Майсак
sasa1980 Новичок
Сообщений: 8 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
8 апреля 2011 9:39 Судьба евреев Сморгонщины
Одним из самых страшных боков фашистского оккупационного режима был геноцид в отношении жителей еврейской национальности. Звериную политику уничтожения евреев гитлеровские головорезы с беспримерной жесткостью начали проводить с первых дней оккупации на всей территории Беларуси, в том числе и на Сморгонщине.
Перед Великой Отечественной войной в Сморгонском районе евреи компактно проживали в Сморгони, Крево, Солах. По данным переписи количество евреев составляло: в Сморгонском горсовете-2017 человек (всего количество населения города составляла 5138человек); в Жодишковском сельсовете-19; Войстомском-29; Данюшевском- 27; Залесском-12; Кревском-219; Сольском-789.
Когда началась война, по дороге в Молодечно шло на восток много еврейских семей. В этой цепи беженцев были и сморгонские евреи. Но они успели дойти только до деревни Лебедево (Молодечненский район). Там фашисты обогнали их колону, остановили движение на восток и приказали вернуться по домам. Часть людей, тогда вернулась в Сморгонь, а те, кто остался, были сожжены в синагоге в Лебедево.
Фашисты преследовали евреев с первых дней оккупации. Так, сразу же были арестованы евреи, которые занимали управляющие должности в городе. Их расстреляли около городского кладбища.
По данным Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованиям злодейств фашистских захватчиков на территории района, гето в Сморгони было организовано в октябре 1941г. А по воспоминаниям уцелевших жертв и жителей города - в июле 1941г. дата ликвидации - конец 1941г., хотя отдельные евреи - специалисты работали тут до 1944г. в гето было согнано все еврейское население города и окружающих деревень, кроме Сол и Крево, там были созданы свои гето.
Сначала в Сморгони их было два: одно в конце ул.Вилейской (теперь Каминского). Там до войны размещалась сельскохозяйственная община-карка. Второе-в центре города около синагоги. Потом их объединили. При переселении с ул. Вилейской удалось убежать 20 евреям. Всем пленным было приказано нашить на одежду желтые шести конечные звезды и круги. Фашисты создали в гето так званный «Юденрат»- еврейский совет, который должен был отвечать за выполнение приказов. Обессиленные, голодные они выполняли тяжелые работы по ремонту дорог: носили камни, копали песок. С каждым днем их положение ухудшалось. Контакты с местным населением строго запрещались под угрозой расстрела. Но были случаи, когда евреи прорывались из гето, что бы обменять какую-нибудь вещь на продукты питания. Невыносимо тяжело было жить, но и на побег решались единицы. И этим единица тяжело было найти прибежище, но за сокрытие евреев угрожал расстрел всей семьи. Именно поэтому и не убегали они, когда их на лошадях перевозили из Сморгонского гето в Ошмяны, хотя охрана была не большая, вокруг лес. Правда на Сморгонщине в глухих деревнях и хуторах прятались евреи. Так, в д. Спеглица (теперь Светиловичи) пряталась одна молодая женщина с трехлетней дочкой. Она была швеёй и перед войной обшивала всю деревню. Жила она у одной многодетной семьи, где было 9 детей. И вот однажды на деревню налетели немцы. Женщина спряталась, а девочку не спрятала, думала, что на детей не обратят внимания. Но один немец сразу же узнал еврейского ребенка. Он схватил девочку за ногу и ударил об борт машины. Девочка была убита. Один еврей спрятался в Добровлянах. Как-то случайно его увидели литовские полицаи и тут же застрелили. В деревне Оленец фашисты расстреляли двух девочек, которые ши пешком из Заскович. Известно, что в Залесье около железной дороги, недалеко от могилы русских солдат, какие погибли в 1-ю мировую войну, в канаве фашисты расстреливали евреев, каких привозили из Заскович, Сморгони и других мест. Уже к концу 1941г. евреев из Сморгонского гето начали партиями переправлять в другие гето и концлагеря, часть их была направлена в Ошмянское гето. Кровавым днем для них стал 22.10.1941г. на окраине леса д. Зеленка было расстреляно больше 500 человек, привезенных из Сморгони.
Гето было и в Солах. Центральная часть деревни вокруг синагоги была обнесена высоким плотным деревянным забором. Через некоторое время к Сольским евреям присоединили евреев из Гервят, Михалишек, Жупран. А в 1942г. их всех вывезли. Обессиленные болезнями и голодом люди с небольшими сумками покидали свои родные места навсегда. Впереди их ждали страдания и смерть. Врезалось в память многих жителей Сол, как маленькая девочка, идя рядом со своей семьёй к железной дороге, несла в руках горшочек с цветами. Было гето и в Крево. Оно находилось в самом центре деревни, в районе аптеки и замка. Жители окружающих деревень видели их грустные колоны на ремонте дорог на Милидовщину, Попелевичи. А зимой, полураздетых их гнали вдоль Борунского костела. Какая дальнейшая их судьба неизвестно. | | |
sasa1980 Новичок
Сообщений: 8 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
8 апреля 2011 9:52 Если хотите найти побольше информации про однофамильцев можете погуглить и думается найдете ооооочень много интересных фактов о наших предках. | | |
TAM Москва Сообщений: 508 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 425 | Наверх ##
8 апреля 2011 16:43 Спасибо! Всё это наводит на следующие размышления. Фамилия Мейсак довольно редкая (гораздо реже, чем Майсак и Мойсак) и, видимо, исконно появилась именно в Белоруссии, может быть даже именно в данном районе (Сморгонь/Ошмяны). Возможно, это искаженный вариант записи фамилии Майсак/Мойсак, хотя не исключено, что это просто совпадение и что Мейсак - отдельная фамилия, которая что-то своё значит. То есть если например в одном селе жили какие-нибудь Мухины и Михины, это не значит, что эти фамилии имеют общую этимологию  Что касается еврейского происхождения, то тут не вижу оснований для пересмотра "восточнославянской" версии. Во-первых, из известных мне Майсаков все - потомки украинцев, белорусов или русских; ни про кого неизвестно (или не признаются?  ), что их род - из евреев. Наличие евреев по женской линии тут не важно, т.к. фамилия-то передается по мужской. Во-вторых, происхожение фамилии трудно объяснить соседством с евреями, т.к. это верно только для определенного района Белоруссии (ну или нескольких районов). Майсаки из разных частей Украины вряд ли все мигрировали оттуда, скорее всего их фамилия возникла независимо на местной почве, где никаких евреев могло и не быть. То есть в некотором смысле какие-нибудь Майсаки Гродненщины, Майсаки Львовщины и Майсаки Полтавщины могут вполне не иметь ничего общего, а быть представителями трех разных (хотя фонетически совпадающих) фамилий, у каждой из которых своё происхождение. | | |
sasa1980 Новичок
Сообщений: 8 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
12 апреля 2011 13:34 ну раз вам так хочется - будь славянином))))))) я прожил 30 лет и не встретил ни одного Майсака или Мойсака...Кроме вас естественно))) Что значит более или менее редкая? вы проводили исследования?? И кстати бывал неоднократно в Вашей обители Мелитополе - чуть не утопил свой авто посреди города)))))) Очень веселые и добрые ребята там живут... Не понимаю почему так сопротивляетесь моей версии... так и у меня никто не признается в том что наш род еврейский - правда с отчеством Сильвестрович, Абрамович, Иосифович сложно споротивляться фактам))))) | | |
TAM Москва Сообщений: 508 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 425 | Наверх ##
13 апреля 2011 10:39 sasa1980 написал: [q] ну раз вам так хочется - будь славянином)))))))[/q]
Ну не то чтобы я прямо всеми силами стремлюсь - но эта исходная идентификация вроде не нуждается в специальных доказательствах, а для ее опровержения, наоборот, я серьезных оснований пока не вижу  sasa1980 написал: [q] Что значит более или менее редкая? вы проводили исследования?? [/q]
Скорее статистические прикидки, которые явно указывают на редкость фамилии Мейсак. Для примера можно взять большие базы данных по людям (телефонные, соц. сети). Скажем, среди жителей Украины ( http://www.nomer.org/allukraina/ ) - Майсак 578 чел., Мойсак 337, Мейсак 9. Далее, хотя это не так представительно, Москва: Майсак 19, Мойсак 7 ( http://www.nomer.org/moskva/ ), Мейсак 4; Минск: Майсак 50, Мойсак 9, Мейсак 10 ( http://www.nomer.org/minsk/ ). Это говорит о том, что все-таки фамилия Мейсак скорее именно белорусская. Если брать СССР 40-х годов, то общее распределение можно прикинуть по http://www.obd-memorial.ru/, где Майсак - 97 записей, Мойсак - 39, Мейсак - 2. Интересно было бы конечно узнать про современных Мейсаков, у всех ли предки происходят именно из Сморгонского района. sasa1980 написал: [q] Не понимаю почему так сопротивляетесь моей версии...так и у меня никто не признается в том что наш род еврейский - правда с отчеством Сильвестрович, Абрамович, Иосифович сложно споротивляться фактам))))) [/q]
А, ну это к "еврейскости" вообще прямого отношения не имеет - это же нормальные православные крестильные имена, они в прошлом были распространены гораздо больше (откуда у русских столько Сильвестровых, Абрамовых да Осиповых), это потом уже в 20 веке как-то сузили свое применение. Главного героя "Тихого дона" казака Мелехова первоначально (в черновиках) звали Абрам Ермаков. | | |
sasa1980 Новичок
Сообщений: 8 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
13 апреля 2011 22:41 Вы как советская статистика - вырвали из контекста и привели пример. У меня на одной улице живет 27 Мейсаков!!! А всего лично я знаю 123 человек с такой фамилией. Телефонный справочник Молодечно - 23 Мейсака, 2 МАйсака и ни одного Мойсака. Думаю, что спор в этой плоскости бессмыслен. | | |
sasa1980 Новичок
Сообщений: 8 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2 | Наверх ##
13 апреля 2011 22:52 Я как посмотрю. вы мастер передергивать факты. Где Беларусь и где Григорий Мелехов - который по книге, если помните, был турок )) Так что его можно было назвать автору как угодно... Невозможно объективно разговаривать и принимать во внимание доводы сторон пока они не основываются на первичных источниках... | | |
TAM Москва Сообщений: 508 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 425 | Наверх ##
14 апреля 2011 9:34 sasa1980 написал: [q] Вы как советская статистика - вырвали из контекста и привели пример. У меня на одной улице живет 27 Мейсаков!!! А всего лично я знаю 123 человек с такой фамилией. Телефонный справочник Молодечно - 23 Мейсака, 2 МАйсака и ни одного Мойсака. Думаю, что спор в этой плоскости бессмыслен. [/q]
То что вы пишете, подтверждает именно то, что я сказал: Мейсак, видимо, фамилия, исходно распространенная именно в данном районе Белоруссии, и больше нигде (не учитывая позднейших переселений). Поэтому трудно ее сравнивать с фамилией Майсак, распространенной гораздо шире, и проводить параллели, а также устанавливать общую этмологию для этих фамилий. Вот собственно и всё, что я хотел сказать. Жаль, что по Белоруссии нет такой же базы, как "Вся Украина", но по крайней мере очевидно, что только на вашей улице Мейсаков больше, чем во всей Украине. | | |
TAM Москва Сообщений: 508 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 425 | Наверх ##
14 апреля 2011 9:42 sasa1980 написал: [q] Я как посмотрю. вы мастер передергивать факты. Где Беларусь и где Григорий Мелехов - который по книге, если помните, был турок )) Так что его можно было назвать автору как угодно... Невозможно объективно разговаривать и принимать во внимание доводы сторон пока они не основываются на первичных источниках... [/q]
Опять же, не вижу никаких передергиваний. Вы говорили, что имена типа Абрам и Иосиф среди крестьян будто бы говорят в пользу того, что носители этих имен были евреи. Я говорю, что у православных в Российской Империи такие имена вполне употреблялись, независимо от региона. Поэтому я не вижу оснований определять этническую принадлежность по данным фактам. Про Мелехова-турка - там было не совсем так: В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену — маленькую, закутанную в шаль женщину. ... С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки. http://feb-web.ru/feb/sholokh/texts/sh0/sh2/sh2-005-.htmБабка-турчанка у Григория Мелехова - это вряд ли повод назвать его "как угодно"  Наверное, было бы странно, если бы главного героя-казака звали, например, Марат Мелехов. | | |
TAM Москва Сообщений: 508 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 425 | Наверх ##
14 апреля 2011 10:10 А в принципе, если вас эта тема также заинтересует, можно было бы провести мини-исследование распространения фамилии Мейсак, например, на начало-середину прошлого века - путем опроса Мейсаков, живущих сейчас не в Молодечно и Сморгонском районе. (Спрашивать можно, в частности, через Одноклассники и Вконтакте.) Скорее всего люди будут знать или по крайней мере смогут спросить у старших, где жили их предки лет сто назад. Это был бы важный вклад в изучение фамилии Мейсак. | | |
|