Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
13 апреля 2008 2:25 Helena Лена, когда-то Федор Людоговский правила приводил на этот счет. Кажется, до 8 колена нельзя было жениться (или до 7, 6). Не помню. На более близкородственный брак надо было разрешение архиерея. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
| Natali M | Наверх ##
13 апреля 2008 9:01 Всем привет! Пробежала глазами темы "Крестьяне" и "Мещане", но ответ на свои вопросы что-то не нашла... Подскажите, пожалуйста, если мещанка вышла замуж за крестьянина, она автоматически меняет сословие на крестьянское или, наоборот, муж становится мещанином? В метриках села встречала такую запись "Мещанин хутора...N..." Это как?! Очень много мещан попадается в метриках села. Возникает вопрос: а что они там в селе делали? Приезжали в гости и случайно попадали на крестины-венчание? Прописаны в городе, а жили в селе, как на даче? --- поиски в архиве Новосибирска, Томска
| | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
13 апреля 2008 11:17 13 апреля 2008 11:18 Natali M Сословие всегда определяется только по мужу. "Мещанин хутора" мне не попадался, почему-то кажется, что это сокращенный вариант "мещанин города Н, проживающий на хуторе П". Часто попадается, что крестьянин, например, занимающийся торговлей, записывался в мещане, но проживал при этом в своей деревне. Мещане часто имели мельницы, лавки в деревнях селах. Все, вроме первой фразы - наблюдения, а не знания --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | Лайк (1) |
nmash Москва Сообщений: 6495 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 3510 | Наверх ##
13 апреля 2008 13:14 IrinaFM написал: [q] до 8 колена нельзя было жениться (или до 7, 6). Не помню. На более близкородственный брак надо было разрешение архиерея.[/q]
"Настольная книга священно-церковно-служителя", т.2 (1913), стр. 1174-1188: "Родство, как препятствие к браку". "В родстве кровном по линиям прямым (восходящей и нисходящей) брак безусловно воспрещается законами церковными и гражданскими неограниченно во всех степенях;в линиях боковых родства кровного брак безусловно запрещается до 4 степеней включительно (Ук. Св. Син. 19 янв. 1810 и 7 нояб. 1868). В свойстве двухродном браки, согласно Ук. Св. Син. 1810, безусловно воспрещались тоже до 4 степени включительно, но в 1904 году указом Св.Син. от 20 июля ...предоставлено право епархиальным преосвященным беспрепятственно разрешать, при наличии особливых при том обстоятельств и причин, совершение браков в 4 ст. двухродного свойства, за исключением браков с сестрой невестки (жены брата) и с сестрой зятя (мужа сестры) - с соблюдением требуемых законом предбрачных предосторожностей, и без представления последовавших разрешений на утверждение Св.Син. / Брак на вдове родного брата совершенно невозможен/ В свойстве трехродном брак безусловно запрещается только в первой степени." Далее описываются правила совершения браков с лицами инославного вероисповеданиями, в коих разрешены браки в свойствах более близких нежели в православии (нпр. двух родных братьев с двумя родными сестрами, с сестрой умершей жены, между двоюродными братом и сестрой и т.п.), Св. Синод разрешил в епархиях с преобладающе смешанным населением ( Рижской, Холмской, Финляндской и Митавской) допускать повенчание только с сестрой невестки и с сестрой зятя. ...на совершение брака в пятой степени кровного родства по боковым линиям необходимо предварительно испросить разрешение Архирея.... ...также в 5 и 6 степенях двухродного свойства следует испрашивать разрешение Архирея в тех случаях, когда через брак происходит смешение родственных имен и отношений.
 --- Наталия. U5a1d2a Лётовы (Ряз.), Суриковы, Башиловы, Суровы (Подмосковье), Субботины, Столяровы, Андриановы, Долженко (Ейск), Щербины (Полтав. и Кубань) Нейгебауер. http://rusgenealogy.clan.su/ Все мои и моих предков данные только для генеалогии. | | Лайк (1) |
| Natali M | Наверх ##
14 апреля 2008 8:55 nmash Если были причины породниться дальним родственникам и спрашивали разрешения у Синода, то могло это отразиться в таких документах, как брачные обыски? Могли там писать степень родства и через кого роднились, чтобы подтвердить эту степень? У меня двоюродная бабушка замужем за своим троюродным братом (так мне сказали родственники). Правда, поженились они в 1926 году, наверное, в эти годы уже никого ни о чем не спрашивали? А если полсела в родстве, то как тогда быть с разрешениями?! --- поиски в архиве Новосибирска, Томска
| | |
Helena Минск Сообщений: 2508 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2417 | Наверх ##
14 апреля 2008 21:15 IrinaFMnmashСпасибо  Я вижу, что такие браки (между двоюродными) должны быть запрещены, но другой "подходящей" Оксени Алексеевны пока не нашла. А метрические книги этого прихода за нужный период не сохранились, чтобы разрешить эту проблему. Думала, может, для монастырских крестьян помягче были условия вступления в брак | | |
Tritter Санкт-Петербург Сообщений: 273 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 143 | Наверх ##
15 апреля 2008 21:59 15 апреля 2008 21:59 Вот интересно, у меня в роду по двум линиям браки между четвероюродными (общие пра-пра-прадеды).Кажется никакого разрешения не получали.Зато наглядно видно уменьшение количества предков. | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
16 апреля 2008 1:38 Tritter Так четвероюродным можно без разрешения. У меня тоже такие есть. Только у них общие 2прадеды, а не 3прадеды --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | Лайк (1) |
alison Москва Сообщений: 198 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 18 | Наверх ##
30 апреля 2008 16:15 Дорогие форуччане, у меня к вам след. вопрос.Могли ли немцы-переселенцы быть крепостными у графа, помещика, или они были свободными от барщины и т.д? Валентина | | |
| Фурсов Москва Сообщений: 1112 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 616
| Наверх ##
1 мая 2008 1:43 alison написал: [q] Дорогие форуччане, у меня к вам след. вопрос.Могли ли немцы-переселенцы быть крепостными у графа, помещика, или они были свободными от барщины и т.д? Валентина [/q]
Если они переселенцы с Екатерининских времен, то думаю, что свободные они были! Крепостные немцы в России - честно говоря, с трудом себе представить это могу! --- Генеалогией временно НЕ занимаюсь! Спасибо. | | |
|