Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

село Канаевка

Городищенского уезда Пензенской губернии: Ваньчевы (Трушкины), Гореловы, Кузькины (Разливановы), Максаевы, Прямушкины (Танявины), Ос(к)ины, Чекмаревы

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: bolero
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1723
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1028
Имя одного из канаевских жителей второй половины XIX в. неожиданно обнаружилось в документе, относящемся к переселению крестьян, в т.ч. из Пензенской губернии, в Сибирь. Текст опубликован в сборнике "Сибирские переселения. Документы и материалы". Выпуск 1. Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 2003. 198 с.

"№ 7. Прошение о денежном пособии на переселение.
2 декабря 1867 г.
Его Высокопревосходительству,
Господину Министру государственных имуществ,
Избранных от общественников своих
крестьян собственников Пензенской
губернии Мокшанского уезда
Царевщинской волости села Царевщины
Ивана Иванова Матросова и
Ильи Петрова Казакова,
Покорнейшее прошение.

На основании "Общего положения о крестьянах" [1] уволены мы из крепостного состояния Г. Столыпина в числе 720 душ и потом имение это передано Г. Шереметьеву, который и наделил нас землею по одной десятине на душу. Владея этою землею, мы обязаны платить государственные подати и прочие повинности, и содержать себя с семействами. Но по одной десятине на душу, при нынешних год от году плохих урожаев хлеба, весьма недостаточно для содержания нашего и для содержания домашней скотины, для коей мы не имеем пастбищ, и мы с нашими общественниками в числе 50 душ, беднея год от году, пришли наконец в такое беднейшее положение, что не можем более существовать в местностях, обитаемых нами и потому в числе 50 душ, всего 23 дома, предположили переселиться в Томскую губернию на такую местность, которая бы посредством сеяния хлеба трудами нашими обеспечивала бы нас, где были бы земля, луга и места пастбищные для скотины и мы поэтому не имели бы ни в чем недостатка к существованию с нашими семействами, - местность, которая бы находилась вблизи от воды и по свойству грунта земли была бы хлебородна. Но мы, все пятьдесят душ, желающие переселиться в Томскую губернию совершенно не имеем никакой возможности, почему и желаем на проезд в Томскую губернию получить от Казны денежное пособие. Так как остающиеся семейства крестьяне наши сотоварищи из числа 720 душ вместо 670 душ на отчисление нас пятидесяти душ в Томскую Губернию не имеют со своей стороны совершенно никаких препятствий, равно государственные подати и прочие повинности уплачиваются нами своевременно и никаких недоимок за нами не состоит, то объясняя о сем мы по желанию нашему и наших общественников всего 50 душ покорнейше просим Ваше Высокопревосходительство благоволите оказать отеческую милость нам, двадцати трем семействам, крестьян села Царевщины, угнетенным бедностью от недостатка земли, благоволите учинить Ваше распоряжение о перечислении нас в Томскую губернию на таковой участок земли, которой отмежовано было бы нам по числу душ узаконенной пропорции и чтобы земля та по качеству ея была бы хлебородна, чтобы мы возделывая оную получали бы вознаграждение за труды наши, то есть чтобы могли с нашими семействами существовать безбедно и платить государственные подати и повинности безнедоимочно, чтобы при земле, которая по назначению Вашего Высокопревосходительства будет нам отведена во владение были бы все угодья необходимые для построения нам жилых строений, и затем по крайней бедности нашей благоволите Ваше Высокопревосходительство выдать нам из Казны денежное пособие на подъем и проезд. На что и ожидаем Вашего Высокопревосходительства милостливого разрешения. Декабря 2 дня 1867 года. К сему прошению со слов просителей крестьян-собственников Мокшанского уезда села Царевщины Ивана Матросова и Ильи Кагакова мною сочиненному на бело писанному и вместо неграмотных по их личной просьбе государственный крестьянин Городищенского уезда села Канаевки Иван Сергеев Карпов руку приложил".

Российский государственный исторический архив. Ф. 1291. Оп. 53 (1867). Д. 356. Л. 2-3 об. Подлинник, рукопись.
https://refdb.ru/look/2222849-pall.html
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Лайк (1)
Zarkan
Новичок

Сообщений: 3
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1
bolero
спасибо большое за информацию. очень интересно. это мое родное село, родное село моих родителей, их родителей и т.д.
а где конкретно я могу найти информацию о годах жизни своих прадедов, прапрадедов? есть вообще такая инфа в свободном доступе? в электронном виде? или это все надо делать через запросы? конкретно интересуют фамилии Яшокиных, Князевых, Мочаловых, Митякиных и других.

что касается фамилий Чекмарева и Ваньчева, то это очень распространенные фамилии в Канаевке

bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1723
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1028
В свободном доступе пока, к сожалению, информации из метрических книг и ревизских сказок нет. В настоящее время идет оцифровка сельхозпереписи 1917 г., но когда ее выложат, неизвестно. Вариантов получения нужной информации несколько:
- запрос в архив (быть готовым к долгой очереди);
- самому поработать в архиве;
- обратиться к тому, кто сможет поискать данные в архиве.

Что касается ваших фамилий, некоторые мне попадались в выписках из метрических книг, в разное время они породнились с моими Чекмаревыми (дядя, братья прабабушки) через браки - Князевы, Митякины, Мочаловы. Записи есть в теме, но сейчас продублирую их вместе:
1909 г. (ф.182, оп.1б, д.301)
15 мая - бракосочетание 27-летнего Григория Ильина Чикмарева с 21-летней гос.крестьянкой с. Канаевка Надеждой Евфимовой Князевой (также 2-й брак). Поручители по жениху - с. Канаевки гос. крестьяне Сергей Ильин Чикмарев, Илья Тимофеев Баланов, по невесте - Феодор Николаев Князев, Семён Николаев Князев.
1892 г. (ф.182, оп.1б, д.119)
- о рождении 28 сентября (крещен 29-го) Григория. Родители: с. Канаевка гос. кр-н Иван Иванов Чикмарев и законная его жена Анна Иванова. Восприемники - с. Канаевка гос.кр-не Михаил Васильев Рагулин и девица Евдокия Иванова Митякина.
1888 г. (ф.182, оп.1б, д.101)
- о браке 16 октября с. Канаевка гос. крестьян Ивана Иванова Чикмарева, 17 лет 9 месяцев (с разрешения Его преосвящества от 30 октября 1882 г. за № 1309), 1-ым браком и Анны Ивановой Митякиной, 18 лет, 1-ым браком. Поручители по жениху - с. Канаевка гос.кр-не Федор Иванов Чикмарев, Егор Николаев Чикмарев, Степан Димитриев Антошкин, по невесте – Андрей Иванов Митякин, Иван Иванов Митякин, Ефим Васильев Тишинков.
1878 г. (ф.182, оп.1б, д.25)
- о рождении 29 июня (крещен в тот же день) Петра. Родители: с. Канаевка гос. кр-н Егор Николаев Чикмарев и законная его жена Мария Егорова. Восприемники: с. Канаевка гос. кр-не Евграф Егоров Мачалов и солдатка Анисья Димитриева Чикмарева.
1876 г. (ф.182, оп.1б, д.22)
- о рождении 21 сентября (крещен тогда же) Димитрия. Родители: с. Канаевка гос. кр-н Георгий Николаев Чикмарев и законная его жена Марья Егорова. Восприемники: с. Канаевка гос. кр-не Никита Егоров Мачалов и Сильверста Федорова Зудайкина жена Елена Николаева.
1875 г. (ф.182, оп.1б, д.20)
- о браке в октябре с. Канаевка гос. крестьян Егора Николаева Чикмарева, 1 браком, 17 ½ лет (с разрешения Его Преосвященства от 24 сентября 1875 г. за № 5913) и Марии Егоровой Мачаловой, 1 браком, 18 лет. Поручители по жениху - гос.кр-не Иван Николаев Чикмарев, Яков Петров Максав, Филипп Иванов Гришин. По невесте - Яков Евдокимов Балыков, Василий Иванов Васекин, Алексей Иванов Васекин.

На сегодня в свободном доступе есть только тематические базы данных архива, например, по метрикам и ревизиям, там можно узнать о наличии в архиве метрических книг за определенные годы, "реквизиты" для заказа (номер фонда, описи, дела). Скачать базы можно с сайта ГАПО: http://arhiv-pnz.ru/nsa/thematic_databases

Не забудьте и про ОБД Мемориал, там есть Митякины, Князевы, Яшокины - уроженцы Канаевки!
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Zarkan
Новичок

Сообщений: 3
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1
спасибо еще раз. попробую что-то поискать. времени самому рыться в архивах нет конечно, а как долго запрос в архив обрабатывается? за какие деньги? какие именно данные могут предоставить?

- обратиться к тому, кто сможет поискать данные в архиве. это кто такие и за какие деньги опять же?


Комментарий модератора:
Написала вам в личные сообщения.

GOLAN

GOLAN

Пенза
Сообщений: 390
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 491
В России до 1917 было проведено три поземельные переписи – в 1877, 1887 и 1905. В 1917 была проведена сельскохозяйственная и поземельная перепись.


Комментарий модератора:
И Ваньчевы стали встречаться по метрическим книгам именно с 1905 г. Вероятно, все-таки существовал переписчик Ванчев, "поделившийся" своей фамилией с одним из семейств Трушкиных при проведении поземельной переписи этого года.

bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1723
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1028
Очередная подборка "канаевских" ссылок, особый интерес представляют фотографии, размещенные пользователями:

http://foto-planeta.com/np/111889/kanaevka.html

http://wikimapia.org/10212262/ru/Канаевка

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=penza&page=69

Бурлакова Анна - Девичьи припевки с. Канаевка Городищенского р-на Пензенской обл.
http://gigmuziki.com/search/Фрося%20бурлакова/
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
GOLAN

GOLAN

Пенза
Сообщений: 390
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 491
На сайте Полубоярова в статье, посвященной Канаевке, в библиографии записан источник: "Пензенская правда", 1991 г., 24 декабря, "Легенды и были села Канаевки".

В газетной заметке некоей М. Мячиной приводится следующая информация. Со слов Кувшиновой П.А.. В 1805 году по приказу барина Савелия Старевского рядом с существующей церковью была построена совсем маленькая церквушка, которую народ с тех пор называет "Савва".
И с тех пор 16 декабря, люди отмечали престольный праздник в честь богобоязненного помещика.

Мои родственники рассказали следующую историю.. Жил - был помещик Савва, который дал вольную крестьянам, освободил от крепостничества. И с тех пор опять же 16 декабря отмечали крестьяне праздник в его честь.

Насколько достоверна информация в обоих рассказах?
Очевидно, что под именем Савелия Старевского, в одном случае, и просто Саввы, в другом, надо понимать Савву Сторожевского - основателя монастыря на горе Стороже под Москвой, потому так и названного.
Именно этому монастырю принадлежали канаевские крестьяне до 1764 года.
И, действительно, 16 декабря Православная Церковь отмечает память преподобного Саввы Сторожевского.
Он не был барином - помещиком. Не мог приказывать в 1805 году, не мог дать вольную крестьянам, поскольку умер ещё в 1406-7 годах.

Вот так всё преломилось в памяти народной и дошло до наших дней.


Комментарий модератора:
Очень интересно! Главное, что история хранится в народе, пусть и в несколько искаженном, в т.ч. хронологически, варианте.

bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1723
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1028
Заново зарегистрировалась в Российской национальной библиотеке (http://www.nlr.ru/) и заказала в читальный зал четыре издания из тематической канаевской подборки (см. начало темы). Главное здание РНБ заметно обезлюдело со времен моего студенчества. И не только из-за переезда большей части фондов в Новое здание... Прежде всего, ознакомилась со статьей Гвоздева А.Н. "Два говора одного села (с. Канаевка Городищенского района Пензенской области)" в книге "Материалы и исследования по русской диалектологии", т.1 - М.; Л - 1949. Написана статья в 1926 г. Если опустить подробности и тонкости филологического анализа слогов, звуков и морфологических явлений, интересные и понятные только специалистам (остальным это надо слышать в конкретной речи), стоит остановиться на следующих сведениях:

(стр. 71) "Село Канаевка при станции того же названия (Пензенская ж.д.) имеет два конца:
1) Шигонь (ближайший к железной дороге)
2) Крукол (по названию ручья, разделяющего оба конца).
Каждый из этих концов имеет свой особый говор.
По количеству населения Крукол раза в три меньше Шигони - всего в селе свыше 4 тыс. населения. Среди старожилов не сохранилось воспоминаний о том, когда возникло село или какой-либо из его концов. Не помнят также, чтобы какие-либо концы были организованы в разные общества или вообще когда-нибудь обособлялись; костюм и тип построек в обоих концах также одинаковы. Единственно, в чем сохранилась память о различном происхождении жителей этих концов, это смутное предание о том, что крукольцы принадлежат к "мещере". Так, одна женщина из Шигони говорила о возникновении села: "Тады адин был шыгонец, адин был мишчыряк, прозьвишчы штоли?"
... Важно иметь сведения о происхождении обоих описываемых говоров - крукольского и шигонского. (стр. 72) По этому вопросу удалось получить некоторые, - правда, недостаточно определенные, - сведения. Это справка, полученная от заведующего Пензенским архивом А.Е. Любимова, которую и привожу полностью: "Точных данных о времени возникновения поселения не имеется. Население села Канаевка было на положении государственных крестьян. О первых насельниках местности существует местное предание, по которому население было пришлое: одна группа - переселенцы из Шигони, Инсарского уезда, а другая - мещеряки (неизвестно откуда). До проведения Сызрано-Вяземской железной дороги каждая из названных частей общества жила обособленно, при разделах новые крестьянские хозяйства селились на территории своих однообщественников. С проведением железнодорожной линии и с постройкой вокзала в Шигоньском конце в районе железнодорожного отчуждения стали с одинаковым правом селиться как мещера, так и шигоньцы. Однако до последнего времени сохранились как пережиток наименования: "Шигоньская сторона" и "Мещерская сторона". В официальных бумагах и при статистических обследованиях в селе Канаевка всегда значилась одна община".
Кроме того, в "Экономических примечаниях" к планам генерального межевания, которое было закончено в Пенезенской губернии в 1792 г., оказалось важное сообщение: "Село Канаевка экономических крестьян в бесспорном отводе... 150 дв. 679 м. 479 ж. ... По обеим сторонам речек спаского она ж и корукол и ее отвершка шинбаза попова родника и его отвершка".
Следовательно, во время генерального межевания существовали уже оба конца, разделяемые ручьем Крукол, и, следовательно, говоры находятся в соседстве больше 150 лет.
(стр. 73) Как указывалось, вообще между концами не замечается различий, но сами крестьяне ясно сознают разницу в говоре жителей обоих концов. Так, один крестьянин из Шигони с насмешкой указывал на такие особенности произношения в Круколе: "ня знай, мяшок, Ванькя, Танькя", по его словам в Круколе "перьварачвъют слава". Другие крестьяне из Шигони также сообщали, что жители Крукола вызывают насмешки своим произношением, и приводили примеры со случаями сильного яканья. Характерно, что крестьяне из Крукола соглашаются с оценкой соседей, признавая свое произношение неправильным и заслуживающим насмешек.
В полном согласии с приведенными показаниями крестьян, в Канаевке оказалось два очень различных говора в указанных концах села; при этом, ... господствующим является говор Шигони..."


Комментарий модератора:
Если "мещера", мещеряки, Крукол ранее встречались в тех или иных материалах, то Шигонь и версия о переселении крестьян из села Шигони Инсарского уезда в Канаевку встретились мне впервые. До этого самой распространенной версией был перевод на эти земли в конце 17 века монастырских крестьян из Звенигородского уезда ("москвитяне").

---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1723
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1028
... (стр. 82) В словарном отношении разницы между говорами Крукола и Шигони не замечено. ...
1. Крестьянский дом и его части: изба, клеть, горница, сени, сарай; коник (лавка от двери к переднему углу), судняя лавка (у печки), брус (полка из одной доски, идущая от угла печки - не вдоль стены), полатный брус.
2. Части печи: чело, шесток, горнушка, печурка, боров.
3. Женская одежда: рубаха, состоящая из двух частей:
1) нижняя из холста - "стан" (она не видна из-под сарафана).
2) верхняя из цветной фабричной материи с преобладанием оранжево-красного цвета - "рукава"; самые рукава - широкие, около кисти перехвачены узкой полоской, за которой идет плиссированное расширение, называемое "брыжжы". Сверх рубахи носят "сарафан"; он представляет одну высокую юбку на лямках, спереди сверху вниз опускается цветная полоса пальца в три шириной, иногда же ширина ее доходит до четверти; на ней помещаются "декоративные" пуговицы. Сарафан - всегда синего цвета, бумажный; самое название "сарафан" прилагается только к домотканному костюму, когда же он шьется из фабричной материи, то называется "китайка". Сарафан у талии обязательно подпоясывается поясом. Сверх сарафана (не всегда) носят "запон" - обычный фартук городского типа, подвязывающийся на высоте талии; он шьется из цветной материи и внизу украшается покупной бахромой, называемой "маньжэты". Верхнее шерстяное платье типа поддевки называется "панитак".
4. Головные уборы. Обычно женщины и девушки носят платок, завязываемый сзади внизу. У молодых замужних (стр. 83) женщин такой головной убор: 1) волосы сверху закручиваются шишкой, и эта шишка из волос называется "кичкой"; 2) собранные так волосы обхватываются "повойником", который представляет неглубокий мешок величиной в покрытую волосами часть головы; 3) на него одевается "наклонник", подковообразный предмет из тонкой доски шириной 4 см, обшитый материей; надевается он на голову концами назад; 4) спереди к нему привязываются две полоски, спускающиеся от него на лоб - "бархотка" и "поднизь", украшаемые бисером; 5) сзади тоже две полоски - "подзатыльник" и "бисер". Весь этот убор закрывается платком, завязанным сзади. шелковый платок называют "фатой".
5. Обувь. Женщины обычно носят "коты" с белыми чулками, а поверх чулок накручиваются, иногда сплошь, черные шерстяные "оборы", плетеные тесемкой. Из других названий обуви употребляются: лапти, бахилы, онучи, сапоги, башмаки, полусапожки.
Женский костюм в целом, несмотря на соседство станции и железной дороги и на то, что он резко отличается от костюмов всех соседних сел, вполне устойчив. Даже у молодежи не замечается стремления к замене его другим. Желание сохранить костюм в неприкосновенности, препятствием чему является недостаток материи соответствующего рисунка, вызвало такую активность местных женщин: они через кооператив посылали на фабрики образцы платков и материи, прося выработать нужные им ткани (наблюдение 1926 г.).
6. Название домашней утвари: горшок, крынка, бадейка, квашня, ухват, сковородник, кочерга.
7. Названия земледельческих работ: пахать, бороновать, навозить.
Из слов приведенного в программе МДК списка употребляют только следующие: лошадь, квашня, сковородник, ухват, коромысло, ковш, зыбка, зола, навоз, назем, тропка, дорожка, волосья (но "трепать за виски"), кочет, паук, волк, пахать, бороновать, доить, мести, играть песни, коровод, рели (высокие), качели (низкие), вопить и голосить (по покойнику), (стр. 84) врать и хвастать и брехать, умориться и замучиться; баять, зевать и шуметь; свекровь, горница, сельница (гумно), горнушка, шесток, конек.
Отмечу еще несколько записанных местных слов, частью имеющих только фонетические отличия: адЯ (пойдем), бОли (больше), врак (овраг), дыху нет (дыханья), зачАть (начать), крипива (крапива), мачлива (мокрое) места, нисусьметный (бесчисленный), нынь и нонь (ныне), павадились (привыкли), примацца (приниматься), с пылОчку (с пылу), суды (сюда), туды (туда), ташчэй (худей), шабёр (сосед) (Шиг.), ай (или), абряда (наряд)...
---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
bolero
Модератор раздела

bolero

Сообщений: 1723
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 1028
... Прежде всего, надо отметить, что эти два говора не ассимилировались, несмотря на совместное существование в одном селе в течение по меньшей мере 150 лет, если принять что оба конца села возникли незадолго до генерального межевания. Но тот факт, что во время генерального межевания Канаевка была значительным селом в 150 дворов с 1158 душами населения, может говорить о том, что село возникло значительно раньше; в таком случае и сожительство говоров продолжалось больший срок.
Как указывалось, население с. Канаевки частью пришло сюда из с. Шигони Мордовской АССР (быв. Инсарский уезд). Название одного конца Шигонским подтверждает эти сведения. Поэтому я обратился к учительнице с. Шигони М. В. Кочетковой с просьбой сообщить сведения о говоре с. Шигони.
(стр. 85) В присланом ею ответе есть два указания, косвенно подтверждающие родство населения с. Канаевки и с. Шигони. Так 1) крестьяне обоих сел - государственные, 2) старый женский костюм одинаков с канаевским. Что касается самого говора, то он оказался целиком сходным с говором Шигонского конца. Это делает вполне вероятным, что шигонский говор занесен в Канаевку из с. Шигони и со времени переселения не подвергся заметным изменениям. Это типичный переходный говор.
Несколько иначе обстоит дело с говором Крукола. За отсутствием точных сведений, откуда переселились представители этого говора, можно сделать лишь некоторые предположения о более ранней характеристике этого говора по его теперешнему состоянию. ... (стр. 86) Считаю возможным относить крукольский говор к чистым южнорусским говорам...
Приняв эти предположения о типах говоров Шигони и Крукола ко времени их встречи в Канаевке, по вопросу об их взаимодействии можно отметить следующее:
1. Как и в настоящее время, господствующим был говор Шигони и поэтому в нем не заметно следов влияния со стороны говора Крукола.
2. Говор Крукола представляет пример усвоения южнорусским говором севернорусских особенностей при посредстве переходного говора.
...
(стр. 88) 5. На вопрос о том, почему господствующим говором оказался говор Шигони, можно отметить, что на это мог повлиять значительный численный перевес в населении Шигони по сравнению с Круколом. Однако необходимо обратить внимание и на то, что во всех пунктах, где имеется расхождение между обоими говорами, особенности Шигони совпадают с соответствующими чертами литературного языка, так что в своем влиянии на говор Крукола говор Шигони имеет мощного союзника в литературном языке.
...


Комментарий модератора:
Насколько я помню, моя бабушка говорила обычным русским языком, без каких бы то ни было особенностей произношения, в частности, сильного яканья. Значит, можно предположить, что она была родом из Шигонского конца, а не из Крукола. И все-таки эти говоры надо слышать, чтобы прочувствовать! Воспринимать информацию о предударных слогах, ассимилятивно-диссимилятивном яканье, влиянии шипящих и т.п., "непосвященному" человеку довольно сложно.

---
Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 18 19 20 21 22 23 Вперед →
Модератор: bolero
Вверх ⇈