Старообрядчество
KlausНачинающий Сообщений: 25 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 9 | Наверх ##
8 марта 2004 9:44 Всех, кто владеет информацией о старообрядческих династиях Бежаницкого района, просьба ответить. Сам я - потомок старообрядцев (сам тоже старообрядец) из деревень Городище, Совы, Комарниково.
--- Иванов Николай Лаврентьевич | | |
kaaskopСообщений: 2356 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 434 | Наверх ##
4 декабря 2004 16:33 На форуме есть люди, интересующиеся этой темой. В частности, я ) Так что предлагаю давать здесь ссылки на старообрядческие ресурсы, обмениваться информацией, идеями, открытиями. Сразу же внесу свою лепту: http://www.staroobrad.ru/modul...&cid=1 Информационный портал о жизни старообрядческих согласий. http://heritage.eunnet.net/oldbelief/ История и культура старообрядчества Область моих интересов - старообрядцы села Коломенское Московского уезда Московской губернии и старообрядцы Нижнего Новгорода. Фамилии - Гробовы и КарасЁвы. Благодаря Галине удалось найти достаточно интересную информации. Но поиск продолжается Сразу же обращусь с вопросом. Во многих подмосковных селах существовали моленные. Т.е., насколько я понимаю, люди приходили туда только молиться. Или они "подменяли" собой церкви? Во многих из них был алтарь и другие церковные атрибуты. Где совершались все церковные таинства : крещение, венчание и т.д.? Фиксировалось ли это в метрических книгах? Почему спрашиваю, объясню. Рогожское кладбище в Москве с церквями и часовнями издавна принадлежало старообрядцам поповского толка. В 1856г. алтари в храмах были опечатаны. В 1881 году разрешили, а в 1884 году уже запретили ставить временные алтари. И только в 1905 году алтари распечатали. Вот и возникает вопрос - как же происходили крещения, венчания и отпевания? Ведь не в моленной же? (Сообщение отредактировал Kaaskop 4 дек. 2004 22:37)
| | |
galinaSКазань Сообщений: 6713 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 5318 | Наверх ##
4 декабря 2004 20:11 --- http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.
Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно | | |
Ludmillaскончалась 16 марта 2009 Светлая ей память! Москва Сообщений: 6055 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1520 | Наверх ##
5 декабря 2004 10:05 А мне интересную вещь про старообрядчество говорил какой-то генеалог, у которого я брала интервью... Что, поскольку они не регистрировали бракосочетание в православной церкви и, при этом, скрывали свое старообрядческое состояние, чтобы не подвергаться гонениям, при исследвоании родословных старообрядцев оказывается очень много с официальной точки зрения незаконнорожденных детей, а жен именуют сестрами... То есть может быть в ревизии напсиано, что в доме живут брат и сестра с незаконнорожденными детьми, а на самом деле это муж и жена... | | Лайк (1) |
kaaskopСообщений: 2356 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 434 | Наверх ##
5 декабря 2004 14:24 Ludmilla Очень интересно! Но были же старообрядческие церкви. В той же на Рогожском кладбище до 1856 года во всю совершались бракосочетания. Разве священнослужители не обязаны были вести метрические книги? Я запрос в архив послала( метрические записи о рождении и бракосочетании). Вот интересно, что они ответят. А кто-нибудь может подскажет в каких документах и фондах могут находиться сведения о старообрядцах? Вот еще ссылка на интересную статью о Рогожском кладбище, его истории, церквях и т.д. и на статью о старообрядческой Москве: http://oldbelief.chat.ru/books/rogozh.htm
--- Ищу: Поповых и Токаревых ( Москва/Калуга/Малоярославец),
Кромощ/ Кромышевых, Сендерихиных
Мой блог "Вязьма еврейская" http://jewish-vyazma.blogspot.com/
Форум "Еврейские корни" http://www.forum.j-roots.info/ | | |
Ludmillaскончалась 16 марта 2009 Светлая ей память! Москва Сообщений: 6055 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1520 | Наверх ##
5 декабря 2004 14:30 В Полном собрании законов Российской империи мне встретилась любопытная информация. Во времена Петра, когда старообрядчество жестко преследовалось, был издан специальный указ, в соответствии с которым священник мог исповедывать умирающего наедине, а вот причащать обязан был прилюдно. Объясняется такое требование тем, что старообрядцы не причащали свою паству, а галочку о совершении этого таинства ставили. Так что насчет жен под именем сестер верю вполне. | | |
CARINA Vilnius Сообщений: 767 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 66
| Наверх ##
5 декабря 2004 15:05 Проблемы Древлеправославия, старообрядчества, единоверия, согласов и толков. Древняя Русская Церковь. Ортодоксия, ереси, антихрист. http://www.arctogaia.org.ru/FORUMS2/messages/46/46.html Данные переписи 2001 в Литве: Католическая страна со множеством старообрядцев Во время переписи 2001 года был поставлен вопрос о религии, который последний раз ставился во время переписи 1923 года. Наибольшей сенсацией стало не предсказуемое преобладание католиков, а тот факт, что на третьем месте по численности верующих оказались старообрядцы. Примечательно, что среди общего числа православных (новообрядцев и старообрядцев) старообрядцы составляют 16% - эта цифра покажется особенно значительной, если учесть, что часть русских, не посещая никаких церквей, называет себя "православными" уже в силу своего национального происхождения, среди старообрядцев же такие отсутствуют. Впрочем, значительное число старообрядцев вообще характерно для стран Балтии: в XVII веке их территория была местом, куда старообрядцы бежали от преследований в России (в соседней Латвии к началу 2001 года в Минюсте зарегистрированы 110 приходов православных и 65 - староверов). У староверов не церкви, а молельные дома (у нас сейчас их 50 по всей Литве). У нас и браки регистрировались, и детей крестили, как у вас-новообрядцев, со свидетелями. Не было у нас сестер и братьев, были жены и мужья. Но, это в Литве, где не надо было скрывать веру. Вера очень строгая, напр., моего троюродного брата отказались хоронить на староверском кладбище, потому что он в последние полгода не был на исповеди. Слово отца в семье не обсуждалось. Для чужих даже посуда была отдельная. Я помню, в деревне у дедушки к колодцу была привязана кружка для чужих.
(Сообщение отредактировал CARINA 5 дек. 2004 15:14) | | |
Ludmillaскончалась 16 марта 2009 Светлая ей память! Москва Сообщений: 6055 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1520 | Наверх ##
5 декабря 2004 15:41 Вот, поискала "по сусекам" В 1654 году патриарх Никон, с согласия царя Алексея Михайловича, созвал собор и предложил исправление церковных книг против древних харатейных и греческих книг, уставов, потребников, служебников же и часословов. Собором 1667 года старообрядчество отвергнуто окончательно и предано проклятию. В постановлении 1681 вотчинникам, помещикам и их приказчикам вменено в обязанность следить внимательно за раскольниками и объявлять о них местным воеводам. Постановление 1684 г. объявило раскол преступлением: "тех, кто перекрещивал других, хотя бы он и покорился церкви, после исповеди и причастия казнить смертию без всякого милосердия". Учитывая, что, староверами в то время было большинство населения (на севере премущественно была безпоповщина, в центре и на юге – поповщина), началось бегство, укрывательство - в леса, в пустыни, за границу, в Польшу, на Дон, в Астрахань, в Сибирь. Еще в 1714 Петр предписал привести раскольников в известность перепискою и обложить двойным окладом податей, а с женщин, вдов и девок брать половину. Этот указ остался неисполненным, в 1716 Петр повторил его. Вспомогательным средством для открытия раскольников в указе 1716 года было повеление всем и каждому по всей России исповедываться ежегодно, а кто не будет исповедываться, об тех подавать именные росписи от духовного начальства губернаторам и ландратам; а светской власти повелено с неисповедывавшихся брать штраф денежный и заставлять исповедываться. Этот указ ослаблял узаконения 1684 года и отменял смертную казнь и преследование раскольников, тем не менее он остался неисполненным до 1718 года. В 1718 было предписано розыскать, почему до сих пор ландраты не взыскивали штрафа, потребовать от попов росписи неисповедывавшимся и раскольникам за 1716 и 1717 годы. Дать полгода сроку попам для предъявления сделанной ими утайки, но после полугода не прощать. Смотреть, чтобы в старосты и бурмистры не выбирали раскольников. Тех раскольников - которые будут укрываться от платежа двойного оклада мирских ссылать на каторгу, а монахов и монахинь в монастыри под начал, а заводчиков и учителей, буде возможно явную вину сыскать кроме раскола, с наказанием и вырезав ноздри ссылать на галеры. Для выявления староверов в 1697 появилась первая инструкция о ведении исповедных росписей (ведомостей). Каждый причт обязан был вести у себя три именных списка: в первый вносились все прихожане, бывшие у исповеди, во второй - не бывшие, в третий - раскольники. Вестись эти ведомости начали только после 1718. Неисповедовавшиеся при этом облагались штрафом и не могли быть избраны на какие-либо должности, за утайку сведений карался и священник. Списки заверялись поповскими старостами и отправлялись в Архиерейские дома, откуда сводные экстракты из них поступали в Синод. С 1737 форма исповедных ведомостей была усложнена и состояла иэ 49 граф с 22 заголовками. В 1837 появился новый указ относительно бывших и не бывших у исповеди. По указу все жители, начиная с 7-летнего возраста, должны были ежегодно исповедываться и "приобщаться Святых Таин" "во дни Святые четыредесятницы" или в два ближайшие поста у священников только своего прихода. Священники должны были завести именные росписи всех прихожан "от престарелых и средовечных, до сущаго младенца" по дворам, с указанием возраста и чина, где отмечали факт их присутствия на исповеди и причину в случае отсутствия (например, по малолетству, если ребенку еще не исполнилось 7 лет). После итоговой сводки в каждой ведомости полагалось сделать поименную роспись раскольников, проживающих на территории прихода. К указу были приложены формы исповедных росписей, обязательные для всех епархий и ведомств. 15 октября 1846 Синодом была утверждена упрощенная форма. В ведомостях отмечались все прихожане, принадлежавшие к определенному приходу. Каждый год, 1 октября, благочинный должен был представлять исповедные росписи в Консисторию Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев), раскольников и сектантов до 1905 велись полицией. Многие раскольники и сектанты, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными и вместе с тем не находили по своим убеждениям возможности исполнять обряды православной церкви, совершали похороны без священника, не крестили новорожденных, от полиции же это скрывалось. С 1905-1906 ведение метрических книг старообрядцев, раскольников и сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение книг с 1907 возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах - волостными правлениями. | | Лайк (1) |
Ludmillaскончалась 16 марта 2009 Светлая ей память! Москва Сообщений: 6055 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 1520 | Наверх ##
5 декабря 2004 15:43 Генеалог, который говорил "про сестер" был с Урала... | | |
Неизвестно кто Новичок
Сообщений: 118 На сайте с 1970 г. Рейтинг: 8 | Наверх ##
5 декабря 2004 15:53 Ludmilla Вы провели отличный анализ, вот только начать его надо бы со Стоглавого собора, который состоялся за сотню лет до начала собранного Вами материала. А там была объявлена анафема тем, кто крестится тремя пальцами и возносит трегубую аллилую. А вот на упомянутом Вами соборе Никон наложил анафему прямо-таки на противоположное, потребовав, чтобы крестились тремя пальцами и возносили опять же трегубую аллилую. Вот и получается, что согласно Стоглавому собору, он сам и все его поддержавшие отпали от Церкви (именно это и означает слово "анафема"). А это стало одним из краеугольных камней в борьбе старообрядцев. Кто здесь прав, не знаю. Для себя помню другое: "Не судите, да не судимы будуте"... --- Неизвестно кто это говорил... Издержки конвертации. | | |
|
Что почитать о старообрядчестве: Рекомендации от старообрядцев
Метрические книги и записи старообрядцев
Метрические книги для раскольников (1874 г.)
Дневник shumilovanata » Пермская губерния, Оханский уезд » ИСТОРИЯ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В ПРИКАМЬЕ
Дневник Kozuto » Моя библиотека и разные интересности » Сведения о старообрядческих общинах Витебской губернии
Дневник john1 » РГАДА Ф. 288 Раскольническая контора при Сенате
Староверы Литвы
Якутия. СТАРООБРЯДЦЫ