Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
kaaskop Сообщений: 2303 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 454 | Наверх ##
4 января 2005 19:26 А вот еще вопрос по крестьянам... Старообрядческое село под Москвой. На 1912 год 235 дворов. Несколько семей носят одну и ту же фамилию. Кто они - однофамильцы или дальние родственники? И как это проще проследить - по ревизиям? --- Ищу: Поповых и Токаревых ( Москва/Калуга/Малоярославец),
Кромощ/ Кромышевых, Сендерихиных
Мой блог "Вязьма еврейская" http://jewish-vyazma.blogspot.com/
Форум "Еврейские корни" http://www.forum.j-roots.info/ | | |
| valeriy | Наверх ##
5 января 2005 1:42 Kaaskop Скорее всего родственники. Если фамилия происходила не от имени, то 100%. В моей практике это подтверждалось всегда. А по ревизиям надо смотреть последовательно, от последней к первой и точно наткнетесь на родоначальника фамилии. | | |
kaaskop Сообщений: 2303 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 454 | Наверх ##
5 января 2005 10:21 Спасибо. Одна из фамилий происходит от прозвища, а вот про происхождение другой затрудняюсь сказать - Карасёв. А как Вы думаете, можно попросить ЦИАМ выписать из сказки информацию о всех лицах в данном селе, носящих данную фамилию? И дорогое ли это удовольствие?
--- Ищу: Поповых и Токаревых ( Москва/Калуга/Малоярославец),
Кромощ/ Кромышевых, Сендерихиных
Мой блог "Вязьма еврейская" http://jewish-vyazma.blogspot.com/
Форум "Еврейские корни" http://www.forum.j-roots.info/ | | |
| valeriy | Наверх ##
6 января 2005 0:47 Kaaskop Не знаю, в ЦИАМе не работал. В других архивах сам снимал все на видео (с разрешения администрациии) и разбирал потом дома. Нужны все фамилии всего села по неск. ревизиям, тогда получается полная картина сразу по неск. веткам и видны родственные связи с др. фамилиями. | | |
| Inc Участник
Москва / Орел Сообщений: 78 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 10 | Наверх ##
14 января 2005 10:12 Может быть кто-то знает? если село было "казенным и владельческим" крестьяне какого типа там проживали? с уважением, Inc | | |
Yulia Москва Сообщений: 720 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 259 | Наверх ##
14 января 2005 12:16 Владельческие крестьяне - крепостные. Казенные крестьяне - государственные. --- С уважением,
Юлия Стриганова. | | Лайк (1) |
| Ira Санкт-Петербург Сообщений: 360 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 127
| Наверх ##
23 января 2005 0:41 В одной статье есть ссылка на епархиальные ведомости, в которых якобы было сказано, что в 1835 году крестьянин ПРИШЕЛ из Алатырской губернии в Самарскую (указывается конкретное село). Крестьянин какой категории мог придти ? Спасибо. --- Ira | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
11 февраля 2005 3:03 Yulia Налог - это безвозмездное изъятие средств. почтовая повиность (гоньба, подводная земская повиность) к которое привлекались крестьяне практически всех селений оплачивалась. Нередко возникали судебные тяжбы за выполненую работу. Так в декабре 1852 (!!) года государственые крестьяне с. Белавино взыскали через уездый суд 142 рубля 85,5 копеек серебром.
--- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
11 февраля 2005 3:22 Tali "Кто такие " ямской слободы крестьяне"? " Люди приписаные к Ямской Слободе. Видимо вопрос относится к человеку жившему во второй половине 19 века, когда ямщской промысел (в связи со строительством ж.д.) практически прекратил свое существование и бывшие ямщики и их потомки искали себе новое применение. Вообще "Ямская слобода" явление уникальное в Российской истории (единственный случай организованого переселения горожан в село).
--- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | Лайк (1) |
| KRAN Vladimir Сообщений: 1726 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 667
| Наверх ##
11 февраля 2005 3:45 Kaaskop Крестьяне-собственики существовали всегда, хотя и в малых количествах, в 1850 году из 2000 жителей моего села их было только 14. к таковым относились и ямщики (еще одна особая категория). --- Нет безвыходных ситуаций, есть люди которые не хотят искать выход. | | |
|