Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе.

Памятные книжки Кубанской обл. - http://kubangenealogy.ucoz.ru/index/0-6

БИБЛИОТЕКА. КНИГИ О ГЕНЕАЛОГИИ, ИСТОРИИ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА,

Книги по истории Горячего ключа, Родословные книги, дореволюционные генеалогические источники - Ревизские сказки, Метрические книги, переписные книги и современные печатные источники.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: Миус, Asmodeika, xrompik
Yuliya_gk
Новичок

Сообщений: 4
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 2
>> Ответ на сообщение пользователя nrozevika от 15 октября 2023 22:38

Наталья, благодарим за ваше внимание и интерес к публикациям городского исторического музея Горячего Ключа. Было бы приятно, если бы вы делали ссылки на публикации 101.gif https://m.vk.com/@muzeumgk-psekupskie-mineralnye-istochniki
Лайк (1)
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6243
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1352
Кириченко Георгий Григорьевич. Это о нём писали в газете Горячий ключ.

"1. Кириченко Георгий Григорьевич. Фото 1917 года"
"2. Кириченко Георгий Григорьевич"
"3.Это о нём писали в газете Горячий ключ."

Прикрепленный файл: 1. Кириченко Георгий Григорьевич. Фото 1917 года.jpg2. Кириченко Георгий Григорьевич.jpg, 102357 байт3.Это о нём  писали в газете Горячий ключ..jpg, 340003 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6243
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1352
ПОИСК "БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЫ". Места где совершил свой героический подвиг Кучерявый Герасим Евсеевич.
По материалам Еременко Константина Дмитриевича, предоставленных его дочерью.


Прикрепленный файл: 1. безымянная высота.jpg2. безымянная высота.а.jpg, 123729 байт2.а безымянная высота..jpg, 156306 байт2.а безымянная высота.jpg, 187826 байт2.б безымянная высота.т.jpg, 165107 байт2.в безымянная высота.jpg, 179672 байт2.д безымянная высота.jpg, 162130 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6243
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1352
Кадырова Н.Н. События Гражданской войны 1917-1922 гг. на территории Горячеключевского района. Горячий Ключ: ИП Щербаков. 2023. 86 с.
https://xn--c1adfgdchibyw4a2de...-2023-86-s

Содержание:
Предисловие..................................................................................................4
Предвестники революций начала ХХ века
в России и в горячеключевском районе в частности..........................6
Последствия февральской революции 1917 года
в Горячем Ключе...........................................................................................8
Горячеключевцы – участники 1-го Кубанского
(«Ледяного») похода..................................................................................19
Горячеключевской район в 1918 году................................................... 25
Казачество района в борьбе с большевиками.....................................29
«Красные партизаны» района..................................................................32
Образование городской милиции..........................................................38
Ликвидация повстанческой армии генерала Пржевальского
в горячеключевском районе....................................................................40
Национализация домовладений в Горячем Ключе............................44
Горячеключевцы, лишенные прав избирать
и быть избранными в Советы.................................................................47
Список литературы....................................................................................55
Итоги.............................................................................................................58
Приложение1. Горячеключевской мартиролог
жертв Гражданской войны.......................................................................59
Приложение 2. Февральская революция как личная трагедия
офицера Н.В. Леурды................................................................................67
Список литературы....................................................................................75
Приложение 3. История офицера И. Е. Ачкеева.................................77
Список литературы....................................................................................85

Прикрепленный файл: 1..pngScreenshot_1.png, 99902 байтScreenshot_2.png, 137368 байтScreenshot_3.png, 123621 байтScreenshot_4.png, 134312 байтScreenshot_5.png, 138033 байтScreenshot_6.png, 56946 байтScreenshot_7.png, 35129 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6243
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1352
Бабкин Вениамин Владимирович.
О нем писали газеты.

Прикрепленный файл: 3.5 Бабкин Вениамин Владимирович.jpg
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6243
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1352
Обозянский, Александр Павлович.
Генеалогическое древо рода Обозянских (нисходящая поколенная роспись) / А. П. Обозянский. — Краснодар: Кубанькино, 2007. — 280 с.
— 1. Кр — 2. Обозянские — Генеалогия — 3. Генеалогическое древо
ББК 63.214(2)-7
ББК К 63.2
Дата ввода записи: 04.08.2008
KKUNB: КХ—2153973, КХ—2153974

http://corbis.tverlib.ru/catalog....f=brief

В книге в том числе опубликованы списки первопереселенцев станиц: Ключевой (ныне гор. Горячий ключ), Бакинской, Имеретинской, Мартанской, Саратовской, Суздальской, Черноморской.
Обозянский, Александр Павлович. Генеалогическое древо рода Обозянских (нисходящая поколенная роспись) / А. П. Обозянский. — Краснодар: Кубанькино, 2007. — 280 с.
KKUNB: КХ—2153973, КХ—2153974

У кого есть вопросы по книге, спрашивайте, посмотрю.

Прикрепленный файл: U059I0nMH9c.jpg
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
Лайк (1)
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6243
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1352
Православная церковь на Кубани.
Сборник документов.

Список жителей Горячего Ключа 1918 г.
Крастилевский Иван Александрович 46
Крастилевская Прасковья Сазоновна 44

Кристалевский Александр Иванович
Дата рождения __.__.1909
Место призыва Горяче-Ключевский РВК, Краснодарский край, Горяче-Ключевский р-н
Воинское звание старшина
Воинская часть 353 стрелковая дивизия
Награды
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За оборону Кавказа» (2)
Кристалевский Александр Иванович
Медаль «За боевые заслуги»
Наградной документ
Дата рождения: __.__.1909
Место призыва: Горяче-Ключевский РВК, Краснодарский край, Горяче-Ключевский р-н
Дата поступления на службу: __.08.1941
Воинское звание: старшина
Воинская часть: 353 сд
Наименование награды: Медаль «За боевые заслуги»
Приказ подразделения
№: 12/н от: 09.05.1944
Кристалевский Александр Иванович
СТАРШИНА / ФОТОГРАФ ПОЛИТОТДЕЛА
Дата рождения: 27.10.1909
Дата призыва1941
Боевое подразделение353 стрелковой дивизии
Награды
«За боевые заслуги»
«За оборону Кавказа»
История солдата
Родился в Горячем Ключе 27 октября 1909 г. (по старому стилю) и был крещен в Лонгинской церкви станицы Ключевой. Родители: сын священника Иван Александрович Крастилевский и Параскева Созоновна. Воспреемники: священник ст. Отважной Кубанской области Стефан Александрович Крастилевский и дочь священника ст. Конеловской Кубанской области Надежда Викторовна Крастилевская.
По всей видимости, после установления Советской власти сменил фамилию с "Крастилевский" на "Кристалевский".


Прикрепленный файл: 1..png2..png, 1709619 байт3..png, 1791214 байт4..png, 1949208 байт6. Крастилевский 1.jpg, 409431 байт7. Крастилевский.jpg, 459638 байт8.png, 332077 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6243
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1352
Дьячков-Тарасов А. Н. Горячий Ключ и его минеральные воды (Известия Общества любителей изучения Кубанской области, 1902, вып. 3) (pdf, 6.1 MB)


Прикрепленный файл: 2..png3..png, 108683 байт4..png, 158126 байт5..png, 212061 байтScreenshot_2.png, 142846 байтScreenshot_3.png, 190560 байтScreenshot_4.png, 222889 байтScreenshot_5.png, 249385 байтScreenshot_6.png, 140389 байт
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6243
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1352

https://gkgazeta.ru/
Газета Горячий Ключ.

В поисках затерянной станицы
Более чем полтора века в долине Псекупса живут правнуки первых поселенцев — казаков, когда-то прибывших на эти земли, чтобы обживать и возделывать их, строить хутора и станицы, растить детей.
Свои сто пятьдесят пятые дни образования в прошлом году отпраздновали все населенные пункты муниципалитета. Но даже старожилы уже не вспоминают о том, что нынешний список горячеключевских станиц-юбиляров неполон. В него могли быть вписаны еще несколько населенных пунктов. История этих забытых станиц хоть и началась также в 1864 году — завершилась в середине прошлого века… неожиданно и очень печально.
Первой в перечне станиц, не доживших до наших дней, стоит Абхазская.
Историей этого населенного пункта я заинтересовалась пару лет назад. Знакомые любители истории и местные лесники рассказывали, что стояла недалеко от Мартанской на возвышении, в окружении лесов, красавица станица. Широкие улицы, красивые рубленые избы, плодородная земля и чистая река… Станица Абхазская очаровывала и влюбляла в себя с первого взгляда. А что же осталось от нее теперь?
Найти ответ на этот вопрос помогли сотрудники городского лесничества Николай Фостовцов и Сергей Ткачев. С ними я отправилась на поиски потерянной станицы. Признаться честно, дело это оказалось непростым. Непроходимые тропы вместо дорог, разрушенные мосты, поваленные деревья… Абхазская бережно скрывает свои тайны от посторонних.
Николай Фостовцов стал нашим «сталкером» и следопытом. Еще мальчишкой, босиком, по горячей пыльной дороге шумной многолюдной Абхазской носился он на рыбалку или в гости к родне. А сегодня его четырехколесная помощница — старенькая «Нива» с ласковым прозвищем Машенька, ловко маневрируя между деревьями, несясь по ухабам, высохшим руслам оврагов и заросшим непроходимыми зарослями холмам, преодолевала одно препятствие за другим в поисках затерянного населенного пункта.
Профессионализм и водительское мастерство лесников сделали свое дело — через два часа, наполненных тряской по бездорожью, мы все-таки оказались на окраине станицы.
Славилась картофелем
Перед нами предстала огромная поляна, заросшая травой в высоту человеческого роста. Сейчас довольно сложно поверить в то, что здесь располагалась оживленная улица, стояли дома, люди пасли скот, играли дети и все шло своим размеренным чередом. Теперь о былой жизни напоминают лишь столбы линии электропередачи, которые чудом сохранились, провода, разумеется, сняли с них очень давно.
По воспоминаниям старожилов, станица всегда встречала гостей прохладной уютной атмосферой и живописными пейзажами. Последние и сейчас все так же радуют глаз усталого путника, добравшегося через заросли колючей лесной ежевики на открытую залитую солнцем поляну.
В справочнике по Ставропольской епархии «Обзор городов и станиц Ставропольской губернии и Кубанской области» удалось найти сведения о станице, относящиеся к 1911 году. Тогда на ее территории проживало 1237 душ и стояло 202 двора.
Потомки эллинов
Изучая архивные материалы, удалось выяснить некоторые интересные детали, придающие станице свои индивидуальные черты. В 1805 году казаки построили здесь Рождество-Богородицкую церковь. Она была деревянной, как и все постройки в станице. А служили в ней два человека — священник и псаломщик, получавшие войсковое жалование. Работало здесь и министерское одноклассное училище.
Фамилии первых жителей ст. Абхазской — казаков из Оренбургского войска и станицы Воронежской — сохранились в книге «Генеалогическое древо рода Абадзянских». Здесь также есть данные о зачисленных в войсковое сословие после массового переселения в 1864 году крестьянах преимущественно из Черниговской, Полтавской и Харьковской губерний, а в метрической книге, сохранившейся в городском архиве, есть данные о родившихся, бракосочетавшихся и умерших жителях Абхазской. Греческие фамилии в этих списках встречаются очень часто. Смуглые чужеземцы появились здесь во времена Первой мировой войны.
На новые земли Кубанской области они бежали, спасаясь от геноцида армян, греков и других народов в Османской империи. Именно иностранцы принесли на эти земли культуру табаководства и научили казаков выращивать виноград. Плети «солнечной ягоды» и сейчас обвивают одичавшие фруктовые деревья там, где раньше стояли дворы станичников. Смотрится это очень непривычно. Представьте — вроде бы дикие лесные заросли, а по ним стелется виноградная лоза.
Остались лишь деревья
Меж тем по каким-то ему одному ведомым ориентирам наш проводник нашел центр культурной и духовной жизни станицы. Стоя посреди поляны, Николай Фостовцов рассказывает — на этом месте была церковь, потом ее приспособили под Дом культуры, невдалеке располагалась школа, напротив — отделение связи.
Фундамент здания почты еще угадывается, но старые камни поросли мхом и уже рассыпаются. О том, что эта поляна была когда-то ухоженным красивым парком, теперь можно догадаться по высаженным в одну линеечку деревьям.
Именно здесь прошли детство и юность Татьяны Мовчан. Она уже много лет живет в соседней Имеретинской станице, но родную Абхазскую вспоминает с особой теплотой. Особенно свой дом, он был красивым, рубленым, с тремя рядами деревянного кружева на коробе. В ее стареньком фотоальбоме сохранились пожелтевшие от времени снимки. Фоном для большинства кадров служит красивая раскидистая груша. Она росла недалеко от клуба и считалась своего рода негласной достопримечательностью Абхазской.
Деревья, они ведь как люди, так же старятся и умирают. Станичная груша не уцелела, не осталось даже пня. Несколько лет назад на территории бывшей Абхазской бушевал лесной пожар. А вот колодец, выкопанный в тени знаменитой груши, хоть окончательно высох и осыпался, все же угадывается. Парк Абхазской много лет украшали две сосны. Эти хвойные красавицы также пострадали от пожара. Огонь не пощадил их пушистого оперения. Как бесстрашные стражи, остались хранить покой станицы остовы величественных деревьев. На их запрокинутых к небу, обуглившихся ветвях черными слезами застыла запекшаяся смола.
Расцвет станичной жизни
Послевоенное время для Абхазской стало тяжелым, но счастливым. Станица достигла пика своего развития. Документы из колхоза с названием «Соревнование» также хранятся в городском архиве. Изучая многочисленные отчеты, материалы совещаний, зарплатные ведомости, можно сказать, что в Абхазской работали молочно-товарная и свиноводческая фермы, машинно-тракторная станция. Здесь выращивался хлеб, табак, овощи и фрукты. Последних росло немало и в окрестностях станицы.
Местные жители заготавливали сухофрукты из яблок и плодов груши-дички, сдавали в заготконторы ежевику или ажину, как называли ее станичники. Кроме того, на территории Абхазской заготавливали лес, на предприятии, которое называлось «Рыбтара», делали бочки, а контора «Кофецикорпродукт», судя по названию, собирала сырье для полезных напитков из цикория, заменявшего жителям послевоенной страны такой ароматный и бодрящий, но чрезмерно дефицитный и дорогой кофе. И кроме того, в станице работал фельдшерский пункт, и даже имелась общественная изба-читальня, то есть библиотека.
Судьбоносные пятидесятые
Началась новая эпоха с новыми экономическими правилами. Колхозы СССР по своей организации оставались такими, какими они были созданы в ходе коллективизации, объединяя жителей одной станицы. Масштабы производства, таким образом, зависели от размера населенного пункта, а хозяйства часто были мелкими. Весной 1950 года было принято решение об их укреплении путем слияния. Инициатива проведения реформы принадлежала Московской области, где во главе партийной организации стоял (тогда еще малоизвестный хозяйственник) Никита Сергеевич Хрущев. Волна укрупнения докатилась до маленькой Абхазской и накрыла ее, окончательно решив судьбу станицы. Сельсовет станицы существовал с марта 1920 года, а последнее свое решение он принял в 54-м.
И это было решение о ликвидации. Все производство перенесли в соседнюю Имеретинскую, закрылись школа, клуб, магазин, стали переселяться и сами станичники. Как вспоминает Татьяна Мовчан, из-за того что все дома в Абхазской были рубленые, местные жители их просто продавали, избы разбирались и перевозились на новые места.
Абхазская была переселена в Имеретинскую в 1975-м, годом позже, 29 декабря, станица исключена из учетных данных административно-территориального деления. Окончательно опустела она в 1984-м… Но в воспоминаниях и на старых снимках Абхазская навсегда останется сильной, процветающей и любимой малой родиной для людей, выросших на ее залитых солнцем улицах.
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
nrozevika

nrozevika

Сообщений: 6243
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 1352


История станицы Калужской

Станица Калужская Северского района основана в 1864 году как станица Супская. 9 мая 1864 года началось заселение станицы Супской. Строительство станицы велось военным отрядом и непосредственно самими переселенцами. Через месяц после заселения атаман станицы сообщал, что из 139 отмежеванных дворов, дома уже построены на 34 планах, продолжали строиться 24 дома, начато строительство 39 домов и вовсе еще не начали строиться на 45 участках. Название станица получила по реке Супс, на правом берегу которой поселились казаки. 29 сентября 1867 года высочайшим повелением станица была переименована в Калужскую, вероятно, в честь 5-го пехотного Калужского полка, находившегося в Кавказскую войну на этих землях [1].

В 1864 году в станице был построен Покровский молитвенный дом, а в 1869 году был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он был из дерева на каменном фундаменте с колокольней. В 1886 году он был перестроен при пособии от Кубанского казачьего войска в 10000 тыс. рублей [2].

Среди первых жителей станицы Калужской были представители фамилий: Радченко, Кириленко, Карпов, Ярмак, Середа, Кабанец, Коломиец, Николенко, Шмат, Приставка, Ганка, Стукало, Беседин, Филитиков, Байко, Ямпилец, Вовк, Пономаренко, Петренко, Дмитренко, Нестеренко, Буцев, Бакай, Тарасов, Стефанов, Рябушка, Калиниченко, Симоненко, Темищенко, Усик, Педай, Добронос, Наумов, Тарасов, Солоха, Агах, Гражданкин, Ленута, Харланов, Сергийчик, Канищев, Дзюба, Логвин, Ставцев, Гашко, Колесник, Гончаров, Ченцов, Бажан, Нечаев, Булат, Филипчиков,Просяник, Горбовец, Морочко, Логвин, Воробьев, Харченко, Марченко, Косенко, Клинтух, Сопрун, Пономаренко, Манович, Жорновый, Слива, Степанюга. (по всем вопросам о списке первых жителей обращаться kiyashkonv@gmail.com)

В 1867 году в станице Калужской было 137 дворов, 546 мужчин и 521 женщина [3].

В 1869 году в станичной школе обучалось 18 мальчиков под руководством отставного унтер-офицера дворянина Павла Цветкова [4].

С введением в 1871 году самоуправления в казачьих войсках каждое общество станицы получило право избирать собственного атамана. Первым атаманом был избран урядник Псковский Василий Иванович. В 1873 г. — урядник Тарасов Алексей Иванович, в 1877 г. — урядник Кошман Кирилл. В 1878 г. атаманом был изюран урядник Чумак, в 1880 г. — урядник Дишкант Михаил, в 1890 г. — урядник Пухов Лавр Степанович, в 1892 г. — урядник Кубанец, в том же году атаманом был утвержден урядник Псковский Афанасий.

К 1883 году по предложению благочинного священника Василия Смельского станичное купило дом для священника за 583 рубля. В 1889 году на постройку церковно-приходской школы пожертвовали: урядник Калинник Вышневецкий 170 р., урядник Ефим Крохмал 110 р., казаки: Павел Гончаров 90 р., Артемон Вышневецкий 85 р., Емельян Крохмал 75 р., Гордий Калашников 70 р., всего 600 рублей [5].

По данным за 1881 г. в станице было 202 дома, коренных жителей: 669 мужчин и 566 женщин, 3 мельницы, 2 кузницы, 1 пасека, 2 лавки. В станичном училище обучалось 26 детей. Через год в станице было уже 253 дома. Вокруг станицы находились разные хутора и частные земли: казачий хутор Филипчикова (1 двор, 1 дом), хутор Сереженка, земли войскового старшины Селенко, жены есаула Цимлянцева.

4 марта того же года преставился после продолжительной болезни чахоткой священник Рождество-Богородицкой церкви Иоанн Гуткевич в возрасте 45 лет. На место умершего настоятеля был назначен диакон Христорождественской церкви ст. Староминской Михаил Третьяков 21 марта 1889 года (с последующим рукоположением в иерееи) [6]. 14 июня 1889 года по представлению директора народных училищ Кубанской области священник Михаил Третьяков был утвержен в должности законоучителя станичного училища.

В 1890 году в станице была открыта школа грамоты. Располагалась она в церковной сторожке. Заведующим и законоучителем был местный священник, а учителем псаломщик М. Виноградов [7]. В 1894 году 11 января заштатный протодиакон кафедрального собора г.Ставрополя Георгий Кораблев назначен на диаконо-учительское место в станицу.

В 1894 году староста и прихожане Рождество-Богородицкой церкви пожертвовали в церковь икону с киотом на сумму 300 рублей, а дочь есаула Татьяна Цимлянцева – напрестольный серебряный вызолоченный крест в 35 руб. В этом же году 5 июля псаломщик М. Виноградов был перемещен в ст.Березанскую, а на его место назначен псаломщик из п.Новомышастовского [8].

Состав причта на 1893 год был таков: священник, дьякон и псаломщик. Жалованья священник получал от войска 200 р. 70 к., псаломщик 51 р. 43 к. Причтовой земли временно выделено 99 десятин, однако она была плохого качества. За аренду земли приход получал 450 рублей. Для проживания священнику и псаломщику были отданы станичным обществом общественные дома, а диакону – квартира в здании церковно-приходской школы. Школ в станице было две: одноклассная Министерства народного просвещения и церковно-приходская, которая содержалась на средства, изыскиваемые духовенством.

В 1898 году настоятелем церкви был священник Тихон Гавриилович Алексеев. В 1900 году настоятелем назначили священника Андрея Ивановича Сандырева.

Общество ст. Калужской «по выслушании извещения о благополучно совершившемся Священном Короновании Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны и по совершении молебствия порешили ознаменовать сие радостное всероссийское событие устройством одноклассной церковно-приходской школы и учреждением братства во имя Рождества Пресвятой Богородицы» [9].

В 1900 году в станице проживало 2760 человек, из которых 1935 человек казачьего сословия [10].

Во время Русско-японской войны казаки станицы находились в составе 5-й сотни I Екатеринодарского кошевого атамана Чепеги полка. 4 мая 1905 года при движении разведчиков к сел. Лидиопа был убит казак станицы Трофим Федорович Шкаруба. В семействе убитого остались: жена 22 лет, дочери Ксения и Устиния. 8 июля того же года в долине р. Цинхе во время рекогносцировки отряда В.С. Шелховского был ранен в левую голень казак станицы Исай Маркович Витковский, находившийся в составе 7-го Кубанского пластунского батальона. Казаки станицы Кирилл Голосюк и Кирилл Сергейчик были награждены Георгиевской медалью с надписью «За храбрость» [11].

Станичный храм был крайне тесен, поэтому помещалось в нем не более четырехсот человек, однако население станицы к XX в. уже достигло 3 тысяч. Расширение храма было необходимо, но оно требовало немалых затрат.

Дело по расширению храма, однако, оказалось не таким простым. В 1902 г. священник Андрей Сандырев сказал о своем намерении расширить храм в один из воскресных дней и тут же было собрано 10 рублей, которые и послужили основанием для дальнейшего прироста средств. Помимо сбора в церкви, ежегодно по осени он производился по станице. Кроме того, благодаря благочинному протоиерею В. Смельскому, была получена «сборная книга» по Ставропольской Епархии, давшая за два года 1228 р. 03 коп.

Не быстро, по причине бедности калужан, росли пожертвования. И все же к 1906 году их собралось, вместе с поступившими по сборной книге, около трех тысяч рублей. К этому времени был выработан и утвержден план постройки и смета на сумму 3313 руб., с устройством пономарки и ризницы и позолотой крестов. В случае недостатка денег, станичное общество обещало помочь имеющимися средствами.

Собрав нужную сумму о. Андрей объявил прихожанам, что пора приступать к делу, но тут началась обыкновенная история всевозможных кривотолков, раздуваемых наивными и злыми людьми. Первые отчаянно ломали головы о том, как вынуть стены, как подвести колонны и, считая это невозможным, противились делу и других сбивали с толку. Злым казалось, что неспроста затеял священник расширение храма, что он хочет тут нажиться. Но отец Андрей, искренно отдавшийся этому делу и веривший в его успех, заранее приготовился к подобной клевете и утешался сознанием долга и настойчиво шел к цели.

Серьезным тормозом стала боязнь больших расходов. Большинство прихожан заявили, что расширить и обновить храм обойдется не дешевле 15 тысяч рублей, и поэтому приступить к делу сейчас – значит, надеть на себя петлю. Никакие доводы против этого опасения не действовали. Оставалось все задуманное дело положить в долгий ящик. Однако отец Андрей не сделал этого, а нашел выход из затруднения — учредил приходской совет, чтобы действовать через него.

В акте об учреждении совета было упомянуто, что одной из забот его будет забота о немедленном расширении храма. Но дело не сразу пошло на лад. Приходской совет, располагая не общественными, а благотворительными суммами, мог и без станичного общества начать свою постройку, но на это он не решился. Общество, считая, что совету за недостающими тысячами придется обращаться к нему же, в свою очередь не решалось дать согласия. Много пришлось священнику употребить усилий, чтобы рассеять ложный страх прихожан, пока, наконец, согласие было дано и дело поручено совету под его ответственность. Тогда вскоре приступили к заготовке материалов, а в мае 1907 года к самим работам.

Долго члены совета боялись «ответственности», к тому же их постоянно запугивали, но успешные работы и соответствие смете стали убеждать членов, а затем и все общество, что дело, обошлось лишь в 5 тысяч рублей. Расширение и обновление храма было закончено как раз к храмовому празднику Рождества Пресвятой Богородицы. На этот день было назначено его освящение. На торжество стеклось множество прихожан и не мало богомольцев.

С вечера прибыл благочинный протоиерей В. Смельский. Службы вечером и в самый праздник совершал он с местным священником при стройном пении хора, организованного диаконом Андреем Махно. Перед литургией посреди церкви был отслужен молебен с водоосвящением, после чего храм окроплен св. водой.

За литургией благочинный сказал: «Я, как очевидец, могу указать на этот пример: мне хорошо известно, как во время Богослужений за теснотой на половину стояли на открытом воздухе, перенося летний зной и зимний холод, и болели душой, что не можете все помещаться в нем и слушать службу Божию. Хорошо мне известно и то, что храм ваш оставался тесным по бедности вашей. Но пришел вашей печали конец. Лет восемь тому поступил к вам священником уважаемый о. Андрей Сандырев, пастырь молодой и энергичный, и очень деятельный. Видя вашу печаль, он с перваго же дня служения задался мыслью непременно расширить храм. Он видел вашу бедность, но видел и любовь к св. храму и решил расширить его на ваши добровольные пожертвования; и он не обманулся в том, что вы не пожалеете посильных даяний от скудных прибытков своих на святое дело. Затем он обратился с просьбой о помощи к Епархиальному Начальству, и оно пришло ему на помощь выдачею просительной книги для сбора пожертвований в пределах Ставропольской Епархии в течении 2-х лет; и наконец он возмог расположить Калужское станичное общество поступиться на это святое дело тысячею рублей. Собрав достаточную сумму, о. Сандырев с приходским попечительством расширил тесный храм и украсил его чудесно и благолепно. Теперь молящиеся станицы Калужской свободно будут вмещаться в своем приходском храме и принесут сердечную благодарность своему доброму пастырю за труды его и заботы, а равно и всем потрудившимся с ним. Мы же все совокупно просим Господа Бога, чтобы Он, милосердный, ниспослал тебе, добрый пастырь о. Андрей, небесное свое благословение, продлил твою жизнь на многия лета и сподобил тебя непоползновенно и непреткновенно проходить пастырское твое служение до дня твоего блаженнаго успения и воздаяния по делам. Принесем искреннюю и сердечную благодарность: строителям и благотворителям храма сего, г. Атаману и вам, достопочтенное общество станицы Калужской, за ваше щедрое пожертвование на святое дело, на расширение и благоукрашение вашего святаго храма».

К крестному ходу вокруг храма прибыли из станицы Пензенской о. Петр Образцов и из Новодмитриевской о. Виктор Акимов, которые и восполнили духовное торжество участие в обхождении храма и чтении Евангелия. После службы дорогие гости во главе с уважаемым отцом протоиереем и некоторыми представителями прихода отправились в дом местного священника, где за скромной трапезой пили здравицу за Царствующий Дом и своего Архипастыря, вспоминали всех благотворителей храма, а подрядчику крестьянину Прокопию Фуфаеву, добросовестно и не дорого исполнившему работы, поднесли в подарок — заранее купленные по желанию членов приходскаго совета серебряные часы. Для народа приходским Советом был устроен в церковной ограде сытный обед. Все радовались празднику, а еще более светлому, обширному храму [12].

В 1910 г. атаманом был урядник Вишневецкий Никандр.

Населения в 1911 году было 3128 душ, из них на хуторе в 8-10 верстах от станицы проживало 170 человек. В 1914 году настоятелем был назначен священник Антоний Стас.

В период советской власти настоятелем храма ст. Калужской священник Александр Цветков. Он родился в 1885 году и был уроженцем Тамбовской губернии. Отец Александр был арестован советской властью 7 марта 1924 года по обвинению в произведении контрреволюционной агитации и пропаганды, направленной против советской власти. Постановлением Коллегии ОГПУ (судебное) от 11 мая 1925 года он был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

Заключением прокуратуры Краснодарского края от 3 февраля 1993 года священник Александр Герасимович Цветков на основании ст. 3 ст. 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года реабилитирован [13]. В 1934 году церковь была закрыта и переоборудована под табачный склад.

В январе 1943 г. началось освобождение Северского района от немецко-фашистской оккупации. Пока шли бои под Смоленской, 55-я гвардейская стрелковая Иркутская дивизия, входившая в состав 56 армии, попыталась взять станицу Калужскую, но из-за дождей пришлось идти в наступление без артиллерийской подготовки. В начале один из полков дивизии под командованием И.М.Ковалева довольно легко овладел небольшим поселком калужских нефтепромыслов, но два других полка задержались у сильно укрепленных высот. 16 января 66-й полк, захватив часть хуторов, вышел на южную окраину Калужской, но атака вновь не удалась. 17 января, потеряв не одну сотню бойцов, так же и командира 164-го гвардейского стрелкового полка полковника Л.И.Клименко, наши части ворвались в ст. Калужскую. Им удалось захватить не только несколько складов с продовольствием и боеприпасами, но и две артиллерийские батареи.

История станицы Калужской — одна из замечательных страниц в истории Северского района.

Н.В. Кияшко

Атаманы станицы Калужской
1873 г. — урядник Василий Иванович Псковский

1874-1876 гг. урядник Алексей Иванович Тарасов

1877 г. урядник Кирилл Кошман

1878-1879 гг. урядник Чумак

1880-1882 гг. урядник Михаил Дишкант

1890 г. урядник Лаврентий Степанович Пухов

1892 г. урядник Афанасий Псковский

1905 г. фельдфебель Григорий Николенко

1917-1919 гг. урядник Иван Емельянович Крахмаль

ПРИМЕЧАНИЯ:

Шкуро В.И. Формирование населения Северского района в период его первоначального заселения (II-я пол. XIX века) // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 год. Дикаревские чтения (6) : [Текст] материалы Региональной науч.-практической конф., ст. Крепосная, 14 – 16 мая 1999 г. / сост., науч. ред. М.В.Семенцов. – Краснодар, 2000. С. 59.
Михайлов Н.Т. Справочник по Ставропольской епархии. Екатеринодар, 1911. С. 385; Справочная книжка для духовенства Ставропольско-Екатеринодарской епархии Ставрополь-губернский, 1901. С. 197.
Государственный архив Ставропольского края (ГАСК). Ф. 135. Оп. 25. Д. 678. Л. 70об.
ГАКК. Ф. 351. Оп. 1. Д. 259. Л. 176об.
Ставропольские епархиальные ведомости. 1889 г., №19 от 1 октября. С. 287.
Ставропольские епархиальные ведомости. 1889 г., №7. С.116, 120.
Ставропольские епархиальные ведомости (СЕВ). 1889 г., № 13. С.227; СЕВ. 1894 г., № 2. С.117.
СЕВ. 1894 г., № 2. С. 117.
СЕВ. 1896 г., № 5. С.217-218.
Струполева Н.С. Перспективы микроисторического исследования церковной истории Северного Кавказа // Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа: Материалы IV Свято-Игнатиевских чтений. – Вып. II. – Ставрополь, 2012.
Военно-статистическое обозрение Кубанской области. Сост. Корольков. — Тифлис, 1900. — С. 239.
Шкуро В.И. 1-й Екатеринодарский кошевого атамана полк на Дальнем Востоке. Электронный ресурс
СЕВ. 1907 г., № 20. С. 1093-1100.
Сведения из Архива Управления ФСБ России по Краснодарскому краю.

https://churh-history.cerkov.r...luzhskaya/
---
Ищу сведения о Розевика, Бабкиных, Оскольских, Выродовых, Черномор, Котюжанских.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 Вперед →
Модераторы: Миус, Asmodeika, xrompik
Генеалогический форум » Географический раздел » СТРАНЫ И РЕГИОНЫ » Российская Федерация » Россия, Южный округ » Кубанская область » БИБЛИОТЕКА. КНИГИ О ГЕНЕАЛОГИИ, ИСТОРИИ ГОРЯЧЕГО КЛЮЧА, [тема №146929]
Вверх ⇈