Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| mstroynov Москва Сообщений: 508 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 74
| Наверх ##
13 февраля 2008 12:50 а у меня написано Крестьянин-великоросс - это что национальность указывали? --- Рудаковы (Трубчевск), Рязановы (Острогожск, Репьевка,Богучар), Стройновы (Холмский уезд: Рогаткино, Скуратово, Плоскошь), Сафоновы ( Анискино), Грибовы (Грибово-Шалово Обуховской слободы-Городищи, Свердловский Моск. обл), | | |
| VCH Сообщений: 359 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 282
| Наверх ##
14 февраля 2008 20:44 Прошу помочь разобраться в метрических записях и определения направлений для дальнейшего исследования родословной:
В сохранившихся метрических книгах Свято-Параскевской церкви с. Врадиевки, Ананьевского уезда Херсонской губернии, имеются следующие записи:
- о рождении 24 октября 1888 года (крещении 30 октября 1888 года) Спиридона, где указаны родители: мать – крестьянка деревни Марьяновка Чабанова Гликерия Игнатьевна, православная.
- о рождении 15 июля 1892 года (крещении 19 июля 1892 года) Ильи, где указаны родители: мать – крестьянка местечка Ново-Павловка, девица Чабанова Гликерия Игнатьевна, православная.
- о рождении 15 апреля 1900 года (крещении 30 апреля 1900 года) Ирины, где указаны родители: мать – крестьянка местечка Павловка, девица Чабанова Гликерия Игнатьевна, православная.
- о рождении 7 января 1907 года (крещении 14 января 1907 года) Ивана, где указаны родители: мать – крестьянка деревни Марьяновка, Новопавловской волости Чабанова Гликерия Игнатьевна, православная.
- о рождении 11 июня 1913 года (крещении 30 июня 1913 года) Павла, где указаны родители: отец – крестьянин местечка Новопавловка Чабанов Илья (отчество не указано), мать – Анастасия Васильевна, оба православные.
Вопросы на которые хотелось бы получить ответы: 1. Почему в метр. записях отсутствуют упоминания об отце, и при этом не указывается, что родившиеся являются «незаконнорожденными»? 2. Как можно объяснить тот факт, что родившийся в 1892г. Илья, по прошествии 20 лет, в 1913г. «не знает» своего отчества? 3. С чем связано то, что в двух записях Чабанова Гликерия Игнатьевна указана как «крестьянка деревни Марьяновка», а в двух других как «крестьянка местечка Ново-Павловка»? Почему в одних из них она указывается как «девица», а в других нет? 4. Почему выше указанные лица совершают обряды крещения во Врадиевской волости, а не в соседней Ново-Павловской (к которой относились местечко Ново-Павловка и д. Марьяновка)? 5. Т.к. выше приведенные записи единственный имеющийся в наличии результат исследования по данной ветке, то в каком направлении двигаться дальше?
Заранее благодарен за любые советы и рекомендации. | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
15 февраля 2008 0:17 VCHСначала вопрос Вам - а где восприемники??? 1. Не знаю, должны были писать. Может священник был либеральный? 2. Если он незаконнорожденный, то он его и не может "знать". Отчество незаконнорожденным давалось или по имени крестного отца, или не давалось, такое редко, но попадалось. В исповедке одной никак не могла прочесть отчество незаконнорожденной девочки, пока ее мама еще пару таких же не родила. Священник вместо отчества писал - "зазорная ", только до меня это не сразу дошло  3. Предполагаю, что Павловка-Новопавловка могла быть типа выселок деревни Марьяновки. 4. Территориальное деление на волости никак не связано с делением на церковные приходы. Бывает, что церковь не то что в другой волости, а в другом уезде, разумеется, соседнем  Вам надо на приход ориентироваться. 5. Что, фамилия Чабановы больше нигде не встречается в записях? А какие годы смотрели, насколько исследователь внимательный? meth Крепостное право отменили, а понятие "приписка" осталось, причем до сегодняшнего дня  . Приписной - приписавшийся к волости, не уроженец. Т.е. все крестьяне были приписаны к какой-то деревне или селу, но обычно указывался населенный пункт и все, а понятие "приписной" мне попадалось для бывших солдат и пришлых. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | Лайк (1) |
| VCH Сообщений: 359 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 282
| Наверх ##
18 февраля 2008 11:47 IrinaFM
По восприемникам данные не сообщили - недоработка работников архива, которые проводили поиск по метрическим книгам.
3. Ново-Павловка находилась от Марьяновки на расстоянии 12 верст. 5. Фамилия Чабановы/Чебановы в исследованных метр. книгах (всех которые сохранились в архиве на сегодняшний день) встречается часто, но к.л. привязки к вышеуказанным лицам отсутствуют. Вообще это довольно распространенная фамилия в южных областях Украины. | | |
| Alekseeva Новичок
Москва Сообщений: 7 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1 | Наверх ##
5 марта 2008 17:10 Здравствуйте! Хотела бы уточнить термин "промысловые крестьяне". Мой прапрадед и прадед имели в своем хозяйстве лошадей, коров (телят растили на мясо), овец, гусей, уток и т.д., имели большой дом с обширными хозяйственными постройками, несколько заливных лугов для косьбы, мельницы и маслобойни, валяли шерсть, имели постоянных и временно-нанятых работников. Продукцию свою продавали "оптовикам" или иным продавцам. Означает ли это, что они были "промысловыми крестьянами"?
спасибо. --- Селезневы, Шутовы, Алексеевы, Семеновы, Гарбузовы, Варич | | |
Helena Минск Сообщений: 2508 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2417 | Наверх ##
6 апреля 2008 11:14 У нас предки - монастырские крестьяне Пинского уезда Минской губернии. У Волошина Франца Зиновиева (около 1799 года рождения) жена Оксеня Алексеевна (около 1803 года). По ревизии 1816 года Оксеня Алексеевна только одна - Волошина, являющаяся двоюродной сестрой этого Франца. Возможны ли были браки между родственниками? На такой брак нужно было разрешение? | | |
| Katya_L Участник
Великобритания Сообщений: 54 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 16 | Наверх ##
13 апреля 2008 0:25 13 апреля 2008 0:33Про браки между родственниками и разрешение на них HelenaВот наша история... правда, украинская... и временные рамки другие (лет так на 100) Пелагея Леонтьевна Пахомова и Прохор Пахомов (дату рождения еще придется выяснить, но их старшая дочь 1908 г.р.), проживали на Украине в деревне Жигаловка. Были сродными братом и сестрой. Ездили в Печорские Лавры за разрешением пожениться. Где находилась Жигаловка, я еще не пыталась выяснить, но путешествие было серьёзное и было большим событием. Разрешение получили, потом уехали в Сибирь. | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
13 апреля 2008 2:25 Helena Лена, когда-то Федор Людоговский правила приводил на этот счет. Кажется, до 8 колена нельзя было жениться (или до 7, 6). Не помню. На более близкородственный брак надо было разрешение архиерея. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
| Natali M | Наверх ##
13 апреля 2008 9:01 Всем привет! Пробежала глазами темы "Крестьяне" и "Мещане", но ответ на свои вопросы что-то не нашла... Подскажите, пожалуйста, если мещанка вышла замуж за крестьянина, она автоматически меняет сословие на крестьянское или, наоборот, муж становится мещанином? В метриках села встречала такую запись "Мещанин хутора...N..." Это как?! Очень много мещан попадается в метриках села. Возникает вопрос: а что они там в селе делали? Приезжали в гости и случайно попадали на крестины-венчание? Прописаны в городе, а жили в селе, как на даче? --- поиски в архиве Новосибирска, Томска
| | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2945 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1699 | Наверх ##
13 апреля 2008 11:17 13 апреля 2008 11:18 Natali M Сословие всегда определяется только по мужу. "Мещанин хутора" мне не попадался, почему-то кажется, что это сокращенный вариант "мещанин города Н, проживающий на хуторе П". Часто попадается, что крестьянин, например, занимающийся торговлей, записывался в мещане, но проживал при этом в своей деревне. Мещане часто имели мельницы, лавки в деревнях селах. Все, вроме первой фразы - наблюдения, а не знания --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | Лайк (1) |
|