Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
4nxpbcqtodembwcn4nhpdysoswopbcsozzemtwfh4napbxqozdemkegozzemyegtomemhmby4gd7dysoza.png
02092021_knig-76.png
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -
[q]
1. рейтинг +/-
2. отзыв
3. лайк (за сообщение)


i.gif Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
[/q]

ПРИ ЦИТИРОВАНИИ -
[q]
i.gif Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
[/q]

✔Борисово, Шипилово, Братеево, Сабурово...

ДИАЛОГОВАЯ ТЕМА по населенным местам и окрестностям Борисовского и Царицынского прудов...

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 41 42 43 44 45 * 46 47 48 49 ... 96 97 98 99 100 101 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13513
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38071
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
kturbike

kturbike

Сообщений: 289
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 210
Есть такая. 247 -грунтовый могильник при церкви Троицы в Борисове
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13513
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38071
kturbike


[
Изображение на стороннем сайте: 826001185j_6079164_8708278.jpg ]


Что касается расшифровки -
236. Грунтовый могильник у церкви бывшего села Покровского на реке Сухой Городенке.
237. Селище в бывшем селе Покровском на реке Сухой Городенке.
238. Грунтовой могильник у церкви Троицы усадьбы Царицыно.
239. Селище на месте села Царицыно (с. Черная Грязь). Идентифицируется селом Богородским, известным с конца 16 в. как вотчина царицы Ирины, сестры Бориса Годунова.
240. Селище Орехово-1 в бывшей д. Орехово.
241. Селище Орехово-2.
242. Селище Орехово-7.
243. Селище Орехово-8.
244. Селище Орехово-9.
245. Селище Орехово-10.
246. Селище Орехово-11.
247. Грунтовый могильник при церкви в бывшем селе Борисово.
248. Селище в бывшем селе Борисово.
249. Грунтовый могильник в бывшем сельце Братеево. Исследованы белокаменные надгробия с жгутовым орнаментом 17 в.
250. Селище в бывшем селе Братеево.
251. Селище в бывшей д. Зябликово.
252. Селище в бывшей д. Шипилова.
284. Грунтовый могильник у бывшей церкви бывшего села Троицкого (Андреевского).
285. Селище в бывшем селе Троицком (Андреевском) на улице Шверника.
304. Грунтовый могильник у церкви Троицы бывшего села Черемушки.
305. Селище Селище в бывшем сельце Черемушки.
306. Селище в бывшей д. Шаболова.
307. Селище в бывшей д. Новоселки.
308. Грунтовый могильник у церкви Бориса и Глеба в бывшем селе Зюзино.
309. Селище в бывшем селе Зюзино (Борисовском). При реставрационных работах в районе церкви Бориса и Глеба зафиксирован культурный слой 15 в.

Красным цветом отмечены исследованные археологические памятники;
Серым - зоны археологического исследования в границах застройки XVII века.

Памятники археологии второй половины XIII-XVI веков. Автор карты - Чернов Сергей Заремович

Список памятников археологии на территории Москвы второй половины XIII-XVI веков (прямая ссылка не активна).
Источник


Дополнение.
Утащила фрагмент карты (мой графический файл из источника потерян) из книги - П.А. и А.Г. Смысловых "История села Черная Грязь..."


[
Изображение на стороннем сайте: Karta1jpg_8616093_8708228.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: Karta2jpg_5211730_8708235.jpg ]



Археологическая карта памятников XII - XIII вв. в бассейне реки Городенки и прилегающей территории
Карта составлена по данным на 2008 год.
Из книги "Археология парка "Царицыно"". М., 2008.
Автор-составитель - Н.А. Кренке.


[
Изображение на стороннем сайте: 4582951881_1548202_8708432.jpg ]


Обозначения:
А - Квадрат - городище;
Б - Черный кружок - селище существующее;
В - Белый кружок - селище утраченное;
Г - Холмик черный - курганная группа существующая;
Д - Холмик белый - курганная группа утраченная.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13513
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38071
kturbike
Прочитала занимательную статью, фрагмент из нее креплю -

К X-началу XI в. относятся первые достоверные следы проник­новения славянской культуры в Подмосковье. Археологи отмечают это в первую очередь по появлению поселений, где находят типичные для славян горшки, украшенные линейно-волнистым орнаментом. Продвига­лись в Подмосковье славяне с двух сторон: с запада - кривичи, с юга, из-за Оки - вятичи, заселившие земли нынешнего Южного окру­га. Столкнувшись с местным балтским населением, славяне перенима­ют от него многие названия рек и озер, сохранившиеся до сих пор. Образуется смешанное балто-славянское население Подмосковья, в котором по мере прибытия новых славянских колонистов усиливается славянский компонент.

О заселении южного Подмосковья вятичами свидетельствуют многочисленные курганы - погребения, сохранившие­ся до сих пор в Царицыне, Орехове, Братееве и еще не так давно существовавшие в Борисове, Шипилове, Зябликове, Чертанове, Сабу­рове, Бирюлеве и других районах Южного округа. Об этом же говорят и их поселения, раскопанные археологами в долине реки Язвенки в Орехове, в Коломенском и Дьякове. Раскопки показали, что вятичи жили небольшими деревеньками до 5 дворов, расположенными, однако, довольно густо (через 300-500 м). Они были земледельцами и ското­водами, разводили коров, лошадей, кур. Реки, вблизи которыхьрас­полагались их поселения, ныне сильно обмелевшие, тогда были пол­новодны, полны рыбы и даже судоходны (для этой цели вятичи их подпруживали).

Курганный обряд захоронения у вятичей появился позднее, чем у других славянских племен.  Сначала, до XI в. , они сжигали умерших, о чем говорят результаты раскопок Большого кур­гана в подмосковном селе Беседы, где под насыпью был найден сго­ревший сруб, но затем под влиянием распространения христианства на место сожжению пришло захоронение в землю. Однако и прежние языческие обряды еще долго сохранялись среди вятичей: могилы были неглубокими или даже на поверхности земли, сверху на них насыпа­лись курганы, вместе с умершим в могилу клали горшки с едой, бы­товые предметы. Благодаря находкам в курганах мы можем предста­вить себе , как одевались вятичи, какие носили украшения. Самыми известными из них являются семилопастные височные кольца - отли­чительный признак принадлежности к вятичам.

На основании найден­ного в курганах черепа антропологом М. Герасимовым был воссоздан облик вятичской девушки. По мнению ученых, жители этих мест были среднего роста и, в основном, брюнеты. Отсутствие в могилах ору­жия указывает на мирный характер их жизни. Жившие в дремучих ле­сах Подмосковья, вятичи вовсе не были такими дикарями, как об этом, например, пишет летописец Нестор в "Повести временных лет". Весьма высоким был уровень развития у них ремесел, в том числе ювелирного. В царицынских и ореховских курганах XII в. - совре­менниках Москвы Юрия Долгорукого - найдены семилопастные височные кольца, украшенные орнаментом, схожим с восточным, арабским. Еще на одном кольце ученые усмотрели орнамент в виде стилизованной буквы "О", выполненной в манере, характерной для украшения русс­ких рукописных книг того времени. Значит, ремесленники вятичей творили, имея перед глазами образцы высокоразвитого восточного искусства, а также имели связи с городской книжной средой, оказы­вавшей на них влияние. Поселения вятичей прекращают свое сущест­вование в XIII в. во время татаро-монгольского нашествия. После этого времени исчезает курганный обряд захоронения. В Подмосковье происходит приток населения из пограничных с Ордой земель, спаса­ющегося от татарского разорения. Этому способствует и политика московских князей, заселявших свое княжество захваченными в меж­доусобных войнах пленными. Вятичи растворяются в их массе и вхо­дят в состав формирующейся русской народности.


Формозов А.А. Следопыты земли московской. М., 1988.
post-5653-1294937094.jpg


Если посмотреть на карту курганов. Мне видится, что Борисовское кладбище находится на одном из таких мест. Курган - погребение вятичей.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
kturbike

kturbike

Сообщений: 289
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 210
Такая карта есть http://kahirka.narod.ru/karts/kasArh.htm
Однако почти все курганные группы находятся в братеевской излучине. В борисово лишь одна группа из 21 кургана. Находилась она на противоположном берегу. Хотя схема очень примитивна но на стометровке 51 года они отлично читаются. Также неплохо видны группы уже исчезнувших курганов на карте 1878 года. Но и там наибольшее их скопление у Братеевского кладбища.
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13513
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38071
Еще любопытное чтиво - (разбираю скаченные источники по нашим окрестностям)
Царицыно: Археология современности


[
Изображение на стороннем сайте: Caricinski_8901872_8709075.jpg ]




kturbike
№249 и №250 пересекаются, практически, в одной точке Братеево и Борисово.


---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13513
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38071
Интересные страницы.


1605 год

При царе Борисе Годунове два его родственника были связаны с развитием русской картографии.
Юный сын монарха Федор Борисович получил достойное для своего времени образование. Лет в 13–14 он увлекся рисованием карт. Есть предположение, что царь обнаружил в архивах какие-то старинные географические документы. Они были в плачевном состоянии и требовали реставрации. Борис Годунов все же сумел разглядеть на них неизвестные земли и моря. Царь решил: ветхие карты надо хранить до поры до времени в секрете, даже от своих приближенных.
Но кому поручить тайную реставрацию важных документов?
Борис Годунов выбрал своего сына. Пятнадцатилетний Федор не только справился с непростым заданием отца, но и принял участие в составлении лучшей для того времени карты России.
После смерти царя Бориса он взошел на престол, но вскоре, в возрасте 16-ти лет, был подло убит предателями родины, сторонниками Лжедмитрия I.


[
Изображение на стороннем сайте: wwwereadin_3186373_8709428.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: icpicslive_3475536_8709465.jpg ]


Польские интервенты с помощью русских приспешников в июне 1605 года захватили Москву. Завоеватели вывозили из России не только материальные ценности. Их интересовали книги, архивные документы и географические карты. Они изъяли все попавшие им в руки работы Федора.
1604

Тайна, унесенная главой политического сыска
Троюродный брат царя Бориса Семен Никитич Годунов возглавлял при нем политический сыск. В конце 1604 года Семен Никитич вернулся в Москву из Астрахани. Там он вел переговоры с ногайским князем Иштереке и сумел убедить его перейти на сторону России. Привез брат царя с собой из ногайских владений географическую карту, неизвестно кем и когда изготовленную, хотя названия и пояснения на ней были на русском языке. Однако больше всего удивили в ней Семена Никитича очертания северо-восточной окраины Сибири и отделенной проливом «неведомой земли». Согласно историческим документам, к началу XVII века русские землепроходцы еще не бывали восточнее берегов Оби.

После захвата Москвы Лжедмитрием I Семена Годунова сослали в Переяславль. Но там он прожил недолго. Вначале из столицы к нему наведался какой-то иностранец. Выпытывал, где спрятана географическая карта, привезенная из ногайских владений.

Чем закончился допрос, неизвестно. Вскоре Семен Годунов был убит. Существовала ли на самом деле карта, изготовленная до XVII века, с изображением северовосточной Сибири и пролива, разделяющего Азию и Америку? Поиски в архивах России и США пока не дали на это ответ.
1627

Памятник русской историко-географической мысли
Составленная в 1570 году в Московском Разрядном приказе карта «Большой чертеж» получила высокую оценку ученых и специалистов Европы. Но время шло, открывались новые земли, реки, озера, морские побережья, расширялись границы Русского государства. «Большой чертеж» нуждался в усовершенствованиях и дополнениях. Такая работа была проделана в 1627 году. Вдобавок к географической карте появилась «Книга Большому чертежу». Она представляла собой описание Московского государства.

Во введении этого замечательного памятника русской историко-географической мысли отмечалось: «По государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа России указу сыскан в Розряде старой чертеж всему Московскому государству по все окрестные государства, и в том чертеже и мера верстами, и милями, и конскою ездою, сколько ехать днем станичною ездою на день, написано, и мера верстам положена.

И тот старой чертеж ветх, впредь по нем урочищ смотрить не мочно, избился весь и розвалился…
И в Розряде дьяки, думной Федор Лихачев да Михайло Данилов, велели, примеряясь к тому старому чертежу, в тое ж меру зделать новой чертеж всему Московскому государству по все окресные государства… от усть реки Тенуя, морским берегом к востоку до усть Кола; и от усть Кола морским берегом до Соловецкого завороту до устья реки Нцвы на восток морским берегом до Сумского острогу и до усть реки Онеги; и от Онеги до усть реки Двины; и от Двины до усть реки Печоры, до Пусто озера, и от Пустоозера до устья реки Князковои и берегом Нарымским до реки до Оби, реки и всякие урочища; и за реку за Обь морским берегом до реки Таза и реки Пура до Мангазеи; и по Енисею реку…».

Хоть и отразила «Книга Большому чертежу» расширение просторов Московского государства, однако в ней еще не было ни Чукотского полуострова, ни Тихого океана, ни побережья и островов Америки. Все эти географические объекты появились на картах лишь в XVIII веке.

До нашего времени дошли только копии «Книги Большому чертежу», а сама карта не сохранилась.



[
Изображение на стороннем сайте: wwwereadin_4032835_8709451.jpg ]

В. Н. Бурлак
Русская Америка

Источник
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13513
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38071
Холмогоровы В. И. и Г. И. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII ст.. — М., 1892.

1628 год



[ Изображение на стороннем сайте: Cerkovjpg_4570744_8709536.jpg ]


[ Изображение на стороннем сайте: Cerkov2jpg_1732469_8709543.jpg ]


7136 - 5508 = 1628 год.
По приходным окладным книгам патр. каз. приказа 7136 г., " села Коломенскаго въ приселке Борисовскомъ, у пруда, на каменной платине, дани 4 алтына, 2 деньги, кормовая гривна; за 1635 - 1711 гг. платилось" дани рубль 23 алт.....


КНИГИ ПАТРИАРШИХ ПРИКАЗОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В.
КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Устинова Ирина Александровна


Основной костяк документации Патриаршего Казенного приказа составляли расходные книги (сохранилось 15 книг) и приходные книги (сохранилось 15 книг). В первые в предметно-хронологическом порядке вносились записи окладных (постоянных) и неокладных (непостоянных по размеру, косвенных) расходов денежной домовой Патриаршей казны, связанные с финансированием деятельности всего Патриаршего двора. Вторые фиксировали сбор дани и недоимок с жилых церквей Патриаршей области (епархии Патриарха), долгов с частных лиц, неокладных доходов Казенного приказа, а также поступления из всех учреждений Патриаршего двора (пошлинных денег, доходов Дворцового, Судного приказов и Тиунской избы).

Для записи денежных поступлений с опустевших церковных земель, отданных приказом в аренду, в приказе велись приходные книги с пустых церковных земель (сохранилось 15 книг). Книги записные печатных пошлин (сохранилась одна книга) фиксировали пошлины, взимавшихся за приложение Патриаршей печати к официальным документам, в ставленнические книги заносились данные о выдаче разрешений священникам на осуществление богослужения, смену прихода и проч.

Среди документов Казенного приказа упоминаются расходные восковые книги, где отражались закупки и раздача воска на Патриарший двор и нужды московских церквей. Наконец, в архиве Патриаршего Казенного приказа хранились и книги-отчеты, поступавшие из десятин (единиц административно-территориального деления Патриаршей области).

В приходные книги Патриаршего Дворцового приказа (сохранилось три книги) записывались окладные и неокладные денежные доходы домовой казны с Патриарших вотчин (данные, оброчные, таможенные и проч.). В приказе также существовали записные пошлинные книги. Патриарший Дворцовый приказ ведал всеми домовыми службами Патриаршего дома, где велись книги прихода и расхода натуральных запасов (рыбы, хлеба) и столовые книги Патриархов (сохранилась одна книга) – подневные росписи блюд и сотрапезников Патриарха. При смене руководителя каждой службы составлялись отписные книги казны, которые принимал и проверял дворцовый дьяк. В Патриарший Дворцовый приказ из домовых сел ежегодно поступали отчетные денежные приходо-расходные книги приказчиков.

Архив Патриаршего Разрядного приказа первой половины XVII в. утрачен полностью. Источники дают основание говорить о ведении в нем приходных книг «с пустых поместных земель» и «с оброчных пустошей» (книги сбора арендной платы), а также записных книг судных пошлин. По-видимому, здесь также существовали и записные книги судных дел (как в других московских приказах), и документы, связанные с отбытием Патриаршими детьми боярскими государственной военной службы (смотренные и верстальные списки Патриарших детей боярских, дачные, отказные, отдельные, межевые поместные книги и проч.).

Большой объем дел Патриарших приказов подразумевал необходимость существования документов справочного характера – дозорных, переписных, указных книг. В 1619/1620 г. была проведена перепись большинства десятин Патриаршей области, в ходе которой было составлено 28 дозорных книг жилых и столько же пустых церковных земель (сохранились фрагменты четырех). В Патриаршем Казенном приказе составлялись вычистные книги, содержавшие перечень объектов выпавших из оклада. В отдельные книги для справок оформлялись выписи из писцовых книг на церковные земли в Патриаршем Казенном и домовые вотчинные книги в Патриаршем Дворцовом приказах. В своей деятельности приказные люди руководствовались сборниками указов царя и Патриарха – указными книгами (сохранилось упоминание об одной из них).


Делопроизводство Патриарших приказов было весьма разнообразным по форме и обширным по объему. К сожалению, его сохранность за первую половину XVII в. невысока. Утрачены отчетные документы, поступавшие с мест. Большая часть документов долгосрочного пользования, а также делопроизводственных документов служб Патриаршего двора известна только по упоминаниям в других источниках. Наиболее полно представлен комплекс ежегодных денежных книг Патриарших приказов (сохранилось 47 книг 6-ти видов из 406 книг 14-ти видов), но и он составляет лишь 11 % от их первоначального состава. Единственной относительно хорошо и полно сохранившейся группой документов являются приходные и расходные денежные книги Патриаршего Казенного приказа. Их сохранность за 1620 – 1649 гг. составляет 50 % (сохранилось 43 книги из 87).

Через Патриаршие приказы осуществлялось управление Патриаршей областью, границы которой и объем полномочий Патриарха в ней были определены жалованной грамотой царя Михаила Федоровича от 25 мая 1625 г. Приходные книги церковной дани Патриаршего Казенного приказа иллюстрируют процесс роста территории Патриаршей области в первой половине XVII в., в состав которой входило более 40 городов с уездами, разбросанных по всей территории России. Патриаршей кафедре также принадлежали феодальные владения, поместные земли, оброчные объекты. Власть Патриарших приказов распространялась на все духовенство и причт, а также монастырских и церковных людей в Патриаршей области и феодальных владениях Патриарха, что было впоследствии закреплено в главе XII Соборного Уложения 1649 г.

Собственно «церковным» объектом управления в Патриаршей епархии являлись данные церкви каждого подведомственного города. Издревле в церкви существовала собственная форма административно-территориального управления – десятина. Десятина объединяла, как правило, город с пригородами, уездом и волостями. Деление на десятины было принято во всех епархиях русской церкви.

Всего во владении Патриарха находилось в первой половине XVII в. более 20 сел и деревень в 12 уездах, пять слобод в Москве и Владимире, многочисленные оброчные и откупные объекты (мельницы, рыбные ловли, таможни).

Полученные данные сгруппированы в блоки по основным направлениям доходов и расходов приказа:
1) церковные (церковная дань, арендная плата с пустых церковных земель, пошлины за совершение таинств; содержание церквей, благотворительная деятельность, организация крупных обрядовых действ, обеспечение Патриарха как главы русской церкви);

2) хозяйственные (оброчные и откупные платежи с феодальных владений Патриарха, доходы от продажи сельскохозяйственной продукции; содержание Патриаршего двора, домовых владений Патриарха и их служащих);

3) административные (кредитные операции, доходы с печатных пошлин; организация работы приказов). Выяснение места и роли каждой из этих функций Патриарших приказов и их соотношения позволило дать сущностную характеристику деятельности Патриарших приказов.

(Выдержки из статьи)


Можно еще прочитать Публикацию Устиновой
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13513
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38071
Дополнение к сообщению




[ Изображение на стороннем сайте: Obozn1jpg_3405070_8712119.jpg ]



[
Изображение на стороннем сайте: Pamarheolo_3354496_8712133.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: Pamarheolo_9581212_8712134.jpg ]

[
Изображение на стороннем сайте: Pamarheolo_4090769_8712137.jpg ]


Значок у церкви с. Борисово, как видим, означает - Грунтовые могильники при храмах и монастырские некрополи, локализуемые по данным письменных источников. Интересно узнать топографию границ этого могильника и найти информацию о раскопах в этом месте.


[q]
Грунтовые могильники являются наиболее распространенной категорией погребальных памятников и могут относиться к самым различным периодам истории, изучаемым археологами, — от мезолита до позднего средневековья. Уже это обстоятельство обусловливает огромное разнообразие таких памятников, которое не может не сказаться на особенностях методики их раскопок. Более того, каждый отдельный могильник обычно имеет те или иные специфические черты, которые следует учитывать при его стационарном исследовании. Тем не менее существуют определенные общие правила раскопок и фиксации грунтовых могильников, применимые к памятникам различного времени и различной культурной принадлежности. Именно о таких общих правилах и будет идти речь в настоящей инструкции.
[/q]

Ю. А. Краснов. Раскопки грунтовых могильников.
Источник


Археологические термины

Се́лище — археологический термин, обозначающий древнее (исчезнувшее) неукреплённое поселение. Селище обычно не заметно на местности и обнаруживается только по наличию культурного слоя. Слово употреблялось в русском языке с древних времён и обозначало жилище, а также место бывшего села.

Неукрепленные села (деревни, поселения....)
Они располагались часто по берегам небольших речек, в некотором удалении от их впадения в большие реки (чем, по-видимому, достигалась безопасность). Их планировка, естественно, зависила от месторасположения. Села вдоль рек имели чаще рядовую застройку, мысовые же селища использовали так называемую "кучевую планировку". Древние могильники чаще находились в стороне от этого поселения, или в соседних курганах.

Укрепленные села (селища, поселения...)
встречаются повсеместно наряду с селищами открытыми. Имеют они обычно городище, с валами и рвами, рядом - неукрепленное селище и курганный могильник.


[
Изображение на стороннем сайте: Gorodishej_6690821_8726674.jpg ]


Грунтовый могильник - любая группа погребений (в т.ч. асинхронных и разнокультурных), локализованных в пределах одного погребального поля и не имеющих надмогильных сооружений (чем отличается от курганного могильника). Аналогичное понятие - некрополь. Это старинное кладбище.

По внешним признакам могильники делятся обычно на курганные, отмеченные земляными или каменными насыпями, и грунтовые (без насыпей). Встречаются и смешанные, курганно-грунтовые могильники.



[
Изображение на стороннем сайте: Kniga1jpg_6915855_8726750.jpg ]


1. VII - начало XI в. характеризуются сравнительно крупными неукрепленными поселениями свободных общинников. Сельская община в некоторых случаях соответствовала одному крупному поселению, в других она занимала несколько более мелких поселений - сел, связанных общностью происхождения. Центр общины имел укрепленное городище-убежище на случай опасности, которое строила вся община. Рядом был курганный общинный могильник и, добавим мы, где-то поблизости, по-видимому, было общинное святилище. В.В. Седов полагает, что податная система в это время была нерегулярной.

2. XI - начало XIV в. характеризуются селищами средних размеров (9-12 дворов). В целом поселения меньше предыдущих, а встречающиеся об-ширые селища являются погостами, т.е. административно-податными центрами. Возникшие в XI в., своим происхождением они связаны, - полагает В.В. Седов, - с родоначальными общинными селениями и расположены близ городищ убежищ или святилищ. Очень редки случаи, когда погосты не связаны с общинными центрами. Нужно полагать, что такие административно-податные центры возникали в новых пунктах по воле властей в связи с тем, что общинное население оказывало
сопротивление княжеским или волостным чиновникам. Некоторые погосты объединяли селения нескольких территориальных общин. Погосты были центрами только тех селений, на которых жили свободные общинники. Погостские власти были подчинены волостным правителям. С конца XI в. возникают частновладельческие поселения - феодальные усадьбы "замкового типа". Автор думает, что таких замков в это время было немного и большая часть населения была свободными общинниками (Седов, 19606. С. 126).

3. С начала XIV в. или с его середины селений становится много больше, они мельчают, преобладают малодворные или однодворные поселения (что уже выходит за хронологические рамки нашей книги) (см.: Седов, 19606. С. 126). Судя по источникам, сельские поселения в древности именовались чаще всего селами, погостами, изредка "весь".

Если термин "село" в основе связан с территориальной общиной, то "погост" с Х-ХІ вв. фигурирует как административный центр целого небольшого округа сельских поселений. Иногда погосты объединяли несколько сельских общин, а в целом погосты подчинялись более крупным округам - волостям.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13513
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38071
MooiKraai
Сергей, увидела статью и вспомнила о нашем разговоре по восстановлению Борисовской плотины.
Как оказалось, был проект реконструкции, но на каком-то этапе прекратилось его финансирование. Только мы "рисовали" мельницу у плотины, здесь вариант - домик смотрителя плотины...

"Архнадзор"


[ Изображение на стороннем сайте: wwwarchnad_7462068_8712395.jpg ]


Предложения по музеефикации комплекса фундаментов домика смотрителя плотины и северного крыла Борисовской плотины, разработанные ООО «Эководстройпроект» Официальный сайт организации.
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия
Сообщений: 13513
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38071
По страницам интересных сообщений -

29 сентября 2006

"Мой район"


[ Изображение на стороннем сайте: imr7ruphot_9142269_8712685.jpg ]


В сентябре на территории возле бывшего села Борисово закончились археологические раскопки.В результате были определены границы древнего поселения и найдены предметы и украшения 12 века. Раскопки проводили сотрудники Института археологии РАН и студенты-практиканты.

Поселение, или селище, относят к так называемой дьяковской культуре. «На территории Москвы дьяковская культура предшествовала культуре славянской, — поясняет руководитель отряда Татьяна Бакунова. – Она, по некоторым сведениям, охватывает период с 9 века до нашей эры до 8 века нашей эры».

Этим летом археологи нашли керамический материал того времени – осколки разбитой посуды.
Также найдено большое количество женских украшений: височные кольца, амулеты, перстни, бусы, подвески, браслеты. Но эти предметы относятся уже к древнерусской культуре конца 12 века. Как говорит Татьяна Бакунова, о том, «как жили люди в этот период известно крайне мало, и вот – такая удача, это действительно уникальные находки!».

Ещё одна находка — нательный крестик и бронзовый ключик-оберег из сплава, содержащего серебро. Николай Кренке, кандидат исторических наук, предполагает, что они «могли принадлежать одному и тому же человеку. В таком случае, это был христианин и в то же время — язычник».

Первые доказательства существования дьяковской культуры в районе Борисовских прудов были найдены ещё 13 лет назад археологом Максимом Крыловичем. Максим, тогда ещё подросток, нередко гулял у прудов с друзьями. «Однажды мы с ребятами нашли россыпь керамических черепков. На вид это были явно старинные вещи, и мы отнесли их в наш кружок юных археологов».
Находки осмотрел Александр Векслер, который был тогда начальником отдела археологии Музея истории Москвы (сейчас - главный археолог столицы). Векслер пришел к выводу, что это части керамических сосудов, относящихся к дьяковской культуре. «В другой раз там же, на берегу, пнул ногой кочку и увидел «грузик» - небольшой глиняный предмет, который в результате стал главным доказательством существования дьяковского селища».

Примерно через месяц специалисты из Института археологии продолжат раскопки в районе Борисовских прудов.
Селище: термин, применяемый для обозначения остатков неукрепленного поселения. Селище, как правило, не имеет внешних признаков, что затрудняет его поиски. Оснаруживается по наличию культурного слоя и находкам отдельных предметов, принадлежавших его друвним обитателям.

Дьяковская культура: Получила название по Дьякову городищу раннего Железного века на территории Москвы. Для нее характерна так называемая «текстильная» керамика, скифские украшения, глиняные грузики.


27 октября 2006

resize_ed5ium1xXA2yd2ib4Kr8.jpg

«Комендант Кремля не требовал же установить фамилию неизвестного солдата, в честь которого горит Вечный огонь. А нашим местным властям нужно установить имена-фамилии погибших солдат», — говорит историк Игорь Сергеев из Орехово-Борисово, недовольный отказом управы поставить памятный знак неизвестным воинам, захороненным на Шипиловском кладбище.
На улице маршала Захарова есть огороженная территория, на которой когда-то располагалось кладбище «Березки» бывшего хутора Шипилово. Среди могилок — щит, на котором имена шипиловцев, не вернувшихся с войны. А чуть поодаль — безымянная могилка, с крестом. Считается, что здесь было шесть неизвестных захоронений времен Великой Отечественной.
«Там стояли шесть красных фанерных пирамидок со звездочками», — рассказывает Леонид Жиляев, который еще мальчишкой видел, как хуторяне каждую весну красят эти пирамидки и звездочки.

«Кто сказал, что [похороненных солдат] было шесть? Может, и больше. Было шесть захоронений, а сколько в них погребено, никто же не знает!», — говорит Елена Янишевская. Она ухаживает за могилой священника Василия Богоявленского, находящейся рядом с местом захоронения неизвестных солдат. Елена Павловна о захороненных бойцах слышала от соседей. Она, человек набожный, молится за упокой тех, кого, по ее мнению, забыли.

«В начале 70-х через Борисовский пруд проложили мост и автостраду, — рассказывает Игорь Сергеев, который 30 лет занимается историей южных районов Москвы. — Многоэтажки стали строить, а старые деревянные домики сносили. Так исчезло Шипилово. Кладбище тоже перенесли, прах погребенных перенесли на 206-й участок Хованского кладбища. А эти могилки шести участников Великой Отечественной войны так и остались!»
Рядом с местом, где теперь станция «Орехово», была так называемая Красная школа. Во время войны в ней размещался госпиталь. Умерших хоронили на Ореховском и Шипиловском кладбищах. «А когда вывезли прах тех, чьи фамилии были известны, эти шесть [могил] так и остались. Кто его знает, почему так получилось. Не сохранились их данные», — рассказывает Сергеев.
Префектура округа хотела было к 60-летию Победы установить здесь постамент. Но вскоре пришел официальный ответ: «В Военном комиссариате Москвы никаких сведений о захоронении военнослужащих, погибших или умерших от ран на Шипиловском кладбище, нет». А откуда тогда взялись те пирамидки со звездами?

«Возможно, [они] стояли временно на могилах погибших в госпитале солдат, а когда их вывезли, пирамидки просто отставили в сторону», — комментирует источник в префектуре ЮАО, согласившийся общаться на условиях анонимности.
По просьбе Елены Янишевской на старом кладбище власти разрешили построить часовню. «Осталось благословение церкви получить, — говорит она, — так и будем ухаживать и за могилой священника, и за этими, солдатскими захоронениями».


29 декабря 2006

В конце декабря воду из пруда спустили, и дно водоема начал вычищать экскаватор. Скоро этих экскаваторов станет больше , говорит Сергей Дерюгин, начальник 6-ого района ГУП «Мосводосток», который руководит работами.

«Водоем заставят дамбами, разбив таким образом на квадраты. В каждом квадрате поставят экскаватор, который будет выгребать ил и крупногабаритный мусор», - рассказывает Дерюгин.
Все извлеченное со дна, вывезут на самосвалах за пределы района. Очистку планируется закончить весной. Затем водоем снова наполнят, запустят в пруд рыбу и начнут благоустройство берегов и прибрежной территории.
Полностью работы будут завершены в сентябре 2007 года. Затем наступит черед очистки реки Городни, протекающей в Братеево. Сначала – осенью 2007 года – реконструируют дамбу, разделяющую Городню и Борисовский пруд, а потом займутся руслом реки.


19 января 2007



[ Изображение на стороннем сайте: imr7ruphot_2423180_8712718.jpg ]


На Борисовских прудах воду слили, но рыбаков только прибавилось: в оставшейся лужице полно рыбы, и ее иногда ловят даже археологи, проводящие здесь раскопки.

Воду из Борисовских прудов спустили осенью прошлого года. Сейчас на месте, где находилась плотина, работают сотрудники института археологии РАН, команда Николая Кренке. Раскопки идут чуть больше месяца, но уже обнаружены фрагменты плотины и предметы быта.

Среди находок археологов — деревянная обмостка набережной, старый водослив плотины, а также крестик, монеты, колечко, осколки керамики.

В последние дни были найдены солнечные часы. По версии археологов, это перемещенный откуда-то камень весом около 150 килограммов, служивший ранее фундаментом здания. «Судя по знакам на камне, это были солнечные часы», — говорит Татьяна Бакунова, старший научный сотрудник института археологии. Пользоваться часами можно и теперь, воткнув в их центр, к примеру, гвоздь.

Власти планируют восстановить плотину и мельницу, которая когда-то находилась рядом с ней, в точности, как они изображены на старых рисунках. «Конечно, придется использовать современные материалы, - рассказывает Бакунова, — но в целом есть план воссоздания в том виде, в котором она существовала еще в XVII веке».

Плотину построили в конце XVI века. Архитектором проекта, предположительно, был градоделец Федор Конь, а указ о строительстве издал Борис Годунов. Не случайно плотину называли тогда Цареборисовской.

«Это был один из первых указов царя Бориса после удачного выступления против Казым-Гирея в 1591-м, — рассказывает краевед Денис Балуев, — когда царю были подарены тридцать два селения, в том числе Овражки, которые потом стали называться Борисово».

При Советской власти плотину засыпали землей. «В последний раз навредили плотине в 1987 году, когда залили цементом», — говорит Балуев. Чуть выше плотины находилась старая мельница, по словам Балуева, красивый памятник архитектуры XVII века. Археологи рассчитывают откопать ее фрагменты, а также и фрагменты жилых построек.


25 мая 2007


Жизнь продолжается. Пыль от самосвалов и вагончики, где живут рабочие, не мешают десяткам горожан проводить время в привычном месте отдыха. «А мы и купаться пойдем», — говорит 15-летняя Маргарита Тюльпина из Братеево.
«Вход на пляж свободный, и закрывать на время работ его не будут, но в воду лезть [местами дно прудов немного прикрыто водой] я бы не рискнул», — говорит Громов.
Сейчас на пляже выкладывают дорожки. Урны, грибки и раздевалки установят позже. По словам проектировщиков, левая береговая полоса водоема станет шире и длиннее. Ее укрепят и засыплют песком, смешанным с цеолитом. Это позволит избежать зарастания пляжа травой.

Правый берег, тот, что ближе к храму, отдадут любителям рыбалки, построят помосты. «Мосрыбвод» запустит рыбу. Сейчас она сохранилась лишь в нескольких мутных лужах на территории пруда. По словам Громова, ее иногда ловят руками.
Воды нет, привычка остается Масштабное строительство не заставит москвичей отказаться от возможности расслабиться на берегу, говорит Владимир Первозванцев с Каширского шоссе. По его словам, жителям окрестных районов, у которых нет дач, отдыхать больше негде. «Деваться некуда, пруды и все», — говорит Первозванцев.

После первого этапа реконструкции будет второй — обновление Шипиловской и Борисовской плотин. Пока там вместе со строителями работают археологи.


14 сентября 2007

В Нижние Царицынские и Борисовские пруды во вторник запустили 32 тысячи мальков карпов, золотых и серебряных карасей. «Обычно не приживается у нас менее 10 процентов рыб», — говорит Валентин Клушин из компании «Эко-грин», которая ведает вопросами благоустройства прудов и прилегающей территории. Рыба в пруды приходит из реки Городни. «Во время очистки дна прудов экология их была потревожена, зарыбление призвано ее поддержать», — рассказывает Клушин.

По его словам, выпущенные в пруды виды рыб исстари присущи Царицынским и Борисовским прудам. «Они здесь водятся еще со времен Екатерины», — говорит Клушин. Рыбная ловля на Нижних Царицынских и Борисовских прудах ограничена не будет. Она запрещена лишь на Верхних и Средних Царицынских прудах. Следить за состоянием водоемов будет единая компания по обслуживанию комплекса «Царицыно», которую создадут в ближайшее время, добавляет Клушин.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 41 42 43 44 45 * 46 47 48 49 ... 96 97 98 99 100 101 Вперед →
Модераторы: Tasha56, Tomilina
Вверх ⇈