Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
Angy Нижний Новгород Сообщений: 391 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 241 | Наверх ##
7 октября 2011 9:28 Tusia Встречала в фондах Губернской канцелярии (по Нижегородской губернии), книга записи купчих и отпускных, талмуд велся целый год, весьма подробный, я смотрела период с 1805 по 1835. --- С уважением.
Ищу Пашковых (Рязанская губ.), Буториных (Малмыжский у., Вятской губ.), Бессмертных (С.Петербург), Степашиных (Сергачский у., Нижегородской губ.), Слюниных (Княгининский у., Нижегородской губ.), Козловых (Мосальский у., Калужской губ.), | | |
galinaS Казань Сообщений: 6690 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 6128 | Наверх ##
7 октября 2011 14:24 7 октября 2011 14:30 Фонд Казанская казенная палата Дело Книга Казанской Казенной палаты о переменах в числе мещан и поселян всех наименований на 1862 год.
В этом деле содержится запись о переходе крепостного помещика г-на Лазарева села Кобызева в мещанское общество Казани. --- http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.
Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно | | |
Tusia Москва Сообщений: 1557 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2819 | Наверх ##
7 октября 2011 17:02 Спасибо всем. Буду искать | | |
| Tygor Начинающий
Сообщений: 18 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
18 октября 2011 19:00Книги о крестьянстве Посоветуйте книги о быте и жизни крестьян. Отдельно подскажите книги о крестьянстве второй половины 19 века ( Период, в котором происходит действие поэмы "Кому на Руси жить хорошо"). Что вообще известно про те места, о которых описано в поэме? Помогите, пожайлуста. | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5241 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3961
| Наверх ##
18 октября 2011 21:15 | | |
| Tygor Начинающий
Сообщений: 18 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
19 октября 2011 10:26 Антон, Юрий, спасибо за предложенные книги! Если еще что-нибудь вспомните - напишите,пожайлуста. А про крестьян из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова что-нибудь известно, генеалогические исследования? | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5241 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3961
| Наверх ##
19 октября 2011 21:12 | | |
mari2347 Нижний Новгород Сообщений: 3193 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 4471 | Наверх ##
20 октября 2011 7:04 EgorTy написал: [q] А про крестьян из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова что-нибудь известно, [/q] Веретенников Павлуша — собиратель фольклора,......Среди предполагаемых прототипов В. фольклористы и этнографы Павел Якушкин и Павел Рыбников, деятели демократического движения 1860-х гг. Своей фамилией персонаж обязан, возможно, журналисту П. Ф. Веретенникову, несколько лет подряд посещавшему Нижегородскую ярмарку и публиковавшему отчеты о ней в «Московских ведомостях». Гирин Ермил Ильич (Ермила) — один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Добросклонов Гриша — персонаж, появляющийся в главе «Пир на весь мир», ...Реальным прототипом мог быть Н. А. Добролюбов. Корчагина Матрена Тимофеевна — крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы. "Матрена Тимофеевна" ...Судьба М. во многом подсказана Некрасову опубликованной в 1-м томе «Причитаний Северного края», собранных Е. В. Барсовым (1872), автобиографией олонецкой вопленицы И. А. Федосеевой. Савелий — богатырь святорусский, «с большущей сивой гривою,.....Образ Савелия, помимо фольклорных, имеет общественно-полемические корни. Спасший Александра II от покушения 4 апреля 1866 г. О. И. Комиссаров был костромичом, земляком И. Сусанина. http://lit-helper.ru/komu-na-r...azhey.html --- -------
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников | | |
| Tygor Начинающий
Сообщений: 18 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
21 октября 2011 13:13 Юрий, я так и сделаю, спасибо! Мария, спасибо за информацию! А места (деревни, села), которые легли в основу маршрута поэмы, можно ли вычислить, а по ним метрические записи? И вот еще очень хочется найти подробное описание быта: одежда, характеры, поведение, речь(словарный набор), описания изб внутри и вне (двор) и др. ( Лучше всего было бы: если это те места, по которым писалась поэма "Кому на Руси жить хорошо", как я поверхностоно пока знаю - это Ярославская губерния, и если не ошибаюсь). Я сейчас буду смотреть по интернету, обязательно нужно прорыскать его весь, но на этом форуме много замечательных, знающих эти темы людей и профессионалов - потому вопросы как бы заранее. Прошу вашей помощи. | | |
mari2347 Нижний Новгород Сообщений: 3193 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 4471 | Наверх ##
21 октября 2011 18:57Где встретились мужики-правдолюбцы? EgorTy написал: [q] А места (деревни, села), которые легли в основу маршрута поэмы, можно ли вычислить[/q]
В какой земле искали семеро мужиков-правдолюбцев счастливого. И хотя здесь нет полного единства, но в главном все исследователи сходятся – истоки поэмы в реальной, конкретной жизни, творческая история поэмы нерасторжимо связана с теми местами, которые хорошо знал, вдоль и поперек исходил Н.А.Некрасов. В этом важнейшее место занимает Ярославский край, где в родовой грешневской усадьбе прошло детство поэта, где сразу после отмены крепостного права он купил усадьбу в Карабихе. Именно ярославские наблюдения и впечатления легли в основу поэмы, а уже потом, в ходе работы, они дополнились костромскими, владимирскими, нижегородскими деталями. Что дело обстояло именно так, говорит подавляющее количество прямо обозначенных в поэме или оставшихся в черновиках названий ярославских сел и деревень: Великое, Бурмакино, Наготино, Козьмодемьянское, Кузьминское, Босово. Здесь же находим несколько измененные названия, в которых опять легко угадываются ярославские места: Усолово – Большие Соли, Новоселово – Новоселка, Тисково – Мисково и т.д. Не было ли на Московско-Ярославском тракте, неподалеку от Карабихи, деревеньки или села, где часто бывал Некрасов, хорошо знал местных мужиков и мог наблюдать там крестьянскую жизнь, увидеть сценку, которую и легла в основу поэмы? Есть такое место, но редко оно упоминается в работах, посвященных теме «Некрасов и Ярославский край». Откроем биографию Некрасова. Здесь среди знакомых мужиков-охотников вскользь упоминается Николай Андреевич Осорин из села Макарово, в доме которого неоднократно бывал поэт, отправляясь в дальние охотничьи странствования. А ведь именно они, повторимся, обогатили Некрасова наблюдениями и впечатлениями, заложенными в поэму «Кому на Руси жить хорошо». Стоит торговое село Макарово на «столбовой дороженьке» – Московско-Ярославском тракте, рядом – село Великое со своей знаменитой ярмаркой. Наконец, неподалеку находится Карабиха, а Некрасов именно с Карабихской усадьбы, увиденной в первый свой приезд, списал барскую усадьбу, возле которой вскоре после встречи на «столбовой дороженьке» оказались мужики. Огромный дом, широкий двор... Над домом башня высится, Балконом окруженная, Над башней шпиль торчит. Кто бывал в Карабихе, сразу узнает бывшую голицынскую усадьбу – несколькими штрихами поэт дал точное, почти фотографическое изображение. Итак, мы предполагаем, что возле Макарова или в самом селе произошла встреча семерых мужиков, отправившихся потом в странствие по России. Но не оставил ли Некрасов в тексте поэмы еще какой-нибудь знак, по которому можно было бы угадать, «в какой земле» начались описанные им события? По топонимической легенде, село Макарово получило свое название по имени отшельника Макария родом из Ростова Великого, который построил здесь келью-хижину. Позднее (а может, раньше?) здесь же поселились семь братьев-сбродичей – и стало это место называться Семибраты-Макарово. Позднее село стали называть Макарово, а название Семибратово перешло к железнодорожной станции и селению при ней. В пользу этой версии есть несколько интересных моментов. И первый из них – выбор в качестве героев семи мужиков. Название села вполне могло подсказать Некрасову эту мысль. Теперь попробуй в городе Нужды нет погорелые Дадут. Попробуй в Батове, А дальше в Семибратове Глядишь и семь рублей. Таким образом, в первоначальном тексте поэмы название «Семибратово» присутствовало – а это говорит о многом. Можно уже с большей долей уверенности предположить, что Некрасов потому исключил это название из окончательного текста, что не захотел раскрывать механизм возникновения замысла поэмы о семи мужиках-правдоискателях. Среди них были братья Губины – тоже, не случайное совпадение, а след, позволяющий ответить на вопрос, поставленный Некрасовым в самом начале поэмы: «В какой земле – угадывай». Еще одна явно «семибратовская» примета – в рассказе креcтьянина Трофима: Мы тоже пеунятники, Случалось в год откармливать До тысячи зобов... Пеунятниками называли крестьян, выращивающих на продажу каплунов. http://sudar-bm.narod.ru/main/page21_3_9.htm --- -------
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников | | |
|