⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Гринфельды - г.Кемь Интерес к этой фамилии возник у нас с Еленой Fedosyrz не случайно.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 Вперед → Модератор: Svet13la4na57 |
Svet13la4na57 Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2265 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1321 | 1.3 Василий Степанович Гринфельдт [Документы и информация предоставлены потомками, ныне проживающими в г.Владимире] 1. Гринфельдт Василий Степанович родился 22 февраля 1890 года в г. Кеми – уездном центре Архангельской губернии на берегу Белого моря в семье мещан Степана Петровича и Марии Яковлевны Гринфельдт. ![]() ![]() 2. "Список офицеров флотилии Северного Ледовитого Океана и береговых учреждений Архангельского порта Беломорского и Мурманского районов, составленный к 8-му октября 1917г." значится ГРИНФЕЛЬД Василий Степанович - зауряд - прапорщик. 3. Жертвы политического террора в СССР . Книга памяти Республики Татарстан Гринфельд Василий Степанович (1890, г. Кемь Архангельской губ. - ). Прапорщик. В белых войсках Северного фронта в 7-й роте 12-го Северного стрелкового полка. В эмиграции. На 29 апр.1920 в лагере Хермола в Финляндии. Вернулся в СССР. В августе 1920 г. содержался в Губисправдом в Архангельске. Вновь арестован 4 сен.1921, 20 янв.1922 дело прекращено, взята подписка о невыезде. Реабилитирован в ноябре 1998 г. Источник: Книга памяти Республики Татарстан ![]() 4. Выпись о рождении Отдел ЗАГС при Мурманском Исполкоме 1921г №177 4 Августа 1921г родилась Мария - г.Мурманск; родители: Гринфельд Василий Степанович, 31г, 22 Февраля 1890г.р. и Александра Яковлевна, 22лет, (дату не знает)1899г.р. Пост.место жительства: Архангельской губ, город Кемь. и Справка об окончании школы 1940г ![]() ![]() 5. Диплом №1098 На основании положения о судоводителях на мореходных судах Торгового Флота СССР , утвержденного постановлением СНК Союза ССР от 2 августа 1924 года, выдан сей диплом на звание Капитана Малого Плавания МТФ из Центрального Управления Морского Транспорта НКПС Василию Степановичу Гринфельду родившемуся 22 февраля 1890г. Подпись судоводителя - Гринфельд Где получено образование: 1) выдержал испытание на звание Штурмана Малого Плавания в Архангельской исп.ком.1914г и 2) на звание Штурмана Дальнего Плавания в Гельсингфорсской Испыт.Комиссии 1917г. На основании каких документов выдан сей диплом: 1) Временного Свидетельства №7679 выданного из УЧМОРа 24 октября 1922 года, в замен диплома на звание Штурмана Малого Плавания, 2) Свидетельство о плаваниях сроком по 1 октября 1925 года. Начальник Центрального Управления Морского Транспорта ... 13 марта 1926 года ![]() 6. БЮЛЛЕТЕНЬ АРКТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СССР. Г. 2 1932, № 5 ![]() 7. http://www.polarpost.ru/forum/...льд#p80443 Полярная Правда, 1931, №46, 28 апреля ![]() РАВНЕНИЕ НА "МУРМАНЕЦ" Так нужно драться за экспортный план Вернулось с зверобойного промысла судно Госторга "Мурманец" 11 суток выбивался изо льдов с полным грузом "Мурманец". Заполнив все трюмы и имея груз на палубе, он больше не мог продолжать промысла и больше взять груза, т. к. этого не позволял делать тоннаж. "Мурманец" привез 4000 голов гренландского тюленя в большинстве крупного зверя. Звериного сала на шкуре 138. 422 кгр., мяса на сале 109. 775 кгр. Судно "Мурманец" своей работой под руководством капитана Гринфельд показало, как надо выполнять свои обязательства перед страной, как нужно драться за выполнение плана по экспорту. "Мурманец" сегодня уходит снова на промысел. По его ударной работе следует равняться остальным зверобойным судам. Судно "Ленгосторг", находящийся на промысле, напромышляло уже 2 300 голов, несмотря на то, что оно позже всех вышло на промысел, оно идет на втором месте. 8. По воспоминаниям внука Василий Степанович Гринфельдт был капитаном. Где-то около 1940 деда посадили в связи с аварией при причаливании. [*1] Видимо, после этого он был переведен начальником регистра в Мурманск и плавал из Мурманского порта. В Лахденкулья (Сортавальское с/п) дед работал с 1945 г. (уже в 1946 г. семья была там, а это был первый год существования школы юнг). Дед был там завучем и преподавал, водил на практику обучающихся на парусных вельботах "Олег" и "Владимир", показывал отцу, как ходить под парусом против ветра. Последнее место самостоятельного жительства – КФССР, г. Беломорск, порт посёлок, д. 7, кв.20. Насколько я (внук) помню, это были две смежные комнаты; в одной было что-то вроде кухни-гостиной, в другой – спальня. 3 марта 1955 года Василий Степанович и Александра Яковлевна переехали к нам на ул. Октябрьскую, дом 31 «А», г. Владимир . Это была 2-х комнатная папина квартира с кухней и прихожей; удобства и дровяной сарай на улице. Отопление дровяное. 9. В прошлом веке принято было посылать родным фотокарточки. Такая была обнаружена у родственников в г.Кеми. На фото Василий Степанович и жена его Александра Яковлевна Гринфельдт их дочь Мария Васильевна и зять Борис Николаевич Дмитриев , на руках маленький Василий Борисович. ![]() 10. Правнучка пишет о разночтении фамилии: Дед последнюю букву не потерял))) хотя есть разные трактования в документах. В некоторых буквы Т нет, (видимо не написали) в других есть. Прабабушка ослепла рано, читала по азбуке брайля. Я в библиотеку для слепых с бабушкой ходила. Подписываться она из-за зрения не могла и у меня лежит её печатка, которую вместо росписи ставили. Печатка бабушки была с буквой Т. Со слов правнучки в последние годы жизни Василий Степанович Гринфельдт с женой Александрой Яковлевной Гринфельдт (Морозовой) проживал во Владимире в семье дочери Марии Васильевны и ее супруга Бориса Николаевича Дмитриевых. Борис Николаевич Дмитриев был переведен во Владимир как военнослужащий. Скончался Василий Степанович в 1955 г. и был погребен на Князь-Владимирском кладбище г. Владимира. ![]() *1 Воспоминания не совсем точны по хронологии. Из обнаруженной Еленой Fedosyrz статьи о гибели судна "Поной" (см. ниже - https://forum.vgd.ru/post/6232/135235/p4241136.htm#pp4241136) до 1935 г. Василий Степанович Гринфельдт работал инспектором регистра в Мурманском порту. Судно "Поной" затонуло при шторме 21 февраля 1935 г. Погибли 12 человек. Суд приговорил В.С. Гринфельдта к лишению свободы сроком на 10 лет. После отбывания срока Василий Степанович преподавал в школе юнг. _ |
Лайк (3) |
Fedosyrz Москва Сообщений: 643 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 397 | Рассказ А. Кузнецова "Гибель "Песца" из книги "Карельские полярники" (сборник воспоминаний карельских моряков-полярников под редакцией С.А. Макарьева, издание Карельского НИИ, Петрозаводск, 1935 г.). Предположительно, капитаном зверобойного судна "Песец", погибшего в море, был Василий Степанович Гринфельдт. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Лайк (4) |
Fedosyrz Москва Сообщений: 643 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 397 | Рассказ "За моржами" (часть рассказа И.М. Кубачина "За полярным кругом" (воспоминания моряка-зверобоя)) из книги "Карельские полярники" (сборник воспоминаний карельских моряков-полярников под редакцией С.А. Макарьева, издание Карельского НИИ, Петрозаводск, 1935 г.). Весь сборник здесь: http://www.polarpost.ru/forum/...%B8#p46279 Вероятно, мотористом зверобойного судна "Ленинградсовет" был Иван Степанович Гринфельд. ![]() ![]() ![]() ![]() |
Лайк (3) |
Fedosyrz Москва Сообщений: 643 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 397 | Как погибло судно "Поной". РАССКАЗ КАПИТАНА КУКОЛЕВА. МУРМАНСК, 23 февраля. (Корр. "Правды"). Сегодня утром в поликлинике наш корреспондент беседовал с капитаном потонувшего 21 февраля судна "Поной" — Степаном Алексеевичем Куколевым. Куколев рассказал следующие подробности гибели судна: — 20 февраля, в 18 часов 30 минут, "Поной" — спасательное судно, плававшее в последнее время в буксирном флоте Мурманского торгового порта — вышел из Мурманска с заданием зайти в факторию Палу-Губу (в Кольском заливе) и получать там, распоряжения, связанные с буксировкой судна из Западной Лицы (место лова сельди). Погода была спокойная, видимость хорошая. В 23 часа мы уже были в Пале-Губе и получили задание взять на буксир в Западной Лице парусное судно "Галс", груженное сельдью, и привести его в факторию Палу-Губу. Вышли мы из Палы-Губы 21 февраля, в 6 часов 30 минут утра. Ветер доходил до 4 баллов, видимость была хорошая. Скоро вышли в открытое море. Ветер все усиливался, и, когда мы дошли до Сеть-Наволока, ветер дошел до 9—10 баллов. "Поной" кренило до 15 градусов, хотя судно это очень устойчивое. Волны перекрывали судно. Пошли средним ходом. Судно перестало слушаться руля. Впереди нас на две с половиной мили шел траулер "Семга". Я решил, что итти дальше в море очень опасно, и скомандовал поворачивать обратно в залив, чтобы отстояться от шторма. Еда мы устели повернуть, кая по левому борту ударила огромная волна. "Поной" сразу накренился под углом в 30 градусов и не мог уже принять устойчивое положение. Весь борт залило, вода хлынула лавиной в машинное отделение, сразу сорвало левую шлюпку, разбило и унесло в море левую часть мостика. Вслед за этой волной на "Поной" со страшной силой безудержно накатывались бушующие громады воды. Судно стало стремительно погружаться. Все это было неожиданно, — с момента удара о борт первой волны до окончательной гибели буксира прошло буквально две — три минуты. Когда прошел первый удар, я скомандовал: "Право руля! ". Но руль уже окончательно вышел из действия. Все, кто успел, выскочили на палубу, сгрудились на правом борту. Спавшие после вахты не успели даже одеться и были в одном белье. Я дал траулеру "Семга" тревожные гудки и крикнул команде: "Бросайтесь в воду, держитесь за плавающие предметы! ". Сам я кинулся в воду последним. Море кипело, волна была очень крупная, шторм все усиливался. Два раза меня захлестнуло. Когда я выбрался на поверхность воды, "Поноя" уже не было видно. Вокруг меня плавало человек 15. Все держались за обломки судна. Мы не успели даже спустить правую шлюпку, спасательные круги взяли лишь немногие. На огромной волне при страшном холоде пришлось продержаться в воде около часа, пока подошел траулер "Семга". Я с трудом доплыл до обломка капитанского мостика и взобрался на него. Волной два раза меня сносило, но я снова забирался. Наконец, подошел траулер. Спускать с него шлюпки было бы безумием, их мгновенно разнесло бы в щепы. Нам бросили спасательные круги. В итоге удалось спасти 11 человек. На борту траулера нас переодели, поместили в баню, в ванну, в сушилку, к котлам — всюду, где было горячо. Потом поили горячим чаем. Есть никто из нас не хотел. Долго не верилось, что мы уже спасены. Наше счастье, что снежный буран начался тогда, когда мы были уже на борту траулера "Семга", иначе все погибли бы. В Мурманске нас поместили в поликлинику. Некоторые уже сегодня выписываются, часть завтра. Серьезных заболеваний нет, кое-кто получил ушибы и легкие ранения. Источник: "Правда№, 1935, №54, 24 февраля ![]() ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ "ПОНОЯ" В Мурманске закончился показательный судебный процесс над виновниками гибели парохода "Поной". На суде выяснилось полное притупление классовой бдительности руководства Мурманского торгового порта к работникам регистра. Кучка бывших белогвардейцев, когда-то активно выступавших против советской власти, довела до степени разложения вверенное им хозяйство, проявляя в течение долгого времени преступную небрежность в отношении плавсредств. Судом установлено, что "Поной" 20 февраля принял полные бункера угля (80 тонн) и воды (40 тонн). Находясь в незаконном перегрузе, судно направилось в Пала-губу, откуда вышло 21 февраля, держа курс на Западную Лицу. На траверзе маяка Сеть-Наволок судно настиг ветер, силой до 8—9 баллов. Капитан "Поноя" дал команду итти средним ходом, а позднее решил повернуть обратно, чтобы переждать шторм в одной из бухт. При повороте волна ударила по левому борту и судно получило крен на 25—30 градусов. Попытка переложить руль вправо не увенчалась успехом, так как штуртросс был неисправен. Вторая волна увеличила крен судна и оно, не выправляясь, в течение 2—3 минут, пошло ко дну. Из находившихся на борту "Поноя" 23 человек команды 12 человек погибли вместе с судном. Буксирный пароход "Поной", предназначенный исключительно для буксировки, не был приспособлен для перевозки груза и пассажиров, но это не послужило препятствием начальнику плавсредств Карякину и групповому капитану Лапину заключить противозаконный договор на эксплоатацию "Поноя" для перевозки грузов и пассажиров. Они знали, что буксир немореходен и тем не менее не заботились о состоянии судна перед выходом в море, допустив на палубе даже устройство запрещенных перегородок. "Поной" был выпущен в море с неисправными шлюпками, с разбитыми иллюминаторами, не имея на борту достаточного количества спасательных средств. Но ни Карякин, ни Лапин решительно ничего не сделали, чтобы научить команду пользованию спасательными средствами. Никаких пробных аварийных тревог не проводилось и никто команду не проверял и не инструктировал. Это привело к тому, что при аварии никто из команды, кроме капитана Куколева, не сумел даже воспользоваться спасательными кругами и поясами. Начальник инспекции регистра Жадик механически переписывал судовые документы и выпускал в море суда, не интересуясь их фактическим состоянием. Инспектор peгистра Гринфельд подписывал судовые документы, не читая. Буксиру "Поной" было выдано удостоверение, что судно имеет право плавать по всему Белому морю и Северному ледовитому океану, в то время как судно не было мореходным и специальная техническая инспекция, в составе которой был и сам Гринфельд, еще в мае 1934 г. установила, что "Поною" может быть разрешено плавание только в Кольском и Мотовском заливах и у берегов моря. 31 мая 1934 г. Жадик после технического осмотра "Поноя" продлил срок плавания судна до 1 января 1935 г., повторив "забывчивость" Гринфельда, не внеся никаких изменений в район эксплоатационной службы судна. Капитан буксира "Поной" Куколев также знал, что буксир не приспособлен для перевозки груза и пассажиров, однако допускал перевозку рыбы до 22 тонн в один рейс и кроме того перевозку пассажиров в отдельные рейсы до 50 человек. Капитан допустил установку на палубе замещенных перегородок, не инструктировал команду, не учил ее пользоваться спасательными средствами. При нормальной нагрузке 60—70 тонн осадка судна составляла 3 метра 20 см. Выйдя в очередной рейс, завершившиеся гибелью, судно имело нагрузку в 136 тонн и борта его находились на одном уровне с водой. Заключением экспертизы установлено, что переборки на пароходе были водопроницаемы. В иллюминаторах и на машинном капе было полубемское стекло. Судно имело перегруз. Штумтросс был испорчен. Район плавания был определен регистром неправильно. При неисправности спасательных средств и их недостаточности, снаряжение судна в ответственный и сложный морской рейс граничило с прямым преступлением. Свидетельские показания на суде вскрыли картину недопустимой, преступной эксплоатации пловучих средств, варварского отношения к буксирам и использование их не по назначению. В регистре прочно утвердилась система безответственности, преступного, халатного отношения к техническому контролю над состоянием плавающих единиц, приведшая к гибели судна и людей. Суд приговорил бывшего инспектора регистра СССР Гринфельда, служившего офицером в белой армии, в прошлом белоэмигранта, к лишению свободы сроком на 10 лет, заведующего пловучими средствами Мурманского порта Карякина — к лишению свободы сроком на 7 лет, бывшего капитана "Поноя" Куколева — к лишению свободы сроком на 5 лет, инспектора регистра СССР Жадика — к лишению свободы сроком на 3 года и группового капитана Лапина — к одному году исправительных трудовых работ. Источник: Карело-Мурманский край, 1935, №4, с. 37 Статья в духе того времени - "притупление классовой бдительности", "кучка бывших белогвардейцев, выступавших против советской власти". На самом деле, конечно, крушение - результат "преступной небрежности в отношении плавсредств". http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=9228 |
Лайк (3) |
Svet13la4na57 Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2265 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1321 | в статье Правда, 1935, №54, 24 февраля "Как погибло судно "Поной". в "РАССКАЗе КАПИТАНА КУКОЛЕВА" ни слова не сказано о "полных бункерах угля (80 тонн) и воды (40 тонн)", Куколев говорит о "задании взять на буксир в Западной Лице парусное судно "Галс", груженное сельдью" . И странно, что капитану Куколеву дали срок в два раза меньший, чем В.С. Гринфельду, находящемуся очень далеко от места трагического события .... "Суд приговорил бывшего инспектора регистра СССР Гринфельда, служившего офицером в белой армии, в прошлом белоэмигранта, к лишению свободы сроком на 10 лет, заведующего плавучими средствами Мурманского порта Карякина — к лишению свободы сроком на 7 лет, бывшего капитана "Поноя" Куколева — к лишению свободы сроком на 5 лет, инспектора регистра СССР Жадика — к лишению свободы сроком на 3 года и группового капитана Лапина — к одному году исправительных трудовых работ." |
Лайк (2) |
Fedosyrz Москва Сообщений: 643 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 397 | 1.5 Николай Степанович Гринфельдт, 1894 г.р. Николай - пятый сын Стефана (четвертый, доживший до зрелого возраста). О нем известно совсем немного: 1. Исповедные ведомости Кемского Успенского собора за 1910 г. (ф. 590, оп.1, д. 2) В 1-ую неделю Великого поста были у исповеди 2 брата: Кемский мещанский сын Николай Степанов Гринфельд и Кемский мещанин Петр Степанов Гринфельдт. ![]() 2. 02.07.1920 г. вступил в брак с гражданкой г. Кеми Анной (внебрачной) Долгобородиной: ![]() Поручитель по жениху - брат Иван Степанович Гринфельд МК Кемского собора за 1920 г. (ф. 25, оп. 23, д. 171) 3. Вероятно, Николай Степанович подвергся репрессиям. Упоминание об этом - в книге Ю. Дойкова "Красный террор в Советской Арктике. 1920-1923 г.", Архангельск, 2011 г.: https://textarchive.ru/c-2433033-pall.html ![]() Все эти люди обвинялись в "контрреволюции". О дальнейшей судьбе Николая Степановича и его потомках неизвестно. |
Лайк (3) |
Svet13la4na57 Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2265 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1321 | 1.6 Клавдия Степановна Гринфельд - 1898г.р. Клавдия родилась 1 Июня 1898г в семье Кемского мещанина Степана Петрова Гринфельда и Марии Яковлевой. Родителям уже по 36 лет. Долгожданная дочка . Судя по детской фотокарточке, девочка была окружена заботой и любовью, нарядная и счастливая. ![]() Клавдия Степанова Гринфельд в ИВ Кемского Собора 1910 г.: была у исповеди 2 апреля 1910 г. (ф.590 оп.1 д.2) ![]() По семейной легенде Иван (Йован) Ольшанский из Бессарабии приехал служить в Архангельск или Кемь. Родственники Клавдии были против, но молодые поженились и жили в Кеми. Дети их : Мария (1923 - до 1980) Анастасия (05.01.1925 -23.10.1997) Евгения дочь(02.01.1931 - 18.10.2010) Леонид (19.07.1932 - 12.08.2009) ![]() Рассказывали, что Клавдия была строгой матерью, а отец наоборот. Она рано умерла (дети были ещё маленькие), и Иван Борисович воспитывал детей один. Он больше не женился. Во время войны Ольшанские эвакуировались в Челябинск, потом вернулись в Кемь. Потомки Клавдии и Ивана Ольшанских постепенно переехали на восток. Приморский край, Амурская обл, города Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск , Хабаровск .... (информация от них почтой России идет медленно ![]() |
Лайк (2) |
Klim2018 Сообщений: 29616 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31591 | Павел Гринфельд происходил из мещан. Родился в 1872 году в городе Кеми Архангельской губернии. Получил образование в городском Кемском училище, затем специальное образование на Архангельских шкиперских курсах. После учился на курсах капитанов дальнего плавания при торгово-мореходном училище. С 1901 года в течение одиннадцати лет Гринфельд служил в Товариществе Архангельско-Мурманского пароходства и считался одним из честных, исполнительных и аккуратных служащих... https://ura.news/news/1052383794 . Фото: Дом капитана дальнего плавания Павла Гринфельда в Архангельске |
Svet13la4na57 Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2265 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1321 | Klim2018 Спасибо, о Павле уже написано в постах : https://forum.vgd.ru/post/6232/135235/p4233317.htm#pp4233317 https://forum.vgd.ru/post/6232/135235/p4233556.htm#pp4233556 https://forum.vgd.ru/post/6232/135235/p4234941.htm#pp4234941 |
Лайк (2) |
Svet13la4na57 Модератор раздела Санкт-Петербург Сообщений: 2265 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 1321 | |
Лайк (2) |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 Вперед → Модератор: Svet13la4na57 |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Svet13la4na57 » Гринфельды - г.Кемь [тема №135235] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |