Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1738 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
14 июня 2009 8:46 IrinaFM написал: [q] IrinaFM Если рассматривать вопрос о документах - то их у крестьян просто не было, кроме тех, кто занимался отхожими промыслами. Поэтому, полагаю, батюшка записывал со слов. Чаще всего - только имена и отчества. Фамилии - только там, где они в принципе были, да и то не все писали. На счет Самарской губ. - не знаю, но в Центральной России в 1850-х годах в метриках фамилий почти нигде нет. Опять же, ориентируясь на центр, могу сказать, что изменение фамилий, т.е. чередование, то уличная, то официальная, происходили и в одном приходе при одном батюшке [/q]
Отношение к метрическим книгам и выпискам из них было также серьезно, как к справкам ЗАГСа сегодня. В МК с. Кусуново за 1886 год (ГАВО ф. 590 оп.2 д. 83) мне встретился вклееный документ: Указ Синода № 8891 от 28.9.1891 с требованием исправить в МК фамилию с Бенедиктовой на Венедиктову.. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
| Константин Пчелинцев | Наверх ##
14 июня 2009 9:35 14 июня 2009 9:37 К самим-то книгам отношение было серьёзное, нет слов. Но вот как делать записи в них, с фамилией или без, я считаю, не очень сильно контролировалось, по крайней мере, в определённые периоды времени. Так, если начало 20-го века у нас, в Оренбуржье всё строго, а с 1913 года стали писать не только имена, но ещё и в честь какого святого названиы, и когда именины, то в 1870-х годах было всё ещё не так подконтрольно. Так, в одном исследуемом мною селе, в 1850-е и 1860-е года все крестьяне записаны в метриках с фамилиями, затем сменился священник, и он 10 лет (1870-е годы) писал уже всех без фамилий. Затем и он сменился, и с 1880-х снова все с фамилиями. А уж если брать 1840 -е годы, то там уже сплошь и рядом кому как захочется. Есть даже примеры, когда священник всем бракосочетавшимся строго пишет фамилии, а в разделах "О родившихся" и "О умерших" не считает нужным это делать. Так что, KRAN, метрики безусловно, вещь серьёзная, а вот контроль над правильностью их заполнения не всегда осуществлялся должным образом. | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1697 | Наверх ##
15 июня 2009 2:39 [q] В МК с. Кусуново за 1886 год (ГАВО ф. 590 оп.2 д. 83) мне встретился вклееный документ: Указ Синода № 8891 от 28.9.1891 с требованием исправить в МК фамилию [/q]
Вклееный или вписанный - очень частое явление, что совершенно не доказывает, что к батюшке с паспортом в своем же селе детей крестить ходили. В городе - другое дело, там почти всегда и номер с датой есть, и кем выдан, и в каком доме живут. Именно потому, что не свои, не приходские, а приезжие, по паспорту живущие. neizvestniy2006Полностью согласна, от батюшки все зависело. Один у меня в начале 19 века прозвища писал  от них потом и фамилии пошли --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
| kbg_dnepr Днипро (бывш. Днепропетровск) Сообщений: 7125 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4329
| Наверх ##
15 июня 2009 12:14 15 июня 2009 12:16 KRANKRAN написал: [q] Отношение к метрическим книгам и выпискам из них было также серьезно, как к справкам ЗАГСа сегодня. В МК с. Кусуново за 1886 год ... Указ Синода № 8891 от 28.9.1891... [/q]
Большое спасибо за дополнение. Для меня это про то, что с метриками в разных местах было по-разному. В грамотном селе с грамотным священником (благочинным, архиереем и пр.) - так, а в другом месте могло быть совсем по-другому. Все как всегда: есть человек - есть дело, нет человека - нет дела... Спрошу, пожалуй, про это еще и в теме "Генеалогия священников"... Кстати, обратите внимание: Ирина пишет о 50-х гг., а Вы говорите о времени на 30 лет позже - это ведь тоже могло иметь значение. --- Катерина
Глушак (Брянск.) Ковалев, Федосенко (Могилевск.)
Оглотков (Горбат. у. НГГ) Алькин Жарков Кульдишов Баландин (Симб. губ.)
Клышкин Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухов)
Кириченко Бондаренко Белоус Страшный (Новомоск. Днепроп.) | | |
| kbg_dnepr Днипро (бывш. Днепропетровск) Сообщений: 7125 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 4329
| Наверх ##
15 июня 2009 12:19 neizvestniy2006neizvestniy2006 написал: [q] затем сменился священник, и он 10 лет (1870-е годы) писал уже всех без фамилий[/q]
Спасибо, Константин, это укрепляет меня в моем убеждении, что все сильно зависело от уровня грамотности (и пр.) конкретного человека. --- Катерина
Глушак (Брянск.) Ковалев, Федосенко (Могилевск.)
Оглотков (Горбат. у. НГГ) Алькин Жарков Кульдишов Баландин (Симб. губ.)
Клышкин Власенко Сакунов Кучерявенко (Глухов)
Кириченко Бондаренко Белоус Страшный (Новомоск. Днепроп.) | | |
Мурманчанин Сообщений: 1244 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1077 | Наверх ##
15 июня 2009 14:24 neizvestniy2006[q] К самим-то книгам отношение было серьёзное, нет слов. Но вот как делать записи в них, с фамилией или без, я считаю, не очень сильно контролировалось, по крайней мере, в определённые периоды времени. Так, если начало 20-го века у нас, в Оренбуржье всё строго, а с 1913 года стали писать не только имена, но ещё и в честь какого святого названиы, и когда именины, то в 1870-х годах было всё ещё не так подконтрольно. Так, в одном исследуемом мною селе, в 1850-е и 1860-е года все крестьяне записаны в метриках с фамилиями, затем сменился священник, и он 10 лет (1870-е годы) писал уже всех без фамилий. Затем и он сменился, и с 1880-х снова все с фамилиями. А уж если брать 1840 -е годы, то там уже сплошь и рядом кому как захочется. Есть даже примеры, когда священник всем бракосочетавшимся строго пишет фамилии, а в разделах "О родившихся" и "О умерших" не считает нужным это делать. Так что, KRAN, метрики безусловно, вещь серьёзная, а вот контроль над правильностью их заполнения не всегда осуществлялся должным образом. [/q]
Думаю, что это была общеимперская тенденция. По моему опыту чем старее метрики, тем больше в них небрежностей. Видимо, в первой половине 19 века отсутствовал контроль за ведением метрических книг, и тщательность их заполнения целиком была на совести священника. А в конце 19 - начале 20 веков за этим следили строго, неверно заполненые метрики возвращали для исправления, а провинившихся священников штрафовали. Так священнику прихода моего родного села, в 1898 году, консистория ставила на вид, что "в первой части метрики, в графе "кто совершал крещение", по большей части написано "купан", а не "крещен", как следует, так как купанный не есть крещенный" и рекомендовала "вести метрики тщательно, так как они имеют государственное значение". При этом гораздо более серьезные погрешности в записях более раннего времени никаких нареканий не вызывали. | | |
alenabond2 г.Севастополь Сообщений: 714 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 4385 | Наверх ##
5 июля 2009 18:29крестьяне Уважаемые форумчане,подскажите,пожалуйста. В воспоминаниях одного из дальних родственников есть такая запись: "...отец мой и мать,как и дед занимались сельским хозяйством.Не знаю сколько у них тогда было земли,но знаю,что не много,т.к. дедушка(мой прапрапрадед) был ревизионным и по ревизии получал какой-то надел(земли).." Вопрос:о какой ревизии может идти речь?Что за должность такая - ревизионный? Все предки были крестьяне из с.Владимировка Казанковского р-на,Николаевской обл(бывшая Херсонская губ). Буду благодарна за любую подсказку. --- с.Кошаринцы- Войтович, Мельник, Кухарь, Кубов, Дрозд.
Херсонская губ. Митрофанов, Ефремов, Мясоедов, Голощапов, Гуреев, Евдокимов.
Курск. губ- Митрофанов, Ефремов, Мясоедов, Голощапов, Саг(а)лаев, Гуреев, Головин, Евдокимов, Жмакин, Цапко, Суботин, Тарасов.
Пенз./Саратов. губ: Кабанов, О/Астаев, | | |
| Фурсов Москва Сообщений: 1112 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 616
| Наверх ##
5 июля 2009 19:36 alenabond2Немного земли... Первое, что приходит на ум, ваш родственник назвал словом "ревизионный" освободившегося после 1861 года от крепостной зависимости своего предка и получившего небольшой надел земли. У меня мысль одна - КРЕПОСТНЫМ крестьянином он был. Вот... --- Генеалогией временно НЕ занимаюсь! Спасибо. | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1738 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
5 июля 2009 21:46
Ревизский (подданный) крестьянин - крепостной. --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
alenabond2 г.Севастополь Сообщений: 714 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 4385 | Наверх ##
5 июля 2009 22:09крестьяне Спасибо В своих воспоминаниях двоюродный брат моей прабабушки дальше пишет об Октяб.революции,поэтому мысль об отмене крепостного права мне не пришла. Подскажите,пожалуйста: А эти наделы выделялись или выкупались? И какова была пропорциональность участка земли по отношению к составу семьи? Или были другие критерии распределения земли? Заранее спасибо. --- с.Кошаринцы- Войтович, Мельник, Кухарь, Кубов, Дрозд.
Херсонская губ. Митрофанов, Ефремов, Мясоедов, Голощапов, Гуреев, Евдокимов.
Курск. губ- Митрофанов, Ефремов, Мясоедов, Голощапов, Саг(а)лаев, Гуреев, Головин, Евдокимов, Жмакин, Цапко, Суботин, Тарасов.
Пенз./Саратов. губ: Кабанов, О/Астаев, | | |
|