Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 181
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9577 | Наверх ##
28 сентября 2024 9:23 clmitry 1) Запись о родителях ничего не говорит об их присутствии. Это фиксация семейного и сословного положения новорожденного, ничего более. 2) Мне встречались несколько случаев "прокси-крещения", действия "через представителя". В частности, в Крыму дважды попадались записи, в которых крёстной матерью (один раз - у дочери какого-то почтового чиновника 12-го класса!) была записана вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, но непосредственно на крещении присутствовал кто-то из придворных, представлявших особу государыни. Вообще говоря, в отсутствии восприемников не было ничего криминального, попадались записи, в которых прямо было указано: "Восприемников не было", 3) Насколько я понимаю, присутствие поручителей на венчании обязательным не было. Они должны были присутствовать ДО венчания, при оформлении брачного обыска, а не на самой церемонии. Если же священник (обычно какого-нибудь захолустного прихода или военный) рисковал венчать "сомнительный" брак - родственный, при наличии запрещения на одном из брачующихся, иноверный без присяги, - то вообще могло быть допущено любое нарушение. Или любая комбинация нарушений. "HR: Расскажите о себе в двух словах. - Соискатель: если в двух словах - всё бывало..." --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (6) |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7621 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
28 сентября 2024 16:12 А насчет восприемников - я бы верила записям. Практически в записи все буквально обозначалось. Если их не было - так и писали. Если были заочно - писали, кто заменял их и фактически воспринимал ребенка из купели. clmitry написал: [q] Должны ли физически присуствовать в церкви восприемники при крещении и поручители при браке?[/q]
Думаю, надо обязательно учитывать "контекст" венчания. - Сельские свадьбы обычно проходили по установившимся традициям. Вот здесь описываю, как именно При этом поручители не только присутствовали, но и играли определенные роли во всем действе, кстати, роли очень почетные, уважаемые. Поэтому, если запись о венчании сделана в своем сельском приходе (в центральной и северной части - в приходе жениха, в западных регионах - в приходе невесты), скорее всего, все традиции были соблюдены и поручители присутствовали. - Если венчание происходило в крупных городах (Петербург, Москва), а венчались временно живущие там - например, студенты или отходники. Чаще всего в таких браках у венчающихся были все полагающиеся разрешения и сами браки не были сомнительными, просто молодые не хотели / не могли устраивать традиционное праздненство. Шли в ближайшую церковь, куда ходили исповедоваться. В поручители могли и вообще постороннего человека позвать, для соблюдения правил - читала о таком в мемуарах. - Венчание не в своем приходе могло означать противоположное, т.е. что брак хотели скрыть, хотя бы на первых порах. Особенно, ИнокКент написал: [q] Если же священник (обычно какого-нибудь захолустного прихода или военный) рисковал венчать "сомнительный" брак[/q]
. Мне такие браки попадались несколько раз - в поручителях там, так сказать, "свои люди": младшие братья, какие-то друзья-приятели - и как мне кажется, они присутствовали при браке (не уверена, что при "сомнительных" браках полноценно осуществлялись все положенные оглашения, но как минимум, придти с венчающимися и подтвердить, что у них все в порядке, поручители должны бы, наверное). --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (3) |
tirael Подмосковье Сообщений: 850 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 1806 | Наверх ##
28 сентября 2024 18:41 Malus_domestica G_SpasskayaРаз уж зашел разговор про поручителей, скажите, при каждом браке составлялся в те времена (19 век) брачные обыски? Мне в моих исследованиях они ни разу не попадались. Просто не сохранились, как и исповедные ведомости уничтожили в советское время? --- Ищу сведения: Хижниковы,Хижняковы,Хижинковы (ст.Новочеркасская), Бродские (Одесса, Туркестанский край), Погореловы (Воронеж. губ до1925, Крым/Кубань с1925, Ленинград с 60х), Саватеевы/Савватеевы (Владимирская губ, Москва и обл. Кулебякино), Моисеевы (Рязанская губ. с. Добрые пчелы) | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17101 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8656 | Наверх ##
28 сентября 2024 19:05 tirael написал: [q] Просто не сохранились,[/q]
Да, брачные обыски далеко не везде сохранились и далеко не за все годы. В Тобольском и в Тульском архиве мне встречались брачные обыски по некоторым моим персонам, далеко не по всем, скорее как исключение --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | Лайк (3) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9577 | Наверх ##
28 сентября 2024 21:20 tirael написал: [q] при каждом браке составлялся в те времена (19 век) брачные обыски? Мне в моих исследованиях они ни разу не попадались.[/q]
ЦГА Москвы выложил в свободный доступ большой массив брачных обысков. Задайте в форме поиска слово "обыск" - получите удовольствие. Очень информативный источник, если повезёт. В 18-м веке материалы обысков часто прикладывались непосредственно к метрической книге и подшивались после собственно метрик. --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | Лайк (4) |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7621 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
29 сентября 2024 23:16 tirael написал: [q] Malus_domestica G_SpasskayaРаз уж зашел разговор про поручителей, скажите, при каждом браке составлялся в те времена (19 век) брачные обыски? Мне в моих исследованиях они ни разу не попадались. Просто не сохранились, как и исповедные ведомости уничтожили в советское время? [/q]
В ЦИАМе они выделены в отдельные описи (№3) по фонду каждого сорока - но там ограниченный временной период. Но по моим бракам мне не попались пока. --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | Лайк (2) |
clmitry Новичок
Сообщений: 17 На сайте с 2022 г. Рейтинг: 14 | Наверх ##
13 октября 2024 7:33 13 октября 2024 7:36 ИнокКент написал: [q] clmitry 1) Запись о родителях ничего не говорит об их присутствии. Это фиксация семейного и сословного положения новорожденного, ничего более.
[/q]
Однако я пару раз встречал в сельской метрической книге записи вида "Отуствующий в деревне ... состоящий на воинской службе..." и там по-моему даже дата была указана, видимо чтобы было видно, что он недавно уехал, что ребёнок его, т.е. законный. К сожалению не смог найти эту запись сейчас быстро, дословно не могу привести. Исходя из ваших слов, получается, что ребёнка могли крестить в отуствии обоих родителей? ИнокКент написал: [q] 2) Мне встречались несколько случаев "прокси-крещения", действия "через представителя". В частности, в Крыму дважды попадались записи, в которых крёстной матерью (один раз - у дочери какого-то почтового чиновника 12-го класса!) была записана вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, но непосредственно на крещении присутствовал кто-то из придворных, представлявших особу государыни. Вообще говоря, в отсутствии восприемников не было ничего криминального, попадались записи, в которых прямо было указано: "Восприемников не было",
[/q]
Очень интересный случай, однако он как будто наоборот подтверждает важность присутсвия восприемника. В том смысле, что даже для императрицы не сделали исключения в плане мол "её слова или бумаги достаточно", должен был быть её официальный представитель. У крестьян представителей нет, поэтому можно предположить, что они должны присутсвовать сами. | | |
romanvm Россия, г. Ефремов Сообщений: 5407 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 3415 | Наверх ##
13 октября 2024 9:58 13 октября 2024 14:20 clmitry написал: [q] /q] Однако я пару раз встречал в сельской метрической книге записи вида "Отуствующий в деревне ... состоящий на воинской службе..." и там по-моему даже дата была указана, видимо чтобы было видно, что он недавно уехал, что ребёнок его, т.е. законный.[/q]
Что бы было видно не то что он недавно уехал, а что ребёнок законнорожденный. Например, те, кто родились спустя 306 дней после смерти отца или расторжения брака считались и записывались как незаконнорожденные. clmitry написал: [q] Очень интересный случай, однако он как будто наоборот подтверждает важность присутсвия восприемника.[/q]
В интернете нашёл "Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным." Не знаю как раньше было, но думаю, что так же. --- Вопрошающие, большая просьба - приводите ссылки на документы из общедоступных источников. | | Лайк (1) |
Владимир ИвановЛюбознательный  Россия, г. Псков Сообщений: 2412 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 1380 | Наверх ##
13 октября 2024 11:42 13 октября 2024 11:47 Здравствуйте. У меня при тотальной "оцифровке" в таблицы одного прихода МК 1746 до 1790 (примерно), возникло стойкое понимание что явно нет большОй части записей как о рождении, так и смерти. Если со смертью ещё можно как-то объяснить - перевели в деревни другого прихода, вообще к другому помещику, замужество, женитьба с переездом... То обратное, когда нет записи о рождении тут не катит... Это с провалами, не 100%. К чесу бы это ? - не строгое отношение ЦСС и писарей к заполнению МК - безответственность - другое.. Настолько много "дыр" , что сложно выстроить полноценную цепочку рода. А чтобы было ещё веселее - опускают отчество отца и наименование деревни, оставляя принадлежность/вотчину. Засада. Осталась одна выручалка - ИР 1761 и 1773 годов в архиве ножками. Но будут ли они полнее, тоже сомнения.
P.S. чтение РС в моём багаже нет. Пока привыкаю к написанию скорописью на основе МК середины 18 века )))) --- с Уважением, Владимир
Haplogroup I2aY и GENI
Упман Карл Симанс 1868 (Валк,Тирзас)
Дишлер Ильзе Альвина 1844 (Альсвиг)
Лутс Шарлотта Амалия 1870 (Верро,Рогози)
Плауктин Ольга Ивановна 1879 (Балтийский Порт)
Зотоглов Павел Дмитриевич 1881 (Хабаровск) | | Лайк (1) |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2527 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9577 | Наверх ##
13 октября 2024 12:19 clmitry написал: [q] Однако я пару раз встречал в сельской метрической книге записи вида "Отуствующий в деревне ... состоящий на воинской службе..."[/q]
Совершенно верно. Но это фиксация "присутствия" отца не при крещении ребёнка, а при зачатии. Насчёт отсутствия обоих родителей... Сколько мы слышали историй типа "бабушка тайно отнесла внучка в церковь и окрестила". Где были "оба родителя"?! --- Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда) | | |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси