Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Dr Livsi Украина Сообщений: 737 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 768 | Наверх ##
31 марта 2017 8:23 31 марта 2017 8:40 Спасибо огромное всем откликнувшимся! BOllga написал: [q] Если их приписывали к гос.крестьянам какого-то сельского общества (так по закону?), то там , видимо, и присутствовали.[/q]
Вырисовывается итог: Во владельческом селе ревизскую сказку составлял помещик (его эконом). Одна сказка "о крестьянах", т.е. о собственных крепостных. Другая - об отставных солдатах, солдатских вдовах, и.т.д. - внесенных, по месту жительства, в перепись для счета. Или эту вторую сказку подавал не владелец села, а уездное воинское начальство, к примеру? --- Шукаю і знаходжу у Кіровограді.
Багара,Балан,Балєв,Барзіков,Боєв,Божан, Буртаченко,Драгін,Дудніченко, Заступай, Кабаченко, Касяненко, Kauliņš, Каціка, Команов, Кучер, Лихобаба, Мельниченко, Павленко, Пономаренко, Сърданов, Скаржинский, Сорока,Степаненко, Танасов,Чекар,Чернов, Янченко | | |
BOllga Москва Сообщений: 1623 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3412 | Наверх ##
31 марта 2017 9:46 31 марта 2017 9:48 Dr Livsi написал: [q] Одна сказка "о крестьянах", т.е. о собственных крепостных.Другая - об отставных солдатах, солдатских вдовах, и.т.д. - внесенных, по месту жительства, в перепись для счета.[/q]
А возвращались ли отслужившие на землю помещика? Я читала (ссылки нет под рукой, простите), что их водворяли на землю в гос. деревнях (т.е. д . давали дворовое место) ) или по желанию приписывали в гос.деревни (сельские общества гос.крестьян), а жили в других местах (обычно в городах, где работу находили). Вот, до сих пор не разгадала, был ли когда у мужа отслуживший предок крепостным, т.к. приписка к одному месту (слобода, бывшие казаки, гос.крестьяне), а проживание и бизнес в Москве. Конечно, если помещик не против, то возвращались и на его землю. Но считаться должны были уже гос.крестьянами по приписке. И уж вряд ли помещик на них сказку обязан был подавать. | | |
Dr Livsi Украина Сообщений: 737 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 768 | Наверх ##
31 марта 2017 10:39 BOllga написал: [q] Я читала (ссылки нет под рукой, простите), что их водворяли на землю в гос. деревнях[/q]
Во многих случаях да. У меня болгарское казенное селение, большинство предков военные поселенцы, и в метриках часто попадаются записи об отставных солдатах с украинскими и русскими фамилиями. Но жили то они фактически тут же, не только были приписаны. И ревизия поселенческого села так и озаглавлена - "...внесенных, по месту жительства, в перепись для счета" (как я писал выше). Все таки - по месту жительства. А в Родионовке, помещичьей слободе... в одном селе жили, венчались, детей родили (я тому ходячее доказательство). Крепостные есть, а отставных солдат не обнаружено. --- Шукаю і знаходжу у Кіровограді.
Багара,Балан,Балєв,Барзіков,Боєв,Божан, Буртаченко,Драгін,Дудніченко, Заступай, Кабаченко, Касяненко, Kauliņš, Каціка, Команов, Кучер, Лихобаба, Мельниченко, Павленко, Пономаренко, Сърданов, Скаржинский, Сорока,Степаненко, Танасов,Чекар,Чернов, Янченко | | |
kolchak73 Гондурас, Гваделупа Сообщений: 3037 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 760 | Наверх ##
29 апреля 2017 23:11 Dr Livsi написал: [q] И ревизия поселенческого села так и озаглавлена - "...внесенных, по месту жительства, в перепись для счета" (как я писал выше).[/q]
Просто было: Население не податное — население, не обязанное выплачивать подушную подать и отбывать рекрутскую повинность, включающее в том числе духовенство, ямщиков, отставных солдат и др. Население податное — население, обязанное выплачивать подушную подать и отбывать рекрутскую повинность. И некоторых не принадлежащих помещику, но плативших подати - вписали для счету!!!Кстати болгарские переселенцы имели льготу, а некоторые вообще освобождались от податей!!! КРЕСТЬЯНСТВО - это было низшее податное СОСЛОВИЕ. В 1721 году различные группы населения были объединены в казенных (государственных) КРЕСТЬЯН, дворцовых, монастырских и помещичьих КРЕСТЬЯН. К казенным крестьянам относились существовавшие раньше 1721 года, например, черносошные, ясачные крестьяне. Они зависели от государства и платили подушную подать и особый сбор. Дворцовые крестьяне зависели от монархического семейства. После 1797 года они назывались удельными крестьянами. Монастырские крестьяне после 1797 года стали называться экономическими крестьянами. Помещичьи крестьяне разделялись на пашенных, оброчных, барщинных и дворовых и это зависело от воли помещика. Все крестьяне были прикреплены к месту жительства, платили подушную подать. В первой половине XIX века запрещалась продажа крепостных без семьи, покупка крестьян без земли. Государственные крестьяне имели более широкие права и могли переходить в мещане и записываться в купцы. После отмены крепостного права в 1860 году было запрещено покидать место жительство без временного паспорта, менять место жительства без увольнения от общины, которая была сохранена для организации крестьянства. Подушная подать была отменена лишь в начале XX века. --- В связи с разрешением модераторов, писать сообщения на данном русскоязычном форуме, на родном языке, согласно заселения и проживания на территории - пишу на болгарском!!! | | |
BOllga Москва Сообщений: 1623 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3412 | Наверх ##
1 мая 2017 15:39 kolchak73
Уточню, пожалуй.
Монастырские крестьяне были таковыми с момента их «взятия» (добровольно, считалось) в распоряжение монастыря – кто в 12 веке, кто позже. А стали экономическими с 1764 г. после секуляризации. Ими с 1764 ведала коллегия экономии. С них обычно требовался только денежный оброк (помимо рекрутской повинности).К началу 19в. они уже именовались государственными (казенными). Дворцовые - принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии, жившие на землях великих князей и царей (так называемые «кабинетские земли») и несшие в их пользу различные повинности (натуральный и/или денежный оброк, а с 1753 года в основном только денежный оброк), главной из которых было снабжение царской семьи продовольствием и дровами. С 1797 года бывшие дворцовые крестьяне стали именоваться удельными.
Крепостными было принято называть владельческих (помещичьих) крестьян, хотя к земле были прикреплены все. Но у помещичьих было меньше личной свободы.
И всё это до реформы. Потом - просто крестьяне. | | |
Safonov Сообщений: 561 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 532 | Наверх ##
2 мая 2017 17:37 Мои предки, как оказалось были из монастырских крестьян. Кто нибудь знает, где можно почерпнуть более подробную информацию об условиях жизни, быте и повинностях крестьян центральной России до середины 18 века. Может есть какие нибудь очерки или литературные источники на эту тему. --- - Сафонов, Тараканов, Никифоров, Морозов, Чугунов, Маслов, Жидков, Виляев
- Пришиб, Пичуга, Заплавное, Новоникольское Царевский/Царицынский уезд; Малый, Большой Ламовис Тамбовский уезд; Джаныбек Зап. Казахстан
- молокане | | |
BOllga Москва Сообщений: 1623 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3412 | Наверх ##
2 мая 2017 18:56 Safonov
Есть и диссертации. Погуглите - найдёте, в т.ч. в РГБ.
Для Вас интерес представляет, что за монастырь. Если крупный, то в РГАДА и рег.архивах могут храниться целые фонды с документами. А там столько накопать можно!..
Если кратко, то уклад жизни монастырских крестьян (крупных монастырей) можно сравнить с колхозом. Был старец (бригадир) в каждой деревне или группе деревень, ему выдавали план по засеву культур, он должен был обеспечить явку "рабсилы" на поля, транспортировку урожая в амбары и т.п. Крестьяне за ним тоже зорко следили. Чуть что не так (выпил лишку или подрался) - писали жалобу монастырскому начальству. И были разборки, старца меняли... Подати государевы платили, в рекруты как все прочие тоже попадали. И в строительстве С-Петербурга принимали участие по царской разнарядке. Всё это есть в архивах... | | |
Safonov Сообщений: 561 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 532 | Наверх ##
2 мая 2017 20:19 BOllgaСпасибо за информацию. BOllga написал: [q] Для Вас интерес представляет, что за монастырь.[/q]
До "своего" монастыря еще не докопался. На данный момент пока что имею такую информацию. Предки проживали на момент 1-й ревизии в Тамбовском уезде в новопоселенных селах Большой и Малый Ламовис, в вотчинах, принадлежащих митрополиту Рязанскому-Муромскому. Есть отказная грамота Петра I от 1700 года, данная митрополиту на земли в Тамбовской уезде, чтобы поселить там "домовых своих крестьян". А вот откуда он их переселил, с какого населенного пункта (монастыря) для меня пока еще загадка. --- - Сафонов, Тараканов, Никифоров, Морозов, Чугунов, Маслов, Жидков, Виляев
- Пришиб, Пичуга, Заплавное, Новоникольское Царевский/Царицынский уезд; Малый, Большой Ламовис Тамбовский уезд; Джаныбек Зап. Казахстан
- молокане | | |
Anesimov Сообщений: 851 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 928
| Наверх ##
2 мая 2017 20:41 2 мая 2017 20:41 все просто как в школьном учебнике, да действительно император Петр инициировал формирование категории государственных крестьян, но процесс длился более ста лет и в документах они себя по-прежнему указывали ясашными крестьянами, пахотными солдатами, комиссарскими крестьянами, однодворцами, новокрещенами и т.д. иногда их писали казенными или коронными крестьянами --- A. | | |
GREAKLY Сообщений: 473 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 103
| Наверх ##
24 мая 2017 5:35 В семье моего прапрадеда было 11 детей, родившихся в период с 1893 по 1917 годы. Из них семеро родились в одной деревне, трое - в другой, а еще одна (моя прабабка) - в третьей. Все деревни отстоят друг от друга на расстоянии нескольких километров. Могу ли я на основании этого предполагать, что семья в моменты родов проживала в соответствующих деревнях? Или была какая-то причина, по которой прапрабабка могла ходить рожать в соседние деревни? Вариант "к родителям" отпадает, так как она была родом из другой деревни. | | |
|