На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы хотите открыть для своего исследования тему в моем Дневнике по отдельному населенному месту Суражского или Стародубского уездов (совр. Брянская обл.) ... пишите мне на почту форума... При этом, пожалуйста, обратите внимание на список Уже открытых тем по населенным местам - Смотрите список >>>
https://forum.vgd.ru/792/89112/ - Частично расшифрованные документы по с. Медведи см. в теме по Кибирщине Прихожанами церкви с. Медведи в 1700-х годах были жители деревень: Кибирщина, Вяжновка Прихожанами церкви с. Медведи в 1800-х годах были жители населенных мест: Кибирщина, Вяжновка, Нижняя и Верхняя Мельница.
Alexander_Br Александр, 21 ноября 1764 года Екатерина II ликвидировала Гетманство и создала Малороссийскую коллегию. А до этого, в начале марта 1764 года императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации земель, которые принадлежали монастырям. Проще сказать, Екатерина отобрала земли и крестьян у монастырей. Они были переданы в государственную казну. Помещики воспользовались моментом, стали выкупать участки земли и крестьян через Коллегию экономии. В некоторых случаях Екатерина II одаривала земельными наделами и крестьянами "нужных помещиков". Помещики переводили своих крестьян и обживали новые свои владения.
Какому помещику принадлежали Ваши родственники? Какие населенные места были его землевладениями? Встречается ли фамилия Ваших исследований в тех населенных местах? По Суражскому уезду нельзя проводить исследования по одному владению помещика.
--- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее. Мой ДНЕВНИК >>
Вот здесь указано >>> Дата рождения __.__.1916 Место рождения Орловская обл., Красногорский р-н Место призыва Раменский РВК, Московская обл., Раменский р-н Дата призыва __.11.1941 См. №87 Медвединка - Медведи?
В каком году было переселение из с. Медведи? МК Покровской церкви с. Медведи за 1916 г ГАБО ф. 251, оп. 1, д. 353 Посмотрите сообщение Здесь >>> Иван (ник- ivan_bokhmat) работал с Метрической книгой 1916 года.
>> Ответ на сообщение пользователя Tomilina от 27 апреля 2022 13:47
Алина, спасибо за ответ!
Мы с Вами выше уже выяснили, что в указанный период они - посполитые, т.е. лично свободные и никому не принадлежали. Такими же они числятся, например, и в ИР 1777-1780 гг.
Возможно, я не верно трактую термин "посполитые", и они тоже могли быть зависимыми. Тогда вопрос про помещиков обрастает логикой и есть смысл смотреть другие наспункты по их владельцам.
Alexander_Br Опять-таки Вы не смотрите в список исторических событий. Посполитыми крестьяне записаны по итогам Румянцевской описи (1767 г.) Секуляризация монастырских земель началась в 1764 г. Этот процесс проходил несколько лет. Если посмотреть таблицы Филимонова, то еще в 1767 году в Суражском уезде проживали монастырские. Практически до конца XVIII века (1780-х) официально переводились земли и крестьяне из монастырских. Смотрите - по Заборской волости
Посполитые — лично свободное сельское население (малороссийские крестьяне. Левобережной и Слободской Украины в XVII—XVIII веках. В отличие от казаков, посполитые не несли постоянную военную службу, однако могли мобилизовываться в «земские хоругви» (местную самооборону) во время всеобщей мобилизации — посполитого рушения. Их называли «посполитыми казаками». Слово посполитые польского происхождения. В конце XVIII века посполитые стали крепостными крестьянами (помещичьими)
Листая источники -
[q]
Процесс закрепощения совершался постепенно, в течение второй половины XVII в. и в XVIII веке. Первый шаг к нему выразился в том, что державцы имений стали произвольно, вопреки обычаю, повышать повинности посполитых. Селяне обращались с жалобами к гетману, в суды, но скоро должны были убедиться, что этим путём они ничего не добьются, так как гетманская власть и суды фактически находились в руках той же старшины, на злоупотребления которой жаловались посполитые (...) Суды, основываясь преимущественно на указе 1763 г. и на литовском статуте, принимали сторону владельцев. 4 мая 1765 г. малороссийская коллегия запретила владельцам держать у себя более суток ушедших без отпуска посполитых и казаков; их следовало доставлять в ближайшие уряды, а последние должны были препровождать посполитых, вместе с пожитками, на место их прежнего жительства. 22 декабря 1765 г. коллегия предписала поветовым комиссарам строго смотреть, чтобы никто из посполитых и казаков не уходил, тайно или явно, без письменного вида. Это же предписание было внесено и в 4 пункт инструкции, данной коллегией непременным комиссарам. Ушедшие без письменного вида посполитые называются уже прямо беглыми.
[/q]
--- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее. Мой ДНЕВНИК >>
>> Ответ на сообщение пользователя Tomilina от 27 апреля 2022 14:53
Алина, спасибо за пояснение!
Версия о секуляризации - это хорошее объяснение для феномена массовой миграции в регионе, если таковая фиксировалась по нескольким населенным пунктам, но при этом вряд ли бывшие монастырские становились "посполитыми", скорее сразу "государственными" и/или помещичьими".
Поэтому в моем случае дело, скорее всего, не в помещике, но версия есть версия, надо проверять все. Спасибо еще раз!
Очень нужна Румянцевская, конечно...
Комментарий модератора: До отмены крепостного права (1861 г.) переходы/переводы происходили только по воле владельца ревизских душ (в Ревизских сказках указывалось кого и куда перевели, мужское население отдавали в рекруты и в ратники... зажиточные крестьяне могли откупиться и тогда служил за них кто-то другой и т.д.). Иногда помещик, заинтересованный в мастере (кузнец, гончар, кожевник и др.), откупал от службы своего крестьянина...
Страницы истории - (плюс к тем событиям, на которые указала Аля) 1768–1774 Русско-Турецкая война
Красногорский район в прежней, дореволюционной, почти тысячелетней истории Брянщины был мало чем примечательным. Но в истории юго-запада Брянской области 20 века земли нынешней Красной, а некогда Поповой Горы, они отмечены как место ожесточенных боев с фашистскими войсками в 1942 году. Бои происходили на территории Белоруссии, территория которой начинается почти в 15 километрах отсюда. В красногорском районе располагаются единственные в России места Зоны отчуждения, получившие максимальное облучение вследствие катастрофы в Чернобыле.
Земли Красногорщины до революции принадлежали крупным землевладельцам Малороссии, таким как семейство Ширай, графа Безбородко. Первый собор в деревне Медведи, бывшей в начале 18 века одним из крупных поселений наших мест, был построен в 1736 году. Через 60 лет деревянная церковь была заменена каменным строением. Владельцем Медведей был граф Гудович. Нынешнее здание церкви возведено в 1908 – 1912 годах на средства развернувшего в этих местах сельскохозяйственные и промышленные производства, как тогда говорили «заводы», князя Баратова.
Храм строился в главенствующем в эпоху Николая Второго стиле – в духе тяжеловесных обстоятельных строений 17 века. Иногда этот архитектурный стиль называется «русско-византийским». План церкви имеет крестообразную форму. Верх был украшен пятью купольными главами и ярусной колокольней. По размерам и пропорциям Покровский храм в Медведях похож на наш, клинцовский Петро-Павловский храм. Такой же трехпрестольный, такие же арки, из паперти также идет лестница на хоры и колокольню.
Храм построен из красного кирпича и оштукатурен снаружи не был. И почти в таком состоянии этот храм находится сегодня, в каком был наш собор к 1991 году, когда он был возвращен верующим. Разобраны верхние ярусы колокольни, четыре малые главки куполов, центральный купол. Но в целом состояние храма неплохое. Например, большая Никольская церковь в Казаричах, памятник эпохи классицизма, располагающаяся в 25 километрах от Медведей на берегу Ипути, находится в состоянии намного худшем.
Местные жители, чьи предки охотно распрощались с Православием в 20-ые годы, память о прошлом села хранят. В сельском музее, расположенном в клубе, хранятся старинные фотографии, на которых запечатлено село в дореволюционные годы. Мощный, крупный храм Покрова был гордостью обитателей этих мест. Отношение ко храму и сегодня серьезное и благоговейное. Он заперт, прохода праздным хулиганам туда нет. Говорят, что сохранилось многое из церковной утвари, иконы. На широкой, добротного бордового кирпича церковной стене свил свое гнездо аист.
В лесах зоны отчуждения развелось очень много дичи. Район села Заборье в сторону Белоруссии за годы с 1986-го превратился в настоящий заповедник, этакий рай для зверей. Сюда на охоту приезжают гости из Москвы и других больших городов. Лоси, бобры, множество диковинной птицы. Даже медведи, именем которых было названо в начале 18 века это село. В реке Судости, протекающей по зоне отчуждения, много рыбы.
Медведи же село, которое никак нельзя назвать заброшенным или запущенным. Жизнь в селе кипит, ведутся какие-то ремонтные работы, проложен газ. Местное СПК, бывший колхоз, нормально ведет хозяйство. И люди совсем не «старик со старухой». Село находится в очень живописном месте. С высоты видны заливные луга, стройные леса.
Храм стоит возродить как память о беде, о трагедии этих мест. Можно сказать, не побоявшись высокопарных слов, о трагедии всего 20 века. Века борьбы с Богом, века споров людских амбиций, обернувшихся Войной, унесшей более 50 миллионов жизней, века торжества науки, закончившегося бунтом атома в Чернобыле.
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 8. Период времени: 1949 - 1951 Похозяйственная книга с.Медведи,х.Н-Мельница,д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 9. Период времени: 1949 - 1951 Похозяйственная книга с.Медведи,д.Вяжновка,п.Александровский,п.Н-Жизнь
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 10. Период времени: 1949 - 1951 Похозяйственная книга с.Медведи,д.Вяжновка,п.Александровский,
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 14. Период времени: 1952 - 1954 Похозяйственная книга д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 17. Период времени: 1952 - 1954 Похозяйственная книга д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 30. Период времени: 1955 - 1957 Похозяйственная книга д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 27А. Период времени: 1952 - 1954 Похозяйственная книга д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 37. Период времени: 1955 - 1957 Похозяйственная книга д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 39. Период времени: 1955 - 1957 Похозяйственная книга д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 52. Период времени: 1958 - 1960 Похозяйственная книга д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 53. Период времени: 1958 - 1960 Похозяйственная книга д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 36. Период времени: 1955 - 1957 Похозяйственная книга д.Вяжновка
Красногорский муниципальный архив. Фонд № Р-10. Опись № 3. Единица № 51. Период времени: 1958 - 1960 Похозяйственная книга д.Вяжновка
--- Человек — существо азартное. Хорошего ему мало. Ему подавай самое лучшее. Мой ДНЕВНИК >>
Наталья, подскажите, пжл, а в этих документах нет Медведей? Помню, что в Медведях была Новоместская сотня, а тут какие-то все номерные... Не понимаю, смотреть или нет.
ф. 57, оп. 1, дело. 78, Документы (копии жалованных грамот, судебных решений, дарственных, купчих и т.п.) в подтверждение права собственности жителей Первой полковой сотни Стародубского полка. Список лиц, отсутствующих при проведении ревизии, 1707–1768 гг. https://cdiak.archives.gov.ua/spysok_fondiv/0057/0001/0078/ ф. 57, оп. 1, дело. 80, Подворная перепись жителей Второй полковой сотни Стародубского полка; документы (копии универсалов украинских гетманов, судебных решений, дарственных, купчих и т.п.) для подтверждения права собственности, 1708–1768 гг. https://cdiak.archives.gov.ua/spysok_fondiv/0057/0001/0080/ ф. 57, оп. 1, дело. 83, Подворная перепись жителей Второй полковой сотни Стародубского полка; документы (копии универсалов украинских гетманов, судебных решений, дарственных, купчих и т.п.) в подтверждение права собственности, 1729-1768 гг. https://cdiak.archives.gov.ua/spysok_fondiv/0057/0001/0083/ ф. 57, оп. 1, дело. 84, Подворная перепись жителей Второй полковой сотни Стародубского полка; документы (копии универсалов украинских гетманов, судебных решений, дарственных, купчих и т.п.) для подтверждения права собственности, 1706–1768 гг.
Alexander_Br Александр, указанный список дел мне знаком. Будучи модератором в разделе по Стародубскому полку, читаю все сообщения. Перепост
Alexander_Br написал:
[q]
Помню, что в Медведях была Новоместская сотня, а тут какие-то все номерные... Не понимаю, смотреть или нет.
[/q]
Стародубская полковая сотня была создана после Зборовского соглашения в конце 1649 как военное подразделение Черниговского полка. В 1654 г., по решению Переяславского соглашения с Москвой, вошла в Нежинский полк. Включала город Стародуб и деревню Старое Городище. В 1663 г. стала основой вновь Стародубского полка, в котором находилась до отмены полково-сотенного устройства Левобережья в 1782 году. Территория ликвидированной сотни вошла в Новгород-Северское наместничество.
Если Вы посмотрите крайние даты на указанных архивных делах, то речь идет о периоде 1707-1768 гг. Населенные пункты к середине XVIII в. в Полковой сотне были -
В Румянцевском описании подчеркнутые поселения отсутствуют по сотне в 1765-1769 гг. Взамен по ней числятся следующие населенные пункты: Вертиевка, Вяцковичи, Галково, Демьянки, Дроновка, Зарцево, Летовское, Лупеки, Лутовка, Мытовка, Мироновка, Могиленцы, Мятничи, Пашковка, Пихторовцы, Рудово, Чай Ярославич и Ярцевская слобода.
С 1711 г. в составе Стародубского полка была создана Новоместская сотня. Новоместская сотня расположена была в бассейне Ипути и Беседи и их притоков: Унечи, Туросны, Выхолки и Палужи.
Сотня подразделялась на несколько казачьих куреней. По состоянию на 1748 год в Новоместскую сотню входили следующие курени: градский Стародубовский (центр — г. Стародуб) Найтоповский (центр — село Найтоповичи) Дареевский (центр — с. Дареевичи) Старохалеевский (с. Старые Халеевичи) Запольский (с. Запольские Халеевичи) Литовский (с. Литовск) Горчаковский (с. Горчаки) Душкинский (с. Душкин) Смялчанский (д. Смяльч) Лопатенский (д. Лопатни) Попогорский (центр — село Попова Гора; включал сёла Козаричи, Заборье и Лотаки; деревни Бовсуны, Макаричи, Творишин, Паньковичи)
В книге А.Лазаревского "Описание старой Малороссии" написано: "село Медведи при рч. Кузнец, поселена не позже перв. половины XVII века и принадлежало к числу ратушеых сел, пока Скоропадским не были отданы сначала Осипу Елинскому, а затем в 1715 г., полковому есаулу Березовскому. От наследников Березовского, Медведи перешли к Андр. Вас. Гудовичу по купле. Казаков нет.
В годы Гетманщины (по АТД, в период 1648-1781 гг.) село Медведи до 1781 входило в новоместскую сотню Стародубского полка.
--- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>> ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
До отмены крепостного права (1861 г.) переходы/переводы происходили только по воле владельца ревизских душ (в Ревизских сказках указывалось кого и куда перевели, мужское население отдавали в рекруты и в ратники... зажиточные крестьяне могли откупиться и тогда служил за них кто-то другой и т.д.). Иногда помещик, заинтересованный в мастере (кузнец, гончар, кожевник и др.), откупал от службы своего крестьянина...
Страницы истории - (плюс к тем событиям, на которые указала Аля)
1768–1774 Русско-Турецкая война