Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Убедительная просьба, не нужно открывать тему на одно-два сообщения по конкретному учебному заведению. Учебных заведений великое множество, невозможно по каждому иметь отдельную тему. Если у Вас нет материала на полноценную тему, которую Вы будете пополнять, то единичные сообщения публикуйте в теме: "Информация по Разделу женских учебных заведений"
Вопросы по гимназиям задаем в теме "Вопросы и обсуждения по Разделу".
Убедительная просьба, свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле либо благодарственной надписью на доске почета того, кто Вам помог (под аватаркой кнопка "Отзыв"). Все пустые посты с одним "спасибо" из темы удаляются без предупреждения.

Петроградская женская гимназия А.Ф.Мушниковой (Е.М.Гедда)

бывшая Е.М.Гедда

← Назад    Вперед →Модераторы: valcha, coika
radmila70

Санкт-Петербург
Сообщений: 8639
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1126
.ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ Е. М. ГЕДДА - А. Ф. МУШНИКОВОЙ

Данное учебное заведение было открыто как частное в 1828 году в Санкт- Петербурге госпожой Тибо-Астафьевой под именем «Первоначальная школа детей обоего пола».

В 1841 году от этой школы отделилось учебное заведение для девочек, которое в 1846 году получило права учебного заведения первого разряда. Данное учреждение в 1882 году было принято под покровительство Государыни Великой Княгини Екатерины Михайловны, а в 1883 году преобразовано в частную женскую гимназию. Таким образом, рассматриваемое образовательное учреждение прошло длительный путь от подготовительной частной школы до частной женской гимназии с правами правительственных гимназий Министерства Народного Просвещения и имело пять содержательниц: 1828 – 1870 гг. Тибо-Астафьева, 1870 – 1880 гг. Лосева, 1880 – 1881 гг. Кондратьева, 1881 -1912 гг. Е. М. Гедда, 1912 – 1917 гг. А. Ф. Мушникова.
Цель открытия данного заведения заключалась в том, чтобы дать по возможности законченное образование и подготовить к поступлению в высшие женские специальные учебные заведения. Пользовалось правами гимназий Министерства Народного Просвещения на условии соответствия программ с 1883 года.
Как необязательные предметы в гимназии преподавались английский язык, музыка и гимнастика. Полный учебный курс включал в себя 7 основных классов и один приготовительный.
Учебный год длился с 1 сентября до конца мая. Девушки принимались в гимназию Гедла, как и в большинство гимназий, приходящими, полупансионерками и пансионерками.
При поступлении в школу с каждой воспитанницы требовалось заявление от родителей, метрическое свидетельство и свидетельство о привитии оспы (1883 г.) [1; Л. 3].
Возрастные рамки при приеме устанавливались следующие: в первый класс – 9-12 лет, во второй – 10-13 и т.д. Педагогический Совет имел право допускать исключения в возрасте воспитанниц по уважительным причинам.
Приемные экзамены проводились ежегодно, перед началом учебного года, но по решению Педагогического Совета допускался прием и в течение года. Однако в этом случае – на основании результатов экзаменов по всему пройденному материалу в том классе, в который девушка собиралась поступать, на день поступления. В приготовительный класс принимались без экзаменов.
Для поступления в первый класс требовалось знание основных молитв, умение правильно и бегло читать по-русски и списывать с книги, производить четыре арифметических действия с числами до ста.
Оплата обучения вносилась пополугодно вперед и в целом, превышала таковую в правительственных школах соответствующего типа и уровня подготовки.
С 1884/85 учебного года в числе основных классов был открыт и 8-й, педагогический, для желающих приобрести права на звание домашних наставниц и учительниц. Успешное окончание седьмого и восьмого классов давало выпускнице диплом домашней наставницы, равносильный диплому Женских Педагогических Курсов. В восьмой класс принимались без экзаменов ученицы женских гимназий, получивших одобрительный аттестат об окончании общего курса и других правительственных учебных заведений, соответствующих по учебному курсу женским гимназиям Министерства Народного Просвещения [1; Л. 5].
В 1890 году была открыта бесплатная приготовительная школа с двухлетним курсом обучения, в которой проходили педагогическую практику ученицы восьмого класса гимназии [2; Л. 2]. Таким образом, с учетом приготовительной школы, гимназия Гедда представляла собой своеобразный образовательный комплекс «приготовительная школа - средняя школа - начальная профессиональная школа», что обеспечивало хороший уровень предметной и педагогической подготовки.
в 1912 г. начальница гимназии Е.М. Гедда по состоянию здоровья вынуждена была уволиться.
С этого времени гимназия перешла в собственность штатной преподавательницы русского языка А.Ф. Мушниковой с сохранением названия «Частная женская гимназия Е.М. Гедда», хотя в более поздних архивных документах, описывающих жизнедеятельности данного образовательного учреждения оно именуется «Гимназией А.Ф. Мушниковой (бывшей Гедда)».
Параллельные классы были закрыты, вследствие того, что классные помещения стали более просторными, и гимназия стала работать в составе семи основных классов, одного приготовительного класса (дети помещали отдельно) и восьмого педагогического класса [3; Л. 20].
В 1912 году в связи с введением групповой системы обучения по французскому и немецкому языкам, эти занятия стали обязательными для всех воспитанниц, однако к 1915 году это нововведение было упразднено.


Есть Открытка 1912

Ее Превосходительство
Юлия Александровна Гедда
Большая Московская 16 кВ 11
Писал сын Алексей Смирнов из италии
---
Если поискать в архиве, можно найти что-то интересное. Если поискать в частной коллекции - что-то уникальное.
Zabellisa
следопыт

Zabellisa

Москва
Сообщений: 11505
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 9871
ЦГИА Фонд Архивный шифр: Фонд 348
Петроградская женская гимназия Е.М.Гедда (1881-1918)
ЦГИА Фонд Архивный шифр: Фонд 349
Петроградская женская гимназия А.Ф.Мушниковой (бывш. Е.М.Гедда)
http://spbarchives.ru/informat...fund/2-258

РГИА Ф. 1006 Оп. 1 Д. 82 - Брошюры «ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТИЕ С.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ Е.М.ГЕДДА» (1881-1906). СПБ.; 1906 (2 ЭКЗ.) И «ПРАЗДНОВАНИЕ 25-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ГИМНАЗИИ Е.М. ГЕДДА». СПБ., 1907. В ЧИСЛЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА (С 1905 г.) И ЧЛЕНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА - НИКОЛЬСКАЯ О.В., С ЕЕ ПОРТРЕТОМ (№4) СРЕДИ ДР. ЧЛЕНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ГИМНАЗИИ (1905-1906 гг.)

группа учениц
Группа учениц VIII кл. во дворе гимназии Гедда.
Осень 1907. Петербург. 1 л.
Прим.: на об. надпись чернилами рукой ОМФ: «Группа учениц VIII-го класса, снятых осенью 1907 года во дворе гимназии Геда» и далее список учениц (23 человека, вкл. преподавателя).
img0010read.jpg

img0011read.jpg
---
С просьбами о поиске и по темам форума в личку обращаться НЕ НАДО!
Платным архивным поиском не занимаюсь
дневник Zabellisa
valcha
Модератор раздела
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24850
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20483
.ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ Е. М. ГЕДДА-А. Ф. МУШНИКОВОЙ

Данное учебное заведение было открыто как частное в 1828 году в Санкт- Петербурге госпожой Тибо-Астафьевой под именем «Первоначальная школа детей обоего пола».

В 1841 году от этой школы отделилось учебное заведение для девочек, которое в 1846 году получило права учебного заведения первого разряда. Данное учреждение в 1882 году было принято под покровительство Государыни Великой Княгини Екатерины Михайловны, а в 1883 году преобразовано в частную женскую гимназию. Таким образом, рассматриваемое образовательное учреждение прошло длительный путь от подготовительной частной школы до частной женской гимназии с правами правительственных гимназий Министерства Народного Просвещения и имело пять содержательниц: 1828 – 1870 гг. Тибо-Астафьева, 1870 – 1880 гг. Лосева, 1880 – 1881 гг. Кондратьева, 1881 -1912 гг. Е. М. Гедда, 1912 – 1917 гг. А. Ф. Мушникова.
Цель открытия данного заведения заключалась в том, чтобы дать по возможности законченное образование и подготовить к поступлению в высшие женские специальные учебные заведения. Пользовалось правами гимназий Министерства Народного Просвещения на условии соответствия программ с 1883 года.
Как необязательные предметы в гимназии преподавались английский язык, музыка и гимнастика. Полный учебный курс включал в себя 7 основных классов и один приготовительный.
Учебный год длился с 1 сентября до конца мая. Девушки принимались в гимназию Геда, как и в большинство гимназий, приходящими, полупансионерками и пансионерками.
При поступлении в школу с каждой воспитанницы требовалось заявление от родителей, метрическое свидетельство и свидетельство о привитии оспы (1883 г.) [1; Л. 3].
Возрастные рамки при приеме устанавливались следующие: в первый класс – 9-12 лет, во второй – 10-13 и т.д. Педагогический Совет имел право допускать исключения в возрасте воспитанниц по уважительным причинам.
Приемные экзамены проводились ежегодно, перед началом учебного года, но по решению Педагогического Совета допускался прием и в течение года. Однако в этом случае – на основании результатов экзаменов по всему пройденному материалу в том классе, в который девушка собиралась поступать, на день поступления. В приготовительный класс принимались без экзаменов.
Для поступления в первый класс требовалось знание основных молитв, умение правильно и бегло читать по-русски и списывать с книги, производить четыре арифметических действия с числами до ста.
Оплата обучения вносилась пополугодно вперед и в целом, превышала таковую в правительственных школах соответствующего типа и уровня подготовки.
Ежедневно уроки начинались в основных классах в 9 часов, в приготовительном классе – в 10 часов, и длились до 14-30 и 13-30 соответственно. Большая перемена с 11-50 до 12-45 посвящалась завтраку, гимнастике (30 мин.) и играм.
Полупансионерки, завтракая и обедая в гимназии, отпускались домой в восемь часов вечера. Пансионерки могли уйти домой после уроков в выходные и праздничные дни, явившись в гимназию в день занятий к 8-30 или накануне не позже 20 часов.
С 1884/85 учебного года в числе основных классов был открыт и 8-й, педагогический, для желающих приобрести права на звание домашних наставниц и учительниц. Успешное окончание седьмого и восьмого классов давало выпускнице диплом домашней наставницы, равносильный диплому Женских Педагогических Курсов. В восьмой класс принимались без экзаменов ученицы женских гимназий, получивших одобрительный аттестат об окончании общего курса и других правительственных учебных заведений, соответствующих по учебному курсу женским гимназиям Министерства Народного Просвещения [1; Л. 5].
В 1890 году была открыта бесплатная приготовительная школа с двухлетним курсом обучения, в которой проходили педагогическую практику ученицы восьмого класса гимназии [2; Л. 2]. Таким образом, с учетом приготовительной школы, гимназия Гедда представляла собой своеобразный образовательный комплекс «приготовительная школа - средняя школа - начальная профессиональная школа», что обеспечивало хороший уровень предметной и педагогической подготовки.
Особое внимание в гимназии уделялось обеспечению гигиенической организации учебного процесса.
Для гимнастических занятий учащиеся делились на две группы, каждая из которых имела свою преподавательницу. Гимнастика велась «школьная, без приспособлений», т.е. без гимнастических снарядов.
Медицинский осмотр учениц проводился в начале учебного года и при необходимости – в середине; доктор мог освободить от гимнастики по состоянию здоровья.
Классная мебель соответствовала гигиеническим требованиям: скамейки и классные столы имели возможность регуляции высоты сидения и столешницы; конструкция спинки скамьи оберегала позвоночник воспитанниц от искривления (3 положения по росту). В начале учебного года спинки, скамьи и столы устанавливались по росту каждой ученицы. Столешница столов была покатой, имелась выдвижная доска. Для освещения классных комнат использовался рассеянный свет, создаваемый достаточным количеством ламп с перевернутыми абажурами. Это обеспечивало ровность светового потока, без теней от предметов и без бьющего в глаза света, что предотвращало ухудшение зрения воспитанниц. С целью улучшения отражающего эффекта, обои и потолки в классах, а также внутренние стороны абажуров обязательно должны были быть белыми [2; Л. 4 – 4об].
Во время урока на столах учениц находились только те книги, которые были необходимы для каждого конкретного урока. Сумки воспитанниц располагались в специально приготовленных местах – на стойке или у классного шкафа. Таким образом, списывание и посторонние занятия становились невозможными. Корзинки с завтраками, принесенные из дома, помещались вне класса, на особо отведенных для этого полках.

В 1912 году начальница гимназии Е.М. Гедда по состоянию здоровья вынуждена была уволиться.
С этого времени гимназия перешла в собственность штатной преподавательницы русского языка А.Ф. Мушниковой с сохранением названия «Частная женская гимназия Е.М. Гедда», хотя в более поздних архивных документах, описывающих жизнедеятельности данного образовательного учреждения оно именуется «Гимназией А.Ф. Мушниковой (бывшей Гедда)».
Гимназия была переведена в новое, более просторное здание, в котором были устроены: специальные класс для практических работ по естествознанию, физике, химии с соответствующим оборудованием и мебелью, изготовленным по заказу преподавателей. Особое помещение было отведено под устройство физической аудитории с амфитеатром, специальный класс для занятий историей и географией, рисовальный класс с амфитеатром с проведенным водопроводом и специально приспособленным освещением.
Была организована столовая на сто человек с подъемной машиной для подачи блюд из кухни, располагавшейся под столовой.
Докторская комната получила оборудование и мебель, соответствующую требованиям школьной гигиены.
Штат гимназии пополнился женщиной-врачом для заведования санитарно-гигиенической частью образовательного учреждения. Данные нововведения, а также увеличение оплаты труда педагогов, потребовали увеличения платы за обучение, в том числе и в младших классах. Но появились именные стипендии для отличившихся учебными успехами учениц.
Параллельные классы были закрыты, вследствие того, что классные помещения стали более просторными, и гимназия стала работать в составе семи основных классов, одного приготовительного класса (дети помещали отдельно) и восьмого педагогического класса [3; Л. 20].
По предложению Педагогического Совета в гимназии с 1912 года были учреждены Предметные комиссии с совещательным значением, которые разрабатывали вопросы улучшения преподавания предметов в рамках выделенного научного направления (гуманитарные науки, естественные и т.д.). В специальную комиссию по физическому воспитанию вошли начальница, врач и несколько преподавателей.
В 1912 году в связи с введением групповой системы обучения по французскому и немецкому языкам, эти занятия стали обязательными для всех воспитанниц, однако к 1915 году это нововведение было упразднено. В 1913 году были скорректированы учебные программы: усилено преподавание математики, физики, космографии, химии, в силу того, что при поступлении в высшие учебные заведения воспитанницы обнаруживали недостаточность в своей подготовленности [4; Л. 4].
В 1914 году предпринята попытка ввести рефератную систему в восьмом классе в преподавании истории, когда каждая ученица должна была подготовить реферат по одной из трех предложенных тем.
Для рефератов выделялось время из общего количества часов, назначенных для преподавания курса предмета. Однако данные занятия обнаруживали слабую подготовленность аудитории по содержанию предмета, что оборачивалось отсутствием обсуждения рассматриваемой проблематики, обмена мыслями, нарушениями в системе основного преподавания предмета.
Вследствие этого, рефератная система была заменена семинарскими занятиями, независимыми от общего курса, с выделением специального количества часов. Каждая ученица должна была прочесть хотя бы по одному источнику по рассматриваемой теме, что делало доступным «ознакомление с научным методом всего класса» [4; Л. 19 – 19об] в общей работе.
С 1914 года начальнице гимназии А.Ф. Мушниковой было разрешено слушательниц «Женских курсов новых языков», работавших при гимназии, допускать на классные занятия в гимназию и к даче практических уроков.
Таким образом, фактически речь шла о разрешении педагогической практики студенток в средней школе. Это привело к модернизации педагогического комплекса «подготовительная школа - средняя школа – начальная профессиональная школа - вуз», позволяющий установить единую направленность образовательной системы, должную обеспечивать лучшую предметную и педагогическую подготовку учащихся всех ступеней образования. В тоже время педагогика, введенная в учебный план как учебный предмет, не являлась обязательной для всех воспитанниц, что ставило под вопрос качество педагогической подготовки учащихся.
Еженедельно устраивались собрания начальницы и классных надзирательниц с целью улучшения учебно-воспитательного дела в гимназии. Благотворительное общество при гимназии содействовало освобождению от платы за обучения «недостаточных» учениц. Несколько раз в год организовывались собрания педагогического персонала с родителями по общепедагогическим вопросам. Сотрудничество с родителями выражалось и в том, что в течение учебного года они могли обращаться к начальнице учебного заведения с письменными или устными заявлениями, которые рассматривались ею лично или передавались в Педагогический Совет. В конце учебного года родителя приглашались на торжественное празднование – годовой акт.
Преподаватели и начальница ратовали за согласованность, гармонизацию теоретических и практических учебных занятий, установление максимально тесных и широких межпредметных связей, соответствие методики преподавания предметов возрастным особенностям воспитанников и прикладной характер преподавания с целью обеспечения четкости, доступности и сознательности усвоения знаний ученицами.
В гимназии как средство воспитания и образования активно использовались домашние спектакли, устраиваемые учащимися старших классов, литературные вечера, благотворительные базары и праздники. Не последнюю роль в образовательной системе играли учебные и общеобразовательные экскурсии культурно-исторического характера, в том числе и выездные, посещение выставок, садов и парков.
Золотую медаль воспитанницы могли получить в том случае, если на выпускных экзаменах они получали в среднем из всех обязательных предметов не менее 4,75 балла, при отметке по каждому предмету не менее 4-х баллов. Соответственно, серебряная медаль могла быть присвоена в случае успеваемости по экзаменационным оценкам не менее, чем в среднем более 4,5, при отметке по каждому предмету выше 4-х баллов. Успеваемость учащихся гимназии Гедда-Мушниковой за все время существования держалась на достаточно высоком уровне – 92-100%. К моменту окончания обучения в гимназии у большинства воспитанниц формировалась ориентация на продолжение образования в высших учебных заведениях. Это позволяет сделать вывод об эффективности созданной и развивающейся образовательной системы.
Таким образом, прослеживание становления образовательной системы гимназии Гедда позволяет составить впечатление об особой разновидности женских частных образовательных учреждений, близких к правительственным женским школам по организации учебного процесса и стратегии ее развития. В то же время, гуманистический подход к образованию через обеспечение гигиенических условий процесса обучения сближает учреждение Гедда-Мушниковой с особенностями большинства хорошо поставленных частных школ.


Литература
1. ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 6. На 6 л. Устав Женской гимназии Е. М. Гедда (1883 г.).
2. ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 152. На 8 л. Гимназия Е. М. Гедда. Исторический очерк (1906 г.).
3. ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 1. Д. 215. На 52 л. Отчеты частной женской гимназии Е. М. Гедда за 1911-1912 г.
4. ЦГИА СПб. Ф. 348. Оп. 2. Д. 30. На 50 л. Гимназия А. Ф. Мушниковой (бывшая Гедда) за 1915 г.
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Frola
Начинающий

СПб
Сообщений: 31
На сайте с 2022 г.
Рейтинг: 29
А где находилась новая школа Мушниковой?
OlgaPiter
Участник

г.Санкт-Петербург
Сообщений: 80
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 51
Здравствуйте.На одной из неопознанных фотографий есть надпись "В сентябре 1904 Приготовит.старш.гимн.Гедда"

Вдруг, кто-то опознает фото. И что значит старший, ведь. если приготовительный класс, то он один год? Или я неправильно толкую.

Прикрепленный файл: IMG_20231217_215818.jpg
---
Ищу сведения о Раковых (Крымских), Апалевых, Пио-Ульских,
Симдяновых (Мордовия). Сведения о Никольском Борисе Николаевиче и родственниках, Каменском Олеге Дмитриевиче, Синицком Владимире Даниловиче
OlgaPiter
Участник

г.Санкт-Петербург
Сообщений: 80
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 51

Malus_domestica написал:
[q]
OlgaPiter
Чтобы понять смысл надписи, почитайте историю этой гимназии. В какой-то период она была подготовительной
https://forum.vgd.ru/1409/86752/?ysclid=lq9w5wvc8j279375369
[/q]


Прочитала еще несколько раз). В 1883 году уже гимназия, а не подготовительная школа. и вот что написано -
Полный учебный курс включал в себя 7 основных классов и один приготовительный. Дата 1904 год.
По этой гимназии только ссылка на архив, правильно? Никто не выкладывал свои фотографии или я не нашла.
Спасибо за отклик.
---
Ищу сведения о Раковых (Крымских), Апалевых, Пио-Ульских,
Симдяновых (Мордовия). Сведения о Никольском Борисе Николаевиче и родственниках, Каменском Олеге Дмитриевиче, Синицком Владимире Даниловиче
OlgaPiter
Участник

г.Санкт-Петербург
Сообщений: 80
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 51
>> Ответ на сообщение пользователя Malus_domestica от 17 декабря 2023 23:14

Я поняла это так, что два года дополнительного педагогического образования. Значит, да два года подготовки до гимназии. Записалась в архив. Может, что-то еще проясню.

---
Ищу сведения о Раковых (Крымских), Апалевых, Пио-Ульских,
Симдяновых (Мордовия). Сведения о Никольском Борисе Николаевиче и родственниках, Каменском Олеге Дмитриевиче, Синицком Владимире Даниловиче
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Модераторы: valcha, coika
Вверх ⇈