Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 598 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 132 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| северный юрий владимирович г. Москва Сообщений: 4598 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1420
| Наверх ##
19 февраля 2017 9:02 19 февраля 2017 9:06 idylle написал: [q] был крестьянином помещика Петра Григорьевича Масальского.[/q]
По фамилии и надо отсюда копать, от истории и населения местности. Навевает аналогию приставка "Камал" от имени "Камал, Камали". И хотя Яков Яковлев, т.е. сын Якова,фамилия может быть дедическая - от имен дедов. По поводу выкупа - легенда могла и прикрыть "другой способ" получения денег на откуп и выкуп. А по существу иные крестьяне были богаче купцов и дворян. Крестьяне же это сословие, а не показатель богатства. Чем отличался крестьянин от купца: местом жительства, налогами, призывом в рекруты (купцов в армию не призывали). Фамилия, скорее всего, появилась для уплаты налогов, чем при призыве - тут нужна была только единица в учете (см. рекрутские списки). По рекрутам должны быть документы, но не в рекрутских списках. Он мог заплатить и за себя выставить рекрута, заболеть и т.д. много было способов "закосить", все учитывалось. У меня семейные сказки были не хуже. --- Ищу по Самарской губ., "волшебный" город Николаевск, с. Мосты и с. Константиновка Николаевского уезда до 1918 г.: Рахманины, Кучевские, Белоносовы, Эсмонты, Александрийские, русско-поданный Мартен, Сенкевичи с Сытая Буда. | | |
valchaМодератор раздела https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 25143 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 21023 | Наверх ##
19 февраля 2017 15:11 idylle написал: [q] существуют ли документы об отпускании на волю?[/q]
Давалась по усмотрению помещика — владельца крепостных душ, подлежала обязательной регистрации. Как пример записи вольной ..Стр. 23......... --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Орленко НатальяПРОВОЖУ ПОИСК В ГАРО И ДРУГИХ АРХИВАХ Частный специалистг.Ростов-на-Дону Сообщений: 3134 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2062 | Наверх ##
19 февраля 2017 16:41 19 февраля 2017 19:25 Были ли у документа "общее положение о крестьянах 1861 г." более поздние редакции? У меня в деле 1909 года есть такая отсылка "Название поселений, не входящих в состав волостей, согласно 49 статьи общего положения о крестьянах" Но 49 статья вообще не в тему. Там точно 49, не опечатка. | | |
| SvetlankaXA Сообщений: 285 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 261
| Наверх ##
19 февраля 2017 17:09 На сайте "Тверская усадьба" есть следующая информация:
Масальская Любовь Лаврентьевна ВЫСОКОВО. Матвеевская вол. Кашинский уезд. Владел. - Масальская Любовь Лаврентьевна. - Описание имения. 1858 г.- ГАТО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 840. 16 л | | |
Evgeny Kolchugin Московская обл. Сообщений: 982 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1209 | Наверх ##
19 февраля 2017 17:44 vitalyi написал: [q] Почему не допустить татарский вариант? У татар распространена фамилия "Камалеев" от имени "Камаль" (общий перевод - "совершенство") и его русского разговорного варианта "Камалей". В Тверской губернии вообще и в Кашинском уезде в частности исторически татары существовали со времён Иоанна Грозного. Поэтому, всё может быть. Род мог обрусеть настолько, что татарские корни прочно забылись уже к концу 18 века, а уличная фамилия существовала, но была осмыслена много позже, уже в 19 веке.[/q]
Если есть носители фамилии по мужской линии, то с проверкой этой гипотезы могло бы помочь генетическое тестирование. --- https://kolchugin-story.ru
Жизнь каждого человека достойна романа. /Ирвин Польстер/
Кольчугины и Дудниковы: с. Терновка Пензенского у. Пензенской губ.
Прошины и Гришновы: Бутчинская вол. Жиздринского у. Калужской губ. | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3237 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2353 | Наверх ##
19 февраля 2017 18:34 Там, судя по ревизии 1811 года, откупилось сразу несколько семей в период 1803-1809. То есть, или они все где-то "другим способом" деньги получили)) , или помещик добрый был и всех отпустил за так. Ну, или на иных условиях каких-то))
А если фамилия появлялась для уплаты налогов, разве она не должна была быть записана в ревизии? Или где она вообще тогда записывалась?
Я думаю, что семейные сказки у всех интересные!))) Спасибо Вам за ответ! | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3237 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2353 | Наверх ##
19 февраля 2017 18:35 Спасибо! А не подскажете, где именно регистрировались вольные? | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3237 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2353 | Наверх ##
19 февраля 2017 18:36 Это другая деревня. Там был Петр Григорьевич Масальский. Деревня Башарово Васьянской волости Кашинского уезда | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3237 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2353 | Наверх ##
19 февраля 2017 18:37 Возможно... возможно )) Спасибо за совет! Думали об этом как раз накануне) | | |
| SvetlankaXA Сообщений: 285 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 261
| Наверх ##
19 февраля 2017 18:38 idyll написал: с.Воробьево Ванчуговской волости Кашинского уезда(теперь это Кесовогорский р-н, Елисеевское сельское поселение). В селе была церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. | | |
|