Метрические книги и записи старообрядцев
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14577 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8925 | Наверх ##
3 марта 2016 19:41 Radovskiy написал: [q] была ли старообрядческая община[/q]
Списки зарегистрированных после указа 17 октября 1906 года старообрядческих общин можно посмотреть в журнале "Церковь" и "Слово Церкви", имеющимся в московских библиотеках. Кроме того, можно полистать епархиальные ведомости (особенно -- миссионерский отдел). Для советского времени рекомендую находящийся в Москве ГА РФ (рубеж 1950-60-х годов. | | |
valcha https://forum.vgd.ru/349/ Сообщений: 24853 На сайте с 2006 г. Рейтинг: 20489 | Наверх ##
4 марта 2016 10:44 Radovskiy написал: [q] А не подскажете, была ли старообрядческая община в с. Черкасское Вольского района Саратовской области[/q]
Подскажем  , читайте .С. Полозов - К истории старообрядчества Вольского района Саратовской области............Старообрядцы в селе Черкасском появились во второй половине XVIII веке, когда его владелец князь Черкасский пригласил к себе на поселение вольных людей. Среди новых поселенцев было немало староверов, преследовавшихся светской и духовной властью. В селе они нашли вольное житье, и старообрядчество стало стремительно развиваться. Здесь писали книги и иконы, лили образа, укрывали беглых священников. В окрестных лесах возникали скиты старообрядцев разных согласий. Так, к концу XVIII века образовалось многолюдное (более 3600 человек), вольное по характеру, разнообразное по вере село. Оно стало одним из центров старообрядчества, где обосновались различные согласия, ведущим среди которых была поповщина. Отсюда шла активная пропаганда на окрестные и даже отдаленные селения. В 1889 году в Черкасском было около 4500 жителей, из них более половины – старообрядцы. Они делились на 4 согласия: беглопоповцы, белокриничники, поморцы и спасовцы. Каждое из них имело свой молитвенный дом. У беспоповцев были наставники, у белокриничников – священник.В 1914 году в Черкасском существовали как минимум два молитвенных дома: Мыльникова («австрийская») каменная церковь и «кулугурская» (поморская) деревянная моленная Бырыкиных. В 1929 году оба молитвенных дома закрыли. Белокриничники стали молиться по домам (прекратили собираться в 1980 году), а поморцы организовали новую моленную в доме наставника. В 1936 году эту моленную закрыли, активных деятелей общины репрессировали, и поморцы также стали собираться на моление тайно, по домам. Сейчас в Черкасском около 3700 жителей, из которых примерно половина старообрядческого происхождения. Поморцев в селе много, но на службу собираются всего 5 человек. Здесь также проживают до 10 беглопоповцев, которые общиной не собираются и для отправления треб ездят в Вольск. Библиографический список Бибикова М.Ю. Старообрядчество г. Вольска и Вольского уезда XVII – XX веков // Саратовское Поволжье в панораме веков: история, традиции, проблемы. – Саратов, 2000. Быстров С.И. Поморское согласие в Саратовском крае (Со второй половины XVII столетия до 80-х гг. XIX в.). – Саратов, 1923. Лунин А.А. Историко-статистическое описание селений Вольского уезда, Саратовской губернии. – Вольск, 1889. Полозов С.П. Состояние сельского старообрядчества в окрестностях города Вольска Саратовской области // Управление социальными процессами в регионах: Российская научно-практическая конференция. – Екатеринбург, 2002. Ч. 1. Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. Опыт исследования по неизданным материалам. – Саратов, 1888. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. – М. 1993. Кн. VIII. Шалкинский П. Обозрение раскола в Саратовской епархии. – Саратов, 1892. --- Платным поиском не занимаюсь. В личке НЕ консультирую. Задавайте, пож-ста, вопросы в соответствующих темах, вам там ответЯТ.
митоГаплогруппа H1b | | |
Radovskiy Новичок
Москва Сообщений: 10 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 10 | Наверх ##
4 марта 2016 14:57 Konstantin Ivanov, спасибо! Попробую посмотреть в упомянутых журналах для начала! valcha, спасибо огромное за подробнейший ответ! Собственно, учитывая постоянно упоминание в семейных рассказах слова "кулугур", делаю вывод, что меня интересует именно «кулугурская» (поморская) деревянная моленная Бырыкиных --- Ищу сведения: Радовские (Украина), Кошаровские (Украина), Вороновы (Смоленск), Курочкины (Рязань-Тула), Белкины (Смоленск), Титовы (Архангельск), Кондрашины (Пенза-Саратов), Стуловы (Саратов), Егоровы (Саратов), Пронины (Саратов) | | |
AntonV Москва Сообщений: 2787 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 822
| Наверх ##
20 марта 2016 0:23 mieleНа первом курсе истфака у К.И. не изучали одну небольшую деталь (это я к тому, что тоже ходил на этот самый первый курс и через энное время даже три буковки к имени заполучил - кэ-и-эн, что и у уважаемого модератора). Учет рождений, браков и смертей старообрядцев был возложен на местную полицию, о чем можно в подробностях почитать, например, вот тут: http://evcppk.ru/kurs-gosudars...aniya.html(если будет предупреждение при переходе на ссылку, бояться не надо) Соответственно, и их метрики велись не ими самими (хотя, скажем, в Москве Преображенская община вела и свои книги), а местными полицейскими органами, и хранятся они (хотя сохранность хуже, чем, например, православных) в фондах местных органов внутренних дел(м.б., на уровне уезда или только губернские экз., ну это надо смотреть). Вот пример по соседней с Вами губернии: https://forum.vgd.ru/472/68400/ | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14577 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8925 | Наверх ##
20 марта 2016 10:24 AntonV написал: [q] На первом курсе истфака у К.И. не изучали одну небольшую деталь[/q]
Да. Изучал в рамках специализации "Отечественная история". Изучал и дополнительно при написании дипломной работы. | | |
galinaS Казань Сообщений: 6707 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 5940 | Наверх ##
20 марта 2016 10:42 Не в порядке ответа на заданный выше вопрос о Метрических книгах Рогожского кладбища в РГБ: РОГОЖСКИЕ МЕТРИКИМожет, пригодится кому-то. --- http://foto-progulki.ru/ - мой блог
http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/ - Старообрядческое Подмосковье
---------------
На вопросы в личку не отвечаю. Пишите в соответствующих темах.
Исследовательско-архивные услуги не оказываю.
Казанская губ.: Ригберг, Матерн, Сохно | | Лайк (1) |
AntonV Москва Сообщений: 2787 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 822
| Наверх ##
20 марта 2016 15:10 Konstantin IvanovНо это не повод все-таки для того, чтобы давать, так сказать, советы Полишинеля, считая при этом, что вопрошающий настолько туп или ленив, что не имеет понятия про гугл, например. Гугл не нуждается в Вашем посредничестве, как и те, кто просят совета... Насколько я могу заменить, подобное Ваше отношение уже слегка озадачило руководство Вашего ун-та... Я не берусь учить Вас жить, хочется Вам держать окружающих за дураков, не способных куда-то там позвонить или что-то погуглить, то Ваше право, но иногда, знаете, это немного раздражает, когда требуется конкретный совет, а Вы какие-то элементарные вещи с умным таким видом воспроизводите из гугла (это я про пару своих вопросов, кстати). Но в данном случае, если у вас специализация - старообрядчество, и Вы не могли воздержаться от желания поучить жить, а просто сказать, что надо смотреть в документах административно-полицейских учреждений? Может, кому-то это и может понравиться, но я бы, на будущее, просил бы Вас, если Вы видите мои вопросы, воздержаться от цитирования первых трех включений из гугла, но если у Вас будет что сказать, помимо гугла, милости просим? Договорились, коллега? | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14577 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8925 | Наверх ##
20 марта 2016 16:15 AntonV написал: [q] считая при этом, что вопрошающий настолько туп или ленив[/q]
Ссылку на те места а форуме, где я писал о тупости вопрошающего можете привести? AntonV написал: [q] Насколько я могу заменить, подобное Ваше отношение уже слегка озадачило руководство Вашего ун-та...[/q]
Вы присутствовали при этом? AntonV написал: [q] я бы, на будущее, просил бы Вас, если Вы видите мои вопросы, воздержаться от цитирования первых трех включений из гугла[/q]
Гуглом не пользуюсь. Не нравятся мои ответы -- не задавайте мне вопросов. AntonV написал: [q] коллега?[/q]
Ссылку на автореферат можно? Или на личную страницу на сайте ВУЗа? | | |
GREAKLY Сообщений: 473 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 103
| Наверх ##
4 июля 2016 5:51 Подскажите, пожалуйста, как велся учет браков и рождений у страрообрядцев в начале 20-го века в крупных городах? Мой прадед (старообрядец) после службы во флоте остался жить в СПб. В 1905-06 г.г. он женился, а в 1906-07 г.г у него родился первый ребенок (брат моего деда). В январе 1918 года родился мой дед.
Проблема в том, что в январе 1918 года ЗАГСы еще толком не функционировали, а метрические книги в церквях уже не велись. На это наслоилось еще и старообрядчество моего прадеда. Где мне искать данные о рождении моего деда, если я не знаю ни общину, к которой принадлежал прадед, ни точное место его проживания (только приблизительно). Где скорей всего будут данные о браке 1905-06 г.г , рождении первого ребенка в 1906-07 г.г. и второго в январе 1918 г : в специальной книге полицейского участка, метрической книге какой-то общины или метрической книге одного из старообрядческих/единоверческих храмов (с СПб их было несколько штук).
Каков в такой ситуации должен быть алгоритм поиска? | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14577 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8925 | Наверх ##
4 июля 2016 6:26 GREAKLY написал: [q] метрической книге какой-то общины или метрической книге одного из старообрядческих/единоверческих храмов[/q]
Это одно и то же. GREAKLY написал: [q] Каков в такой ситуации должен быть алгоритм поиска?[/q]
Проверить метрические книги всех старообрядческих общин г. Санкт-Петербурга, начиная с регистрации общин на основании Закона от 17 октября 1906 г. | | |
|