Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 181
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 200 | продолжаю знакомить аудиторию с редкими метрическими записями олицетворяющими непростые жизненные ситуации 19 века. полагаю, материалы убедительно покажут, что генеалогия - это не столько даты и имена, сколько изучение конкретных обстоятельств, выводы из прожитых предками ситуаций, поминание ушедших людей! ожидаю, что это придаст мощный импульс к детальному изучению родовых линий.
кратко суммирую результаты моего кропотливого исследования (анализа и синтеза) по ситуации, которая ожидает мнений, корректировки, консультаций от специалистов-генеалогов, чья квалификация превышает мои, весьма скромные, аналитические возможности... вводные сведения:местоположение: Российская Империя, Волынская Губерния, Овручский уезд, Покалевская воластьвыяснилось, что в 1892 году два двоюродных брата, жители деревни Скребеличи (православные прихожане села Хлупляны), оба 1870 г.р. 1. Михаил Никитин Павлов Чупрук-Бабич (мой прапрадед) 2. Григорий Трофимов Павлов Чупрук-Бабич по не ясной причине, женились в другом православном приходе (село Покалев)... здесь отмечу, что ситуации, в принципе, обычная, когда брак регистрировался в приходе невест, но... не понятно почему вдруг и, главное как... они отыскали невест в далеком лесном хуторе Ясенец (Рудня Ясенецкая). итак. Григорий женился на Марфе Станиславовне дев. Гвоздь, крестьянке Рудни Ясенец, в январе 1892 Михаил женился на Александре Александровне дев. Шиманской, крестьянке Рудни Ясенец, в ноябре 1892 по некой, весьма странной причине, обе невесты: и Марфа, и Александра умерли в возрасте 33 летМарфа умерла от родов в 1907 (дитя так и не родилось, но до этого у нее были другие дети) Александра умерла от чахотки в 1904 (она успела родить 5 детей, но выжил только один - мой прадед Афанасий Михайлович 1899 г.р.) это, на мой взгляд, странное стечение обстоятельств послужило отправной точкой и мотивировало исследование линии Александры Александровны дочери католика Александра Мартынова Шиманского и православной Устины Михайловны Чудак в данном случае разбираются родовые линии фамилии ШИМАНСКИЙ... линия выглядит следующим образом: Александра Александровна - Александр Мартынович - Мартын.... предстоит определить имена и годы жизни отца и матери Мартына Шиманскоговот запись 1839 об Агате, которая по моему мнению и является матерью Мартына. там указан и Мартын и Иван и дочери, но не разборчиво написано имя супруга, а так же не понятно, была она вдовой на момент смерти или супруг был еще жив. (в записи на латыни указана цифра 18, но возможно, посмертный возраст записан все таки как 80 лет и это писарь ошибся в цифре)...  следующая запись. в 1838 году, за год до смерти Агата выдает замуж одну из одноименных с ней дочерей Агату и там вновь упомянуто имя ее супруга и отца невесты. здесь имя супруга Агаты и отца Мартына проиндексировано на geneteka.genealogy.pl и написано как ОРИОН (но у меня есть серьезные сомнения в имени)  далее в 1867 в записи о смерти упомянутой невесты Агаты (по мужу Дрозд) снова указано имя отца, но уже вроде бы как АНАНИЙ  перевожу ваше внимание на следующие записи, которые касаются возможного второго сына Агаты и Анания - Ивана. Римо-католик Иван Ананьев сын (вероятный брат Мартина) был женат трижды, но в разных случаях его вероисповедание либо записано, либо не указано... показываю записи о двух его бракосочетаниях...   из записей ясно, что этот Иван был католиком, как и его отец Ананий и я особо обращаю ваше внимание на это, в связи со следующей, весьма странной записью 1847 в православном приходе села Покалев, где зафиксирована смерть некого АНАНИЯ, который, по моим предположениям - один и тот же, и является РИМО-КАТОЛИКОМ - отцом Мартина и Ивана, супругом Агаты... чья смерть, почему то, записана в православном приходе села Покалев, а не в приходе костела Веледники.  основной вопрос состоит в идентификации супруга Агаты (если мы соглашаемся с тем, что она и есть мать Мартина), а сложность для меня состояла в прочтении имени, которое было, вероятно, искажено на geneteka.genealogy.pl как ОРИОН и запутано записью в православном приходе, где, вроде бы как, по правилам, смерть католика не может фиксироваться. но вот еще одна запись о бракосочетании 1791, тоже с некой Агатой, очень похожей на мать Мартина, но уже с именем супруга Адам и приходом ( в принципе близком) костеле города Овруч (Owruch) снова внесла сомнения в имя Ананий.  если соглашаемся с тем, что смерть римо-католика Анания записана в православном приходе и это он есть (возможно дело в расстоянии - далеко до костела), то в такой случае, почему бы не быть записанной и второй подобной записи.. есть еще одна любопытная запись и тоже из православного прихода села Покалев, где возможно, записана смерть ЕКАТЕРИНЫ (она же КАТАРИНА) - жены Мартина и матери Александра вот запись 1831 о рождении Александра Мартына сын Шиманского, где матерью указана Катарина. вот запись 1870 о смерти некой, очень подходящей по возрасту Екатерины, которая может являться римо-католичкой Катариной, женой Мартина и матерью Александра. правда, она могла сменить веру незадолго до смерти и потому ее записали в православном приходе, но как по Вашему, это вероятно или все таки указана другая Екатерина?...  вопросы: 1. кто все таки отец и мать Мартина и каковы годы их жизни?
2. если отец Ананий, то есть ли сведения о Стефане Шиманском - деде Мартина (возможно на генетике Вы сумеете что то найти, я не сумел)?
3. является ли запись о смерти Екатерины Ивановой Шиманской подтверждением смерти римо-католички - матери Александра и жены Мартина? то есть это одна и та же Екатерина/ Катерина или другая?
4. какие мнения по записи 1791 (брак Агаты и Адама) - это другие люди или одни и те же - родители Мартина и Ивана?
P.S. дополнительные сведения можно смотреть на geneteka.genealogy.pl по фамилии Szymanski (приходы Wieledniki, Owruch и возможно, другие) благодарен, уважаемые генеалоги, за уделенное тексту время, мнения, уточнения, коррективы! familyroots | | Лайк (2) |
familyroots Сообщений: 264 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 200 | продолжаю знакомить аудиторию с редкими метрическими записями. в данном случае рассматривается весьма не простой жизненный путь римо-католика Ивана Ананьева Шиманского, но именно в контексте конкретных примеров на поднятую выше тему - возможность регистрации событий жизненной деятельности (рождение, брак, смерть) христиан католического вероисповедания в приходах православных церквей и, наоборот, регистрация православных в католических приходах. сведения публикуются с информативной точки зрения, не несут запроса на консультацию и имеют целью повысить градус генеалогического интереса к собственным родовым линиям каждого читающего. вместе с тем, мнения, заметки и коррективы, разумеется, только приветствуются. показываю Ивана сына Анана Шиманского...Иван, примерно, 1803 года рождения. место жительства: Российская Империя, Волынская губерния, Овручский уезд, Покалевская воласть, хутор Ясенец (рядом одноименная река Ясенец, именовалось местечко по разному: и как хутор Ясенец, и как Рудня Ясенецкая). Координаты хутора Ясенец: 51°28′51″N 28°34′59″E Иван был женат трижды. Овдовев по первой жене Феодоре Ивановне (Teodora Koncziewska) - она родила ему как минимум 3 детей, Иван женился вторым браком на вдове умершего крестьянина Рудни Верхней Якова Ивановича Загребельного - Марфе (она же Марта Онисимова Мельник) брак 2 (Ивана) 1835 года зафиксирован в православном приходе села Покалев, что может свидетельствовать о том, что невеста православная, либо, (что очень сомнительно), покойный 1 супруг невесты Марты был православным и потому второй брак, уже вдовы Марты, регистрировался в православном приходе.  забегая несколько вперед показываю смерть Марты - жены 2 Ивана, в 1858 году, которая записана в православном приходе с упоминанием православного имени МарФа и свидетельствует о ее православном исповедании.  Овдовев по второй жене Иван женился тоже на вдове (по 1 мужу Михаилу Чудаку) православной Феодосии Алексеевне (дев. Сенько) третьим браком будучи в возрасте 55 лет в 1858 году. брак 3 Ивана 1858 год поясняю весь трагизм жизненной ситуации Ивана сын Анана и причины, побудившие его к столь многократной брачной активности...В 1847 году 16 октября Иван потерял отца Анания (ему было около 85 лет), а буквально через несколько дней похоронил сразу 3 малолетних сыновей (от 2 брака с православной Мартой Мельник): Иосифа, Ивана, Стефана, умерших от кори 25, 27, 30 октября, соответственно. Смерть мальчиков, по некой причине, зафиксирована в католическом приходе костёла села Веледники, в то время как их мать православная (мы это видели по записям см. выше), что означало - дети должны быть православные! Смерть же отца (Анана) - наоборот, зафиксирована в православном приходе села Покалев, в то время как он римо-католик. Это свидетельство некой, весьма сложной ситуации, сложившейся в 1847 году, характеризовавшейся беспорядочными или напротив, намеренно сделанными записями.показываю записи о рождении Ивана и Степана (рождение Иосифа не обнаружил), где фиксируется их католическое исповедание ( в то время как мать Марфа православная)   показываю записи о смерти Иосифа, Ивана и Степана в католическом приходе села Веледники (их мать Марта/Марфа - православная, мы это видели выше)   показываю запись о смерти Анана сына Стефана (отца Ивана) католического исповедания в православном приходе села Покалев  в добавление, показываю запись 1885 о смерти вероятной дочери Ивана и Марты - Марии (метрику о рождении я не обнаружил, но это их дочь и весьма вероятно), которая уже записана по всем правилам, то есть, в православном приходе села Покалев и который раз подтверждает, что ее мать Марта/Марфа православного исповедания, а значит и она сама (Мария), как и ее покойные братья (3 мальчика) должны быть православные (но мы видели, что мальчики: Иосиф, Иван и Стефан были католики)  P.S. запись о рождении и смерти Ивана сына Анана Шиманского не обнаружены (если кто то найдет, пришлите сканы, пожалуйста). книги о регистрации костела села Веледники, Овручского повета, Волынской губернии с 1875 и позднее не открыты к публичному доступу или не сохранились. в православном приходе села Покалев смертоносная запись о нем обнаружена не была. работал familyroots | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17097 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8651 | familyroots написал: [q] как... они отыскали невест[/q]
Сваха хорошо работала, она и отыскала... --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (1) |
webbrave Сообщений: 6353 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3449 | Друзья, кому-то попадался термин "мнимая девица"? Столкнулся в метрике 1867 года и даже не знаю, что думать. Причем эта "мнимая девица" еще и дочь дьячка того же прихода. О чем может идти речь? Неужели "гулящая", но более политкорректно?
 --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (2) |
A_Kot Пермский край Сообщений: 765 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 2087 | webbrave написал: [q] Друзья, кому-то попадался термин "мнимая девица"? ... Неужели "гулящая", но более политкорректно?[/q]
Похоже, что именно так. Мнимая девица мне не попадалась, а вот мнимая жена - очень распространенная формула в исповедках для записи раскольников, также попадалась запись о рождении мнимой дочери у солдатки. --- Прошлое - это колодец глубины несказанной...
| | Лайк (6) | Жалоба (1) |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7829 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11064 | Наверх ##
8 июля 8:28 8 июля 8:32 webbrave написал: [q] Причем эта "мнимая девица" еще и дочь дьячка того же прихода. О чем может идти речь? Неужели "гулящая", но более политкорректно?
[/q]
Я бы сказал не гулящая, а с кем-то сожительствовавшая, а потом вышедшая замуж. Возможно замуж вышла за своего же сожителя. Ей 29 ему 32, оба первобрачные. Очень поздно для того времени. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | Лайк (2) |
webbrave Сообщений: 6353 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3449 | Может так обозначили, что уже есть дети? Возможно у них же. Попробую посмотреть более ранние годы. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (2) |
Shtopor Гондурас Сообщений: 7829 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 11064 | Наверх ##
8 июля 9:05 8 июля 9:08 webbrave написал: [q] Может так обозначили, что уже есть дети? Возможно у них же. [/q]
Тоже вариант. Какая-то причина есть в такой записи. Просто так не стали бы вписывать. Но я больше "за сожительство". Все ж упор именно на то, что девица, пусть и мнимая, а это не зависит от рождения детей, а именно от брачного статуса зависит. --- "Мы за. Но есть нюансы." (с) | | |
webbrave Сообщений: 6353 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3449 | Наверх ##
8 июля 14:06 8 июля 14:37 Shtopor написал: [q] не гулящая, а с кем-то сожительствовавшая, а потом вышедшая замуж.[/q]
Ну, в тот исторический период и в той среде ("мнимая девица" из очень уважаемого священнического рода), это примерно одно и то же. Скандал в благородном семействе. Условно уехала с гусаром в губернский город, чтобы стать актрисой. Другое дело, что не очень понятно зачем это было специально подчеркивать в метрике, которую к тому же ее отец и вел скорее всего (или, как минимум, точно мог повлиять на формулировку). С другой стороны встречал и не такие полускрытые осуждения "облико морале" - как, например, в приложенной записи о рождении дочери от "от незаконных родителей Димитрия Иванового сына майора Волаевого полка гусарского наложницы его". Shtopor написал: [q] Но я больше "за сожительство". [/q]
Да, тоже к этому склоняюсь. Может годами жили в месте, все это знали, и наконец они "оформили отношения". P.S. Кстати сейчас еще обратил внимание, что в записи не указано, чья она дочь. Просто типа "жителка". Хотя подпись ее отца стоит прямо под записью. А двоюродный брат совершал обряд.
 --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (5) |
boldinsv Сообщений: 121 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 69 | Наверх ##
19 июля 0:40 19 июля 0:43 Долгое время не даёт покоя вопрос где найти запись о смерти моего прадеда, умершего примерно в районе 1877 года. Нашёл дату его рождения, венчание, рождение детей. Затем неожиданно (хотя ему было уже около 50 лет) в метрической книге пишут: умершего коломенского мещанина проживающего в селе Жабки Алексея Стефанова Балдина дочь девица... Искал запись о смерти в соседних приходах, искал по яндекс архиву по многим,разным словам в запросе. Ничего нет. Также из поля зрения лет через 5 пропала и его жена. Если он умер не в том селе где проживал то где искать? Может есть какие то ещё документы кроме метрических книг? Какие нибудь документы суда, полиции, больниц? Как вообще сообщалось семье о смерти человека если он умер в далеке от семьи ? | | |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси