Отдельные вопросы по разделу "Крестьяне"
✔ ДИАЛОГОВАЯ тема
Demesha Latvija, Jurmala Сообщений: 600 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 131 | Наверх ##
10 июля 2003 19:06 2 декабря 2006 0:36 Крестьянство и холопство объединилось в один податной и зависимый от землевладельцев класс как следствие податной реформы Петра, который вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. В 1718-1722 производилась перепись податного населения и ее поверка - "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Все крестьяне были прикреплены к своему месту жительства и своей общине, платили подушную подать и отправляли рекрутскую и другие натуральные повинности, подлежали телесному наказанию. Итак, при Петре существовали: - владельческие крестьяне, в их число попали как собственно крестьяне, так и холопы, причем положение этих двух категорий в XVIII в. сблизилось настолько, что всякие различия сошли на нет. Среди помещичьих крестьян различались пашенные крестьяне, барщинные и оброчные, и дворовые, но переход из одной группы в другую зависел от воли владельца, закон охранял их жизнь, право телесного наказания принадлежало владельцу, с 1797 действовал закон о трехдневной барщине, в I-й половине XIX в. действовали также нормы, запрещающие продажу крепостных без семьи, покупку крестьян без земли и т.п.; - черные или черносошные крестьяне, жившие на государственных черных землях, всех их объединяла феодальная зависимость непосредственно от государства и обязанность уплаты, наряду с подушной податью, особого (поначалу четырехгривенного) сбора, приравненного по закону к владельческим повинностям, эти крестьяне имели право перехода в мещане и записи в купцы (при наличии увольнительного свидетельства), право переселения на новые земли (с разрешения местного начальства, при малоземелии); - монастырские крестьяне, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии), не отличаясь принципиально ничем от государственных, платя те же повинности и управляясь теми же правительственными чиновниками, они выделялись среди крестьян своей зажиточностью; - дворцовые крестьяне, обязанные различными повинностями ведомству двора государева, они находились в непосредственной зависимости от монарха и членов его фамилии. После 1797 они образовали категорию так называемых удельных крестьян;- крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721, которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам и не дворянам) покупать деревни и людей к фабрикам. После реформ 1860-х гг. была сохранена общинная организация крестьянства с круговой порукой, запрещением покидать место жительства без временного паспорта и запрещением менять место жительства и записываться в другие сословия без увольнения от общины.Первыми документами учета крестьян были писцовые и переписные книги. В тех книгах крестьяне по большей части были писаны полу-именами и без прозвания. Записи лица в них в качестве крестьянина считалась достаточным юридическим основанием для причисления его в соответствующую группу крестьянского населения (крепостного, казенного и т. п.). С введением переписей эта функция перешла в основном на учетный документ ревизские сказки. Они имели журнальную форму, в которой последовательно производились ревизские записи, включающие указание имени, возраста, кто находится во временной отлучке, а кто "ныне на лицо". В них (кроме I, II и IV ревизий) включались лица мужского и женского пола. Всего было десять ревизий: в 1719, 1743, 1762, 1782, 1795, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 годах. Найти их можно в федеральных архивах (фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА), Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА)) и в региональных архивах: (фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды). --- Латвия, Юрмала Ищу родню Добровольские, Дмитриевы, Захаровы, Сиберины, Соловьевы, Гусевы, Голубевы, Гришины, Лаврищевы, Крутовы, Васильевы, Дундуковы - Москва, Питер, Псковская, Тверская, Ярославская обл. Деделис ( с вариантами) тоже ищу - | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5241 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3961
| Наверх ##
6 октября 2011 23:07 Tusia
Видел в делах помещика, в делах по земле. | | |
Angy Нижний Новгород Сообщений: 391 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 241 | Наверх ##
7 октября 2011 9:28 Tusia Встречала в фондах Губернской канцелярии (по Нижегородской губернии), книга записи купчих и отпускных, талмуд велся целый год, весьма подробный, я смотрела период с 1805 по 1835. --- С уважением.
Ищу Пашковых (Рязанская губ.), Буториных (Малмыжский у., Вятской губ.), Бессмертных (С.Петербург), Степашиных (Сергачский у., Нижегородской губ.), Слюниных (Княгининский у., Нижегородской губ.), Козловых (Мосальский у., Калужской губ.), | | |
galinaS Казань Сообщений: 6690 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 6129 | Наверх ##
7 октября 2011 14:24 7 октября 2011 14:30 Фонд Казанская казенная палата Дело Книга Казанской Казенной палаты о переменах в числе мещан и поселян всех наименований на 1862 год.
В этом деле содержится запись о переходе крепостного помещика г-на Лазарева села Кобызева в мещанское общество Казани. --- http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.
Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно | | |
Tusia Москва Сообщений: 1557 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2819 | Наверх ##
7 октября 2011 17:02 Спасибо всем. Буду искать | | |
| Tygor Начинающий
Сообщений: 18 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
18 октября 2011 19:00Книги о крестьянстве Посоветуйте книги о быте и жизни крестьян. Отдельно подскажите книги о крестьянстве второй половины 19 века ( Период, в котором происходит действие поэмы "Кому на Руси жить хорошо"). Что вообще известно про те места, о которых описано в поэме? Помогите, пожайлуста. | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5241 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3961
| Наверх ##
18 октября 2011 21:15 | | |
| Tygor Начинающий
Сообщений: 18 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
19 октября 2011 10:26 Антон, Юрий, спасибо за предложенные книги! Если еще что-нибудь вспомните - напишите,пожайлуста. А про крестьян из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова что-нибудь известно, генеалогические исследования? | | |
| Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5241 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3961
| Наверх ##
19 октября 2011 21:12 | | |
mari2347 Нижний Новгород Сообщений: 3193 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 4471 | Наверх ##
20 октября 2011 7:04 EgorTy написал: [q] А про крестьян из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова что-нибудь известно, [/q] Веретенников Павлуша — собиратель фольклора,......Среди предполагаемых прототипов В. фольклористы и этнографы Павел Якушкин и Павел Рыбников, деятели демократического движения 1860-х гг. Своей фамилией персонаж обязан, возможно, журналисту П. Ф. Веретенникову, несколько лет подряд посещавшему Нижегородскую ярмарку и публиковавшему отчеты о ней в «Московских ведомостях». Гирин Ермил Ильич (Ермила) — один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Добросклонов Гриша — персонаж, появляющийся в главе «Пир на весь мир», ...Реальным прототипом мог быть Н. А. Добролюбов. Корчагина Матрена Тимофеевна — крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы. "Матрена Тимофеевна" ...Судьба М. во многом подсказана Некрасову опубликованной в 1-м томе «Причитаний Северного края», собранных Е. В. Барсовым (1872), автобиографией олонецкой вопленицы И. А. Федосеевой. Савелий — богатырь святорусский, «с большущей сивой гривою,.....Образ Савелия, помимо фольклорных, имеет общественно-полемические корни. Спасший Александра II от покушения 4 апреля 1866 г. О. И. Комиссаров был костромичом, земляком И. Сусанина. http://lit-helper.ru/komu-na-r...azhey.html --- -------
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников | | |
| Tygor Начинающий
Сообщений: 18 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 7 | Наверх ##
21 октября 2011 13:13 Юрий, я так и сделаю, спасибо! Мария, спасибо за информацию! А места (деревни, села), которые легли в основу маршрута поэмы, можно ли вычислить, а по ним метрические записи? И вот еще очень хочется найти подробное описание быта: одежда, характеры, поведение, речь(словарный набор), описания изб внутри и вне (двор) и др. ( Лучше всего было бы: если это те места, по которым писалась поэма "Кому на Руси жить хорошо", как я поверхностоно пока знаю - это Ярославская губерния, и если не ошибаюсь). Я сейчас буду смотреть по интернету, обязательно нужно прорыскать его весь, но на этом форуме много замечательных, знающих эти темы людей и профессионалов - потому вопросы как бы заранее. Прошу вашей помощи. | | |
|