Вопросы по метрическим книгам РПЦ
Подводные камни, советы от специалистов
joulu Сообщений: 341 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 181
| Наверх ##
20 октября 2003 15:54 У меня вопрос. В метрической книге нашла запись о венчании моих предков. У жениха указаны Ф.И.О., а у невесты указано только имя и отчество (фамилия?) - Наталья Иванова. С девичьей фамилией полная неопределенность. Кстати, у других невест фамилии девичьи указаны. Мог ли свидетелем на свадьбе дочери быть отец (имя одного из свидетелей подходит). Уже мысли были, что батюшка потому и не указал фамилию?
| | |
южа Екатеринбург Сообщений: 2442 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 9856 | Наверх ##
16 апреля 2014 10:11 16 апреля 2014 10:14 penkir написал: [q] Могла ли часть потомков быть одной веры как предки, а другая часть принять православие и опять-таки какие записи будут в метриках? [/q]
...да запросто..... запись делалась только в МК той церкви, где принималось новое вероисповедание, в старой МК, где первоначально крестили, никакой отметки не делали... penkir написал: [q] А что делали когда хранили католиков, на обычных кладбищах? [/q]
опять таки, только из своего опыта - в 1-ю мировую у нас жило много пленных-католиков, всё о них - браки, рождения, смерть было записано в МК православного храма и хоронили на обычной кладбище, но иногда на надгробии писали, что католик... Но повторюсь - везде всё могло быть по разному...1 правильного ответа нет... Если костёл всё же был, ну предположим в радиусе 30 км. - то могли ходить и в него, крестить привозить священника "на дом" - а запись он делал потом в своём МК... ну вариантов на самом деле много.... penkir написал: [q] И вот принявшие православную веру, тех кого крестили, их записывали в МК как родившихся, не очень понятно)) [/q] Их записывали в 1 часть, о родившихся, но там ВСЕГДА стояла приписка, что родился такого-то, а принял новую веру и крещён в неё такого-то... | | |
smil Россия Сообщений: 14352 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9510 | Наверх ##
16 апреля 2014 10:16 16 апреля 2014 10:33 penkir написал: [q] в селе и соседних селах только православные храмы, куда девались католики или там баптисты или ещё кто?[/q]
у раскольников были моленные дома, требы осуществляли приезжающие священники католические священники так же ездили по населенным пунктам . И тогда запись в МК включала и указание места рождения младенца. Иногда прихожане сами отправлялись в нужную церковь, находящуюся в другом селении или городе. penkir написал: [q] принимали православную веру? Это как-то записывалось в метрических книгах? [/q]
Да, при принятии православия делалсь запись о крещении в МК penkir написал: [q] Могла ли часть потомков быть одной веры как предки, а другая часть принять православие[/q]
часто принятие другой веры встречала у отдельных членов семьи для вступления в брак, но и браки между католикми и православными встречаются в МК В исповедках свещенники вели учет всех иноверцев своего прихода. Так же в фондах епархий в отчетах священников по приходу есть записи о принявших православие и о лицах совершивших крещения, венчания, отпевания по иным обрядам. --- всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO | | |
Czernichowski Екатеринбург Сообщений: 3753 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2519
| Наверх ##
16 апреля 2014 10:17 16 апреля 2014 10:18 penkir
В семьях изначально польских, католических, вероисповедание могло быть перемешано как угодно. Например, в моей семье двое братев имели отца католика, мать православную и были крещены в православии. Дети одного брата крещены католиками, другого - православными. Сами братья во взрослом возрасте перешли в католичество, через пятнадцать лет один из них снова вернулся в православие. Католические приходы так или иначе покрывали почти всю территорию правобережной Украины (о каком селе, кстати идет речь?). Католиков свободно хоронили на православных кладбищах, иногда для этого выделялись отдельные участки. Веротерпимость была на довольно высоком уровне. Для сведения, в моей семье есть документально доказанные факты, когда католики становились крестными (восприемниками) православных детей и наоборот. В 1830-х - 40-х годах активно шел процесс переписывания шляхты в податные сословия, тогда большей частью в однодворцы. Кто-то уже мог быть официально переписан, кто-то еще нет (даже в одной семье). | | |
smil Россия Сообщений: 14352 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 9510 | Наверх ##
16 апреля 2014 10:19 16 апреля 2014 10:20 южа написал: [q] но иногда на надгробии писали, что католик...[/q]
мой дедушка и прабабушка похоронены на православном кладбище, вернее, тогда оно уже стало просто городским, отличаются могилы моих родных от других местом установки креста. У православных крест ставится в ногах, у католиков в головах --- всем кто ищет своих предков в ГАСО (Саратов) вам сюда -
https://t.me/cifralGASO | | |
gegrby73 Дальний Восток Сообщений: 2273 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2685 | Наверх ##
16 апреля 2014 10:25 16 апреля 2014 10:28 penkir написал: [q] И вот принявшие православную веру, тех кого крестили, их записывали в МК как родившихся, не очень понятно))[/q]
южа написал: [q] Их записывали в 1 часть, о родившихся, но там ВСЕГДА стояла приписка, что родился такого-то, а принял новую веру и крещён в неё такого-то...[/q]
И еще кое-где существовала четвертая часть МК "о присоединившихся" - записывали туда. [ Изображение на стороннем сайте: fe78a6ae4bc3.jpg ] Вот тут обсуждение по перемене вероисповедания https://forum.vgd.ru/232/23938/30.htm?a=stdforum_view&o=Czernichowski написал: [q] есть документально доказанные факты, когда католики становились крестными (восприемниками) православных детей и наоборот.[/q]
Аналогично. | | |
penkir Сергей
Москва Сообщений: 205 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 84 | Наверх ##
16 апреля 2014 10:37 Czernichowski написал: [q] (о каком селе, кстати идет речь?). [/q]
село Плоское и село Рожки Таращанского уезда Киевской губернии. --- Воронцов Павлов Васильчиков Смоленская,Волков МО,Фатуев Чухров Тульская,Елецкий Абрашин Орловская, Олиневич Коломейцев Украина,Иванов Васильев Рязанская, Переладов Архангельская а также Ясинский Высоцкий Тарнавский Езерский | | |
Czernichowski Екатеринбург Сообщений: 3753 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2519
| Наверх ##
16 апреля 2014 11:11 16 апреля 2014 11:19 penkir
Все сказанное выше к таращанскому уезду относится в полной мере. И еще об именах. Многие имена, выглядящие чисто православными, на самом деле есть и у католиков. Все перечисленные Вами выше имена есть в католических календарях, включая Тимофея (Тимотео). Естественно имена, данные по общим святым, чаще будут написаны в православном звучании. Иосиф - Осип, Мартин - Мартын и т.п. | | |
Вива Сообщений: 760 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 433
| Наверх ##
16 апреля 2014 21:09 Konstantin Ivanov Спасибо. --- Ищу информацию по фамилиям:
Годило, Годлевский Черниговщина; Годило-Годлевские все и везде;
Семеников Ельнинского, ранее Дорогобужского уездов, Смоленской губернии;
Цуркан, Берсан, Левинский Ананьевский уезд, Херсонской губе | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук  Кемеровская область - Кузбасс Сообщений: 14576 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8924 | Наверх ##
17 апреля 2014 20:04 Czernichowski написал: [q] Мартин - Мартын[/q]
Встречал в течение года колебания: Мартин - Мартемьян. | | |
Czernichowski Екатеринбург Сообщений: 3753 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2519
| Наверх ##
18 апреля 2014 10:24 18 апреля 2014 10:36 А также Мартиниан и пр. с большим количеством изменений и гласных и согласных. Иногда имена приходится угадывать по "общему звучанию". Также регулярно путаются имена похожего звучания, но данные на самом деле в честь разных святых. Например, Мария и Марианна (она же Мариамна) это разные имена, но сестра моего прадеда в разных документах значилась под всеми тремя вариантами. Не так давно начал работать с метрическими записями, исповедками и т.п. но уже складывается ощущение, что воистину «на Руси есть веселие пити», некоторые записи могли быть написаны только спьяну. Количество записей с фактическими ошибками и в именах и особенно в указании возраста превышает разумные пределы. Для меня это количество доходит до 30%. | | |
|
Темы форума
Архивные новости » Власти Петербурга открыли доступ тысячам старинных книг
Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять?
Генеалогия: практика » Незаконнорожденные
Сословия, вероисповедания, этносы » Восприемники
Сословия, вероисповедания, этносы » Поручители
Архивы разные » Общие вопросы+советы новичкам » МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Архивы разные » Региональные архивы РФ » Архивы Ульяновской области » Гос.архив Ульяновской области (ГАУО) » МК в ЗАГСах
Имена и фамилии » Метрические книги
Казахстан » Ищу метрические книги
Белоруссия (Беларусь)
» Метрические книги Вязынской церкви
» Метрические записи по белоруссам в Нижегородской губернии
» Метрические книги : Где хранятся метрические книги до 1917 года написания?
» Упоминания Минской губернии в МК других регионов : Собираю выписки по Минской губернии в МК Владимирской губернии.
» Вопрос по метрикам
» Метрики Белорусских архивов. : Особенности видоизменения фамилий
» Метрики Гродненского архива на микрофильмах в LDS : Могу отсканировать Метрические книги Вилейского и Молодеченского благочестий (1842-1900)
Внешние темы:
Метрические книги г. Козлова Тамбовской губернии : Данная подборка объединяет выписки из 23-х дел Государственного архива Тамбовской области (ф. 1049, оп. 3), содержащих метрические книги города Козлова (совр. Мичуринск) за 1901–1905 и 1907–1909 годы.
Каталог метрических книг в архивных фондах России, Украины и Беларуси