Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3225 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2316 | Наверх ##
10 января 2019 12:00 Mask-13 написал: [q] Однако, богатство, состоящее из нескольких наделов земли, было несложно потерять, достаточно было просто родить много детей и поровну разделить между ними наследство. [/q]
Там, в Сольвычегодском, в какой-то момент (примерно 1770-80 е гг у моего предка, действительно, было несколько сыновей, которые были расселены со своими семьями в несколько разных окрестных деревень. Так с тех пор люди с этой фамилией в этих деревнях и живут до наших дней. Все ветки сохранились! Вопрос в другом. Если, как вы пишете, наследство (земля) было разделено между сыновьями и их семьями, значит, у моего предка была земля и в соседних деревнях? Или какие еще варианты были? Они были бывшие монастырские крестьяне. | | |
| Mask-13 Москва Сообщений: 1111 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1109
| Наверх ##
10 января 2019 14:11 idylle написал: [q] Или какие еще варианты были?[/q]
Другой вариант - что в этой конкретной вотчине все-таки устраивались переделы, и можно было получить землю в надел. Из общего курса истории известно, что "на Севере" переделов не было, была купля-продажа земли. А вот где заканчивается центральная Россия и начинается "Русский Север"? Наверно, Сольвычегодский уезд - это "Север". Но на практике могли быть различия между отдельными вотчинами. Вообще, все что я писал, справедливо для государственных крестьян. Как это было в монастырских вотчинах - не знаю. Правда, наличие переделов плохо сочетается с наличием половников - если каждый мог получить надел, почему половники его не получили? Можно, конечно, нафантазировать объяснение - например, Ваш предок при переделе получил большой надел по причине наличия большого числа ревизских душ в семье, но эти души были малолетними и не могли обрабатывать землю, поэтому семья сдавала ее в аренду. --- Участвуйте в народном проекте по индексации метрических книг Санкт-Петербурга! https://forum.vgd.ru/4091/107846/ | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3225 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2316 | Наверх ##
10 января 2019 14:18 10 января 2019 14:21 Mask-13 написал: [q] Можно, конечно, нафантазировать объяснение - например, Ваш предок при переделе получил большой надел по причине наличия большого числа ревизских душ в семье, но эти души были малолетними и не могли обрабатывать землю, поэтому семья сдавала ее в аренду. [/q]
А не знаете, возможно ли наличие документов где-то по таким вопросам? Сольвычегодск - это, безусловно, север. | | |
| Mask-13 Москва Сообщений: 1111 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1109
| Наверх ##
10 января 2019 15:18 idylle написал: [q] А не знаете, возможно ли наличие документов где-то по таким вопросам?[/q]
На начало 18 века я бы поискал в фонде монастыря. --- Участвуйте в народном проекте по индексации метрических книг Санкт-Петербурга! https://forum.vgd.ru/4091/107846/ | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3225 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2316 | Наверх ##
10 января 2019 15:30 Mask-13 написал: [q] На начало 18 века я бы поискал в фонде монастыря. [/q]
Да, уже копалась там. Максимум нашла, что деревня была подарена монастырю вдовой Строганова в таком-то году. Наверное, существуют где-то еще документы. Буду искать) Спасибо Вам за обстоятельное мнение! | | |
| veresnikita Новичок
Минск Сообщений: 13 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
13 января 2019 22:38 Здравствуйте. Метрическая книга села Царицын Кут за 1814 год. Некоторые люди зовутся "крестьянин селения сего", а некоторые "житель селения сего". Есть ли какая-то разница? Или же это равнозначные понятия? Спасибо.
 | | |
| Mask-13 Москва Сообщений: 1111 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1109
| Наверх ##
14 января 2019 16:44 veresnikita написал: [q] Некоторые люди зовутся "крестьянин селения сего", а некоторые "житель селения сего". Есть ли какая-то разница?[/q]
Да, большая разница. Не любой житель - крестьянин. Принадлежность к крестьянам автоматически накладывает кучу обязанностей: платить налоги, поставлять рекрутов (в отличие от казаков, например). В принципе, священник был обязан указать сословие жителя, но по какой-то причине он этого не сделал. Возможно, специально, чтобы не причислять людей к крестьянскому сословию. Нам теперь остается только догадываться, какая у них была сословная принадлежность. Я лично в МК никаких "жителей" ранее не встречал. --- Участвуйте в народном проекте по индексации метрических книг Санкт-Петербурга! https://forum.vgd.ru/4091/107846/ | | |
idylle Санкт-Петербург Сообщений: 3225 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2316 | Наверх ##
14 января 2019 18:03 Mask-13 написал: [q] Я лично в МК никаких "жителей" ранее не встречал. [/q]
Мне встречалось неоднократно в МК "проживающая в такой-то деревне вдова..." или "проживающий в деревне солдат.." Видимо, это аналог "жителя". | | |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7974 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11229 | Наверх ##
14 января 2019 18:11 veresnikita написал: [q] Есть ли какая-то разница? Или же это равнозначные понятия?[/q]
"Этот ж-ж-житель неспроста!" © Советую посмотреть что скажут исповедные по данному вопросу. Такая терминология встречается в полковых метриках см. http://combcossack.0pk.ru/viewtopic.php?id=5809 --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | |
| veresnikita Новичок
Минск Сообщений: 13 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
14 января 2019 21:41 Почему в метрической книге 1814 года Емельян Верещака зовется "жителем" селения, а вот в МК 1836 года - "крестьянин". Как это можно объяснить? Возможно он был переведен в крестьянское сословие?
 --- Ищу сведения о Верещак, Тюпа. | | |
|