Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
18 июня 2008 20:27 Natali M А фамилия-то распространенная? Может и правда просто однофамильцы? Мещане в деревне, крестьяне в городе, и т.д. могли жить, годами не меняя сословия и приписки. Получали себе паспорт и жили... У меня прадед так в Москве больше 20 лет прожил до революции, ну и потом жил, конечно. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
Gontarсемейный историк  Saint Petersburg Сообщений: 2039 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 2881 | Наверх ##
19 июня 2008 19:42 montem
по-моему, похожа на крестьянку --- Val
Нам трудно, а когда было легко? | | |
ЛивияУчастник  Ярославль Сообщений: 76 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 4 | Наверх ##
20 июня 2008 15:32 Подскажите, где искать и есть ли вообще в каких-либо источниках информация по крестьянам по XVIII веку и раньше? В областном историческом архиве мне удалось найти данные по двум семьям крестьян, обе ветки обрываются в середине XVIII века. Где искать дальше? Есть ли смысл обращаться в РГАДА с запросом про крестьян? | | |
| Natali M | Наверх ##
20 июня 2008 17:03 IrinaFM написал: [q] Мещане в деревне, крестьяне в городе, и т.д. могли жить, годами не меняя сословия и приписки.[/q]
Мои как раз поменяли сословие на более "низкое" - с мещан на крестьян. Спасибо за объяснения. --- поиски в архиве Новосибирска, Томска
| | |
montem Самара - Москва - Париж Сообщений: 2770 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 632 | Наверх ##
20 июня 2008 23:11 Gontar
Спасибо за мнение! Мне в другой теме, где я пыталась установить возраст этой фотографии, форумчане сказали, что фотографироваться крестьянам в 1870-1885-х годах, к какому периоду ориентировочно относится фото, было удовольствием достаточно дорогим. Так что я пока и не смогла установить сословие этой женщины. С уважением, Лилия --- Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Абызов (Самарская и Казанская губ.), Кондурушкин (все наши), Зеленчуков и Селиванов (Пензенская губ.), Флоров, Шигин (Самара), Чернявский, Кузьмин, Сергиевск | | |
alison Москва Сообщений: 198 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 18 | Наверх ##
24 июня 2008 17:55 montem, Сколько лет этой женщине на фото? 40-50? Если под 50, то родилась она в 1838 году. Если была крестьянкой, то ходила на барщину. Если сфотографировалась позднее, то вряд ли эта была центральная часть Петербурга и такое фотоателье. Мне думается, она не крестьянка, а жительница города. Пусть Вас не смущает этот платочек. У меня тоже есть фотографии этого времени из Петербурга. Это было дорогим и редким удовольствием, поэтому люди одевали на себя все самое лучшее и дорогое на себя, чтобы увековечить себя на века. А на этой фотографии все очень скромно,просто, но со вкусом. С уважением , Валентина. --- see you | | |
nmash Москва Сообщений: 6495 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3510 | Наверх ##
24 июня 2008 18:28 Ливия написал: [q] обе ветки обрываются в середине XVIII века. Где искать дальше?[/q]
Если в местном архиве не сохранились исповедки ранее середины 18 века - только в РГАДА - ф. 350, думаю. Я тоже нашла самого раннего крестьянского предка, рожденого в 1620 году, поэтому собираюсь искать в РГАДА. --- Наталия. U5a1d2a Лётовы (Ряз.), Суриковы, Башиловы, Суровы (Подмосковье), Субботины, Столяровы, Андриановы, Долженко (Ейск), Щербины (Полтав. и Кубань) Нейгебауер. http://rusgenealogy.clan.su/ Все мои и моих предков данные только для генеалогии. | | |
montem Самара - Москва - Париж Сообщений: 2770 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 632 | Наверх ##
25 июня 2008 20:27 27 июня 2008 22:26 alison Валентина, спасибо большое за Вашу информацию. Очень интересно. Фотография сделана в Санкт-Петербурге. Как удалось выяснить, это фотоателье, где сделана фотография, существовало в 1860-1880-х гг. Форумчане считают, что фото - конца 70-х или самого начала 80-х годов. Загадка этой фотографии в том, что на обороте не написано, кто это  Зато написано, что эта женщина умерла в Феодосии, в городской больнице в 1888 году, в ночь с 22 на 23 ноября. Даже время указано. У меня есть еще одна фотография, сделанная еще раньше и тоже в Санкт-Петербурге. Похоже, что на обеих фотографиях изображена одна и та же женщина. Опять же форумчане считают, что вторая фотография сделана в период 1872-1881 гг. (судя по форме мужчины). Я ее тоже прикрепляю. Обе фотографии хранились у потомков родного брата моей прабабушки. Считалось, что семья прабабушки - из крестьян. В конце 1800-х годов жили в Самарском уезде Самарской губернии. Естественно, возможен вариант, что на обеих фотографиях изображены предки не брата прабабушки, а его супруги, которая как раз не из крестьян (вроде бы из поляков, но в документах она числится как православная). Вот, пожалуй, все, что я знаю. С уважением, Лилия
 --- Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Абызов (Самарская и Казанская губ.), Кондурушкин (все наши), Зеленчуков и Селиванов (Пензенская губ.), Флоров, Шигин (Самара), Чернявский, Кузьмин, Сергиевск | | |
alison Москва Сообщений: 198 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 18 | Наверх ##
27 июня 2008 17:53 montem , я не знаток военных форм, форумчанам виднее.Но это явно мать с сыном. Овалы лица, форма носа и светлые глаза очень похожи. Насчет поляков.Если бы Вы знали, из какого она места, то можно было бы рассуждать далее. Поляки рассеялись по России за совместную многовековую историю, они могут быть и православными и католиками и т.д. Пример с моей бабушкой, которая погибла во время войны на Западной Псковщине. Думала, что она русская и православная, а оказалось, белорусска и католичка. А муж моей двоюродной сестры- Бильский поляк, но православный. Не знаю, что вам это даст... С уважением, Валентина. А что про форму форумчане пишут? --- see you | | |
montem Самара - Москва - Париж Сообщений: 2770 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 632 | Наверх ##
27 июня 2008 22:39 alisonВалентина, про форму я мало узнала. Только годы, когда такая форма существовала, - т.е. 1872-1881 гг., и что вроде бы не пехота. Если говорить про поляков, то откуда они - не известно. Если эта женщина имела отношение к супруге брата прабабушки  , то вроде бы ??? они жили в Феодосии. Хотя потомки прабабушкиного брата говорят, что она из сосланных в Сибирь поляков. Почему в Сибирь, когда они познакомились в Крыму? Переехали из Сибири в Крым? В общем вопросов намного больше, чем ответов. Судя по надписи на первой фотографии, женщина эта умерла именно в Феодосии. А вот обе фотографии сделаны в Санкт-Петербурге. Интересно, что лет 15-20 спустя (после смерти этой женщины с фотографии, т.е. после 1888 года) один прабабушкин брат жил в Петербурге, а второй - учился в Феодосии. Что их связывало с этими городами, я, конечно, не знаю, т.к. оба родились в Самарской губернии. И моя прабабушка жила в начале 1900-х годов уже в самой Самаре. Поэтому я и затрудняюсь пока даже предположить, кто эта женщина. --- Все мои личные данные размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Абызов (Самарская и Казанская губ.), Кондурушкин (все наши), Зеленчуков и Селиванов (Пензенская губ.), Флоров, Шигин (Самара), Чернявский, Кузьмин, Сергиевск | | |
|