Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

село Чиндясы

Петровского уезда Саратовской губернии: Корнилаевы (Корниловы), Какушкины (Кокушкины)

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модератор: bolero
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1735
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1064
Ранее, ссылаясь на главу из книги В.Кондрашина, я упоминала
[q]
дело крестьян с. Чиндясы Старо-Захаркинской волости Петровского уезда Саратовской губернии
[/q]
В Сети имеется текст Постановления общего собрания чиндясских граждан, воспроизведенный по книге "Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы". - М., 2002. С. 51:

"Постановление общего собрания граждан села Чиндясы Старо-Захаркинской волости Петровского уезда Саратовской губернии о невозможности задания по чрезвычайному налогу (22 января 1919)

1919 года, января 22 дня, настоящее собрание было открыто председателем общего собрания Г. М. Кукушкиным, где имели суждения о положении чрезвычайного революционного налога, падающего на наше общество в сумме 100000 рублей.

Постановили: просить Петровский уездный финансовый отдел сложить положенную сумму 100000 рублей.

При всем нашем желании помочь Советской России, мы, крестьяне, находимся в бедственном положении: ввиду голодовки в прошлом 1918 году платили по 100 и 120 руб. за пуд; ужасного пожара, от которого пострадало 96 домохозяев; падежа весною 1918 года рогатого скота. Ввиду означенных несчастий наше общество было на краю гибели, так как урожай в прошлом году был ниже среднего, благодаря чему у имеющих хлеб был взят без платы и благодаря чему не в состоянии и те платить, которые не получили деньги за свои излишки.

Подлинный за надлежащими подписями.

С подлинным верно:

Председатель совета М Морозов

Члены
http://www.illuminats.ru/compo...rectory=29
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1735
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1064
В текущем 2012 году отмечалось тысячелетие единения мордовского народа с народами Российского государства! И явно не случайно, что мои мордовские и русские (чиндясско-канаевские) предки, потомки которых породнились в августе 1945 года, решили проявиться именно в этот период 101.gif Но остается не совсем понятным один момент - какая мордовская этническая группа проживала в селе?
[q]
"ЧИНДЯСЫ (Старые Чиндясы, Шиндяскина), бывшее мордовское-МОКША село на левом берегу Узы.
[/q]
Это информация с сайта М.С. Полубоярова "Суслоны", цитируемая во многих материалах.

А вот информация, прочитанная на сайте газеты Шемышейского района "Новое время" (http://www.nov-vremya.ru/news-7-917.html): "Сначала село состояло из двух населенных пунктов - старых и новых Чиндясс. Одно было расположено на месте бывшего трудового лагеря и состояло из 90 домов. В нем жили мордва - ЭРЗЯ. Дома были деревянные, под соломенными крышами, топились по-черному.
В старом поселке (в нем было 30 домов) жил старик по имени Чиньатя (мордовское "атя" - дядя). По другой легенде, название Чиндяссы произошло якобы от мордовского слова "Чиндань" и "ясак" (поденный оброк). С годами оба населенных пункта слились в одно, а различие в говорах осталось до сих пор. В настоящее время Чиндяссы входят в состав р.п.Шемышейка".

Так мокша или эрзя жили в Чиндясах?! Кем были предки, на каком языке говорили? Видимо, надо обратиться в Шемышейский краеведческий музей, а заодно прояснить вопрос с годом вхождения Чиндяс в Шемышейку, т.к. в Сети встречала три существенно разнящихся варианта - 1950, 1960 и 1970 годы.
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1735
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1064
Шемышейский районный краеведческий музей
http://shem.museum-penza.ru/

Видеоэкскурсии. Шемышейский краеведческий музей
http://www.youtube.com/watch?v=UVzRVOcu_zE

Межпоселенческая центральная районная библиотека
http://shem.liblermont.ru/index.php


Комментарий модератора:
В ЦРБ никакой информацией не располагают.

---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
GOLAN

GOLAN

Пенза
Сообщений: 391
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 498
В метрической книге за 1766 г. о Чиндясах написано: "деревни старого чиндяскина, .... деревни чиндяскиной новаго..... из мордвы новокрещена...".
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1735
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1064

GOLAN написал:
[q]
В метрической книге за 1766 г. о Чиндясах написано: "деревни старого чиндяскина, .... деревни чиндяскиной новаго..... из мордвы новокрещена...".
[/q]
М.С. Полубояров написал:
[q]
Во время переписи 1748 года показано как две деревни Узинского стана Пензенского уезда: 1) д. Шиндяскина Узинского стана Пензенского уезда, 57 ревизских душ некрещеной ясачной мордвы и 2) д. Новая Шиндяскина ясачной некрещеной мордвы, перешедшей из старой части деревни, 53 ревизских души
[/q]
Получается, что жители Чиндяс перешли от язычества к православию в период между 1748 и 1766 гг. (между 2-й и 3-й ревизиями). В таком случае, 3-я ревизия становится ключевой, поскольку в ней должны быть отражены как новые (крестильные) имена поселян, так и старые (мордовские). И только зная их, можно было бы вести поиск во 2-й ревизии.
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
smil

smil

Россия
Сообщений: 14227
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 9636
Уважаемая bolero!
Простите за вторжение на Вашу территорию, не удержалась confuse.gif
С огромным интересом прочитала Ваши исследования и по населенному пункту, и по персоналиям, спасибо.
Удачи в дальнейших поисках.
С уважением, Надежда


Комментарий модератора:
Надежда, приветствую! Благодарю за оценку моих трудов и пожелания! Надеюсь, впереди у нас еще будут интересные открытия...
Валерия

---
всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO
GOLAN

GOLAN

Пенза
Сообщений: 391
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 498
"У западной окраины поселка Чиндяссы (окраина Шемышейки) выявлены следы селища, расположенного на второй надпойменной изрезанной овражками террасе левого берега р. Узы. Терраса прорезается сухим оврагом шириной 35-45 м, глубиной 3,5-4 м. На склоне встречен подъемный материал: черепки посуды толстостенных лепных сосудов; по-видимому, эпохи бронзы (Полесских, 1971, с.89)". В.В. Ставицкий "Археологические изыскания М.Р. Полесских", стр. 59. Пенза, 2008 г.

В 300-350 м западнее селища Чиндяссы 1 открыто Второе Чиндясское селище, расположенное на 2-ой надпойменной террасе левого берега р. Узы. На одном из овражков террасы в обнажении осыпи М.Р. Полесских была собрана керамика позднего средневековья, гончарная, с полосками лощения, желтоватая и красная (Полесских, 1971, с.89).

В окрестностях Шемышейки, а именно на южной окраине села в поселке Чиндяссы были проведены раскопки Шемышейского могильника, в ходе которых было вскрыто 16 погребений (No3-18). Памятник располагается на первой надпойменной террасе левого берега р. Уза (левый приток р.Сура) и в значительной степени занят жилыми постройками с. Шемышейка. В краткой публикации, посвященной результатам раскопок, исследователь отметил, что с учетом работ 1958 г. «здесь вскрыто 19 погребений, в том числе 5 мужских, 8 женских, 1 детское, 5 неопределенных». М.Р. Полесских продатировал Шемышейский могильник II-IV вв. и отнес его к селиксенскому типу (Полесских, 1974б, с.73).
http://www.archaeology.ru/Down...ogia_1.pdf


Комментарий модератора:
Александр, спасибо, дополнила.

bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1735
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1064
В рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в Пензенской области были изданы две красочные книги: "Мордва Пензенской области" и "Песенный венок: народные песни мордвы пензенского края". Значительную помощь в выпуске изданий оказал губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.

"Мордва Пензенской области", авторами которой являются В.И. Первушкин и В.Я. Прошкин, - это первое в пензенской этнографии целостное издание о древнейшем народе региона.

В монографии впервые в научно-популярной форме систематизированы историко-этнографические сведения о мордовском населении Пензенской области: история заселения, динамика численности мордвы, хозяйство, материальная и духовная культура, семейный и общественный уклад жизни.

Автор второй книги - "Моронь пусмо" ("Песенный венок") Н.И. Бояркин также впервые собрал богатые музыкально-песенные традиции мордовских сел Пензенской области. В ней содержатся нотации мокшанских, эрзянских и русских народных песен, что особенно ценно для музыкальных коллективов и любителей народной культуры мордвы.

"Эти книги имеют важное значение не только для Пензенской области, но и для России в целом, - уверен председатель общественной организации "Региональная мордовская национально-культурная автономия Пензенской области" Василий Прошкин. - Хочу поблагодарить за помощь в издании книг губернатора Пензенской области Василия Кузьмича Бочкарева и Правительство Республики Мордовия. Эти издания поступят во все библиотеки не только нашей области, но и Мордовии, соседних регионов с компактным проживанием мордовской диаспоры".

В ближайшие годы в свет выйдут еще две книги по истории мордвы пензенского края: "Средневековая культура мордвы" и "Пензенская мордва в лицах".
http://www.finnougoria.ru/news/30548/


Комментарий модератора:
В РНБ имеется издание "Мордва Пензенского края":
NLR Шифр 2011-3/7338; Инв. номер 3370628
NLR Шифр 2011-3/7338; Инв. номер 3384743
NLR Шифр 2012-7/5393; Инв. номер 3753254

---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1735
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1064
В границах нынешней Пензенской области наибольшая концентрация мордовских сёл наблюдается в западных и южных районах, на границе с Ульяновской и Саратовской областями. Эрзянское население области несколько преобладает над мокшанским. В 1930-е годы Шемышейский район нынешней Пензенской области имел статус мордовского национального: в 1933 году мордва составляла 74,1% населения района.
см. Средняя Волга. Социально-экономический справочник / под общ. ред. С. Н. Крылова. – М. – Самара : Средне-Волж. краев. изд-во, 1934.

Мордовские сёла Пензенской области
Шемышейский район
сельский населенный пункт - Чиндясы
число жителей и нац. состав - 1560, мордва
см. Список населённых пунктов Средне-Волжского края. Самара: Издание Средневолжского крайисполкома, 1931.

"... К числу мордовских селений с чистым составом мордовского населения должны быть отнесены следующие: в Петровском у. - Н. Демкино, Н. Назимкино, Ст. Славкино, Ст. Демкино, Ст. Захаркино, Ст. Назимкино, Усть-Уза-Мурза, Ст. и Нов. Чиндясы, Морд. Норка... "
см. Ученые записки Саратовского гос. университета, том 8, стр.34, 35, 37 - Саратов, 1930.
Издание есть в Главном здании РНБ:
Заглавие: Ученые записки . Т.8(17), вып.3 : Мордовский сборник : (Педагогический факультет)
Выходные данные: 1930
Шифр хранения: П1/129
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1735
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1064
Татьяна Ивановна Мельникова, заведующая краеведческим отделом центральной районной библиотеки:
"Одним из самых древних народов, следы которого обнаружены учеными на территории нашего края, была мордва.

В Шемышейском районе мордву, несомненно, привлекли достаток воды и леса. Мордва - оседлый земледельческий народ. Мордовские поселения располагались вблизи ключей, вдоль дорог. Планировка селения была беспорядочная, трехраздельное жилье состояло из избы - кудо, сеней и горницы. Среди хозяйственных построек имелся погреб, который строился напротив избы. Селения были окружены пашнями и выгонами для скота. Летом жили в легких постройках около полей или на лесных бортевых и охотничьих угодьях. Для защиты от внешних врагов строились городки, окруженные высоким тыном, а в лесах устраивались "тверди" - убежища от неприятеля.

Среди наиболее ярких сторон мордовской культуры можно выделить женский костюм и языческую мифологию. Женская одежда представляет собой холщовую белую рубаху - панарь, туникообразного покроя, украшенную плотной вышивкой; распашная одежда типа кафтана - руця, надевается поверх рубахи. Мордовские костюмы невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи - русские говорили так: "Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь".

Оригинальным, единственным в своем роде украшением у мордвы был поясной пулай. Надевали его девочки в 13-14 лет и носили всю жизнь. И чем старше становилась женщина, тем тяжелее становился ее пулай. Его вес доходил до 30 кг.

А как красив женский головной убор - панго! Каркасом для него служила кора дерева - дуба. Его обтягивали холстом и красной тканью. Сзади панго украшалось покрывалом с вышивкой.

Мужской костюм включает рубаху из холста, украшенную вышивкой, и штаны. Летом поверх рубахи надевают белую холщовую распашную одежду, осенью - кафтан; обувь - лапти косого плетения.

В настоящее время из всего многообразия мордовской культуры сохранился только язык. Сегодня национальную одежду увидеть лишь на праздниках и выступлениях самостоятельности (??? самодеятельности???).

Самой распространенной обувью у мордвы были лапти. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти - карть. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные. Их плели из 5, 7, 10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели. Возникает интересный вопрос: сколько же требовалось бересты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчеты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы еще в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Почему?

Дело в том, что наши далекие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Языческие боги охраняли и оберегали поля, реки, озера и деревья. Скорее всего они владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же березы. А может быть они владели еще каким-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?

А вот полотенце - нардамо, которое вышила Нуянза-искусница своими руками.

Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей.

Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения.

А вот глиняный горшок - чакш. В таком горшке варили традиционное мордовское блюдо - пшенную кашу. По мордовскому поверью, она была не только любимым угощением во время свадьбы, крестин, поминок, но и служила символом долголетия. Поэтому, начиная строительство нового дома, хозяйка варила кашу в горшке и обходила с ним сруб избы. Это было залогом того, что новый дом будет служить многим поколениям.

Ложка - пенч, пянч, куцю - простая. Праздничную ложку вырезали из яблони. Считалось, что ложка, вырезанная из яблони, принесет молодой семье благополучие и достаток. Поэтому ее дарили на свадьбу молодым.
Вся жизнь мордовских крестьян, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл огромную роль. Мокша и эрзя могут гордиться своим костюмом, вышивкой, украшениями.

До присоединения к русскому государству мордва были язычниками (вера в женские божества). То есть был не один бог, а много богинь: богини огня, воды, леса, дома, бани и др. Теперь в религиозном плане большинство мордовского населения исповедует православное христианство".
http://shemisheyka.bezformata....v/8431219/
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 10 11 12 13 14 15 Вперед →
Модератор: bolero
Вверх ⇈