село Чиндясы
Петровского уезда Саратовской губернии: Корнилаевы (Корниловы), Какушкины (Кокушкины)
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1735 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
24 ноября 2012 14:58 8 июля 2020 12:22 Довольно долгое время (до постройки "тщанием прихожан" в конце XIX века собственной церкви) жители деревни Чиндяс были прихожанами ближайшей Николаевской церкви, располагавшейся в селе Шемышейка Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Списки приходов. Саратовская губерния (НСА ГАСО) Кузнецкий уезд 24. Шемышейский Николаевская Настоятель 1 Псаломщиков 2 Селения: Шемышейка Чиндясы https://forum.vgd.ru/post/472/101123/p3070989.htm#pp3070989 После того, как церковь сгорела, в 1901 г. здесь был построен новый деревянный храм во имя Святого Чудотворца Николая с двумя приделами: во имя Рождества Христова (справа) и Рождества Пресвятой Богородицы (слева), освященный 25 октября того же года. В ограде на месте сгоревшей церкви располагалась каменная часовня. Изображение церкви можно посмотреть здесь: http://www.etoretro.ru/pic1282...position=6По данным М.С. Полубоярова, в 1911 г. здесь 624 двора, церковь, министерская и церковноприходская школы, фельдшерско-акушерский пункт, почтовая контора, базар, ярмарка. К 1914 г. село приобрело облик значительного торгового центра с кирпичными лавками, мясным пассажем. Базары бывают еженедельно по воскресеньям, а ярмарки - 9 мая и 8 сентября (по сведениям из издания "Списки населенных мест Саратовской губернии" - Саратов, 1914.). Труды Саратовской архивной ученой комиссии. 1891. т.3, вып.2, с.10 Ц. Николая Чудотворца в селе Никольском, Шемишейка тож. 1705 года генваря в день, по указу великаго государя, в Патр. Казенном Приказе, по челобитью пензенцов новокрещенов Ивана да Степана Степановых, велено им в пензенском уезде, в поместной их новопостроенной деревни Шемишейке построить вновь церковь во имя Николая Чуд. деревянную, что ныне в селе Никольском, и той церкви на попа с причетники дани положить с дворов: попова, дьячкова, пономарева, просвирницына, да с приходских с 15 дворов крестьянских средних, да с церковные земли, пашни с 15 чети, сенных покосов с 30 копен, по указанной статье, 26 алт. с деньгою, заезда гривна, и те данныя деньги велено имать, как к той церкви поп благословлен будет, или как будет челобитье об освящении тоя церкви. И в 1705 году июня в день об освящении той новопостроенной церкви грамота дана к пензенскому спасскому протопопу Федору Кононову, а преж освящения церкви данныя деньги по окладу на нынешней 1705 год ему протопопу велено взять и внесть в свои платежныя старостины книги; платил деньги города Пензы спасской протопоп Федор (П. Пр. Кн. 191, л. 876). 1705 г. июня в 19 день выдан антиминс пензенскаго уезду села Никольскаго в новопостроенную церковь во имя Николая Чудотворца попу Василию Петрову (ibid., кн. 138, л. об. 267). 1717 и 1718 гг. по переписным книгам: село Никольское, Шемишейка тож, в Узинском стану, на реке Узе и на речке Шемишейке, а в нем ясашных крестьян 57 дв., в них муж. пола 128 челов.; пришлых крестьян 19 дв., в них 43 челов.; а вышли они из губерний Нижегородской, Казанской, Воронежской и Московской (Переп. кн. 19354, лл. 316 - 327 и кн. 19345, лл. 274 - 276). Саратовские епархиальные ведомости за 1885 год№9: — 16-го минувшаго марта, въ селѣ Шемышейкѣ, Кузнецкаго уѣзда, мѣстнымъ благочиннымъ освященъ придѣльный храмъ въ воспоминаніе Рождества Христа Спасителя, по церковному чиноположенію... №14: *) 28-го іюня въ с. Шемышейкѣ, Кузнецкаго уѣзда, сгорѣло 372 двора, въ томъ числѣ дома духовенства и двѣ деревянныя церкви... №24: — 6 сего декабря, въ с. Шемышейкѣ, Кузнецкаго уѣзда, мѣстнымъ благочиннымъ освященъ по чиноположенію церковному новоустроенный храмъ также во имя святителя и чудотворца Николая, Архіепископа Мирликійскаго. Саратовские епархиальные ведомости за 1875 год№7: —Новоустроенный храмъ во имя Святителя и Чудотворца Николая въ с. Шемышейкѣ, Кузн. у., 20 минувшаго февр. освященъ мѣстнымъ Благочиннымъ по церковному чиноположенію... Саратовские епархиальные ведомости за 1874 год№14: 20 прошлаго іюня, во время молебствія съ иконами на поляхъ, сгорѣла приходская ц. съ сторожкою, оградою и часовнею въ селѣ Шемышейкѣ, Кузн. у., и также на берегу рѣки вынесенные уже изъ церкви церков. документы: метрики, приходо-расходныя и обыскныя книги съ исповѣдными росписями... Саратовские епархиальные ведомости за 1873 год№3: — Перестроенный въ ц. села Шемышейки, Кузн. у., престолъ во имя Святителя Николая, 6 декаб. 1872 г. освященъ мѣстнымъ Благочиннымъ. На 1870 год священник - Иоанн Серебряков, позднее Александр Давыдовский. В онлайн-библиотеке Царское Село можно ознакомиться с Планом генерального межевания Саратовской губернии 1790 г., но почему-то Петровский уезд там отсутствует. Нашлось только село Никольское Кузнецкого уезда, крестиком отмечена церковь, прихожанами которой были мои чиндясские предки вплоть до конца 19 века. Предположу, что прихожанами они стали после перехода в православие в период между 2-й и 3-й ревизиями. http://book-old.ru/BookLibrary...ernii.html
 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1735 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
29 ноября 2012 12:25 16 апреля 2014 18:04 Ранее, ссылаясь на главу из книги В.Кондрашина, я упоминала [q] дело крестьян с. Чиндясы Старо-Захаркинской волости Петровского уезда Саратовской губернии[/q]
В Сети имеется текст Постановления общего собрания чиндясских граждан, воспроизведенный по книге " Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы". - М., 2002. С. 51: "Постановление общего собрания граждан села Чиндясы Старо-Захаркинской волости Петровского уезда Саратовской губернии о невозможности задания по чрезвычайному налогу (22 января 1919) 1919 года, января 22 дня, настоящее собрание было открыто председателем общего собрания Г. М. Кукушкиным, где имели суждения о положении чрезвычайного революционного налога, падающего на наше общество в сумме 100000 рублей. Постановили: просить Петровский уездный финансовый отдел сложить положенную сумму 100000 рублей. При всем нашем желании помочь Советской России, мы, крестьяне, находимся в бедственном положении: ввиду голодовки в прошлом 1918 году платили по 100 и 120 руб. за пуд; ужасного пожара, от которого пострадало 96 домохозяев; падежа весною 1918 года рогатого скота. Ввиду означенных несчастий наше общество было на краю гибели, так как урожай в прошлом году был ниже среднего, благодаря чему у имеющих хлеб был взят без платы и благодаря чему не в состоянии и те платить, которые не получили деньги за свои излишки. Подлинный за надлежащими подписями. С подлинным верно: Председатель совета М Морозов Члены http://www.illuminats.ru/compo...rectory=29 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1735 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
30 ноября 2012 17:01 14 сентября 2014 19:16 В текущем 2012 году отмечалось тысячелетие единения мордовского народа с народами Российского государства! И явно не случайно, что мои мордовские и русские (чиндясско-канаевские) предки, потомки которых породнились в августе 1945 года, решили проявиться именно в этот период  Но остается не совсем понятным один момент - какая мордовская этническая группа проживала в селе? [q] "ЧИНДЯСЫ (Старые Чиндясы, Шиндяскина), бывшее мордовское-МОКША село на левом берегу Узы.[/q]
Это информация с сайта М.С. Полубоярова "Суслоны", цитируемая во многих материалах. А вот информация, прочитанная на сайте газеты Шемышейского района "Новое время" ( http://www.nov-vremya.ru/news-7-917.html): "Сначала село состояло из двух населенных пунктов - старых и новых Чиндясс. Одно было расположено на месте бывшего трудового лагеря и состояло из 90 домов. В нем жили мордва - ЭРЗЯ. Дома были деревянные, под соломенными крышами, топились по-черному. В старом поселке (в нем было 30 домов) жил старик по имени Чиньатя (мордовское "атя" - дядя). По другой легенде, название Чиндяссы произошло якобы от мордовского слова "Чиндань" и "ясак" (поденный оброк). С годами оба населенных пункта слились в одно, а различие в говорах осталось до сих пор. В настоящее время Чиндяссы входят в состав р.п.Шемышейка". Так мокша или эрзя жили в Чиндясах?! Кем были предки, на каком языке говорили? Видимо, надо обратиться в Шемышейский краеведческий музей, а заодно прояснить вопрос с годом вхождения Чиндяс в Шемышейку, т.к. в Сети встречала три существенно разнящихся варианта - 1950, 1960 и 1970 годы. --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1735 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
2 декабря 2012 18:07 10 апреля 2015 15:56
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
GOLAN Пенза Сообщений: 391 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 498 | Наверх ##
6 декабря 2012 21:09 В метрической книге за 1766 г. о Чиндясах написано: "деревни старого чиндяскина, .... деревни чиндяскиной новаго..... из мордвы новокрещена...". | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1735 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
6 декабря 2012 21:18 14 сентября 2014 19:19 GOLAN написал: [q] В метрической книге за 1766 г. о Чиндясах написано: "деревни старого чиндяскина, .... деревни чиндяскиной новаго..... из мордвы новокрещена...".[/q]
М.С. Полубояров написал: [q] Во время переписи 1748 года показано как две деревни Узинского стана Пензенского уезда: 1) д. Шиндяскина Узинского стана Пензенского уезда, 57 ревизских душ некрещеной ясачной мордвы и 2) д. Новая Шиндяскина ясачной некрещеной мордвы, перешедшей из старой части деревни, 53 ревизских души
[/q]
Получается, что жители Чиндяс перешли от язычества к православию в период между 1748 и 1766 гг. (между 2-й и 3-й ревизиями). В таком случае, 3-я ревизия становится ключевой, поскольку в ней должны быть отражены как новые (крестильные) имена поселян, так и старые (мордовские). И только зная их, можно было бы вести поиск во 2-й ревизии. --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
smil Россия Сообщений: 14227 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9636 | Наверх ##
7 декабря 2012 8:32 7 декабря 2012 8:32 Уважаемая bolero! Простите за вторжение на Вашу территорию, не удержалась С огромным интересом прочитала Ваши исследования и по населенному пункту, и по персоналиям, спасибо. Удачи в дальнейших поисках. С уважением, Надежда
--- всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO | | |
GOLAN Пенза Сообщений: 391 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 498 | Наверх ##
7 января 2013 21:36 "У западной окраины поселка Чиндяссы (окраина Шемышейки) выявлены следы селища, расположенного на второй надпойменной изрезанной овражками террасе левого берега р. Узы. Терраса прорезается сухим оврагом шириной 35-45 м, глубиной 3,5-4 м. На склоне встречен подъемный материал: черепки посуды толстостенных лепных сосудов; по-видимому, эпохи бронзы (Полесских, 1971, с.89)". В.В. Ставицкий "Археологические изыскания М.Р. Полесских", стр. 59. Пенза, 2008 г. В 300-350 м западнее селища Чиндяссы 1 открыто Второе Чиндясское селище, расположенное на 2-ой надпойменной террасе левого берега р. Узы. На одном из овражков террасы в обнажении осыпи М.Р. Полесских была собрана керамика позднего средневековья, гончарная, с полосками лощения, желтоватая и красная (Полесских, 1971, с.89).В окрестностях Шемышейки, а именно на южной окраине села в поселке Чиндяссы были проведены раскопки Шемышейского могильника, в ходе которых было вскрыто 16 погребений (No3-18). Памятник располагается на первой надпойменной террасе левого берега р. Уза (левый приток р.Сура) и в значительной степени занят жилыми постройками с. Шемышейка. В краткой публикации, посвященной результатам раскопок, исследователь отметил, что с учетом работ 1958 г. «здесь вскрыто 19 погребений, в том числе 5 мужских, 8 женских, 1 детское, 5 неопределенных». М.Р. Полесских продатировал Шемышейский могильник II-IV вв. и отнес его к селиксенскому типу (Полесских, 1974б, с.73).http://www.archaeology.ru/Down...ogia_1.pdf
| | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1735 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
23 мая 2013 22:17 15 октября 2013 12:19 В рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в Пензенской области были изданы две красочные книги: " Мордва Пензенской области" и "Песенный венок: народные песни мордвы пензенского края". Значительную помощь в выпуске изданий оказал губернатор Пензенской области Василий Бочкарев. "Мордва Пензенской области", авторами которой являются В.И. Первушкин и В.Я. Прошкин, - это первое в пензенской этнографии целостное издание о древнейшем народе региона. В монографии впервые в научно-популярной форме систематизированы историко-этнографические сведения о мордовском населении Пензенской области: история заселения, динамика численности мордвы, хозяйство, материальная и духовная культура, семейный и общественный уклад жизни. Автор второй книги - "Моронь пусмо" ("Песенный венок") Н.И. Бояркин также впервые собрал богатые музыкально-песенные традиции мордовских сел Пензенской области. В ней содержатся нотации мокшанских, эрзянских и русских народных песен, что особенно ценно для музыкальных коллективов и любителей народной культуры мордвы. "Эти книги имеют важное значение не только для Пензенской области, но и для России в целом, - уверен председатель общественной организации "Региональная мордовская национально-культурная автономия Пензенской области" Василий Прошкин. - Хочу поблагодарить за помощь в издании книг губернатора Пензенской области Василия Кузьмича Бочкарева и Правительство Республики Мордовия. Эти издания поступят во все библиотеки не только нашей области, но и Мордовии, соседних регионов с компактным проживанием мордовской диаспоры". В ближайшие годы в свет выйдут еще две книги по истории мордвы пензенского края: "Средневековая культура мордвы" и "Пензенская мордва в лицах". http://www.finnougoria.ru/news/30548/
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1735 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1064 | Наверх ##
24 мая 2013 15:44 30 ноября 2014 11:28 В границах нынешней Пензенской области наибольшая концентрация мордовских сёл наблюдается в западных и южных районах, на границе с Ульяновской и Саратовской областями. Эрзянское население области несколько преобладает над мокшанским. В 1930-е годы Шемышейский район нынешней Пензенской области имел статус мордовского национального: в 1933 году мордва составляла 74,1% населения района. см. Средняя Волга. Социально-экономический справочник / под общ. ред. С. Н. Крылова. – М. – Самара : Средне-Волж. краев. изд-во, 1934.
Мордовские сёла Пензенской области Шемышейский район сельский населенный пункт - Чиндясы число жителей и нац. состав - 1560, мордва см. Список населённых пунктов Средне-Волжского края. Самара: Издание Средневолжского крайисполкома, 1931.
"... К числу мордовских селений с чистым составом мордовского населения должны быть отнесены следующие: в Петровском у. - Н. Демкино, Н. Назимкино, Ст. Славкино, Ст. Демкино, Ст. Захаркино, Ст. Назимкино, Усть-Уза-Мурза, Ст. и Нов. Чиндясы, Морд. Норка... " см. Ученые записки Саратовского гос. университета, том 8, стр.34, 35, 37 - Саратов, 1930. Издание есть в Главном здании РНБ: Заглавие: Ученые записки . Т.8(17), вып.3 : Мордовский сборник : (Педагогический факультет) Выходные данные: 1930 Шифр хранения: П1/129 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
|
В ЦРБ никакой информацией не располагают.