Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
galinaS Казань Сообщений: 6690 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 6127 | Наверх ##
7 декабря 2006 6:43 Tritter А Вы не пробовали посмотреть ревизии 1811 и 1816 гг. ? Они могут прояснить сразу все. В них указываются все родственные связи. Да и 1795 год тоже не помешает. | | |
Tritter Санкт-Петербург Сообщений: 273 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 143 | Наверх ##
7 декабря 2006 9:40 На сегодня у меня заказаны 1815,1835. Может и проясниться. А двоюродные может и так, более ранние книги покажут. Перемещение к другому "двору" только номинальное, на бумаге или физическое?
shiba Анна в 18222 уже вдова.Годы рождения совпадают. А сын в дальнейшем зовется Герасим Стефанов. | | |
alison Москва Сообщений: 198 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 19 | Наверх ##
1 января 2007 23:09 Крестьне-старообрядцы селились уединенно, много странствовали и прятались Есть ли каки-либо сведения об истории старообрядческого села Самодуровка Вольского района, Саратовской обл. Валентина. --- see you | | |
Tritter Санкт-Петербург Сообщений: 273 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 143 | Наверх ##
31 января 2007 1:15 У меня очередная загадка. Просмотрела исповедные росписи за 1795, 1789 и 1784 года. за 1789 и 95 года года возраст указан практически совпадающий с предполагаемым годом рождения.Погрешности встречаются в один- два года. А вот между 1784 и 1789 годом у многих возраст изменился не на 5 лет, а на 5,15,20 и даже на 32 года. Как такое могло случиться? Перепутать возраст до такой степени? В 1784 году супругам 30 и 31 год, в 1789 - 62 и 58 ? а у дочки их возраст изменился с 11 лет на 18 (почти приемлемо) И это не единичный случай. Не похоже на невнимательнось. Теряюсь в догадках. | | |
Yulia Москва Сообщений: 721 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
31 января 2007 1:37 Tritter На исповедные росписи уповать не стоит. С возрастом в них почти всегда "напряженка". Священник заполнял их часто по памяти, не исключаю, что иногда и от фонаря указывал возраст. --- С уважением,
Юлия Стриганова. | | |
Tritter Санкт-Петербург Сообщений: 273 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 143 | Наверх ##
12 февраля 2007 23:32 Забила в Ages всех жителей деревни за период 1784-1905 год. Интересно проследить родственные связи за столетие. Почти все они родня в большей или меньшей степени.
Наконец нашла связь Стефана Ларионова с Парамоном Яковлевым, УРА !!!!! Отец Стефана (Степана) - Ларион Яковлев, брат Парамона. | | |
Seamanтамбовский волк  Тамбов Сообщений: 487 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 708 | Наверх ##
15 февраля 2007 23:16 В записи о рождении за 1850 год в метрической книге нашел следующую фразу: "... Московской губ, Серпуховского у-да, с. Шатова НА ОПЕКУНСТВЕ Иван Прокопьевич Грачев.
Что означает - "на опекунстве"???
Как крестьянин Московской губернии мог оказаться в Тамбовской до 1861 года ???
Почему сын "московского" крестьянина Ивана Грачева, родившийся уже в 1858 году в Тамбове, далее все равно числится "крестьянином Московской губ..." ?
Спасибо. --- Ищу потомков Преображенского Гавриила Степановича, до войны проживавшего г. Тамбов, ул. Орловская
Мой сайт - http://ratkin.ucoz.ru/
Все данные обо мне и моих предках размещены мною на сайте добровольно. | | |
| Magpomatu Рыбинск Сообщений: 110 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 21
| Наверх ##
11 марта 2007 12:36 TritterПо опыту общения с исповедными росписями: 1. Возраст может меняться как угодно  . Особенно в отношении относительно пожилих людей. 2. Ребенка малого возраста вполне могло не быть в росписи. 3. Если человек живет в одном доме с другим, то как правило он родственник. Может быть также примаком (то есть муж пришедший в дом жены из другой деревни - следовательно смена фамилии по этому дому). Также встречался вариант, когда кто-то из этой же деревни подселялся в дом к угасающей фамилии (оставалась одна бабка или бездетные старики). --- Камбицы, Комбици, Камбисис, Καμπιτσης, Cambici, Kampitsis, Ковадлов, Щитинин (Ростов, Таганрог, Кавказ), Чекалкин, Катаругин (Тверская), Крымов, Сакулин, Федоров, Скородумов (Рыбинский уезд), Карамышев (Ярослав | | |
| Magpomatu Рыбинск Сообщений: 110 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 21
| Наверх ##
11 марта 2007 12:38 А что может означать "сын бываго крестьянина"? Теоретически это сын бывшего крестьянина, но тогда кем этот крестьянин стал, если он бывший? (период 1840-1850 гг.) --- Камбицы, Комбици, Камбисис, Καμπιτσης, Cambici, Kampitsis, Ковадлов, Щитинин (Ростов, Таганрог, Кавказ), Чекалкин, Катаругин (Тверская), Крымов, Сакулин, Федоров, Скородумов (Рыбинский уезд), Карамышев (Ярослав | | |
Tritter Санкт-Петербург Сообщений: 273 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 143 | Наверх ##
16 марта 2007 0:43 Очередные загадки по исповедным росписям. Периодически пропадают записи о населенном пункте, хотя соседние деревни записаны ежегодно. Количество жителей то же странно варьируется, причем отсутствуют люди разных возрастов, и дети и пожилые и в расцвете лет, а потом опять появляются. 1761 год - нет населенного пункта 1762 -42 человека
1769 - нет деревни 1770- 53 человека
1774- нет деревни 1775- 5 человек
1780-17 человек 1784- 84 человека Более ранние пока не смотрела. Мгла часть населения ходить к исповеди в другой приход? Или чередовать приходы? Год в один, год в другой. Вот еще один вопрос. Чаще всего росписи в архиве прошиты -все церкви уезда в одном томе, но иногда сшиты по половине приходов- уезда, но за два года подряд.Вот в таких прошивках мой населенный пункт и пропадает. А соседние деревни почти всегда на месте. | | |
|