крестить, а иной раз, когда было понятно, что и до церкви не донесут, крестил тот, кто был рядом, хоть повивальная бабка. А священник уже потом запись делал, а в последней графе помечал "Крещен бабкой". --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
|