село Канаевка
Городищенского уезда Пензенской губернии: Ваньчевы (Трушкины), Гореловы, Кузькины (Разливановы), Максаевы, Прямушкины (Танявины), Ос(к)ины, Чекмаревы
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
11 февраля 2013 13:53 11 февраля 2013 14:20 В свободном доступе пока, к сожалению, информации из метрических книг и ревизских сказок нет. В настоящее время идет оцифровка сельхозпереписи 1917 г., но когда ее выложат, неизвестно. Вариантов получения нужной информации несколько: - запрос в архив (быть готовым к долгой очереди); - самому поработать в архиве; - обратиться к тому, кто сможет поискать данные в архиве. Что касается ваших фамилий, некоторые мне попадались в выписках из метрических книг, в разное время они породнились с моими Чекмаревыми (дядя, братья прабабушки) через браки - Князевы, Митякины, Мочаловы. Записи есть в теме, но сейчас продублирую их вместе: 1909 г. (ф.182, оп.1б, д.301) 15 мая - бракосочетание 27-летнего Григория Ильина Чикмарева с 21-летней гос.крестьянкой с. Канаевка Надеждой Евфимовой Князевой (также 2-й брак). Поручители по жениху - с. Канаевки гос. крестьяне Сергей Ильин Чикмарев, Илья Тимофеев Баланов, по невесте - Феодор Николаев Князев, Семён Николаев Князев. 1892 г. (ф.182, оп.1б, д.119) - о рождении 28 сентября (крещен 29-го) Григория. Родители: с. Канаевка гос. кр-н Иван Иванов Чикмарев и законная его жена Анна Иванова. Восприемники - с. Канаевка гос.кр-не Михаил Васильев Рагулин и девица Евдокия Иванова Митякина. 1888 г. (ф.182, оп.1б, д.101) - о браке 16 октября с. Канаевка гос. крестьян Ивана Иванова Чикмарева, 17 лет 9 месяцев (с разрешения Его преосвящества от 30 октября 1882 г. за № 1309), 1-ым браком и Анны Ивановой Митякиной, 18 лет, 1-ым браком. Поручители по жениху - с. Канаевка гос.кр-не Федор Иванов Чикмарев, Егор Николаев Чикмарев, Степан Димитриев Антошкин, по невесте – Андрей Иванов Митякин, Иван Иванов Митякин, Ефим Васильев Тишинков. 1878 г. (ф.182, оп.1б, д.25) - о рождении 29 июня (крещен в тот же день) Петра. Родители: с. Канаевка гос. кр-н Егор Николаев Чикмарев и законная его жена Мария Егорова. Восприемники: с. Канаевка гос. кр-не Евграф Егоров Мачалов и солдатка Анисья Димитриева Чикмарева. 1876 г. (ф.182, оп.1б, д.22) - о рождении 21 сентября (крещен тогда же) Димитрия. Родители: с. Канаевка гос. кр-н Георгий Николаев Чикмарев и законная его жена Марья Егорова. Восприемники: с. Канаевка гос. кр-не Никита Егоров Мачалов и Сильверста Федорова Зудайкина жена Елена Николаева. 1875 г. (ф.182, оп.1б, д.20) - о браке в октябре с. Канаевка гос. крестьян Егора Николаева Чикмарева, 1 браком, 17 ½ лет (с разрешения Его Преосвященства от 24 сентября 1875 г. за № 5913) и Марии Егоровой Мачаловой, 1 браком, 18 лет. Поручители по жениху - гос.кр-не Иван Николаев Чикмарев, Яков Петров Максав, Филипп Иванов Гришин. По невесте - Яков Евдокимов Балыков, Василий Иванов Васекин, Алексей Иванов Васекин. На сегодня в свободном доступе есть только тематические базы данных архива, например, по метрикам и ревизиям, там можно узнать о наличии в архиве метрических книг за определенные годы, "реквизиты" для заказа (номер фонда, описи, дела). Скачать базы можно с сайта ГАПО: http://arhiv-pnz.ru/nsa/thematic_databasesНе забудьте и про ОБД Мемориал, там есть Митякины, Князевы, Яшокины - уроженцы Канаевки! --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
Zarkan Новичок
Сообщений: 3 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1 | Наверх ##
11 февраля 2013 14:52 спасибо еще раз. попробую что-то поискать. времени самому рыться в архивах нет конечно, а как долго запрос в архив обрабатывается? за какие деньги? какие именно данные могут предоставить?
- обратиться к тому, кто сможет поискать данные в архиве. это кто такие и за какие деньги опять же?
| | |
GOLAN Пенза Сообщений: 390 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 491 | Наверх ##
14 февраля 2013 8:29 В России до 1917 было проведено три поземельные переписи – в 1877, 1887 и 1905. В 1917 была проведена сельскохозяйственная и поземельная перепись.
| | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
24 февраля 2013 20:29 24 октября 2014 16:44 --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
GOLAN Пенза Сообщений: 390 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 491 | Наверх ##
15 марта 2013 16:55 На сайте Полубоярова в статье, посвященной Канаевке, в библиографии записан источник: "Пензенская правда", 1991 г., 24 декабря, "Легенды и были села Канаевки".
В газетной заметке некоей М. Мячиной приводится следующая информация. Со слов Кувшиновой П.А.. В 1805 году по приказу барина Савелия Старевского рядом с существующей церковью была построена совсем маленькая церквушка, которую народ с тех пор называет "Савва". И с тех пор 16 декабря, люди отмечали престольный праздник в честь богобоязненного помещика.
Мои родственники рассказали следующую историю.. Жил - был помещик Савва, который дал вольную крестьянам, освободил от крепостничества. И с тех пор опять же 16 декабря отмечали крестьяне праздник в его честь.
Насколько достоверна информация в обоих рассказах? Очевидно, что под именем Савелия Старевского, в одном случае, и просто Саввы, в другом, надо понимать Савву Сторожевского - основателя монастыря на горе Стороже под Москвой, потому так и названного. Именно этому монастырю принадлежали канаевские крестьяне до 1764 года. И, действительно, 16 декабря Православная Церковь отмечает память преподобного Саввы Сторожевского. Он не был барином - помещиком. Не мог приказывать в 1805 году, не мог дать вольную крестьянам, поскольку умер ещё в 1406-7 годах.
Вот так всё преломилось в памяти народной и дошло до наших дней.
| | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
20 марта 2013 14:54 10 августа 2014 23:07 Заново зарегистрировалась в Российской национальной библиотеке ( http://www.nlr.ru/) и заказала в читальный зал четыре издания из тематической канаевской подборки (см. начало темы). Главное здание РНБ заметно обезлюдело со времен моего студенчества. И не только из-за переезда большей части фондов в Новое здание... Прежде всего, ознакомилась со статьей Гвоздева А.Н. " Два говора одного села (с. Канаевка Городищенского района Пензенской области)" в книге " Материалы и исследования по русской диалектологии", т.1 - М.; Л - 1949. Написана статья в 1926 г. Если опустить подробности и тонкости филологического анализа слогов, звуков и морфологических явлений, интересные и понятные только специалистам (остальным это надо слышать в конкретной речи), стоит остановиться на следующих сведениях: (стр. 71) "Село Канаевка при станции того же названия (Пензенская ж.д.) имеет два конца: 1) Шигонь (ближайший к железной дороге) 2) Крукол (по названию ручья, разделяющего оба конца). Каждый из этих концов имеет свой особый говор. По количеству населения Крукол раза в три меньше Шигони - всего в селе свыше 4 тыс. населения. Среди старожилов не сохранилось воспоминаний о том, когда возникло село или какой-либо из его концов. Не помнят также, чтобы какие-либо концы были организованы в разные общества или вообще когда-нибудь обособлялись; костюм и тип построек в обоих концах также одинаковы. Единственно, в чем сохранилась память о различном происхождении жителей этих концов, это смутное предание о том, что крукольцы принадлежат к "мещере". Так, одна женщина из Шигони говорила о возникновении села: "Тады адин был шыгонец, адин был мишчыряк, прозьвишчы штоли?" ... Важно иметь сведения о происхождении обоих описываемых говоров - крукольского и шигонского. (стр. 72) По этому вопросу удалось получить некоторые, - правда, недостаточно определенные, - сведения. Это справка, полученная от заведующего Пензенским архивом А.Е. Любимова, которую и привожу полностью: "Точных данных о времени возникновения поселения не имеется. Население села Канаевка было на положении государственных крестьян. О первых насельниках местности существует местное предание, по которому население было пришлое: одна группа - переселенцы из Шигони, Инсарского уезда, а другая - мещеряки (неизвестно откуда). До проведения Сызрано-Вяземской железной дороги каждая из названных частей общества жила обособленно, при разделах новые крестьянские хозяйства селились на территории своих однообщественников. С проведением железнодорожной линии и с постройкой вокзала в Шигоньском конце в районе железнодорожного отчуждения стали с одинаковым правом селиться как мещера, так и шигоньцы. Однако до последнего времени сохранились как пережиток наименования: "Шигоньская сторона" и "Мещерская сторона". В официальных бумагах и при статистических обследованиях в селе Канаевка всегда значилась одна община". Кроме того, в "Экономических примечаниях" к планам генерального межевания, которое было закончено в Пенезенской губернии в 1792 г., оказалось важное сообщение: "Село Канаевка экономических крестьян в бесспорном отводе... 150 дв. 679 м. 479 ж. ... По обеим сторонам речек спаского она ж и корукол и ее отвершка шинбаза попова родника и его отвершка". Следовательно, во время генерального межевания существовали уже оба конца, разделяемые ручьем Крукол, и, следовательно, говоры находятся в соседстве больше 150 лет. (стр. 73) Как указывалось, вообще между концами не замечается различий, но сами крестьяне ясно сознают разницу в говоре жителей обоих концов. Так, один крестьянин из Шигони с насмешкой указывал на такие особенности произношения в Круколе: "ня знай, мяшок, Ванькя, Танькя", по его словам в Круколе "перьварачвъют слава". Другие крестьяне из Шигони также сообщали, что жители Крукола вызывают насмешки своим произношением, и приводили примеры со случаями сильного яканья. Характерно, что крестьяне из Крукола соглашаются с оценкой соседей, признавая свое произношение неправильным и заслуживающим насмешек. В полном согласии с приведенными показаниями крестьян, в Канаевке оказалось два очень различных говора в указанных концах села; при этом, ... господствующим является говор Шигони..."
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
20 марта 2013 15:38 9 июня 2013 22:29 ... (стр. 82) В словарном отношении разницы между говорами Крукола и Шигони не замечено. ... 1. Крестьянский дом и его части: изба, клеть, горница, сени, сарай; коник (лавка от двери к переднему углу), судняя лавка (у печки), брус (полка из одной доски, идущая от угла печки - не вдоль стены), полатный брус. 2. Части печи: чело, шесток, горнушка, печурка, боров. 3. Женская одежда: рубаха, состоящая из двух частей: 1) нижняя из холста - "стан" (она не видна из-под сарафана). 2) верхняя из цветной фабричной материи с преобладанием оранжево-красного цвета - "рукава"; самые рукава - широкие, около кисти перехвачены узкой полоской, за которой идет плиссированное расширение, называемое "брыжжы". Сверх рубахи носят "сарафан"; он представляет одну высокую юбку на лямках, спереди сверху вниз опускается цветная полоса пальца в три шириной, иногда же ширина ее доходит до четверти; на ней помещаются "декоративные" пуговицы. Сарафан - всегда синего цвета, бумажный; самое название "сарафан" прилагается только к домотканному костюму, когда же он шьется из фабричной материи, то называется "китайка". Сарафан у талии обязательно подпоясывается поясом. Сверх сарафана (не всегда) носят "запон" - обычный фартук городского типа, подвязывающийся на высоте талии; он шьется из цветной материи и внизу украшается покупной бахромой, называемой "маньжэты". Верхнее шерстяное платье типа поддевки называется "панитак". 4. Головные уборы. Обычно женщины и девушки носят платок, завязываемый сзади внизу. У молодых замужних (стр. 83) женщин такой головной убор: 1) волосы сверху закручиваются шишкой, и эта шишка из волос называется "кичкой"; 2) собранные так волосы обхватываются "повойником", который представляет неглубокий мешок величиной в покрытую волосами часть головы; 3) на него одевается "наклонник", подковообразный предмет из тонкой доски шириной 4 см, обшитый материей; надевается он на голову концами назад; 4) спереди к нему привязываются две полоски, спускающиеся от него на лоб - "бархотка" и "поднизь", украшаемые бисером; 5) сзади тоже две полоски - "подзатыльник" и "бисер". Весь этот убор закрывается платком, завязанным сзади. шелковый платок называют "фатой". 5. Обувь. Женщины обычно носят "коты" с белыми чулками, а поверх чулок накручиваются, иногда сплошь, черные шерстяные "оборы", плетеные тесемкой. Из других названий обуви употребляются: лапти, бахилы, онучи, сапоги, башмаки, полусапожки. Женский костюм в целом, несмотря на соседство станции и железной дороги и на то, что он резко отличается от костюмов всех соседних сел, вполне устойчив. Даже у молодежи не замечается стремления к замене его другим. Желание сохранить костюм в неприкосновенности, препятствием чему является недостаток материи соответствующего рисунка, вызвало такую активность местных женщин: они через кооператив посылали на фабрики образцы платков и материи, прося выработать нужные им ткани (наблюдение 1926 г.). 6. Название домашней утвари: горшок, крынка, бадейка, квашня, ухват, сковородник, кочерга. 7. Названия земледельческих работ: пахать, бороновать, навозить. Из слов приведенного в программе МДК списка употребляют только следующие: лошадь, квашня, сковородник, ухват, коромысло, ковш, зыбка, зола, навоз, назем, тропка, дорожка, волосья (но "трепать за виски"), кочет, паук, волк, пахать, бороновать, доить, мести, играть песни, коровод, рели (высокие), качели (низкие), вопить и голосить (по покойнику), (стр. 84) врать и хвастать и брехать, умориться и замучиться; баять, зевать и шуметь; свекровь, горница, сельница (гумно), горнушка, шесток, конек. Отмечу еще несколько записанных местных слов, частью имеющих только фонетические отличия: адЯ (пойдем), бОли (больше), врак (овраг), дыху нет (дыханья), зачАть (начать), крипива (крапива), мачлива (мокрое) места, нисусьметный (бесчисленный), нынь и нонь (ныне), павадились (привыкли), примацца (приниматься), с пылОчку (с пылу), суды (сюда), туды (туда), ташчэй (худей), шабёр (сосед) (Шиг.), ай (или), абряда (наряд)... --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
20 марта 2013 16:04 9 июня 2013 22:31 ... Прежде всего, надо отметить, что эти два говора не ассимилировались, несмотря на совместное существование в одном селе в течение по меньшей мере 150 лет, если принять что оба конца села возникли незадолго до генерального межевания. Но тот факт, что во время генерального межевания Канаевка была значительным селом в 150 дворов с 1158 душами населения, может говорить о том, что село возникло значительно раньше; в таком случае и сожительство говоров продолжалось больший срок. Как указывалось, население с. Канаевки частью пришло сюда из с. Шигони Мордовской АССР (быв. Инсарский уезд). Название одного конца Шигонским подтверждает эти сведения. Поэтому я обратился к учительнице с. Шигони М. В. Кочетковой с просьбой сообщить сведения о говоре с. Шигони. (стр. 85) В присланом ею ответе есть два указания, косвенно подтверждающие родство населения с. Канаевки и с. Шигони. Так 1) крестьяне обоих сел - государственные, 2) старый женский костюм одинаков с канаевским. Что касается самого говора, то он оказался целиком сходным с говором Шигонского конца. Это делает вполне вероятным, что шигонский говор занесен в Канаевку из с. Шигони и со времени переселения не подвергся заметным изменениям. Это типичный переходный говор. Несколько иначе обстоит дело с говором Крукола. За отсутствием точных сведений, откуда переселились представители этого говора, можно сделать лишь некоторые предположения о более ранней характеристике этого говора по его теперешнему состоянию. ... (стр. 86) Считаю возможным относить крукольский говор к чистым южнорусским говорам... Приняв эти предположения о типах говоров Шигони и Крукола ко времени их встречи в Канаевке, по вопросу об их взаимодействии можно отметить следующее: 1. Как и в настоящее время, господствующим был говор Шигони и поэтому в нем не заметно следов влияния со стороны говора Крукола. 2. Говор Крукола представляет пример усвоения южнорусским говором севернорусских особенностей при посредстве переходного говора. ... (стр. 88) 5. На вопрос о том, почему господствующим говором оказался говор Шигони, можно отметить, что на это мог повлиять значительный численный перевес в населении Шигони по сравнению с Круколом. Однако необходимо обратить внимание и на то, что во всех пунктах, где имеется расхождение между обоими говорами, особенности Шигони совпадают с соответствующими чертами литературного языка, так что в своем влиянии на говор Крукола говор Шигони имеет мощного союзника в литературном языке. ...
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
21 марта 2013 14:45 21 марта 2013 15:38 В продолжение лингвистической темы: Бравичева Э.М. К изучению лексики русских народных говоров //Лексика русского языка. Респ. сб. Рязан. гос. пед. ин-т - 1979. (стр. 92) В статье сопоставляется лексика говоров двух населенных пунктов - села Канаевки Пензенской области и села Деулино Рязанской области. ... Из слов, отмеченных А.Н. Гвоздевым в 1920-х гг., сейчас в Канаевке не употребляется несколько: сельница "гумно"; зевать (употреблявшееся наряду с баять, шуметь); бадейка... Из слов, употребляемых в говоре обоих сел с одним и тем же значением, интересны следующие (канаевские): (стр. 93) коромыс ("коромысло"); моркошка ("морковь"); ботвин; назем ("навоз"); одонье; маравли ("муравьи"); враг ("овраг"); посиденки ("посиделки"); надысь; гашник; угунуть ("умолкнуть"); сербеть ("чесаться"); вчерась, летось. Слово усадьба в Канаевке обозначает "дом, хозяйственные постройки, огород". Для обозначения места, на котором находится дом и хозяйственные постройки, употребляется слово подворье.
Бравичева Э.М. Говоры села Канаевка Пензенской области (сопоставление материалов 20-х и 70-х годов) //Вопросы русской диалектологии. Куйбышев: КГУ, 1982. Автор в своей работе опять ссылается на профессора А.Н. Гвоздева, организатора и участника диалектологического обследования Пензенской области (см. выше его статью). (стр. 103) В 70-х гг. силами диалектологического кружка Пензенского педагогического института были проведены экспедиции, в частности, в Канаевку. В каждой из частей села в речи старшего поколения до сих пор прослеживается свой говор: в Шигони - восточный среднерусский акающий отдела В, в Круколе - южнорусский говор Восточной (Рязанской) группы. Несходство говоров по-прежнему замечается канаевцами. (стр. 104) Старики из Шигони замечают: "Адна сяло, а нъ атлиф гъварим". Приведем образы шигонского и крукольского говоров. Шигонский: "я фсю жызнь тут, ф Шигоньх жыву. И атец, и мать у миня тут жыли... С младъсти работъли сё, а типерь старъ уш стала. Ни знай пъчему-тъ гълава у миня больнъ балит. Вот пълижу манейнька - глиди атайдет, а то прямъ бяда, свет нЕ мил" (Люкшина М.Н., 80 лет). Крукольский: муш у мине ранъ помер... А я сё жыву. На печкъ ляжу и ляжу. Глаза у мине ня видють, плоха... В руках связь нету и ногъ балять. Спасибъ дети не бижають: и Васькя, и Нюрка (Цибизова П.М., 81 г.). Наблюдения 70-х гг. показали, что по истечении полувека традиционный тип крукольского говора продолжает существовать. (стр. 107) Носители шигонского говора считают свое произношение более "культурным" по сравнению с крукольским. "Там, ф Крукольх, пъ-чудному гъварят", - неоднократно приходилось слышать от шигонцев о говоре их соседей. "Ф Шигоньх луччей бают, ня как мы", - признают и носители крукольского говора. (стр. 108) Вокализм шигонского говора (умеренное яканье), имея больше точек соприкосновения с литературным языком, оказался устойчивым. К началу сосуществования говоров для них общим было наличие твердых долгих ш и ж; качество звука ч было различным: в шигонском говоре твердый согласный, в крукольском - мягкий. Например, чэм, пчэльник, чыста, пчолы (шиг.); кичькя, печькя, нидалечьки (крук.) (стр. 109) Твердое произношение шш и жж устойчиво в Канаевке: апшшествьннъсть, фсё имушшъствъ. (стр. 110) ... за период сосуществования среднерусского шигонского и южнорусского крукольского говоров наибольшим изменениям подвергся южнорусский крукольский говор. ... Однако шигонский говор тоже не остался "непроницаемым": им усвоен ряд особенностей крукольского говора, ... произошла утрата некоторых собственных диалектных черт (об этом свидетельствует сравнение шигонского говора с. Канаевка с говором с. Шигонь МАССР) Вместе с тем в целом ситуация в Канаевке развивается не столько в сторону эволюции языковой системы каждого отдельного говора, сколько в сторону неизменного сокращения количества носителей крукольского говора. Показательна судьба этого говора в отдельных семьях, где представители старшего поколения продолжают говорить "по-крукольски", а остальные члены семьи являются носителями шигонского говора. Это отмечено в семьях Цибизовой П.М., Крыловой А.И., Митроновой П.Н., Рузаевой А.И. Несомненно, что процесс вытеснения крукольского говора шигонским в недалекой перспективе завершится полным изживанием в Канаевке диалектного двуязычия. --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
boleroМодератор раздела  Сообщений: 1723 На сайте с 2007 г. Рейтинг: 1028 | Наверх ##
21 марта 2013 15:29 21 марта 2013 15:41 И еще одна небольшая, но любопытная, статья того же автора. Бравичева Э.М. Мужские имена жителей двух сел Пензенской области //Лексика русского языка. Респ. сб. Рязан. гос. пед. ин-т - 1979.
(стр. 28) В статье проводится сопоставление именников двух сел с целью выявления общих и отличительных черт в анализируемых антропонимических системах. Предмет наблюдения - мужской именник жителей с. Канаевки Городищенского района и села Ушинки Земетчинского района за период 1890 - 1976 гг. (расстояние между селами более 200 км). По современному состоянию, особенностям своего развития с. Канаевка и с. Ушинка являются типичными для средней полосы России. В лингвистическом отношении они своеобразны и интересны. Наличие двух говоров в одном селе связано с тем, что первые группы поселенцев были выходцами из разных диалектных зон. (стр. 29) Количество мужских имен в с. Канаевке 50, число имяносителей - 1198. Средний коэффициент одноименности (количество имяносителей, поделенное на число имен) в Канаевке равен 24. Активны в употреблении 12 антропонимов или 24% от общего состава именника: Александр, Алексей, Анатолий, Василий, Виктор, Владимир, Евгений, Иван, Михаил, Николай, Петр, Сергей. Они обслуживают 84,5% мужского населения. Редкие имена с. Канаевки: Андрей, Аркадий, Афанасий, Борис, Валентин, Валерий, Владислав, Вячеслав, Гаврила, Геннадий, Герасим, Григорий, Денис, Дмитрий, Егор, Евстафий, Ефим, Илья, Кирилл, Кондрат, Константин, Кузьма, Леонид, Максим, Матвей, Олег, Осип, Павел, Семен, Степан, Тимофей, Трифон, Трофим, Федор, Филипп, Юрий, Яков - всего 38.
(стр. 32) Состав первого десятка имен Канаевки: 1. Николай 2. Александр 3. Владимир 4. Иван 5. Сергей 6. Алексей 7. Виктор 8. Василий 9. Анатолий 10. Михаил --- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ. | | |
|
Написала вам в личные сообщения.