Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Старообрядчество


← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 124 125 126 127 128 129 Вперед →
Klaus
Начинающий

Klaus

Сообщений: 25
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 9
Всех, кто владеет информацией о старообрядческих династиях Бежаницкого района, просьба ответить. Сам я - потомок старообрядцев (сам тоже старообрядец) из деревень Городище, Совы, Комарниково.



---
Иванов Николай Лаврентьевич
kaaskop

kaaskop

Сообщений: 2356
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 434
На форуме есть люди, интересующиеся этой темой. В частности, я 101.gif)
Так что предлагаю давать здесь ссылки на старообрядческие ресурсы, обмениваться информацией, идеями, открытиями.
Сразу же внесу свою лепту:
http://www.staroobrad.ru/modul...&cid=1 Информационный портал о жизни старообрядческих согласий.
http://heritage.eunnet.net/oldbelief/ История и культура старообрядчества

Область моих интересов - старообрядцы села Коломенское Московского уезда Московской губернии и старообрядцы  Нижнего Новгорода. Фамилии - Гробовы и КарасЁвы.  Благодаря Галине удалось найти достаточно интересную информации. Но поиск продолжается101.gif
Сразу же обращусь с вопросом. Во многих подмосковных селах существовали моленные. Т.е., насколько я понимаю, люди приходили туда только молиться. Или они "подменяли" собой церкви? Во многих из них был алтарь и другие церковные атрибуты. Где совершались все церковные таинства : крещение, венчание и т.д.? Фиксировалось ли это в метрических книгах?
Почему спрашиваю, объясню.  Рогожское кладбище  в Москве с церквями и часовнями издавна принадлежало старообрядцам поповского толка. В 1856г. алтари в храмах были опечатаны. В 1881 году разрешили, а в 1884 году уже запретили ставить временные алтари. И только в 1905 году алтари распечатали. Вот и возникает вопрос  - как же происходили крещения, венчания и отпевания? Ведь не в моленной же?

(Сообщение отредактировал Kaaskop 4 дек. 2004 22:37)


Комментарий модератора:

Внешние ресурсы
https://forum.vgd.ru/post/232/3767/p1578329.htm#pp1578329

Темы форума
https://forum.vgd.ru/post/232/3767/p1578331.htm#pp1578331

galinaS

galinaS

Казань
Сообщений: 6713
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 5318
http://www31.brinkster.com/rpscvolga/
Волгоградское старообрядчество.
---
http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.

Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно
Ludmilla
скончалась 16 марта 2009 Светлая ей память!

Ludmilla

Москва
Сообщений: 6055
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1520
А мне интересную вещь про старообрядчество говорил какой-то генеалог, у которого я брала интервью... Что, поскольку они не регистрировали бракосочетание в православной церкви и, при этом, скрывали свое старообрядческое состояние, чтобы не подвергаться гонениям, при исследвоании родословных старообрядцев оказывается очень много с официальной точки зрения незаконнорожденных детей, а жен именуют сестрами... То есть может быть в ревизии напсиано, что в доме живут брат и сестра с незаконнорожденными детьми, а на самом деле это муж и жена...
Лайк (1)
kaaskop

kaaskop

Сообщений: 2356
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 434
Ludmilla Очень интересно! Но были же старообрядческие церкви. В той же на Рогожском кладбище до 1856 года во всю совершались бракосочетания. Разве священнослужители не обязаны  были вести метрические книги?
Я запрос в архив послала( метрические записи о рождении и бракосочетании). Вот интересно, что они ответят.
А кто-нибудь может подскажет в каких документах и фондах могут находиться сведения о старообрядцах?

Вот еще ссылка на интересную статью о Рогожском кладбище, его истории, церквях и т.д. и на статью о старообрядческой Москве:

http://oldbelief.chat.ru/books/rogozh.htm


---
Ищу: Поповых и Токаревых ( Москва/Калуга/Малоярославец),
Кромощ/ Кромышевых, Сендерихиных
Мой блог "Вязьма еврейская" http://jewish-vyazma.blogspot.com/
Форум "Еврейские корни" http://www.forum.j-roots.info/
Ludmilla
скончалась 16 марта 2009 Светлая ей память!

Ludmilla

Москва
Сообщений: 6055
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1520
В Полном собрании законов Российской империи мне встретилась любопытная информация. Во времена Петра, когда старообрядчество жестко преследовалось, был издан специальный указ, в соответствии с которым священник мог исповедывать умирающего наедине, а вот причащать обязан был прилюдно. Объясняется такое требование тем, что старообрядцы не причащали свою паству, а галочку о совершении этого таинства ставили. Так что насчет жен под именем сестер верю вполне.
CARINA

Vilnius
Сообщений: 767
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 66
Проблемы Древлеправославия, старообрядчества, единоверия, согласов и толков. Древняя Русская Церковь. Ортодоксия, ереси, антихрист.
http://www.arctogaia.org.ru/FORUMS2/messages/46/46.html

Данные переписи 2001 в Литве:

Католическая страна со множеством старообрядцев
Во время переписи 2001 года был поставлен вопрос о религии, который последний раз ставился во время переписи 1923 года. Наибольшей сенсацией стало не предсказуемое преобладание католиков, а тот факт, что на третьем месте по численности верующих оказались старообрядцы. Примечательно, что среди общего числа православных (новообрядцев и старообрядцев) старообрядцы составляют 16% - эта цифра покажется особенно значительной, если учесть, что часть русских, не посещая никаких церквей, называет себя "православными" уже в силу своего национального происхождения, среди старообрядцев же такие отсутствуют. Впрочем, значительное число старообрядцев вообще характерно для стран Балтии: в XVII веке их территория была местом, куда старообрядцы бежали от преследований в России (в соседней Латвии к началу 2001 года в Минюсте зарегистрированы 110 приходов православных и 65 - староверов).


У староверов не церкви, а молельные дома (у нас сейчас их 50 по всей Литве).
У нас и браки регистрировались, и детей крестили, как у вас-новообрядцев, со свидетелями. Не было у нас сестер и братьев, были жены и мужья. Но, это в Литве, где не надо было скрывать веру. Вера очень строгая, напр., моего троюродного брата отказались хоронить на староверском кладбище, потому что он в последние полгода не был на исповеди. Слово отца в семье не обсуждалось. Для чужих даже посуда была отдельная. Я помню, в деревне у дедушки к колодцу была привязана кружка для чужих.   

(Сообщение отредактировал CARINA 5 дек. 2004 15:14)

Ludmilla
скончалась 16 марта 2009 Светлая ей память!

Ludmilla

Москва
Сообщений: 6055
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1520
Вот, поискала "по сусекам" 101.gif
В 1654 году патриарх Никон, с согласия царя Алексея Михайловича, созвал собор   и предложил исправление церковных книг против древних харатейных и греческих  книг, уставов, потребников, служебников же и часословов. Собором 1667 года  старообрядчество отвергнуто окончательно и предано проклятию. В постановлении 1681 вотчинникам, помещикам и их приказчикам вменено в обязанность следить  внимательно за раскольниками и объявлять о них местным воеводам. Постановление 1684 г. объявило раскол преступлением: "тех, кто перекрещивал других, хотя бы  он и покорился церкви, после исповеди и причастия казнить смертию без всякого  милосердия".  Учитывая, что, староверами в то время было большинство населения  (на севере премущественно была безпоповщина, в центре и на юге – поповщина),   началось бегство, укрывательство - в леса, в пустыни, за границу, в Польшу, на   Дон, в Астрахань, в Сибирь.
Еще в 1714 Петр предписал привести раскольников в известность перепискою и  обложить двойным окладом податей, а с женщин, вдов и девок брать половину.  Этот указ остался неисполненным, в 1716 Петр повторил его. Вспомогательным  средством для открытия раскольников в указе 1716 года было повеление всем и  каждому по всей России исповедываться ежегодно, а кто не будет исповедываться,  об тех подавать именные росписи от духовного начальства губернаторам и   ландратам; а светской власти повелено с неисповедывавшихся брать штраф   денежный и заставлять исповедываться. Этот указ ослаблял узаконения 1684 года   и отменял смертную казнь и преследование раскольников,  тем не менее он   остался неисполненным до 1718 года.
В 1718 было предписано розыскать, почему до сих пор ландраты не взыскивали  штрафа, потребовать от попов росписи неисповедывавшимся и раскольникам за 1716  и 1717 годы. Дать полгода сроку попам для предъявления сделанной ими утайки,  но после полугода не прощать. Смотреть, чтобы в старосты и бурмистры не выбирали раскольников. Тех раскольников - которые будут укрываться от платежа  двойного оклада мирских ссылать на каторгу, а монахов и монахинь в монастыри  под начал, а заводчиков и учителей, буде возможно явную вину сыскать кроме  раскола, с наказанием и вырезав ноздри ссылать на галеры.
Для выявления староверов в 1697 появилась первая инструкция  о  ведении  исповедных росписей (ведомостей). Каждый причт обязан  был вести у  себя три именных списка:  в первый вносились все прихожане,  бывшие у  исповеди,  во второй - не бывшие,  в третий - раскольники.  Вестись эти  ведомости начали только после 1718. Неисповедовавшиеся при этом облагались штрафом и не могли быть избраны на какие-либо должности, за утайку сведений   карался и священник. Списки заверялись поповскими старостами и отправлялись в Архиерейские дома, откуда сводные экстракты из них поступали в Синод.   С 1737 форма исповедных ведомостей была усложнена и состояла иэ 49 граф с 22  заголовками.  В 1837 появился новый указ относительно бывших и не бывших у исповеди. По   указу все жители, начиная с 7-летнего возраста, должны были ежегодно   исповедываться и "приобщаться Святых Таин" "во дни Святые четыредесятницы" или   в два ближайшие поста у священников только своего прихода. Священники должны  были завести именные росписи всех прихожан "от престарелых и средовечных, до  сущаго младенца" по дворам, с указанием возраста и чина, где отмечали факт их   присутствия на исповеди и причину в случае отсутствия (например, по   малолетству, если ребенку еще не исполнилось 7 лет).  После итоговой сводки в каждой ведомости полагалось сделать поименную роспись  раскольников, проживающих на территории прихода. К указу были приложены формы  исповедных росписей, обязательные для всех епархий и ведомств.
15 октября 1846 Синодом была утверждена упрощенная форма. В ведомостях  отмечались все прихожане, принадлежавшие к определенному приходу. Каждый год,   1 октября, благочинный должен был представлять исповедные росписи в   Консисторию
Метрические книги старообрядцев (за исключением единоверцев), раскольников и сектантов до 1905 велись полицией. Многие раскольники и сектанты, скрывая свою принадлежность к расколу, официально значились православными и вместе с тем не находили по своим убеждениям возможности исполнять обряды православной церкви, совершали похороны без священника, не крестили новорожденных, от полиции же это скрывалось. С 1905-1906 ведение метрических книг старообрядцев, раскольников и сектантов, приемлющих священство, было возложено на их собственных духовных лиц, настоятелей и наставников. В старообрядческих общинах беспоповских согласий ведение книг с 1907 возлагалось на особых, избираемых собраниями общин, старост. Книги сектантов, не признающих духовных лиц, велись в городах городскими управами или городскими старостами, а в уездах - волостными правлениями.
Лайк (1)
Ludmilla
скончалась 16 марта 2009 Светлая ей память!

Ludmilla

Москва
Сообщений: 6055
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 1520
Генеалог, который говорил "про сестер" был с Урала...
Неизвестно кто
Новичок

Сообщений: 118
На сайте с 1970 г.
Рейтинг: 8
Ludmilla Вы провели отличный анализ, вот только начать его надо бы со Стоглавого собора, который состоялся за сотню лет до начала собранного Вами материала. А там была объявлена анафема тем, кто крестится тремя пальцами и возносит трегубую аллилую. А вот на упомянутом Вами соборе Никон наложил анафему прямо-таки на противоположное, потребовав, чтобы крестились тремя пальцами и возносили опять же трегубую аллилую. Вот и получается, что согласно Стоглавому собору, он сам и все его поддержавшие отпали от Церкви (именно это и означает слово "анафема"). А это стало одним из краеугольных камней в борьбе старообрядцев.

Кто здесь прав, не знаю. Для себя помню другое: "Не судите, да не судимы будуте"...

---
Неизвестно кто это говорил... Издержки конвертации.
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 3 4 5 ... ... 124 125 126 127 128 129 Вперед →
Вверх ⇈