Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| kndms Начинающий
Киров Сообщений: 34 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 28 | Наверх ##
9 октября 2022 18:10 Любчинова написал: [q] kndms написал:
[q] Я уже тут искала, нет там.
[/q]
А в областном архиве того региона, где отца раскулачили (Нижегородский, да?), нет дел о раскулаченных?[/q]
Я не знаю, как написать запрос и куда конкретно, в открытых источниках не нашла сведений о нем. Прошу найти сведения о раскулачивании моего прадеда ...... проживавшего в ..... Так? Писать запрос в ЦАНО без указания года, найдут? | | |
| filon | Наверх ##
9 октября 2022 19:21 kndms, текст запроса произвольный. В запросе обязательно укажите ФИО раскулаченных, примерные года рождения и обязательно место проживания или хотя бы район. Пишите КОРОТКО. Год указывать необязательно. Раскулачивание на территории СССР проводилось со второй половины 1920-х и закончилось в первой трети 1930-х. Прочитайте о раскулачивании хотя бы Википедию - многое станет понятнее. --- Бывший сотрудник ГАРО - провожу поисковые работы в архиве, занимаюсь генеалогическими исследованиями. | | Лайк (2) |
| kndms Начинающий
Киров Сообщений: 34 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 28 | Наверх ##
9 октября 2022 21:46 filon написал: [q] kndms, текст запроса произвольный. В запросе обязательно укажите ФИО раскулаченных, примерные года рождения и обязательно место проживания или хотя бы район. Пишите КОРОТКО. Год указывать необязательно. Раскулачивание на территории СССР проводилось со второй половины 1920-х и закончилось в первой трети 1930-х. Прочитайте о раскулачивании хотя бы Википедию - многое станет понятнее.[/q]
Благодарю за ответ! | | |
| Vivika Екатеринбург Сообщений: 211 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 211
| Наверх ##
31 октября 2022 23:59 Здравствуйте!
Возможно вопрос глупый, но все же спрошу.
Скажите, пожалуйста, помещичьи крестьяне могли ли свободно перемещаться из одной деревни в другую в 1858 г., например? По РС одного дела (дело разделено на троих помещиков по трем разным населенным пунктам) вижу, что фамилии, например, из одной деревни не находятся в другой, а расстояние между населенными пунктами 4 км.
Так как очень много подкидышей в деревне, думаю, есть ли смысл составлять некую статистику, чтобы понять, кто мог бы быть возможной матерью, поэтому пытаюсь понять, могли ли крестьяне свободно ходить из одной деревни в другую? Таким образом, можно хотя быть сузить круг поисков, хотя понятно, что здесь шансы равны практически нолю. | | |
BORISBEL Сообщений: 10277 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11797 | Наверх ##
1 ноября 2022 0:05 Vivika
Добрый день!
1. Ревизии фиксировали приписку (прописку), а не место жительства. 2. До отмены крепостного права свободы перещения у крепостных не было. Все зависит от барина. 3. Фамилии крепостных не очень "стойкий" показатель. --- в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет | | Лайк (1) |
| Vivika Екатеринбург Сообщений: 211 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 211
| Наверх ##
1 ноября 2022 0:13 1 ноября 2022 0:20 BORISBEL написал: [q] Vivika
Добрый день!
1. Ревизии фиксировали приписку (прописку), а не место жительства. 2. До отмены крепостного права свободы перещения у крепостных не было. Все зависит от барина. 3. Фамилии крепостных не очень "стойкий" показатель.[/q]
Большое спасибо за ответ! Тогда правильно ли я понимаю, что, если барин отказывал в перемещении (допустим, прогуляться до другой деревни), то все крестьяне должны были находиться в пределах своего местожительства? Как в таком случае происходил "поход" в церковь? Нужно было просить разрешения? | | |
BORISBEL Сообщений: 10277 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11797 | Наверх ##
1 ноября 2022 0:43 Vivika написал: [q] если барин отказывал в перемещении (допустим, прогуляться до другой деревни), то все крестьяне должны были находиться в пределах своего местожительства? Как в таком случае происходил "поход" в церковь? Нужно было просить разрешения? [/q]
Церковь (приход) обычно в "шаговой доступности". Вот поменять место жительства просто по своему хотению-желанию было невозможно. --- в том обыске за ветхостью иатодранием начала нет | | Лайк (3) |
king Тамбовская область Сообщений: 4446 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3649 | Наверх ##
1 ноября 2022 7:20 Vivika написал: [q] Тогда правильно ли я понимаю, что, если барин отказывал в перемещении (допустим, прогуляться до другой деревни), то все крестьяне должны были находиться в пределах своего местожительства?[/q]
Ходить они могли, как можно их контролировать то? В поле, на речку, в лес, в соседнее село. А вот переехать не могли. Барина нередко вообще не было в деревне, всем заправлял бурмистр. --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | Лайк (2) |
| Veselchak_U Москва Сообщений: 150 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 191
| Наверх ##
1 ноября 2022 21:47 2 ноября 2022 18:38 Всем добрый вечер!
Удалось ознакомиться с исповедными ведомостями (ИВ) Челябинского архива по интересующему меня нас. пункту. В связи с этим хочу задать вопрос.
Подскажите, какие сведения считать более верными: - из метрической книги, где указано, что в феврале 1889 года крестьянской девице было 17 лет или - из ИВ от весны 1884 года, где указано, что ей 10 лет?
Заранее спасибо за ответ!
| | |
Shtopor Гондурас Сообщений: 8007 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11256 | Наверх ##
1 ноября 2022 22:03 Veselchak_U написал: [q] Подскажите, на какие сведения считать более верными: - из метрической книги, где указано, что в феврале 1889 года крестьянской девице было 17 лет или - из ИВ от весны 1884 года, где указано, что ей 10 лет?
[/q]
Добрый вечер! Самая точная дата рождения будет в самой метрике о крещении, которой у Вас нет судя по всему. Возраст за 1889 год взяли судя по всему из записи о браке. Я думаю этот возраст ближе к истине, чем из исповедной. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (5) |
|