Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 599 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4163 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11510 | Наверх ##
8 апреля 2021 16:40 Если же говорить о 1743-1756 гг. и о массовом переселении крестьян в Южное Зауралье (тогда это была только что возведенная Усть-Уйская линия крепостей), то там был совсем другой порядок. Проект оренбургского губернатора Неплюева - одобрение Сената - указ губернатора - указ провинциальной канцелярии, предоставляющий новоявленным слободчикам записывать "охотников", - уведомление канцелярий дистриктов с помощью реестров - и пожалуйте жить в новозаводимые слободы... --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | |
kolom_kse Москва Сообщений: 487 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 409
| Наверх ##
10 апреля 2021 12:12 Любчинова написал: [q]
kolom_kse написал:
[q] 1876 - крестьянская жена 1890 - крестьянка [/q]
Скорее всего это одно и то же. А вот в 1893 году вдова - конкретно записано. [/q]
Добрый день! Нашла МК за те годы и запись о браке, подтвердилось мое предположение о том, кто был мужем этой женщины. Он умер в январе 1886, от чахотки. Значит, в 1890 она все-таки вдова. Получается, словом "крестьянка" как бы подчеркнули, что она теперь сама хозяйка... А вот еще вопрос. На свадьбе моих прадеда и прабабушки Сергея Николаева и Татьяны Игнатовой в 1895 г. поручители по жениху - той же деревни крестьяне Василий Николаев и Петр Николаев, по невесте - крестьянский сын Михаил Николаев и некий Егор Андреев (из другой деревни). Можно ли утверждать, что трое Николаевых - братья Сергея? И почему двое - просто крестьяне, а третий - кр.сын? По возрасту они все должны быть младше Сергея, которому 23 года (он скорее всего первенец у отца, которому на момент его рождения был 21 год) , и еще не женаты. Книг за предыдущие годы нет, в дальнейшем в начале 20 века в МК встречается только Василий. Но на месте деревни есть большой мемориал погибшим в Великую Отечественную жителям, там 4 сына Михаила... PS В деревне есть еще один Николай, но значительно старше и старообрядец. Не очень годится на роль отца кого-то из этих Николаевых. Хотя вероятность все равно есть. --- Моск.губ. Бронницкий у. Шубино: Житковы/Жидковы, Скрыпино: Буткины/Будкины
Калуж.губ. Забродское: Бычковы, Маничевы; Анисимово: Пуховы
Краснодар: Николаевы
ОВД ст.Калитвенская, Чертковская, Морозовск, Новочеркасск,Таганрог: Каламыцевы/Коломыйцевы/Коломийцевы
ОВД ст.Есауловская Кузнецовы | | |
king Тамбовская область Сообщений: 4359 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3579 | Наверх ##
11 апреля 2021 13:52 kolom_kse написал: [q] На свадьбе моих прадеда и прабабушки Сергея Николаева и Татьяны Игнатовой в 1895 г. поручители по жениху - той же деревни крестьяне Василий Николаев и Петр Николаев, по невесте - крестьянский сын Михаил Николаев и некий Егор Андреев (из другой деревни).Можно ли утверждать, что трое Николаевых - братья Сергея?[/q]
Утверждать нельзя, а предположить можно. kolom_kse написал: [q] И почему двое - просто крестьяне, а третий - кр.сын?[/q]
Михаил, судя по всему младше остальных, если они действительно братья. kolom_kse написал: [q] По возрасту они все должны быть младше Сергея, которому 23 года (он скорее всего первенец у отца, которому на момент его рождения был 21 год) , и еще не женаты. [/q]
Женаты или нет, это доподлинно неизвестно, судя по всему. Первенец Сергей или нет - тоже. У Николая могли быть дети и в 19, и в 20, а в 21 год уже третий сын мог родиться. Какие то выводы делать, на мой взгляд, преждевременно. --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4163 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11510 | Наверх ##
11 апреля 2021 14:25 kolom_kse написал: [q] На свадьбе моих прадеда и прабабушки Сергея Николаева и Татьяны Игнатовой в 1895 г. поручители по жениху - той же деревни крестьяне Василий Николаев и Петр Николаев, по невесте - крестьянский сын Михаил Николаев и некий Егор Андреев (из другой деревни).[/q]
Сразу пара вопросов: 1. Татьяна Игнатова - родом из этой же деревни, что и Василий Николаев? 2 крестьянский сын Михаил Николаев - "той же деревни"? Теперь, если допустить, что Василий, Петр и Михаил - родные братья, то возникает вопрос: почему с ее стороны нет её поручителей? Она сирота? Или... что? Что касается "почему двое - просто крестьяне, а третий - кр.сын?", то двое женаты и, возможно, живут отдельными от отца/отцов дворами, а третий холостой и живет при отце. --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (2) |
king Тамбовская область Сообщений: 4359 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3579 | Наверх ##
11 апреля 2021 15:53 11 апреля 2021 15:54 corian55 написал: [q] Теперь, если допустить, что Василий, Петр и Михаил - родные братья, то возникает вопрос: почему с ее стороны нет её поручителей? Она сирота? Или... что?[/q]
Ну как нет. kolom_kse написал: [q] и некий Егор Андреев (из другой деревни).[/q] --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4163 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11510 | Наверх ##
11 апреля 2021 16:02 king написал: [q] Ну как нет.[/q]
Одного маловато, однако! Когда девку замуж выдают, там столько родни обычно норовит понабиться в "поезд"... А тут получается, что один из поручителей невесты - типа родной брат жениха. Вот я и задаюсь вопросом: где ее родственники? --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (1) |
king Тамбовская область Сообщений: 4359 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3579 | Наверх ##
11 апреля 2021 16:15 corian55 написал: [q] Одного маловато, однако![/q]
Ну маловато и нет, это, согласитесь, разные вещи. А так в принципе, кроме совпадения отчеств, нет других оснований утверждать что все трое Николаевичей родные братья. К тому же отчество весьма распространённое. --- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя" | | |
corian55 Екатеринбург Сообщений: 4163 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 11510 | Наверх ##
11 апреля 2021 16:18 king написал: [q] кроме совпадения отчеств, нет других оснований утверждать [/q]
Вот и я об этом... --- НЕ ЛЮБЛЮ АНОНИМОВ со школьных лет. У вас ко мне вопрос? Представьтесь!
Правильно изначально сформулированный вопрос - это уже половина ответа на него. | | Лайк (1) |
kolom_kse Москва Сообщений: 487 На сайте с 2021 г. Рейтинг: 409
| Наверх ##
12 апреля 2021 2:07 Дело в том что я все доступные МК,ИР и материалы переписи 1869-71 гг пересмотрела, где есть посемейные списки. И в обсуждаемой деревне, где было всего 18 дворов, реально было всего 3 Николая, один ребенок, один старообрядец уже пожилой (но минимум с 5 сыновьями) и третий, наиболее вероятный отец. Но главное, именно в брачной записи обнаружилась фамилия ("уличное прозвание"), которой Сергей в дальнейшем не пользовался, он носил фамилию Николаев и его дети тоже. А я теперь по уличному прозванию ориентируюсь. Эту же фамилию носил Василий (есть записи в МК позже о рождении у него детей) и Михаил (четверо его сыновей погибли в ВОВ и их имена выбиты на стеле с этой же фамилией. На сайте Мемориал есть данные о них, но в МК за эти годы нет записей о крещении). Вот про Петра только ничего нет. У старовера зато точно был сын Петр... Мог ли старообрядец быть поручителем на свадьбе? Не уверена... А на самом деле все поручители - да, из прихода жениха. Невеста к этому времени не имела мужчин - родных. Умер отец, два взрослых брата... Только сестра-вдова осталась и мать. Но по социальному статусу она была значительно выше. Из другого прихода, из главного села, из рода коренных жителей - более 250 лет там жили. В селе школа на 150 человек, больница (только в 1980-х годах закрыли). А отец был сельским старостой, очень грамотным и видимо уважаемым. А тут деревня, 15 км до школы (в ее же селе). Она потом и не стала там жить. Есть ощущение, что будь отец жив - не был бы доволен. Но там, видно, характер был стальной. И дочери потом такие же были у нее! [q] Когда девку замуж выдают, там столько родни обычно норовит понабиться в "поезд"...[/q]
Вы знаете, они ведь очень "современные" были, попробуй их "выдать"... Все решали сами! Напрасно мы думаем, что крестьяне какие-то отсталые. Сергей, кстати, сам был неверующий. Может, и братья тоже. Вот они через 2 года после свадьбы, со старшей дочерью. Вообще семья получилась фантастическая, очень дружная, и умерли почти "в один день" - через полгода.
 --- Моск.губ. Бронницкий у. Шубино: Житковы/Жидковы, Скрыпино: Буткины/Будкины
Калуж.губ. Забродское: Бычковы, Маничевы; Анисимово: Пуховы
Краснодар: Николаевы
ОВД ст.Калитвенская, Чертковская, Морозовск, Новочеркасск,Таганрог: Каламыцевы/Коломыйцевы/Коломийцевы
ОВД ст.Есауловская Кузнецовы | | |
SkylineУчастник  Кострома Сообщений: 97 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 68 | Наверх ##
29 апреля 2021 12:48 Приветствую всех! Помогите разобраться в путанице. С детства слышала,что были три брата крестьяне Алексей (старший), Михаил и Анисим (1860-1880 гг.р.). Нашла на них документы и оказалось что у Алексея отчество другое. Других два брата имеют одинаковое отчество. Все жили в одном месте. --- Ищу сведения о Галичевых, Давыдовых,Евтюховых - Жиздринский уезд,Калужская губерния. | | |
|