Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 101 102 103 104 105 * 106 107 108 109 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
Atkara-EV

Atkara-EV

Очень среднее Поволжье
Сообщений: 6191
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 8652

avi777 написал:
[q]
Они что, забирали двухдневного младенца и несли в церковь? А мать дома оставалась? Не верю!
[/q]


Когде речь идет о церковных правилах, верю-неверю значения не имеет biggrin1.gif

Вот как объясняет позицию РПЦ сайт Православие.ру:
Мнение о том, что матери не позволительно присутствовать при крещении своего ребенка, по-видимому, родилось из ограничения женщине после родов 40 дней входить в храм. А 59-е правило VI Вселенского Собора предписывает крестить только в храме: «Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся; но хотящие удостоиться пречистаго просвещения к Кафолическим Церквам да приходят, и тамо сего дара да сподобляются». Следовательно, если ребенка крестят до 40-го дня, то в храме во время этого таинства мать, действительно, не может присутствовать. Если же ребенок старше 40 дней, то над матерью надо прочитать «Молитвы жене родильнице, по четыредесяти днех» и дать ей возможность испытать радость присутствия во время этого спасительного таинства: ее ребенок становится членом Вселенской Церкви. http://www.pravoslavie.ru/answers/7135.htm
---
Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия.
Asmodeika

Asmodeika

Сообщений: 2490
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 1495
Максим 45, и правда работает 101.gif... к сожалению, по ресурсу не подскажу - не пользуюсь, а вот фамилия Третьяковы в Вашей подписи интересует - не могли бы в личку попдробнее? никого из своих Третьяковых не могу найти..
---
Анна Иванова врач на Сахалине в 1930е гг.
Иванова Варвара Евангеловна 1929 гр. г. Екатеринбург.
Нина Николаевна Иванова 1925 гр.Чита, мать Наталья Иннокентьевна
Галина и Раиса Ененко Абран г. Казань.
avi777

Москва
Сообщений: 674
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 408

avi777 написал:
[q]
поразмышляйте на досуге над моим ребусом:

Был у меня прапрадед государственный крестьянин, Иван Митрофанович - годы жизни пока не известны. Выявлены у него дети 1882, 1883, 1885, 1887, 1990 годов - дальше пока не смотрел. И был в той же деревне с его же фамилией некто Григорий Иванович, который по вычислениям, получается, родился не позднее 1859 года. (его дочь вышла замуж в 1900-м году в 21 год и поручителем при ней был брат, её старше (т.к. за 1880-1891) записи о его рождении не обнаружено). При этом, ещё других Ивановичей в деревне не замечено.

Что вероятнее: что это совпадение имён, и жил в деревне когда-то ещё один Иван с той же фамилией (пример полных тёзок с разницей 10 лет в этой же деревне/фамилии имеется)?

Или, Григорий Иванович всё-таки его старший сын
[/q]


Сегодня ребус разрешился. Просматривая книгу за 1892-й год я обнаружил ещё одного ребёнка Ивана Митрофановича, вскоре, как водится, умершего, и там же запись о его смерти: он умер в возрасте 40 лет от простуды. Значит совпадение.

Но вот эта запись: file.php?a=preview&fid=158556&key=760424275
теперь стала мне казаться ещё более загадочной.

13.07.1892 умерла "деревни Горы вдова по 1-му браку крестьянка Марья Максимова Панкина", 45 лет, от чахотки. Что это? Ещё одно совпадение? Две Марьи Максимовны, одна Панкина по мужу, вторая - жена Ивана Митрофановича? При том, что Панкины трижды записаны в качестве воспреемников у детей Ивана Митрофановича - я думал, это родственники его жены.
alvn73

Россия
Сообщений: 426
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 431
Форумчане!
Есть посемейный список на безземельного крестьянина Благовещенской волости уфимского уезда Уфимской губернии
Вопрос как прововодилась перепись семьи в этом случае
Tritter

Tritter

Санкт-Петербург
Сообщений: 273
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 143

При изучении исповедных росписей.

Ермолай Семенов 60
жена его Мария Карпова 58
дети их
Иван 28
Иван 30
жена его Татьяна Богданова 23

А встречались оригинальные семьи.-Жена Матрена и три дочери Матрены.Хорошо не мои предки.
Jan=Ян

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1835
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12719
Может ли кто-нибудь объяснить такую запись в списке прихожан православной церкви: "временно проживающие крестьяне застенка...."? И далее шел посемейный список крестьян.
Такая запись повторялась ежегодно в списках с 1895 по 1900 год.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
hsl

Jan=Ян написал:
[q]
запись в списке прихожан ..."временно проживающие крестьяне
[/q]
так писали в конце исповедных росписей чужеприходных , которые по своим делам временно проживая в данном приходе в известный год исполнили христианский долг исповеди и св. причастия . Всем им выдавалось Свидетельство об этом , которое необходимо было представить своему священнику до 1 сентября .
Jan=Ян

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1835
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 12719
Спасибо.

А как можно временно проживать с семьей в одной местности и в одном населенном пункте в течении 5 лет?
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
hsl

Jan=Ян написал:
[q]
А как можно временно проживать с семьей в одной местности и в одном населенном пункте в течении 5 лет?
[/q]
по паспорту арендуя жилплощадь . Паспорт выдавало родное волостное правление .
ist

ist

Екатеринбург
Сообщений: 6047
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 4691
Jan=Ян
Могли приехать на зароботки, оставаясь членами своего сельского общества.
По своим встечал, семья несколько лет жила в деревне в соседней волости, глава семьи работал на заводе в этой деревне...
---
Истомины ,Крыковы (Тамбовская губ.,Тамбовский уезд ,Абакумовская вол.) Семёновы , Осиповы( Тобольская губ. Ишимский уезд Дубынская вол. ), Пискулины, Кривощёковы, Перевозкины, Ви(е)нголовские(Тобольская губ. Ялуторовский уезд )
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 101 102 103 104 105 * 106 107 108 109 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈