На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян; - крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.
Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
--- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
Здравствуйте! В документе встретилась запись "... часть земли душевых и крепостных государственных крестьян". Подскажите, пожалуйста, как понять эту запись? Одновременно и крепостные и государственные? Кому крестьяне принадлежали - государству или частному лицу? Спасибо!
--- Дубровенская вол. Горецкого у. Могилевской губ.; с. Коробовка и Княжая Байгора Сокольского / Усманского у.; с. Новая Чигла Бобровского у.; Хатунская вол. Московского у.; с. Подхожее и П. Выселки Веневского у., д. Тулеино и Шепелевка, Каширского у.
Ну я лично другие дела бы изучила на предмет наличия там данной деревни.
[/q]
Это самое верное замечание.
1. Документы подавались в разное время и могли сшиваться в дела по разному принципу. Нужно искать (если сохранилось) другое дело.
2. Такое могло произойти и при смене собственника деревни (1. Другая фамилия, 2. Были помещичьи -- стали государственные, или наоборот). Соответственно и совсем другая книга, в которой подшиты документы.
--- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Напрасно начало фразы обрезали ? Но и так понятно. ...села, вымежованная часть земли... В одном селе могли спокойно жить крестьяне разных помещиков и принадлежности разной. Повсеместно встречается. Только формулировки разные.
--- с Уважением, Владимир
Haplogroup I2aY и GENI
Упман Карл Симанс 1868 (Валк,Тирзас)
Дишлер Ильзе Альвина 1844 (Альсвиг)
Лутс Шарлотта Амалия 1870 (Верро,Рогози)
Плауктин Ольга Ивановна 1879 (Балтийский Порт)
Зотоглов Павел Дмитриевич 1881 (Хабаровск)
Отрезано только название села- Княжая Байгора (чтобы текст был покрупнее). В этом селе, Вы правы, могли быть и те и другие. Речь идёт о 1770-х годах. У крепостных, как я это понимаю, своей земли не было, соответственно, её не межевали для них? Меня смущает, что в тексте читается "и крепостных государственных крестьян". Это вольность писавшего и следует понимать просто "государственных"? Запуталась немного).
--- Дубровенская вол. Горецкого у. Могилевской губ.; с. Коробовка и Княжая Байгора Сокольского / Усманского у.; с. Новая Чигла Бобровского у.; Хатунская вол. Московского у.; с. Подхожее и П. Выселки Веневского у., д. Тулеино и Шепелевка, Каширского у.
Это могут быть списки составленные архивистами. Посмотрите админделение. Может быть эти населенные пункты ушли в другую волость, уезд, губернию. Это был постоянный процесс
<...>Исследованием метрических книг и ревизских сказок, как видов массовых документов, необходимых для изучения демографии, занимался В.М. Кабузан. В его работе дана критика метрических книг, выделены недостатки массовых источников церковного происхождения, затронут вопрос формирования метрического учета в России.
Подробный анализ исповедных росписей проводит известный специалист по социальной истории России Б.Н. Миронов. В 1999 г. был издан его сводный труд «Социальная история России периода империи», а в 2003 г. вышло 3-е издание этой монографии, где отражены многие аспекты жизни и быта крестьянской семьи.
Г.А. Алексейченко анализирует приговоры сельских сходов как источник по истории и социально-экономическому состоянию крестьянской общины в целом и крестьянской семьи в отдельности. В работе даны указания по практическому использованию источника в исторических исследованиях. Л.И. Панина рассматривает специфический исторический источник - списки населенных мест, излагается история возникновения списков и дается анализ их состава и содержания. М.Е. Бычкова рассматривает вопросы источниковой базы крестьянских родословных, а также анализирует работы российских историков, посвященные этой теме.
Проблему изучения документов, содержащих генеалогическую информацию, поднимает в статье И.И. Глуховская. Автор дает краткую характеристику тех источников, из которых можно почерпнуть информацию о непривилегированных слоях населения, в первую очередь о крестьянах. На такой малоизвестный и колоритный источник по истории крестьянских семей как этнографические рассказы обратила внимание Т.И. Трошина. Д.А. Панов, занимаясь вопросами истории генеалогии и проблемами разработки методики генеалогического исследования, акцентирует внимание на вопросах историографии и источниковедения генеалогического исследования. Исследователь ведет большую работу по описанию генеалогических источников в региональных архивохранилищах.
Ряд работ посвящены проблеме происхождения крестьянских имен, фамилий, прозвищ. Историографический обзор основных дореволюционных и новейших изданий по данной теме содержится в статье Н.В. Лопатина. Истории происхождения отдельных крестьянских имен, прозвищ и фамилий посвящена работа И.А. Королевой. Обобщающими работами по видовому составу источников генеалогической информации за период с XVI в. до 1991 г. стали справочные пособия «Генеалогическая информация в государственных архивах России» (рассматриваются документы до 1917 г.) и «Биографическая и генеалогическая информация в государственных архивах Российской Федерации. 1917–1991 гг.». Отвечая современным общественным интересам, специалисты ВНИИДАД в 1997-2011 гг. провели необходимые исследования видового состава документов в государственных архивах России, фиксирующих биографическую и генеалогическую информацию, и издали справочные пособия по документам с генеалогической информацией сначала за дореволюционный, а затем и за советский периоды. В указанных пособиях раскрывается содержание основных понятий и приемов генеалогических исследований, представлены архивные источники, имеются указатели видов документов, содержащих генеалогическую информацию за период с XVI века до 1991 г.
Документоведческие и источниковедческие вопросы генеалогии получили освещение в статьях А.В. Елпатьевского и Д.М. Шаховского. В обзоре А.В. Богинского дается перечень методической и справочной литературы по генеалогии, разработанной различными учреждениями Росархива и депонированной во Всероссийском научно-исследовательском институте документоведения и архивного дела.
В первой половине 1990-х г. начали выходить или были возобновлены издания историко-родословного направления: журнал «Историческая генеалогия», продолжающиеся издания - «Летопись историко-родословного общества», «Известия русского генеалогического общества», «Генеалогический вестник» и др., в которых публикуются генеалогические исследования, материалы о новых методиках генеалогического поиска, идет обмен опытом. Необходимо отметить, что в столичных изданиях по-прежнему, сохраняется тенденция очевидного приоритета дворянской генеалогии, в то время как в регионах преобладают генеалогические исследования по крестьянству.
<...>
--- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b