Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Неизвестный портрет Екатерины I. (Скавронской)?

Помогите пожалуйста расшифровать фамилию художника, атрибутировать портрет и найти владельца княжеского вензеля.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 12607
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37279
Продолжу..

Если придерживаться версии "жизни Екатерины I", изложенной Вильбуа, то (опускаю истории передачи Шереметев - Меньшиков - Петр I и не вспоминаю "Мемуары" Брюса) Марта Самуиловна, оставалась "походной женой" (по письмам Петра I) и Катериной Василевской (фамилия ее "тетки"(?) использовалась для конспирации отношений), будучи официальной женой драгуна Крузе до 1712 г. (по сведениям Вильбуа Иоганн умер в Сибири в 1721 году), хотя есть другой автор - ольденбургский герцог - который пишет о смерти Крузе в 1705 г.

В 1712 году прошло официальное венчание Петра I и Екатерины I Алексеевны....
В 1724 году Пётр короновал Екатерину императрицей в московском Успенском соборе.
"Освежили в памяти" историю жизни Екатерины I, изложенную в печатных источниках.


Теперь поговорим о придворных художниках (устаревшее - гофмалер).
Самым первым гофмалером был Иоганн Готфрид Таннауер из Саксонии. Назначен он был на эту должность Петром I в 1710 году. В течении десяти лет Таннауер был единственным "гофмалером" русского двора, пока в 1721 году во дворе не появился еще один придворный живописец - Иван Никитин (в сети можно найти копии с оригиналов Таннауера и Никитина... художники: Чемесов, Панин, Зубов и т.д.). Как пример.

К чему вспомнила о первых гофмалерах?
Суть в том, что "живьем" царских величеств могли писать только придворные художники...остальные "черпали" свои образы, копируя с оригиналов, но внося свои детали и "сюжеты", фоны...и т.д.

Давайте вспомним картину В.Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке».

Catherine02.jpg

Этот портрет задуман коллективно, друзьями художника из кружка Н.А.Львова. Портрет камерный, позировала для портрета камер-фрейлина Екатерины II, и , конечно же, были картины придворных художников.
[q]
Екатерине 65 лет. На прогулке она опирается на посох из-за своего ревматизма. Её одежда подчеркнуто неофициальна: шлафрок, украшенный кружевным жабо с атласным бантом, и кружевной чепец. У её ног собака, комнатная левретка (собака декоративной породы) императрицы по кличке Земира, которую Екатерина очень любила. Императрица показана простой «казанской помещицей», без всякого официоза и торжественности.

В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён.

Но поза императрицы полна достоинства, она жестом указывает на памятник своих побед – Чесменскую колонну. Чесменская колонна имеет символическое значение. Она обозначает силу и славу русского флота, напоминая о победе в Чесменском сражении в 1770 г., благодаря которой граф Алексей Орлов получил титул «Чесменского».
[/q]

Картина самой императрице не понравилась, но полотно "помогло" Боровиковскому получить звание академика живописи.

Вернемся к образу Екатерины I на картинах. Вспомним историю создания картины "Екатерина I в пеньюаре". Художник Луи Каравак в 1720-х годах изобразил императрицу (первый вариант) в декольтированной рубашке, но свет увидел картину с синим бантом (по словам художника андреевского цвета) на груди....все символично, даже цвета. Лента "понималась как намек" на ленту к ордену Андрея Первозванного, следовательно, "намекала" на высокий статус изображенной персоны.


[
Изображение на стороннем сайте: img1livein_3643571_17447637.jpg ]


Возвращаясь к портретной миниатюре из первого сообщения темы (мое мнение, что это камерная портретная миниатюра). Мне, как и Гюльнаре, видится, что портрет и рама картины - предметы "разные", монограмма не относится к натуре, изображенной на полотне. Их надо изучать отдельно....

И еще. Есть замечательная книга Леонида Шепелева "Титулы, мундиры и ордена Российской империи" (не удалось найти ее в электронном варианте в сети), есть книга в домашней библиотеке, но ...увы, смогу посмотреть позже. Помнится там есть несколько глав, рассказывающих о мантиях, коронах, цветах одежды....парадных, полупарадных и камерных картинах....
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
rostow1941
Новичок

Сообщений: 17
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9
Моя первоначальная версия основывалась именно на том, что это может быть зеркальное изображение буквы Е,
также я с самого начала предполагал, что вензель на рамке может иметь отношение
не к личности на портрете а к владельцу портрета.
Эти две версии были однако отклонены знатоками по геральдике на другом форуме.
До истины дойти нелегко. confused.gif
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 12607
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37279
rostow1941
День добрый.
[q]
Моя первоначальная версия основывалась именно на том, что это может быть зеркальное изображение буквы Е,
[/q]

Как таковой -Е- нет, есть (предположительно) намек на букву. Возможно, что портрет был написан до коронации Екатерины....версий придумать можно много.
[q]
...также я с самого начала предполагал, что вензель на рамке может иметь отношение
не к личности на портрете а к владельцу портрета.
[/q]

Да. Но речь пошла (почему-то) о монограмме княжны Анны Сергеевны Долгоруковой (1719-1778). Конечно я не могу тягаться со знатоками по геральдике, поэтому прикреплю свои рассуждения, вылавливая из памяти когда-то прочитанное и узнанное из разных информативных источников.

Давайте вспомним школьные годы и произведение Грибоедова "Горе от ума". Русская литература очень широко отразила отношение к чинам, мундирам, орденам и общественному отношению ко всему, что составляло положение в этом самом обществе и близком "нахождении" к его величествам (высочествам)... Не однажды в печатных источниках отмечалась щепетильность московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова к своему положению. Он во всеуслышание отмечал свое неудовольствие если на званных обедах кому-то отводили более "почетное место"....

Вспомните как у Грибоедова княгиня Тугоуховская возмущается поведением своего племянника Федора -

Чинов не хочет знать!


1 версия.
Монограмма могла принадлежать Долгоруковой (или иной даме "высшего света"), если портрет был ей кем-то подарен, как память (скажем о шифре фрейлины, о том, что хозяйка портрета - "кавалерственная дама", или портрет был подарен хозяйке, жене "влиятельного мужа"...). Кстати, если отбросить монограмму, то прикрепленный портрет видится как аналог портрета Елизаветы Петровны, которым награждались придворные статс-дамы...вспомним портрет - статс-дама Мавра Шувалова — с портретом императрицы Елизаветы Петровны на муаровой ленте

200px-Marfa_Shuvalova.jpg

Список фрейлин русских императриц.

2 версия.
Монограмма могла принадлежать представителю знатного рода (мужчине). Да, были случаи, когда дворянские титулы "приносили" женщины (взять, хотя бы в виде примера вышеупомянутого Ливена Христофора Андреевича. Титулом графини была жалованна его мать), а (в основном) "Жалованные грамоты" получали представители мужского пола....
[q]
Эти две версии были однако отклонены знатоками по геральдике на другом форуме.
[/q]

Знатоки тоже могут ошибаться...как и специалисты "старой закалки".
[q]
До истины дойти нелегко.
[/q]

А кому сегодня легко? 101.gif
Построить свое родословие тоже процесс не из легких.....работая с архивными документами, изучая источники, двигаясь шаг за шагом...и картинка становится более четкой.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24389
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20297
Не Екатерина I это! Не ее черты, м.б. кто-то из Скавронских?


СКавронские
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
Gul

Gul

Сообщений: 12117
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 37948

rostow1941 написал:
[q]
вензель на рамке может иметь отношение
не к личности на портрете а к владельцу портрета.
[/q]


Странно довольно, если монограмма не относится к портретируемому
И это-то при всей щепетильности русской знати...
Портрет написан (или списан) до 1740-х, но не раньше 1720-х
Изображена довольно молодая женщина
Портрет совсем не статусный
По меркам того времени ей здесь не более 20 ( я так думаю...)

Рама, возможно, выполнена чуть позже, когда уже стал затихать немного стиль барокко в начертании монограмм
И судя по всему выполнена русскими мастерами
Монограмма упрощенная
Но кроме литер А С D, других не могу увидеть
Вся Европа в то время была полна книгами-альбомами с руководством по начертанию монограмм
Была и особая специализация --- мастер вензелей
Ими руководствовались художники, чеканщики, ювелиры, скульпторы, вышивальщицы

Француз Nicolas Verrien 1685–1724-- один из них

8854048_m.jpg

Доходили эти книги и до России

У каждого мастера была своя логика построения вензелей...
Это отмечают и искусствоведы
(это заметно, если сравнивать)

Я думаю, что это кто-то из представителей рода Долгоруковых
( У Демидовых я не нашла представительниц с такими иниц)
Были две Анны Сергеевны в этот период--
княжна Анна Сергеевна Долгорукова, дочь Сергея Петровича Долгорукова и Ирины Петровны Голицыной
и Анна Сергеевна Долгорукова, дочь казненного Сергея Григорьевича Долгорукого ( в замужестве Голицына)
По возрасту они подходят к портретируемой (хотя портретный образ на миниатюре слегка условный)
Екатерина в этот период была уже матроной
И даже художник бы не сумел так ей польстить

Портрет на пергаменте, акварельно-гуашевый
Он сугубо семейный...

---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 12607
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37279
valcha
[q]
Не Екатерина I это!
[/q]

Валерия, пока никто это и не утверждает. Качественную атрибуцию сделать могут только специалисты, изучая ("через микроскоп и рентген") все до мельчайших деталей.

Для примера.
До сих пор во многих альбомах по живописи и каталогах по искусству в список бесспорных работ Ивана Никитича Никитина (около 1690(?) — 1742) вошли 10 его работ, т.к. на полотнах есть его подпись. Остальные работы (а их немало) оспариваются не один год. Какие-то портреты приписаны к другим художникам, какие-то приписали его брату Роману Никитичу Никитину

Известны полотна -
И.Н. Никитин . Портрет Елизаветы Петровны ребенком. 1712-13 г
И.Н. Никитин. Портрет царевны Прасковьи Ивановны. 1714. ГРМ
И.Н. Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны, не позднее 1716, ГТГ ...и т.д.

В ранних работах художника видны следы парсунского письма. "Знающие люди" отмечали (в работах до 1721 г.) анатомическую неточность изображения человека (натуры) Иваном Никитичем, однако полотна его кисти нравились Петру I (он в 1721 году назначил Никитина И.Н. гофмалером двора. Об этом см. выше).


[
Изображение на стороннем сайте: img1livein_5424773_17453805.jpg ]

Никитин Иван Никитич. Портрет императрицы Екатерины I. 1717г., Флоренция, Министерство финансов, Италия

rostow1941
В первых постах Вы прикрепили для сравнения портреты Екатерины I разных художников. Жалко, что Вы не указали атрибуции на них. Предлагаю продублировать предложенный вариант по портретным миниатюрам и картинам, находящимся в известных музеях страны и мира. На некоторых работах сходство с прикрепленным портретом есть (о копировании натур с оригиналов см. выше). Это мое мнение, хотя утверждать на 100%, что на прикрепленном Вами портрете Екатерина I, не возьмусь.

P.S. Несколько картин с атрибуцией прикреплю в следующем сообщении.


Исправлюсь (память подвела).
Известны три картины с подписью Никитина И.Н., приписывается ему всего 10 работ.
[q]
Спорность авторства многих работ обсуждается в многочисленных исследованиях. Некоторые из представленных работ приписываются кисти его брата Романа...
[/q]

(из сети)
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 12607
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37279
Продолжение...



2.
[
Изображение на стороннем сайте: R5jpg_4051076_17455102.jpg ]
3.
[
Изображение на стороннем сайте: R6jpg_7071004_17455112.jpg ]
4.
[
Изображение на стороннем сайте: R7jpg_4535618_17455127.jpg ]
5.
[
Изображение на стороннем сайте: R8jpg_2304780_17455143.jpg ]
6.
[
Изображение на стороннем сайте: R9jpg_4972189_17455170.jpg ]
7.
[
Изображение на стороннем сайте: R10jpg_1057745_17455181.jpg ]
8.
[
Изображение на стороннем сайте: R11jpg_9535619_17455196.jpg ]
9.
[
Изображение на стороннем сайте: R12jpg_6034494_17455216.jpg ]
10.
[
Изображение на стороннем сайте: R13jpg_5492041_17455229.jpg ]
11.
[
Изображение на стороннем сайте: R14jpg_8793406_17455244.jpg ]
12.
[
Изображение на стороннем сайте: R15jpg_4002658_17455248.jpg ]
13.
[
Изображение на стороннем сайте: R16jpg_6115631_17455257.jpg ]
14.
[
Изображение на стороннем сайте: R17jpg_8908396_17455267.jpg ]
15.
[
Изображение на стороннем сайте: R18jpg_9811301_17455294.jpg ]
16.
[
Изображение на стороннем сайте: R19jpg_2928545_17455312.jpg ]
17.
[
Изображение на стороннем сайте: R20jpg_4818037_17455316.jpg ]
18.
[
Изображение на стороннем сайте: R21jpg_3701160_17455325.jpg ]
19.
[
Изображение на стороннем сайте: R22jpg_7072257_17455349.jpg ]
20.
[
Изображение на стороннем сайте: R23jpg_3640431_17455363.jpg ]
21.
[
Изображение на стороннем сайте: R24jpg_2129418_17455372.jpg ]
22.
[
Изображение на стороннем сайте: R25jpg_4305844_17455377.jpg ]
23.
[
Изображение на стороннем сайте: R26jpg_1509228_17455389.jpg ]
24.
[
Изображение на стороннем сайте: R27jpg_7712979_17455418.jpg ]
25.
[
Изображение на стороннем сайте: R28jpg_6250511_17455438.jpg ]


1. Предложенная картина для сравнения.

2. Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. Конец XVIII - начало XIX в. Холст, масло. 71,5х53,5 см. Фрагментарная копия с портрета работы Ж. М. Натье 1717 г. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
3. Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. 1710-е гг. Холст, масло. 76х60 см. Государственный Эрмитаж
4. Генрих Бухгольц (Heinrich Buchholz) (1735-1780). Портрет императрицы Екатерины I. 1724 г. Холст, масло. Государственный исторический музей
5. Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. Около 1720 г. Холст, масло. Государственный исторический музей
6. Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. Начало XVIII в. Холст, масло. Museum Geelvinck-Hinlopen Huis, Amsterdam
7. Андреас Моллер (Andreas Møller) (1684-1752/62). Портрет императрицы Екатерины I. 1712 г. Холст, масло. Museum Geelvinck-Hinlopen Huis, Amsterdam
8. Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. 1720-е гг. (?). Холст, масло. 136x95 см. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
9. Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 – около 1739). Портрет императрицы Екатерины I. 1724 г. Эмаль на золоте. 3,6х2,8 см (овал). Государственный Русский музей
10. Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 – около 1739). Портрет императрицы Екатерины I. 1727 г. Эмаль на золоте. 3,7х3 см (овал). Государственный Русский музей
11. Андрей Григорьевич Овсов (1678 (1679?) – 1740-е). Портрет императрицы Екатерины I. 1720-е гг. Эмаль на золоте. 4,2х3,5 см (овал). Государственный Русский музей
12. Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 – около 1739). Портрет императрицы Екатерины I. 1716-1717 гг. Золото, эмаль. 2,8х2,4 см (овал). Государственный Эрмитаж
13. Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 – около 1739). Портрет императрицы Екатерины I на фоне. Екатерингофского дворца в Петербурге. 1724 г.. Золото, эмаль. 6,5х8,8 см (овал). Государственный Эрмитаж
14. Шарль Буат (Charles Boit) (1662 – 1727). Портрет императрицы Екатерины I. 1717 г.. Медь, эмаль; роспись. 4,6x3,7 см (овал). Государственный Эрмитаж
15. Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 – около 1739). Портрет императрицы Екатерины I. 1710-е гг. Миниатюра: металл, эмаль. Частное собрание, США
16. Андрей Григорьевич Овсов (1678 (1679?) – 1740-е) (?). Портрет императрицы Екатерины I. Около 1724 г. Медь, эмаль; роспись. 5х4,3 см (овал). Государственный Эрмитаж
17. Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. Конец 1710-х гг. Медь, эмаль; роспись. 3,5х 3 см (овал). Государственный Эрмитаж
18. Андрей Григорьевич Овсов (1678 (1679?) – 1740-е) (?). Панагия с портретом императрицы Екатерины I (на оборотной стороне). 1725 г. Металл, эмаль; роспись. 4,4х3,6 см. Государственный исторический музей
19. Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. II четверть XVIII в. Холст, масло. 89,6х56,9 см Ярославский художественный музей
20. Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины I. 1720-е гг. Холст, масло. Летний дворец Петра I, СПб
21. Иван-Большой Григорьевич Адольский (Одольский) (после 1686 (1691 ?) – около 1758). Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком. 1725 –1726 гг. Холст, масло. 223х140 см ГМЗ "Царское Село"
22. Неизвестный художник. Портрет Екатерины I. Середина XVIII в. Холст, масло. 85,1x68 см. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
23. Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 – около 1739). Портрет императора Петра I и Екатерины I. 1715 г. Миниатюра: металл, эмаль; роспись. Частное собрание, Париж
24. Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 – около 1739). Конклюзия на престолонаследие 1717 г.. Медь, эмаль; роспись. 10,8 х 8,2 см (овал). Государственный Эрмитаж
25. Григорий Семенович Мусикийский (1670/1671 – около 1739). Портрет семьи императора Петра I. 1716 – 1717 гг. Медь, эмаль; роспись. 12,0х8,5 см (восьмиугольник). Государственный Эрмитаж



rostow1941
Это сравнение из Вашего сообщения (у картины из Эрмитажа (№17) "технически" изменили (через редактор) разворот....)

Прикрепленный файл: Сравнение.jpg
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Gul

Gul

Сообщений: 12117
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 37948
Russian School (18)
Title:
Catherine I (1684-1727), Empress of Russia 1762-1796, in white dress with black border, blue ermine-trimmed robes embroidered
with the star of the Imperial Russian Order of St. Andrew , ca. 1715
Medium:
miniature on parchment
пергамент

8865188_m.jpg

-----------------------------------------------

Это очевидная ошибка--- на портрете Анна Иоанновна
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 12607
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 37279
В копилочку..

СМИ. 9 апреля 2010 г.

ekaterina.jpg

Глава «Газпрома» Алексей Миллер представил президенту России Дмитрию Медведеву портрет императрицы Екатерины I, выкупленный компанией у частного коллекционера. «Этот портрет имеет символическое значение. Он был написан в Грайфсваальд - городе в Германии, куда придет газопровод Nord Stream, - сказал Миллер.

Глава «Газпрома» добавил, что «портрет был написан в 1712 году и ровно через 300 лет, в 2012 году, вторая нитка «Северного потока» придет в Германию, и газопровод выйдет на проектную мощность».
Этот портрет является первым портретом Екатерины I как императрицы России, он написан в течение года после ее венчания с Петром I. Миллер рассказал, что компания намерена сделать копию с этой картины, которая будет постоянно храниться на компрессорной станции «Портовая» под Выборгом.

Глава «Газпрома» подчеркнул, что эта компрессорная станция является самой мощной в мире, ее мощность позволяет не только транспортировать газ по всей трассе 1 тыс 200-километрового газопровода, но и подать его в газотранспортную систему Германии с давлением 100 атмосфер без дополнительной компрессии.
Картина была написана датским художником Андриасом Меллером, который работал при саксонском, брауншвейгском дворе, в Лондоне. «Дочка» «Газпрома» - Gazprom Germania - купила эту картину на аукционе Sotheby's в 2006 году.

В «Газпроме» не раскрывают сумму покупки, однако гендиректор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский пояснил журналистам, что «это нормальная сумма, приемлемая, учитывая картину и ее историческое значение».
Пиотровский рассказал, что пока «Газпром» договорился с «Эрмитажем» об экспозиции картины, а позднее предстоит обсудить, какая будет ее дальнейшая судьба. Пиотровский не исключил, что картина может быть подарена «Эрмитажу».

Источник
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
valcha
https://forum.vgd.ru/349/

valcha


Сообщений: 24389
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 20297

Gul написал:
[q]
Были две Анны Сергеевны в этот период--
княжна Анна Сергеевна Долгорукова, дочь Сергея Петровича Долгорукова и Ирины Петровны Голицыной
[/q]


http://www.runivers.ru/new_htm...pter=84090

Письмо канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина сыну Андрею Алексеевичу Бестужеву-Рюмину. 1759 г.
---
Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Вверх ⇈