Терещенко, Александр Васильевич. Царицын и Дубовский посад. – СПб., 1848. – 28 с.
(23 см.)- брошюра находится в ГПИБ .
На основании анализа документов Астраханской приказной палаты и других
исторических источников исследователь впервые сделал попытку критического
осмысления местных легенд об основании города. Он впервые опроверг данные Лугарева
и Леопольдова о том, что город был основан при Иване Грозном и даже называет
предположительно 1589 год, что в последствии документально подтверждено историками
(Тюменцев И.О. Основание Царицына: гипотезы и факты … - С. 132 – 147). Наиболее
ценным является раздел о современном состоянии Царицына и Дубовки. Он описал
внешний вид города и Дубовского посада, привел важные статистические сведения о
хозяйственной жизни.
Сочинение Терещенко давно стало библиографической редкостью. В 2006 году
преподаватели исторического факультета А.В. Луночкин и И.О. Тюменцев опубликовали
эту работу Терещенко в 5-м выпуске научного ежегодника «Стрежень» (Луночкин А.В.,
Тюменцев И.О. «Царицын и Дубовский посад А.В. Терещенко – первое специальное
научное исследование по истории края // Стрежень : науч. ежегодник. – Волгоград,
2006. – Вып. 5. – С. 341 – 355).
Терещенко рассказывает о посещении Петром I с супругой Царицына. 3
« Петр Великий во время похода своего в Персию (1722) приплыл Волгою в Царицын и
посетил его со своей супругою. (В последствии ученые назвали другую дату). При
шествии его с царицей(супругой) через мост по речке Царица он сказал «Как эта речка
есть Царица, то я жалую ее с Царицынской крепостью моей Царице». На возвратном
пути он подарил жителям свой картуз и трость. Отдавая картуз, он сказал «Как никто
не смеет снять картуз с головы моей, так никто не смеет выводить вас из Царицына».
Отдавая трость сказал «Вот вам моя трость! Я управлялся ею с друзьями, а вы
обороняйтесь ею от врагов» (Эти петровские реликвии хранятся в Областном
краеведческом музее).
Терещенко описывает набеги кочевников, народные движения Кондратия Булавина,
которого он также как и Лугарев называет Василием, «страшные годины» Пугачева,
пожары, «моровые язвы» (эпидемия чумы), опять «зараза» 1807 г. Эта «зараза»
опустошила Астраханскую губернию и перекинулась на Саратовскую. Для борьбы с ней
при Царицыне был устроен карантин и заставы на трех дорогах. Все жители принимали
участие в борьбе с «заразой». Александр I специальным рескриптом отметил заслуги
царицынских жителей.Терещенко приводит сведения о торговле, главной
промышленностью Царицына называет сеяние арбузов и дынь, разведение садов и
рыбную ловлю ( белорыбица, осетры, стерлядь, белуга и т.д.). Быковские арбузы автор
называет единственными по своей сочности, вкусу и величине. Эти арбузы доставлялись
не только в Москву, но и ко двору императрицы Екатерины Второй, «доставщик был
купец Ершов».
Царицын стоит на нагорной стороне реки Волги и при устье реки Царицы. Он
расположен по наклоненному к югу косогору, оттого почти всегда в нем сухо.Самая
грязь в весеннее время не застаивается более недели. Город разделен на 2 части. 1.
Крепость, обнесенная земляным валом. 2. Преображенская, отделяющуюся от города
большой площадью и 3. Зацарицынская, отделяющаяся речкою Царицыю.
Богоугодные заведения : городская больница и три частные богодельни: в последних
помещаются вдовы, убогие и сироты.
Присутственные места: городская полиция, земский суд, уездное казначейство, почтовая
контора,, городская дума, сиротский суд и магистрат.
Раздел «Дубовский посад». Конспект.
В Царицынском уезде лежат два замечательных места: поселение гернгутов – Сарепта
и бывшее поселение волжских казаков, Дубовский посад. В народе сохранилось предание,
что Дубовка основана шаками разбойников, но в какое время? Никто не мог сказать
даже приблизительно (ныне это время установлено, сведения в комментариях). Название
Дубовский посад дано по имени речки Дубовки, которая протекает между городами и
впадает в Волгу. Иные думают, что название произошло от дубового леса, который рос
по обеим берегам Волги за 100 лет в большом множеств. В этих лесах водились звери
необыкновенной величины и т.д.
Много внимания уделено торговле :
На первозку товаров и тяжестей стекаются возчики, именуемы фурщиками.
Остродонные суда поднимают клади от 1200 до 5000 пудов, перевозятся на Дон сухим
путем, без всякого повреждения. Судно, так сказать, плывет сушью от Волги к Дону и
приводит своим движением в изумление даже чуждого любознательности. Под судно
подводится 4 колеса, называемые «Коты». Потом припрягают волов. Чтобы поднять
судно с тяжестью в гору, впрягают от 25 до 75 пар волов, а иногда и более. На ровном
месте впрягают от 10 до 25 пар.Этим способом плывет громада по суху как по морю.
Судоходство начинается с первых чисел апреля и кончается в ноябре. Судов проходит
мимо посада в низовые места до 500, в верховые – до 200. 4
Много места уделено обычаям жителей Дубовки, которые являются выходцами из разных
мест.
Многие из них преданы большим предрассудкам: бояться брить бороду, носить
немецкое платье, боятся вопроса «куда», отвечая «на кудыкину голову».
Описаны обычаи обитавших здесь сектантов: поповцы, поморцы, молокане воскресники и
молокане субботники : Поморцы исполнены гнусных суеверий. Молокане-воскресники
священниками ставят у себя беглецов, основываясь на превратном истолковании слов
«Младого и старого меж стенами своими скрый». Такое укрывательство считается у
них великой добродетелью… православных считают нечистыми и тайно подают
средства бегать из службы своим сыновьям и приверженцам, утверждаясь на словах
Соломона «на нем же аще месть воя соберут, не иди тамо, уклонися от них и измени
(притчи Соломоновы .
Субботники же нынче совершенно ослабели в своем фанатизме. Учение их состоит в
ожидании Мессии. Они следуют одному закону Моисея, празднуют субботу вместо
воскресенья и поэтому названы «русскими жидами».
Новое издание памятника воспроизводит адаптированный текст, доступный многим
читателям. Авторы снабдили его подробными комментариями, имеющими
самостоятельную научную ценность. Эта работа является очень ценной и полезной как
для студентов так и для научных работников, и просто краеведов-любителей. Она
позволяет ввести в научный оборот исследование Терещенко, проследить
историографическую линию развития исторического краеведения и регионалистики
Нижнего Поволжья.
http://lib.volsu.ru/site/virt/...aritsa.pdf