Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
О раскулачивании и раскулаченных читайте в разделе "Репрессированные" В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/

Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"

✔ ДИАЛОГОВАЯ тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Demesha

Demesha

Latvija, Jurmala
Сообщений: 600
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 131

Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца.
Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию.
Итак, при Петре существовали:
- владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.;
- черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии);
- монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью;
- дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;
- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам.
После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.

Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах.
Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды).
---
Латвия, Юрмала  
Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл.
Деделис ( с вариантами) тоже ищу -
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 720
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 259
Владельческие крестьяне - крепостные.
Казенные крестьяне - государственные.
---
С уважением,
Юлия Стриганова.
Лайк (1)
Ira

Санкт-Петербург
Сообщений: 360
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 127
В одной статье есть ссылка на епархиальные ведомости, в которых якобы было сказано, что в 1835 году крестьянин ПРИШЕЛ из Алатырской губернии в Самарскую (указывается конкретное село). Крестьянин какой категории мог придти ? Спасибо.
---
Ira
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Yulia

Налог - это безвозмездное изъятие средств.
почтовая повиность (гоньба, подводная земская повиность) к которое привлекались крестьяне практически всех селений оплачивалась. Нередко возникали судебные тяжбы за выполненую работу.
Так в декабре 1852 (!!) года государственые крестьяне с. Белавино взыскали через уездый суд 142 рубля 85,5 копеек серебром.  

---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Tali

"Кто такие "  ямской слободы крестьяне"? "

Люди приписаные к Ямской Слободе. Видимо вопрос относится к человеку жившему во второй половине 19 века, когда ямщской промысел (в связи со строительством ж.д.) практически прекратил свое существование и бывшие ямщики и их потомки искали себе новое применение.

Вообще "Ямская слобода" явление уникальное в Российской истории (единственный случай организованого переселения горожан в село).


---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Лайк (1)
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Kaaskop

Крестьяне-собственики существовали всегда, хотя и в малых количествах, в 1850 году из 2000 жителей моего села их было только 14. к таковым относились и ямщики (еще одна особая категория).

---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 720
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 259
KRAN
Вы несомненно правы на счет приписки и жалованья ямщикам.
Не всякое поселение имевшее ямщиков именовалось Ямской слободой и в Ямской слободе жили не только ямщики.
Ямской налог, который существовал около 2-х веков и был отменен Петром Первым к существу вопроса не относится, тут я не права.
---
С уважением,
Юлия Стриганова.
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Yulia

До второй половины 19 века Ямская слобода - только для ямщиков. Что касается названий то да: во Владимире - Ямская, в Суздале - Михайлова, в Муроме -  Якиманская и т. д.

---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Еще о Ямщиках.

История Ямских слобод на Руси начинается с 1504 года С Указу Ивана 3.

На Ямскую службу брались только добровольцы, таких людей нередко называли
"Ямскими охотниками", то есть  людьми идущими по своей охоте на государеву службу.
Ямщиков поселяли в отдельных слободах, выделяли землю, лошадей и транспортные средства.
Царское жалование было установлено 20 рублей в год. Кроме того выдавалось по 3 деньги за каждые 10 верст пробега, "кто с чем едет и что везет своего или царского".
Ямщики освобождались от оброков, налогов, податей, им разрешалось иметь огороды и держать скот (единственым из горожан) и торговые лавки. Запрещено было записываться в купечество.

В 1549 году двигаясь на Казань, во время остановки во Владимире, Иван Грозный учредил "Ямскую слободу быстрых гонцов"(это название сохранилось до наших дней) рядом со Стрелецкой слободой.

В центе Ямской слободы находился "государев съезжий двор" площадью около 1500 м2, огражденый тыновым забором. На дворе стояли хоромы для ездоков, избы для сменых ямщиков, конюшни. Рядом дом ямского приказчика и дьяка, а далее дворы ямщиков.

Об уровне достатка ямщиков, краснорячиво говорит такой факт: в 1732-1735 годах на деньги ямщика Ивана Григорьева Павлыгина строится каменая церковь "Николы в Галеях" (действует и в наши дни).

По межевому плану города Владимира 1771 года в слободе 167 дворов.

28 июля 1778 года сильный пожар уничтожает всю слободу.
После него по прошению генерал-губернатора графа Р.И. Воронцова, было получено Высочайшее повеление:
" Чтобы ту Ямскую Слободу перенести на некоторое растояние от города, дабы от городских строений до слободы версты 1,5 порожнего места оставалось."

Так сложилась уникальная ситуация, о которой я писал ранее: жители посадов и слобод стали числится мещанами, а Ямская слобода стала селом и ямщики - крестьянами, хотя сельским хозяйством практически не занимались.

---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
Лайк (1)
Yulia

Yulia

Москва
Сообщений: 720
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 259
KRAN
1. По поводу достатка ямщиков Ямской слободы под Тюменью.
Тюменский воевода Щербатов получил от Годунова грамоту, писаную в 1601 году: "И мы указали на Тюмени устроити ямщиков... И как к тебе ся грамота придет, и ты бы вперед на Тюмени ямщиков прибрал. А подмоги бы еси им давать из нашей казны по 15 рублев человеку. А было бы у каждого ямщика гоньбы по три мерина. И хлеб бы еси им на семена из наших житниц, чем сперва земле обсеменить, давал".
В том же 1601 в Тюмень прислали 50 ямщиков, т.к местные жители не пожелали заняться ямским делом. Они получили земельные наделы.
Государева служба почти не оставляла ямщикам времени заниматься своими пашнями и сенокосами, поэтому они сильно бедствовали. Не выдержав ямской жизни к 1624 г. многие тюменские ямщики "брели розно", т.е разбежались. Тех кто остался от службы отстранили и они  стали крестьянами на тех пашнях, кот. им отрядили, как ямщикам. Ямскую службу возложили на местных татар за ту же плату.
Татары не выдержали ямщицкой жизни и пяти лет стали отказываться, жаловались что обнищали и грозились тоже "врозь разбрестись".
Воевода Плещеев посоветовался с Москвой и татар от ямской службы обвободили. В 1630 году провели новый набор ямщиков: сначала 50 человек, потом еще столько же. Годовой жалованье им увеличили на 10 рублей. В 1659 г. ямщики опять пообещали "разбрестись", и им добавили по 3 рубля к годовому жалованью каждого.
Можно еще продолжить, т.е это тоже пример уровня достатка.
2. Теперь пример по поводу "Ямская слобода для ямщиков".
В 1630 г. Вв Ямской слободе при Тюмени "... было: двор старого оставленного охотника  Фиофилки Петрова. И тот двор у него купили новые ямские охотники на приезд государевым посланникам и гонцам. Да в слободе же  17 дворов старых же отставных ямских охотников, 3 двора тюменских пеших казаков, двор посадского человека, двор вдовий... всего 22 двора, опричь выезжего двора, да 6 мест дворовых порозших".
Очевидно, что уже в те первые годы Ямской слободы в ней жилилюди разных сословий, а не только ямщики.

Осталось добавить, что наши с Вами примеры - это лишь частные случаи многоликой ситуации.

(Сообщение отредактировал Yulia 14 фев. 2005 16:16)

---
С уважением,
Юлия Стриганова.
KRAN

Vladimir
Сообщений: 1738
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 667
Yulia

Это не просто примеры многоликой ситуации.
1. Разница в датах почти 100 лет.
2. Тюмень и в 18 и в 19 веках была проблемной для Ямской работы. Ямщики из моей родной (где я я вырос и живу сейчас) слободы регулярно напрвлялись туда на срок до 6 лет (может и более, но этот документально подтвержден), как снйчас говорят "на усиление". Судя по фактам рождения детей их сопровождали и жены (чем не декабристки). Еще в 1830 году историк Тихонравов противопоставлял характер людей в разных районах России: Север (Владимир, Ярославль, Кострома, Вологда, Архангельск и т.д.) "Опольный - народ вольный", суровый, но трудолюбивый и безхитросгный. Южнее - " ленивые и вороватые". Конечно нельзя всех под одну гребенку. Но подобное всегда тянется к подобному. Не примите это за оскорбление ваших земляков. Это в любом производственном коллективе. Гдето слаженая команда, традиции и успехи. В другом таком же месте пьянка, гулянка, бардак и жалобы на жизнь и власти.

---
Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход.  
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 ... 317 318 319 320 321 322 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈