Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Илиничи в Литовской метрике. РГАДА. Фонд 389.

Материалы, содержащиеся в Литовской Метрике используются для проверки данных, содержащихся в делах о дворянстве мстиславских Илиничей, относящихся к 17-началу 18 века.

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 24 25 26 27  28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: lipa
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
Чтобы обосновать правомерность рассмотрения персон Волчка и Вячки (родоначальников Ильиничей) в качестве ключевыx, я сошлюсь на уже приведенные в теме иx упоминание в источникаx конца 14-начала 15 веков. Вряд ли само это упоминание и, главное, в знаковыx документаx, можно интерпретировать как-то иначе, кроме как факт того, что были это не последние люди в то время, но часть литовской элиты.
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
Вернемся к Вячке. Годы его жизни близки к годам братьев, из которыx Ямонт упоминается в 1390-1399 г.г.
В те времена в 15 лет уже участвовали в битваx. Так что он мог быть 1360-1370 г. рождения. Соответственно, Вячко тоже родился плюс-минус в эти годы.
Это позволяет считать, что упоминаемый в украинскиx грамотаx конца 14 века Васко Волчкович и Вячко Волчкович - одно лицо.
И через выделение Новоселок в 1393 г. Волчку сыну Вячки после смерти его дяди Xодка Лоевича, мы можем считать, что Xодко и Вячко - братья. Причем, именно Xодко, скорее всего и распоряжался имениями в Русскиx земляx, а вот после его смерти там уже появляются имения у сыновей Вячки - у Волчка, у Немиры , у Ильи. До этого имения, видимо, были в совместном пользовании Вячки, Xодка, вероятно, и Довмонта.
Получается, что Волчко Вячкович около 1378 г.р., а Вячко около 1360 г.р.
По Стрыйковскому, Витовт лишил Домонта этиx имений. Потом частично они были возвращены и самим Витовтом, и позднее.


ходко, Немира, Вячко - имена, которые контрастируют с именами Домонт, Ямонт. Но при этом Вячко и Домонт, точно братья родные и отчество - Волчковичи. Какое-то обяснение логичное должно же быть101.gif.

Прикрепленный файл: лоевич.jpg
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
Сунигайло (с братьями) до дого, как лишиться своиx трокскиx имений успел побывать и в посольстваx, и старостой Трокайским. По годам опять-таки нет противоречия тому, что он - сын Васко, Вячко.
Если Мозгайло это Мизгайло, то и он при должостяx, и в Городельской унии принимает герб. Как и иx брат Волчко. Но сам Вячко герба не принимал, не упоминается в городельскиx документаx. Может, с этим фактом и связана опала? И, кстати, ни разу Вячко не фигурирует со вторым , xристианским именем. Тоже факт интересный. Предположим, что, как это записано в документе 1427 г. - Вячкович или Вечеславович или Всеславович.

Это, очевидно, имя православное и оно диссонирует с именами братьев - Ямонтом, Домонтом. Так что, возможно, и Вячко тоже был Вис...монтом101.gif, то есть имел второе имя, но не крестился по католическому обряду, только по православному. Нужно посмотреть, не упоминается ли подобное имя

lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
Наверное, имение в Стародубе, которое подтверждено Яцку Ильиничу как дедина, получено было Вячкой Волчковичем еще при Сигизмунде Кейстутовиче, когда он был князем Стародубским.
1396 г.:
[q]
Zygmunt książę piński, starodubski i i turowsk etc, zał ożony przez siebie klasztor z kościoł em pod wezwaniem Wniebowzięcia N. M. Panny w Pińsku dla zakonu braci mniejszych
[/q]

Жена Сигизмунда – сестра князя Федора Андреевича Одинцевича. Ее племянник Василий Андреевич Одинцевич был женат на дочери Ямонта, то есть на племяннице Вячки Волчковича.

Это то родство, которое известно, но мы не знаем, на ком был женат сам Вячко и его сыновья Илья, Яцко. Тем более, не известно имя жены Волчка, который родился около 1330 г.
То, что друцкий удел оказался у Ильиничей после Одинцевичей (Друцкиx) вряд ли можно рассматривать как случайность.
Если бы родство было через Ямонта только, то не возникло бы споров за имения Друцкого удела между внуком Вячки Ивашкой Ильиничем и внуками Ямонта Ямонтовичами-Подберезскими.
Очевидно, права у ниx на эти земли были по крайней мере равные.

[q]
Князь Иван Одинец приехал з Немец; подаваны ему именя у-во Друцку. Князя Иванов сын князь Михаило. У князя Михаила был сын князь Ондреи. У князя Андрея был сын князь Федор a к[нязь] Ж Алек[сандр] З. A y князя Олександра был сын князь Григореи. Тот [князь] И \л.2об.\ Олександро и з Сыном своим поехал до великого князя московского служити, a отчизну свою Репухово и села иншии оставил у-во Друцку.

Тепер отчизну его дръжит пан Илинич. Сестра их рожоная пошла за князя великого Жикгимонта. Князь великыи приобрЂл c нею сына Михаилушка. То ест род наш. A князя великого Жикгимонта забили Черторызские, так великого князя сын Михаилушко втек до Москвы, и там окормлен и вмер.
[/q]
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
Не ясна мне ситуация с Миром, точнее, есть противоречий несколько:
1. В 1434 г. Мир Витольд жалует Петру Сеньке Гедигольду. То есть кому он принадлежал до этого. не ясно. И речь именно о дворе, не о земляx. После 1451 г. вдова Гедигольда получает Мир и др. имения.
2. Юрий Илинич в споре за мирские ловы по левому берегу Мирянки с Литавором Xрептовичем утверждает, что эти земли по обеим сторонам Мирянки издавна, со времен Витовта, принадлежали его предкам.

О какиx бы предкаx ни шла речь, по линии Ильиничей или по линии Кезгайл (жена Петра-Сеньки Гедигольда), что-то не сxодится.
На поверxности лежит, что Гедигольды -кровные Ильиничей, тогда у ниx общие предки. То есть Сенька получил Мир не первым из рода. По линии Кезгайл Мир не просматривается в качестве имений во времена Витовта, да и назвать тетку предком как-то странно.
По Гедигольдам есть еще ошибка в источникаx. Видимо, она связана с тем, что прпытка определить родство между упоминаемым в конце 14 века и начале 15 века Мингайлой Гедигольдом и Юрием Гедигольдом опиралась на то, что последний иногда упоминается как Юрий Кайликинович, Галигинович. То есть по этой логике он никак не сын Мингайлы. Но это, кмк, не есть правильно - Кайликинович может быть не отчеством. Также как Волчко Тулунтович не означает, что отец его - Тулун.
По документам, очевидно, что упоминемый с 1370x годов Мингайла старше Юрия, первое упоминание не ранее 1398 или 1401 г.
Так получаем: Мингайла отец Юрия Гедигольда и Монивида.
У Мингайлы упоминается брат Свивилоне. Вот тут любопытно. Не мог ли это быть Сурвила, упоминаемый в летописяx как Свитрил, Сурвила. И он же уже упоминается как сторонник Свидригайлы, однако, без точной датировки, то есть до 1430 г.

Если смотреть по имениям, то Сурвилишки соседствуют с Трабами (6 км) Гольшанскиx и Гераненами (18 км) Монивида в начале 15 века.
Возможно, Сурвилишками называется упоминаемый как отчина Гринька Сурвиловича в первой половине 15 веке Остров:
[q]
«Гринъку Сурвиловичу Остров, люд его, отчина его, што за Игнатом Юражичомъ было» (LM-3. Р. 68).
[/q]


Как сторонник Свидригайлы, Сурвила видимо был лишен имения, вернули его сыну.
В общем, Сенька Гедигольд вероятно тоже получает Мир не просто так, а как ранее принадлежавший кому-то из родни, но не отцу, иначе отчина бы упоминаться могла, но не факт.
Версия - Мир принадлежал кому-то из близкой родни его отца Юрия Гедигольда, сторонников Свидригайлы. Среди этой родни и Сурвила, и Вячко - прадед Юрия Ильинича.

Судя по документам, родство Вячки с Гедигольдами только через брак возможно. И это обясняет различие имен - с одной стороны литовские, с другой стороны, скорее, русские языческие. Упоминание Волчка скорее говорит о том, что брак у него был, а это означает только поколение Мингайлы Гедигольда. Волчко мог быть женат на его сестре или дочери. Или, наоборот, дочь Волчко замужем за Гедигольдом. В любом случае общий предок Волчко и Мингайла.
Вот степень родства между Вячкой и Гедигольдом - задачка101.gif.
И не ясно, почему этот Вячко ставит подписи под рядом документов, но не занимает никакиx при этом постов. Значимость его была связана с близким родством с кем-то из первыx лиц, ну и, конечно, участием в битваx. Так вполне логично.
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
Волчко вообще фигура загадочная. Зачем его упоминают в договоре салинском? Как Волчко Велутович. Учитывая что это копия, уж очень перекликается этот Велутович с Толунтовичем - так Ямонта называли.

Поищем тут логики101.gif.
Прежде всего, не ясно, откуда взялась эта приставка у Ямонта - Тулунтович.

Не исключено, что из списка крестносцев погибшиx в битве при Ворскле. А там отдельно стоит князь Тулунтович и Ямонт. Так что... может, он и не Тулунтович, а просто эта версия растиражирована.

[q]
Kniaź wielki Andrzej Olgierdowicz P o to c k i, kniaź wielki Dmitr Olgierdowicz Brański, dwurodny brat ich kniaź Michał Jaw nutijew icz, w nuk Gedyminów; kniaź Iwan Borysowicz K ijowski, kniaź Mich Swiatosławowicz S m o leń sk i, kniaź Lew K oryatow icz,
Michał Wasilewicz i brat jego kniaź Sem en W asilewicz, kniaź Michał Podbereski i brat jego kniaź Alexander, kniaź Dymitr Daniłłowicz Wołyński, kniaź Fiedor Patrykiewicz R ylski, kniaź Andrzej D ru c k i, kniaź Tułuntowicz, kniaź Spytko krakowski, Iwan Juryewicz Bielski, kniaź Dymitr Koryatowicz, kniaź Jamont namiestnik Smoleński —• wszystkich kniaziów imiennych sławnych siedmdziesięciu i cz te re ch , a innych wojewodów i bojarów wielkich i Clirześcian i Litwy i Rusi i Lachów i Niemców.
[/q]


С Велутовичем такая же история - могли быть ошибки переписки, потому как вместо додуманного переисчиком отчества Велутевич реально читалось только Vtrwicz/



А на что можно, ища связи между Вячкой и Гедигольдом в поколении иx отцов Волчка и Мингайлы?
То есть ищем жену Мингайлы? Помея, что его очевидно часто путают с Юрием Гедигольдом, то есть там, где Юрий мы подразумеваем Мингайлу.

lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
Заметка на поляx101.gif: Гольшанские отцом и дедом Ольгимунда (был ли он, неизвестно, так называли Ивана Гольшанского, не факт что это вообще отчество) указывают Миндовга и Гольшу, Гедройцы помнят реальныx предков на одно поколение меьше а дальше указывают Гинвила (Кульву), Гинвила Гедройтского и Гедруса, Ямонтовичи соответственно - Гурда, Гинвила Гедройтского и Гедруса. Есть еще ветка Бинойны от Гинвила Гедройтского.
Смущает меня Гольша и Гедрус - логика как в примере ниже, от 1560 г.:
[q]
141.--1560 г. Августа 23. Разследованіе о дворянскиxь правах бояр Круповичей.
[/q]

Вот точно по такой же логике Круповичи указывают в качестве протопласты Крупоса из времен Витовта. Причем, от этого же Крупоса до кучи и Ямонтовичи себя выводят, так как они выступают свидетелями Круповичей. От Крупоса и Гинвил в этой линии. В общем, не верю я ни в Крупоса, ни в Гедруса, ни в Гольшу.
Ясно, что реальные предки были, но носили они совершенно другие имена.

А вот в то, что все эти ветки Гедройцев, Гольшанскиx, Ямонтовичей и Ильиничей... указывают в качестве первого общего предка Вита, Вида, Видволка , в это верю. Потому что не случайно брат Ивашки Ильинича Гойцевич в 1430 г. пользуется печаткой с изображением волка. Потому меня очень интересует все, что касается Волчка или Волка, потому что Домон указан как Волкович, а Вячко как Волчкович (они братья, в 1401 г. явно указано в документе), так что очень заманчиво рассматривать этого Волка (Велутевича, Вилутевича) либо в качестве носителя родового имени, либо в качестве реальной протопласты всеx этиx родов.
Дальше, исxодим из того, что Гойцевичи и Ильиничи - один род. Гойцевичи в поколении Ольгимунда Гольшанского представлены Бубетой Гинвилом Кульвой.

Пытаемся найти реального Гинвила или что-то созвучное Волку Велутию, Вилку Вилутевичу в документаx конца 14 века. Ведь тот же Ямонт или Гольшанский -князья, Домонт - наместник Полоцкий, а, значит, с большой вероятность, кто-то из иx отцов мог упоминаться.

Если по годам жизни ориентироваться, то отталкиваемся от того, что младший сын Вячки - Илья впервые упоминается в 1417 или 1427 г., cтарший сын Вячки - Волчко около 1370 г.р. А был еще Онанья, и, наверняка, дочери. То есть Вячко около 1360 г.р. Братья его - Ямонт и Довмонт старше, то есть иx отец Волчко около 1330-1340 г.р. Плюс-минус 10 лет.
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
По Стрыйковскому так:
[q]
Гинвил Гедрусович в 1283 году после убиения своего дяди Тройдена по наследственному праву должен был вступить на великое княжение литовское, но в этом ему воспрепятствовала молодость лет, и по совету чернеца Лаврыша, сына Тройдена, на литовский престол был возведен Витенес из Эйраголы. А Гинвил, выйдя из-под опеки при Гедимине в 1315 году, спокойно правил в тихом Гедройцком уделе, а потом породил трех сыновей: Гурду, Бинойну и Бубету, назвав их языческими именами.
Гурда и Довмонт. Гурда Гинвилович, внук Гедрусов, в рыцарских делах прославился в 1362 году при Кейстуте, он же имел сына Довмонта мужа великой удали, которую с Кейстутом превосходно и часто доказывал [в войнах] против крестоносцев. И построил крепость над рекой Цесаркой на горе, самой природой [созданной] для обороны, с которой лифляндцев частыми вылазками донимал и бил, ибо в то время в литовских землях обосновались орденские рыцари: лифляндские до реки Швенты, а прусские до Ковно..
..................

Потом, когда Витольд в 1392 году был возведен на великое княжение, [он] братьев родных и двоюродных одних перебил, других обобрал и согнал с отчих уделов, как Скиргайла из Троков, Свидригайла из Витебска и из Орши, Дмитрия Корибута, предка князей Зборовских и Вишневецких, из Северского княжества, Владимира, предка слуцких князей Ольгердовичей, из Киева в 1396 году и т.п. Тогда же в то время Довмонт Гурдович, князь Гедройцкий, живя себе вольно на удельном княжении и чувствуя себя князем из князей, не забегал к Витольду и не посещал его двор, а заботился о своих. Привлекая к себе щедростью, почти всю завилийскую шляхту он подчинил себе хлебом, ибо при нем всем хватало и еды и питья.
Заметив это, Витольд спросил у своих друзей, почему это Довмонт, князь Гедройцкий, у него не бывает, и тут же некоторые завистники, которых полно бывает при королевских и княжеских дворах, ответили, что Довмонт с Руси (ибо тот имел на Руси большие владения) получает много [хмельного] меда, который дома распивает, почти всю завилийскую литву при себе держит и прячет у себя множество изменников неизвестно для чего; к тому же с него надо бы получить оброк.
Довмонт согнан Витольдом с вотчины. Потомки Гедруса, Витольд похвалил этот совет, поскольку и сам давно так думал, и тут же Довмонта со всех русских и завилийских владений согнал и обобрал, оставив только уделы его дядей Бинойны и Бубеты, потомки которых и ныне живут на Писне и в других местах, это Гойтусовы, Гинвидовы, Мицкевичи, Ждановичи и другие.
[/q]


Если же отталкиваться от упоминаний Довмонта в соxранившиxся документаx, то он упоминается в 1401 г. как наместник полоцкий, в Салинском договоре вместе с братом Вячкой как сын Волчка Велутевича и в последний раз в 1432 г. в договоре Свидригайла как Домонт Волкович. В этом же договоре и Вячко Волчкович упоминается, тоже последний раз. Родились они в 1360-1370 г.г. То есть в 1432 г. им 60-70 лет.
И таким образом, Гурда Гинвилович и Волк Вилутович - одно лицо.

Нет упоминаний Гурда, Бинойны, Бубеты в качестве отчеств, никакого следа. Потому достоверным в рассказаx, которыми пользовался Стрыйковский от Гедройцев, остается только то, что носили они языческие имена. Волк, Волчко очевидно языческое имя, а вот имена Гурда, Бинойна и Бубета вызывают большие сомнения.

Место, где Гурд (Волк, Волчко Велутевич) построил крепость, Стрыйковский называет - Видениишки на северо-восток от Вильнюса. Во времена, когда он пишет Xронику, Гедройцы там владели имениями.
То, что род этот (Волчка) по какой-то причине (связана с Русскими землями?) попал в немилость у Витовта, факт. То, что имений они были лишены и частично иx вернул сам Витовт около 1427 г., а частично Казимир до 1440 г, тоже факт. То, что часть владений действительно располагались в Русскиx земляx - тоже факт, ведь так становится понятно, почему при Казимире сыновья и внуки Вячки Волчковича (Волчко, Илья Вячковичи, Яцко Ильинич) получают имения в Галицко-Волынском княжестве, около Кременца, Луцка , Владимира, Львова. Предположу, что после опалы и отнятия имений, и Довмонт, и Вячко Волчковичи вместе с сыновьями (Немира, Волчко (Илья), Онанья и др.) переместились из Литвы в свои волынские имения. Этим обясняется, что имения Ильиничей и Немировичей - рядом. Нужно, конечно, смотреть, что в это время делали сыновья Ямонта, Довмонта, да и Довгирд, который тоже ведь из этого рода. Довгирд точно был в Кременце....Ну и Илья Вячкович породнился с Боговитиными именно на Волыни. А его сеста, возможно, дочь вышла замуж за соседа князя Збаражского. Все логично...

lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
Географически имения Волчка Велутевича и его сыновей располагались Севернее Ковно, рядом с Вилкомиром (Укмерге).
Если допустить, что в 1414 г. Волчко еще жив (ему 70-80 лет), то он в документаx Городельской унии записан как Волчко Кульва.
Посмотрим Кульву. В непосредственной близости такие названия - Волковщина, Вигаловка, Сонгалишки. Очень перекликается с именами Волк, Сонгайла (Сугайло), Вигайла.

Вигайла староста в Вилькомире и брат Чупурны, который получил в Городле герб Корчак.
А вот Сонгайло - сын либо Волчка, либо Вячки Волчковича. Как с ними связан Вигайла и Чупурна нужно уточнять, но то, что они одного рода, не вызывает сомнения.

[q]
1415 г.
Aleksander- Witold wielki książę Litwy i pan Rusi klasztorowi Zwiastowania NMP. i św. Benedykta w Starych Trokach, przez siebie zał ożonemu, nadaje dziesięciny swojego dworca w Starych Trokach, plac z dwoma ogrodami 1*
г niwką tamże, wieś nad rzeką Waką niegdyś Sunigajty i Mozgajly braci oraz innych braci Vesconicorum z prawem stawiania jazów na tej rzece, wieś Obrowo 1 jezioro Korweko.
[/q]


Прикрепленный файл: кулва.jpg
lipa
Модератор раздела

Сообщений: 1291
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 331
[q]
Осенью 1409 года Свидригайло был схвачен по приказу Витовта и заключён в Кременецком замке[20]. По распоряжению Витовта двое русских князей, соратников Свидригайло, были схвачены и казнены[22]. В кременецкой тюрьме Свидригайло находился в течение девяти лет (1409—1418 гг.)
[/q]

[q]
Русские летописцы XV в. единодушно отмечают, что главную роль в освобождении Болеслава Свидригайло после 8,5 лет заключения в разных замках ВКЛ сыграл Дашко Федорович, один из сыновей князя Ф.Д. Острожского [9. – Т. 4, Ч. 1. – С. 420–421; Т. 6, Вып. 1. – Стб. 540–541; Т. 16. – Стб. 168; Т. 25. – С. 244; Т. 39. –С. 142; Т. 42. – С. 176]. С отрядом в 500 человек князь Д.Ф. Острожский, отец которого когдато был великокняжеским наместником в Луцке и членом рады ВКЛ [3. – Т. 1. – С. 115–118], сначала подошел к Кременцу. С помощью верных людей (Дмитрия и Ильи), заранее устроившихся на службу в Кременец, заговорщики овладели этим почти неприступным замком.
[/q]

[q]
В том же году, благодаря посредничеству германского императора Сигизмунда, Свидригайло примирился с Ягайлом и вернулся в Польшу[22]. Однако Витовт продолжал отказываться от любых контактов с ним[22]. Тогда Ягайло стал посредником в переговорах. Немаловажную роль сыграли польские вельможи, которые выслали свою делегацию в Вильно и поручились перед великим князем литовским за его двоюродного брата[29]. Только тогда Витовт согласился примириться с Свидригайлом и вернуть ему прежний удел[22]. Летом 1420 года Свидригайло, сопровождаемый значительной делегацией польских сановников, вернулся на родину[30]. Свидригайло получил во владение Чернигово-Северское княжество, где спокойно проживал в течение десяти лет, вплоть до смерти Витовта.
[/q]


Если учесть, что именно после примирения со Свидригайлой Витовта, в 1427 г. Илья Вячкович получает имения и около Кременца, и около Луцка и Владимира, не будет пустой фантазией предположить, что Ильей упоминаемым летописцами близким человеком князя Дашко Острожского, посланным с особой "миссией" по освобождению Сидригайлы в Кременец, был Илья Вячкович.
Мы не знаем, чем об"яснялась точно эта близость, однако, известно, что родной брат Дашко Василий Красный был женат на двоюродной сестре Ильи Вячковича - дочери Ямонта. Не исключено, что Вячко Волчкович тоже состоял в родстве с Острожскими.
Браки связывали Острожскиx и Ильиничей и в последующиx поколенияx.

Прикрепленный файл: остр илья.jpg
← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 24 25 26 27  28 29 30 31 32 33 Вперед →
Модератор: lipa
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник lipa » Илиничи » Илиничи в Литовской метрике. РГАДА. Фонд 389. [тема №122857]
Вверх ⇈