Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Гринфельды - г.Кемь

Интерес к этой фамилии возник у нас с Еленой Fedosyrz не случайно.
Оказалось, что сёстры наших бабушек вышли замуж за Гринфельдов из Кеми.
А все Гринфельды города Кемь из одной семьи.

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: Svet13la4na57
Svet13la4na57
Модератор раздела

Svet13la4na57

Санкт-Петербург
Сообщений: 2261
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1311
4.1 Николай Павлович Гринфельд

На сайте "Память народа"
000038_m_photo.jpg
Дата рождения: 28.10.1907
Место рождения: Архангельская обл., г. Архангельск
Место призыва: Выборгский РВК, Ленинградская обл., г. Ленинград, Выборгский р-н
Дата призыва 25.05.1942
Воинское звание ст. лейтенант
Воинская часть: 1039 стрелковый полк 223 стрелковой дивизии (II)
125 стрелковый полк 6 стрелковой дивизии
431 стрелковый полк 52 стрелковой дивизии (II)
Награды: Орден Отечественной войны II степени (2)
00000040.jpg
Удалось посмотреть дело в
ЦГАИПД ф.411 оп.8 д.799
Гринфельдт Николай Павлович. 1949г
vgd_1.1.jpg
В деле Заявление, Анкета, Автобиография, 3 рекомендации, Характеристика, Протоколы партсобрания.
В Автобиографии Гринфельдт Н.П. пишет:
Родился 28 октября 1907 года в г. Архангельске/ Архангельская область/
Отец мой моряк торгового флота - капитан дальнего плавания , до 1917г плавал на судах "Мурманского Срочного пароходства"/г.Архангельск/, а после 1917г на судах Северного пароходства/Архангельск/ и Балтийского пароходства/Ленинград/. Умер в 1938 году во время плавания в Арктике. Мать моя занималась домашним хозяйством, умерла в 1943г в Ленинграде.
До 1927г я жил в г.Архангельске, где окончл среднюю школу. В 1927г с отцом переехал в Ленинград.
В 1929г поступил в Ленинградский Сельско-хозяйственный институт. _
Который и окончил в 1934г по технологическому факультету, получив диплом инженера-технолога консервной промышленности.
После института был направлен на работу в г.Кандалакша/тогда Карельской АССР, теперь Мурманской обл/ на Рыбоконсервный комбинат "КарелГосРыбтреста", где работал в качестве зав.лабораторией до 1936г. В июне 1936г переехал в Ленинград, работал в Лен.Гос.Консервной Инспекции МПП в качестве инспектора.
С июля 1941 г по 1 января 1942г работал на оборонных работах под Ленинградом. 25 мая 1942г был призван в ряды Советской Армии и направлен на фронтовые курсы мл.лейтенантов Лен.фронта. Спустя две недели был направлен в госпиталь с дистрофией и цингой, и вскоре эвакуирован из Ленинграда в тыл. До конца сентября 1942г находился на излечении в госпитале в г.Кизеле Молотовской области.
По выписке из госпиталя был направлен в распоряжение УралВО и последним на курсы мл.лейтенантов в г.Кыштым Челябинской области. После окончания курсов направлен в распоряжение МВО, а затем на Юго-Западный фронт.
С ноября 1943г находился непосредственно в составе действующей армии. Участвовал в боях в составе 2-го и 3-го Украинских фронтов. Вместе с войсками 3-го Украинского фронта в 1944г перешел Гос.границу СССР и прошел с боями Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию и Чехословакию.
После окончания войны на западе с частью был направлен на восток, но ввиду быстрого завершения войны с Японией доехал только до г.Нижнеудинска. В Нижнеудинске пробыл до января 1946г, когда был демобилизован и выехал в Ленинград.
Возвратившись в Ленинград вновь поступил на работу в Ленинградский Пункт Гос.Консерной Инспекции, где и работаю в настоящее время.
Мое семейное положение: женат, жена Грецкая Ольга Павловна работает в Лен.филиале ВНИРО, член ВКПб. Имею сына 1937г. рождения.
16 мая 1949 года. г.Ленинград.
vgd_1.7.jpg
из ХАРАКТЕРИСТИКИ :
с 28/V-1942г по 22/I-1946г находился в советской армии. Награжден Орденом Отечественной Войны IIст, медалями: "За освобождение Белграда", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и "За Победу над Германией".

__
Лайк (2)
Svet13la4na57
Модератор раздела

Svet13la4na57

Санкт-Петербург
Сообщений: 2261
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1311
4.2 Мария Павловна Гринфельд 1907г.р.

ЦГА ф.Р-7384 оп.38 д.370
Списки рабочих и служащих предприятий и учреждений Октябрьского района, награжденных медалью «За оборону Ленинграда»
17.11.1944

28762 Гринфельд Мария Павловна 1907г.р. б/п. русск. стрелок / Принимала участие в оборонных работах г.Ленинграда.
Лайк (2)
Svet13la4na57
Модератор раздела

Svet13la4na57

Санкт-Петербург
Сообщений: 2261
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1311

Svet13la4na57 написал:
[q]
1.1. Иоанн Стефанов - №24 11/16 Октября 1885г
Кемский мещанин Стефан Петров Гринфельд и з.ж.е. Мария Яковлева, оба правосл.
Воспр: Кемский мещанский сын Павел Петров Гринфельд.
МК 1885г. ф.25 оп.23 д.61 стр.17
[/q]

1.1 Иван Степанович Гринфельд

Иван- старший сын Стефана.
2022-08-15-4.jpg
На сайте "Первая мировая война 1914-1918 - Информационный портал"
https://gwar.mil.ru/heroes/che...26page%3D1
1. Именные списки потерь: Гринфельд Иван Степанович - ефрейтор, 295й пехотный Свирский полк, место рождения: Архангельская губ., г. Кемь ;
пропал без вести 19.04.1915г , место события выс. 1187, выс. 1350
2. Картотека военнопленных: Гринфельд Иван Степанович
1886г.р, ефрейтор, 295й пехотный Свирский полк, место события Липовец, 2/v-1915г
Рейхенберг, 31 июля 1915г, Австрия
4._ivan_stepanov_grinfeld.jpg
Иван вступил в Брак МК ф.25 оп.27 д.104 г. Кемь
4._grinfeld_brak_1911.jpg
№10 31 Январь 1911г жених: Кемский мещанин Иван Стефанов Гринфельдт, правосл., первым браком , 25 лет
невеста: Кемская мещанская девица Августа Ильина Богданова, правосл., первым браком, 16 лет.
Поруч. Кемский мещанин Василий Степанов Гринфельдт.
b._ivan_grinf..jpg
Их дети:
1.1.1. Екатерина Ивановна (в браке Тимонина) – 26.11.1911г.р.
4.2_ekat.iv.grinf.jpg
у Екатерины воспр: Кемская мещанка Клавдия Степанова Гринфельд и кемский мещанин Александр Степанов Степанов
МК ф.25 оп.23 д.137 стр.35

1.1.2. Иван Иванович12.10.1913г.р.
4.1_ivan_iv.grinf.jpg
у Ивана воспр: Кемский мещанин Петр Стефанов Гринфельдт
МК 1885г. ф.25 оп.23 д.148

1.1.3. Евгений Иванович26.12.1919г.р.
4.3_evgen.iv.gr..jpg
у Евгения воспр: Кемский мещанин Александр Константинов Норкин и кемская мещанская девица Анастасия Ильина Богданова
МК ф.25 оп.23 д.169 стр.140

1.1.4 Наталья (Таисья) Ивановна9.09.1925г.р.
4.4_taisyagrinf..jpg

фото Ивана Степановича с женой Августой и младшими детьми Евгением и Таисьей (возможно 1935 г)
scan_8_3a.jpg
Лайк (2)
Svet13la4na57
Модератор раздела

Svet13la4na57

Санкт-Петербург
Сообщений: 2261
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1311
1938г
Жертвы политического террора в СССР . Книга памяти Республики Карелия
1938.jpg
Когда мужа Ивана забрали, Августа Ильинична ждала и верила, что он вернётся ...
vgd_1500h.jpg
scan_5.jpg
scan_6.jpg
Лайк (3)
Fedosyrz

Москва
Сообщений: 642
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 396
1.2 Петр Степанович Гринфельд
Пётр - второй сын Стефана
rojdenie_ps.jpg
Крестная - родная тетя Петра по отцу Наталия Петровна Степанова.

На сайте "Первая мировая война 1914-1918 - Информационный портал":
1. Картотека потерь (ранение): Гринфельдт Петр Степанович - стрелок, офицерская стрелковая школа, старший унтер-офицер,
место рождения: Астраханская губ. (тут ошибка), Кемская вол.,
занятие: моряк на судах добровольного флота по Белому морю;
огнестрельная пулевая рана правого плеча 26.09.1915 г. у Двинска, прибыл из действующей армии в лазарет № 1 Петергофа.
grinfeld_ps_ranenie.jpg
https://gwar.mil.ru/heroes/che...6page%3D17
2. Именные списки потерь (ранение): Гринфельдт Петр Степанович
мещанин г. Кеми, старший унтер-офицер стрелкового полка офицерской стрелковой школы, ранен 26.09.1915-01.10.1915 у д. Спругин, д. Горбуновка
https://gwar.mil.ru/heroes/che...6page%3D18
yupcxm94tv8.jpg
15 июля 1913 г. 25-летний Петр вступил в брак с 17-летней крестьянской девицей с. Ухты
Ухтинской волости Кемского уезда Феклой Семеновной Богдановой:
grinfeld_brak_1913.jpg
Одним из поручителей жениха был старший брат Петра - Кемский мещанин Иван Степанович Гринфельд.
Источник: НАРК, МК Кемского Успенского собора за 1913 год (ф. 25, оп. 27, д. 113)

Их дети (оба умерли в младенческом возрасте):

1.2.1 Антонина Петровна Гринфельдт - 10(12).06.1914 г.р.
grinfeld_antonina_petr.jpg
(МК Кемского собора за 1914 г. - ф. 25, оп. 27, д. 117) В восприемниках - младший брат Петра Василий Степанович Гринфельд.

Умерла 25(27).02.1920 г. в возрасте 5 лет от воспаления легких (МК Кемского собора за 1920 г. - ф. 25, оп. 23, д. 171).

1.2.2 Василий Петрович Гринфельдт - 10(14).02.1916 г.р.
grinfeld_vas_petrov.jpg
(МК Кемского собора за 1916 г. - ф. 25, оп. 27, д. 123)

Умер 16(19).10.1920 г. в возрасте 3 лет от воспаления легких (МК Кемского собора за 1920 г. - ф. 25, оп. 23, д. 171).

Кемский мещанин Петр Степанов Гринфельдт умер 11(14).04.1920 г. в возрасте 32 лет от чахотки (МК Кемского собора за 1920 г. - ф. 25, оп. 23, д. 171).
06._petr_stepanov_grinfeld_.jpg
Лайк (4)
Svet13la4na57
Модератор раздела

Svet13la4na57

Санкт-Петербург
Сообщений: 2261
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1311
1.3 Василий Степанович Гринфельдт

[Документы и информация предоставлены потомками, ныне проживающими в г.Владимире]

1. Гринфельдт Василий Степанович родился 22 февраля 1890 года в г. Кеми – уездном центре Архангельской губернии на берегу Белого моря в семье мещан Степана Петровича и Марии Яковлевны Гринфельдт.
metr.kn.1901_vasilii_grinf..jpg
vgd_2016h2852_(3).jpg
2. "Список офицеров флотилии Северного Ледовитого Океана и береговых учреждений Архангельского порта Беломорского и Мурманского районов, составленный к 8-му октября 1917г." значится ГРИНФЕЛЬД Василий Степанович - зауряд - прапорщик.

3. Жертвы политического террора в СССР . Книга памяти Республики Татарстан
Гринфельд Василий Степанович (1890, г. Кемь Архангельской губ. - ).
Прапорщик. В белых войсках Северного фронта в 7-й роте 12-го Северного стрелкового полка.
В эмиграции. На 29 апр.1920 в лагере Хермола в Финляндии.
Вернулся в СССР. В августе 1920 г. содержался в Губисправдом в Архангельске.
Вновь арестован 4 сен.1921, 20 янв.1922 дело прекращено, взята подписка о невыезде.
Реабилитирован в ноябре 1998 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан
2022-08-10_11-08-07.jpg

4. Выпись о рождении
Отдел ЗАГС при Мурманском Исполкоме 1921г
№177 4 Августа 1921г родилась Мария - г.Мурманск;
родители: Гринфельд Василий Степанович, 31г, 22 Февраля 1890г.р. и Александра Яковлевна, 22лет, (дату не знает)1899г.р.
Пост.место жительства: Архангельской губ, город Кемь.
и Справка об окончании школы 1940г
mariya_shkola2.jpg
ytpsztzstvg.jpg
5. Диплом №1098
На основании положения о судоводителях на мореходных судах
Торгового Флота СССР , утвержденного постановлением
СНК Союза ССР от 2 августа 1924 года, выдан сей диплом
на звание Капитана Малого Плавания МТФ

из Центрального Управления Морского Транспорта НКПС
Василию Степановичу Гринфельду
родившемуся 22 февраля 1890г. Подпись судоводителя - Гринфельд
Где получено образование: 1) выдержал испытание на звание Штурмана Малого Плавания в Архангельской исп.ком.1914г и
2) на звание Штурмана Дальнего Плавания в Гельсингфорсской Испыт.Комиссии 1917г.
На основании каких документов выдан сей диплом: 1) Временного Свидетельства №7679 выданного из УЧМОРа 24 октября 1922 года, в замен диплома на звание Штурмана Малого Плавания, 2) Свидетельство о плаваниях сроком по 1 октября 1925 года.
Начальник Центрального Управления
Морского Транспорта ... 13 марта 1926 года
diplom_gr..jpg
6. БЮЛЛЕТЕНЬ АРКТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА СССР. Г. 2 1932, № 5

0b_a.jpg

7. http://www.polarpost.ru/forum/...льд#p80443
Полярная Правда, 1931, №46, 28 апреля
polyarnaya_pravda_1931_046_28_aprelya_murmanec_promysel.jpg
РАВНЕНИЕ НА "МУРМАНЕЦ"
Так нужно драться за экспортный план

Вернулось с зверобойного промысла судно Госторга "Мурманец" 11 суток выбивался изо льдов с полным грузом "Мурманец". Заполнив все трюмы и имея груз на палубе, он больше не мог продолжать промысла и больше взять груза, т. к. этого не позволял делать тоннаж.
"Мурманец" привез 4000 голов гренландского тюленя в большинстве крупного зверя. Звериного сала на шкуре 138. 422 кгр., мяса на сале 109. 775 кгр. Судно "Мурманец"
своей работой под руководством капитана Гринфельд показало, как надо выполнять свои обязательства перед страной, как нужно драться за выполнение плана по экспорту. "Мурманец" сегодня уходит снова на промысел. По его ударной работе следует равняться остальным зверобойным судам.
Судно "Ленгосторг", находящийся на промысле, напромышляло уже 2 300 голов, несмотря на то, что оно позже всех вышло на промысел, оно идет на втором месте.

8. По воспоминаниям внука Василий Степанович Гринфельдт был капитаном.
Где-то около 1940 деда посадили в связи с аварией при причаливании. [*1] Видимо, после этого он был переведен начальником регистра в Мурманск и плавал из Мурманского порта. В Лахденкулья (Сортавальское с/п) дед работал с 1945 г. (уже в 1946 г. семья была там, а это был первый год существования школы юнг). Дед был там завучем и преподавал, водил на практику обучающихся на парусных вельботах "Олег" и "Владимир", показывал отцу, как ходить под парусом против ветра.

Последнее место самостоятельного жительства – КФССР, г. Беломорск, порт посёлок, д. 7, кв.20.
Насколько я (внук) помню, это были две смежные комнаты; в одной было что-то вроде кухни-гостиной, в другой – спальня.
3 марта 1955 года Василий Степанович и Александра Яковлевна переехали к нам на ул. Октябрьскую, дом 31 «А»,
г. Владимир . Это была 2-х комнатная папина квартира с кухней и прихожей; удобства и дровяной сарай на улице. Отопление дровяное.

9. В прошлом веке принято было посылать родным фотокарточки. Такая была обнаружена у родственников в г.Кеми.
На фото Василий Степанович и жена его Александра Яковлевна Гринфельдт
их дочь Мария Васильевна и зять Борис Николаевич Дмитриев , на руках маленький Василий Борисович.
0073.jpg
10. Правнучка пишет о разночтении фамилии:
Дед последнюю букву не потерял))) хотя есть разные трактования в документах. В некоторых буквы Т нет, (видимо не написали) в других есть.
Прабабушка ослепла рано, читала по азбуке брайля. Я в библиотеку для слепых с бабушкой ходила. Подписываться она из-за зрения не могла и у меня лежит её печатка, которую вместо росписи ставили. Печатка бабушки была с буквой Т.
Со слов правнучки в последние годы жизни Василий Степанович Гринфельдт с женой Александрой Яковлевной Гринфельдт (Морозовой) проживал во Владимире в семье дочери Марии Васильевны и ее супруга Бориса Николаевича Дмитриевых. Борис Николаевич Дмитриев был переведен во Владимир как военнослужащий. Скончался Василий Степанович в 1955 г. и был погребен на Князь-Владимирском кладбище г. Владимира.
ayag_i_vsg-002.jpg

*1
Воспоминания не совсем точны по хронологии.
Из обнаруженной Еленой Fedosyrz статьи о гибели судна "Поной" (см. ниже - https://forum.vgd.ru/post/6232/135235/p4241136.htm#pp4241136) до 1935 г. Василий Степанович Гринфельдт работал инспектором регистра в Мурманском порту. Судно "Поной" затонуло при шторме 21 февраля 1935 г. Погибли 12 человек. Суд приговорил В.С. Гринфельдта к лишению свободы сроком на 10 лет. После отбывания срока Василий Степанович преподавал в школе юнг.
_
Лайк (3)
Fedosyrz

Москва
Сообщений: 642
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 396
Рассказ А. Кузнецова "Гибель "Песца" из книги "Карельские полярники" (сборник воспоминаний карельских моряков-полярников под редакцией С.А. Макарьева, издание Карельского НИИ, Петрозаводск, 1935 г.).
Предположительно, капитаном зверобойного судна "Песец", погибшего в море, был Василий Степанович Гринфельдт.

gibel_pesca0078.jpg gibel_pesca0079.jpg gibel_pesca0080.jpg gibel_pesca0081.jpg gibel_pesca0082.jpg
---
Ищу сведения о:
Федосеевы (д. Волково Александровский у. Владимирской губ.), Свежовы, Беляевы (с. Нушполы Александровского у. Владимирской губ.)
Гринфельды (Республика Карелия, г. Кемь)
Лайк (4)
Fedosyrz

Москва
Сообщений: 642
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 396
Рассказ "За моржами" (часть рассказа И.М. Кубачина "За полярным кругом" (воспоминания моряка-зверобоя)) из книги "Карельские полярники" (сборник воспоминаний карельских моряков-полярников под редакцией С.А. Макарьева, издание Карельского НИИ, Петрозаводск, 1935 г.). Весь сборник здесь: http://www.polarpost.ru/forum/...%B8#p46279
Вероятно, мотористом зверобойного судна "Ленинградсовет" был Иван Степанович Гринфельд.
za_morjami0095.jpg za_morjami0096.jpg za_morjami0097.jpg za_morjami0098.jpg
---
Ищу сведения о:
Федосеевы (д. Волково Александровский у. Владимирской губ.), Свежовы, Беляевы (с. Нушполы Александровского у. Владимирской губ.)
Гринфельды (Республика Карелия, г. Кемь)
Лайк (3)
Fedosyrz

Москва
Сообщений: 642
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 396
Как погибло судно "Поной".

РАССКАЗ КАПИТАНА КУКОЛЕВА.


МУРМАНСК, 23 февраля. (Корр. "Правды"). Сегодня утром в поликлинике наш корреспондент беседовал с капитаном по­тонувшего 21 февраля судна "Поной" — Степаном Алексеевичем Куколевым. Куколев рассказал следующие подробности гибели судна:
— 20 февраля, в 18 часов 30 минут, "Поной" — спасательное судно, плававшее в последнее время в буксирном флоте Мурманского торгового порта — вышел из Мурманска с заданием зайти в факторию Палу-Губу (в Кольском заливе) и получать там, распоряжения, связанные с буксировкой судна из Западной Лицы (место лова сельди). Погода была спокойная, видимость хорошая. В 23 часа мы уже были в Пале-Губе и получили задание взять на буксир в Западной Лице парусное судно "Галс", груженное сельдью, и привести его в факторию Палу-Губу.
Вышли мы из Палы-Губы 21 февраля, в 6 часов 30 минут утра. Ветер доходил до 4 баллов, видимость была хорошая. Скоро вышли в открытое море. Ветер все усиливался, и, когда мы дошли до Сеть-Наволока, ветер дошел до 9—10 баллов. "Поной" кренило до 15 градусов, хотя судно это очень устойчивое. Волны перекрывали судно. Пошли средним ходом. Судно перестало слушаться руля. Впереди нас на две с половиной мили шел траулер "Семга".
Я решил, что итти дальше в море очень опасно, и скомандовал поворачивать обратно в залив, чтобы отстояться от шторма. Еда мы устели повернуть, кая по левому борту ударила огромная волна. "Поной" сразу накренился под углом в 30 градусов и не мог уже принять устойчивое положение. Весь борт залило, вода хлынула лавиной в машинное отделение, сразу сорвало левую шлюпку, разбило и унесло в море левую часть мостика.
Вслед за этой волной на "Поной" со страшной силой безудержно накатывались бушующие громады воды. Судно стало стремительно погружаться. Все это было неожиданно, — с момента удара о борт пер­вой волны до окончательной гибели букси­ра прошло буквально две — три минуты. Когда прошел первый удар, я скомандовал: "Право руля! ". Но руль уже оконча­тельно вышел из действия. Все, кто успел, выскочили на палубу, сгрудились на правом борту. Спавшие после вахты не успели даже одеться и были в одном белье. Я дал траулеру "Семга" тревожные гудки и крикнул команде: "Бросайтесь в воду, держитесь за плавающие предметы! ". Сам я кинулся в воду последним.
Море кипело, волна была очень крупная, шторм все усиливался. Два раза меня за­хлестнуло. Когда я выбрался на поверхность воды, "Поноя" уже не было видно. Вокруг меня плавало человек 15. Все держались за обломки судна. Мы не успели даже спустить правую шлюпку, спасательные круги взяли лишь немногие. На огромной волне при страшном холоде пришлось продержаться в воде около часа, пока по­дошел траулер "Семга". Я с трудом до­плыл до обломка капитанского мостика и взобрался на него. Волной два раза меня сносило, но я снова забирался.
Наконец, подошел траулер. Спускать с него шлюпки было бы безумием, их мгно­венно разнесло бы в щепы. Нам бросили спасательные круги. В итоге удалось спа­сти 11 человек.
На борту траулера нас переодели, поме­стили в баню, в ванну, в сушилку, к котлам — всюду, где было горячо. Потом поили горячим чаем. Есть никто из нас не хотел. Долго не верилось, что мы уже спа­сены. Наше счастье, что снежный буран начался тогда, когда мы были уже на бор­ту траулера "Семга", иначе все погиб­ли бы.
В Мурманске нас поместили в поликли­нику. Некоторые уже сегодня выписыва­ются, часть завтра. Серьезных заболева­ний нет, кое-кто получил ушибы и легкие ранения.

Источник: "Правда№, 1935, №54, 24 февраля

pravda_gibel_ponoya.jpg

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ "ПОНОЯ"

В Мурманске закончился показатель­ный судебный процесс над виновниками гибели парохода "Поной".
На суде выяснилось полное приту­пление классовой бдительности руко­водства Мурманского торгового порта к работникам регистра. Кучка бывших белогвардейцев, когда-то активно вы­ступавших против советской власти, довела до степени разложения вверен­ное им хозяйство, проявляя в течение долгого времени преступную небреж­ность в отношении плавсредств.
Судом установлено, что "Поной" 20 фе­враля принял полные бункера угля (80 тонн) и воды (40 тонн). Находясь в незаконном перегрузе, судно напра­вилось в Пала-губу, откуда вышло
21 февраля, держа курс на Западную Лицу. На траверзе маяка Сеть-Наволок судно настиг ветер, силой до 8—9 бал­лов. Капитан "Поноя" дал команду итти средним ходом, а позднее решил повер­нуть обратно, чтобы переждать шторм в одной из бухт.
При повороте волна ударила по ле­вому борту и судно получило крен на 25—30 градусов. Попытка переложить руль вправо не увенчалась успехом, так как штуртросс был неисправен.
Вторая волна увеличила крен судна и оно, не выправляясь, в течение 2—3 ми­нут, пошло ко дну. Из находившихся на борту "Поноя" 23 человек команды 12 человек погибли вместе с судном.
Буксирный пароход "Поной", пред­назначенный исключительно для букси­ровки, не был приспособлен для пере­возки груза и пассажиров, но это не послужило препятствием начальнику плавсредств Карякину и групповому капитану Лапину заключить противозаконный договор на эксплоатацию "По­ноя" для перевозки грузов и пассажи­ров.
Они знали, что буксир немореходен и тем не менее не заботились о состоя­нии судна перед выходом в море, допу­стив на палубе даже устройство запре­щенных перегородок.
"Поной" был выпущен в море с не­исправными шлюпками, с разбитыми иллюминаторами, не имея на борту до­статочного количества спасательных средств. Но ни Карякин, ни Лапин ре­шительно ничего не сделали, чтобы научить команду пользованию спасатель­ными средствами. Никаких пробных ава­рийных тревог не проводилось и никто команду не проверял и не инструктиро­вал. Это привело к тому, что при аварии никто из команды, кроме капитана Куколева, не сумел даже воспользоваться спасательными кругами и поясами.
Начальник инспекции регистра Жадик механически переписывал судовые документы и выпускал в море суда, не интересуясь их фактическим состоянием. Инспектор peгистра Гринфельд подпи­сывал судовые документы, не читая.
Буксиру "Поной" было выдано удо­стоверение, что судно имеет право пла­вать по всему Белому морю и Север­ному ледовитому океану, в то время как судно не было мореходным и специаль­ная техническая инспекция, в составе которой был и сам Гринфельд, еще в мае 1934 г. установила, что "Поною" может быть разрешено плавание только в Коль­ском и Мотовском заливах и у берегов моря.
31 мая 1934 г. Жадик после техниче­ского осмотра "Поноя" продлил срок плавания судна до 1 января 1935 г., повто­рив "забывчивость" Гринфельда, не вне­ся никаких изменений в район эксплоатационной службы судна.
Капитан буксира "Поной" Куколев также знал, что буксир не приспособлен для перевозки груза и пассажиров, од­нако допускал перевозку рыбы до
22 тонн в один рейс и кроме того пере­возку пассажиров в отдельные рейсы до 50 человек. Капитан допустил уста­новку на палубе замещенных перего­родок, не инструктировал команду, не учил ее пользоваться спасательными средствами.
При нормальной нагрузке 60—70 тонн осадка судна составляла 3 метра 20 см. Выйдя в очередной рейс, завершив­шиеся гибелью, судно имело нагрузку в 136 тонн и борта его находились на одном уровне с водой.
Заключением экспертизы установлено, что переборки на пароходе были водо­проницаемы. В иллюминаторах и на машинном капе было полубемское сте­кло. Судно имело перегруз. Штумтросс был испорчен. Район плавания был опре­делен регистром неправильно.
При неисправности спасательных средств и их недостаточности, снаряже­ние судна в ответственный и сложный морской рейс граничило с прямым пре­ступлением.
Свидетельские показания на суде вскрыли картину недопустимой, пре­ступной эксплоатации пловучих средств, варварского отношения к буксирам и использование их не по назначению.
В регистре прочно утвердилась си­стема безответственности, преступного, халатного отношения к техническому контролю над состоянием плавающих единиц, приведшая к гибели судна и людей.
Суд приговорил бывшего инспектора регистра СССР Гринфельда, служившего офицером в белой армии, в прошлом белоэмигранта, к лишению свободы сро­ком на 10 лет, заведующего пловучими средствами Мурманского порта Каря­кина — к лишению свободы сроком на 7 лет, бывшего капитана "Поноя" Куколева — к лишению свободы сроком на 5 лет, инспектора регистра СССР Жадика — к лишению свободы сроком на 3 года и группового капитана Лапина — к одному году исправительных трудовых работ.

Источник: Карело-Мурманский край, 1935, №4, с. 37

Статья в духе того времени - "притупление классовой бдительности", "кучка бывших белогвардейцев, выступавших против советской власти". На самом деле, конечно, крушение - результат "преступной небрежности в отношении плавсредств".
http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=9228

Прикрепленный файл: Гринфельдт_ВС_Поной.jpg
---
Ищу сведения о:
Федосеевы (д. Волково Александровский у. Владимирской губ.), Свежовы, Беляевы (с. Нушполы Александровского у. Владимирской губ.)
Гринфельды (Республика Карелия, г. Кемь)
Лайк (3)
Svet13la4na57
Модератор раздела

Svet13la4na57

Санкт-Петербург
Сообщений: 2261
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 1311
в статье Правда, 1935, №54, 24 февраля
"Как погибло судно "Поной".

в "РАССКАЗе КАПИТАНА КУКОЛЕВА" ни слова не сказано о "полных бункерах угля (80 тонн) и воды (40 тонн)", Куколев говорит о "задании взять на буксир в Западной Лице парусное судно "Галс", груженное сельдью" .

И странно, что капитану Куколеву дали срок в два раза меньший, чем В.С. Гринфельду, находящемуся очень далеко от места трагического события ....
"Суд приговорил бывшего инспектора регистра СССР Гринфельда, служившего офицером в белой армии, в прошлом белоэмигранта, к лишению свободы сроком на 10 лет, заведующего плавучими средствами Мурманского порта Карякина — к лишению свободы сроком на 7 лет, бывшего капитана "Поноя" Куколева — к лишению свободы сроком на 5 лет, инспектора регистра СССР Жадика — к лишению свободы сроком на 3 года и группового капитана Лапина — к одному году исправительных трудовых работ."
Лайк (2)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: Svet13la4na57
Вверх ⇈