Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember)

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ..... Судьба Русского Харбина величественна и трагична

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 42 43 44 45 46 * 47 48 49 50 ... 737 738 739 740 741 742 Вперед →
Модератор: Gul
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12817
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38789
i.gif Уважаемые читатели Русского Харбина
и блогер HUMUS!
i.gif

Убедительно прошу!
Если Вы заимствуете информацию

из постов (даже вырезки из газет с комментариями ),
сведения и фотографии из личных архивов участников темы,
пожалуйста,
делайте ссылки только на этот источник-
https://forum.vgd.ru/614/31743/ Русский Харбин. Дневник Gul


i.gif Для того чтобы получить точную ссылку на нужный Вам пост, нажмите на решетку в верхнем правом углу нужного вам сообщения! i.gif






screenshot_13.png


Харбинские темы в дневнике GUL


Русский Харбин

Архивные и др. источники к харбинским темам

Ищу сведения о харбинцах

Cписки харбинцев и жителей станций КВЖД


Весь Харбин 1926

Эмиграция из Харбина см. Списки

«Аресту подлежат все харбинцы...»

КВЖД ----- станции и участки

Проект Мемориала на кладбище Хуаншань Харбин

Некрологи, опубликованные в харбинских газетах

Научно-практическая конференция, посвященная 120-летию Харбина.. 2018

Кто едет в Советский Союз... Харбин. Апрель--июль 1935
Списки уезжающих в СССР после продажи КВЖД (списки по датам отъезда и эшелонам)



Всемирный конгресс выходцев из Харбина 2017






i.gif Первый пост темы i.gif

15 сентября 2010

Форумчане-потомки харбинцев,все, кто интересуется историей Харбина,
расскажем здесь, на форуме,об этом удивительном исчезнувшем городе,
о людях, построивших этот город и живших в нем,
о людях, в тяжелые времена нашедших здесь приют и дом


----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ХАРБИН
Под асфальт сухой и гладкий,
Наледь наших лет,
Изыскательской палатки
Канул давний след...

Флаг Российский. Коновязи.
Говор казаков.
Нет с былым и робкой связи, —
Русский рок таков.

Инженер. Растегнут ворот.
Фляга. Карабин.
"Здесь построим русский город,
Назовем — Харбин"
Милый город, горд и строен,
Будет день такой,
Что не вспомнят, что построен
Русской ты рукой.

Пусть удел подобный горек —
Не опустим глаз:
Вспомяни, старик-историк,
Вспомяни о нас.

Ты забытое отыщешь,
Впишешь в скорбный лист,
Да на русское кладбище
Забежит турист.

Он возьмет с собой словарик
Надписи читать...
Так погаснет наш фонарик,
Утомясь мерцать!


Это отрывок из стихотворения талантливого харбинского поэта
Арсения Несмелова (1889-1945 )
-------------------------
Харбинская икона Божией Матери

Прикрепленный файл: harbinsorrowsicon.jpg
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Лайк (19)
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12817
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38789
Эту статью Марианны Колосовой прислал составитель книги Вспомнить, нельзя забыть
Виктор Суманосов


Статья из личного дела Марианны Колосовой (фонд БРЭМ)


МАРИАННА КОЛОСОВА

ЯПОНЦЫ ПРОБУЖДАЮТ РУССКИЙ ПАТРИОТИЗМ СРЕДИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ.

ЯПОНЦЫ УКРЕПЛЯЮТ ОБОРОНЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ СРЕДИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ.

РУССКИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЛАГОДАРНЫ ЯПОНЦАМ «ЗА СНЯТИЕ ПЕЛЕНЫ С ГЛАЗ».

Прежде всего, призываем русскую дальневосточную эмиграцию к спокойствию.
Просьба не проклинать японцев на каждом шагу, как обычно делают все русские, приехавшие, прибежавшие
или высланные из Манчжу-Ди-Го.
Будем справедливы к японцам. И будем спокойны, потому что беспокоиться больше не из-за чего.
Нет никаких оснований беспокоиться. Все идет хорошо и, все идет на пользу России.
Враг страшен тогда, когда он силен и хитер. Враг не страшен, когда его планы расшифрованы и когда
его бессилие становится явным.

Будем беспристрастны в оценке японцев и их деятельности в отношении русской эмиграции.
Нам незачем прибегать к выливанию ушатов грязи и клеветы на головы японцев, как это делают
они в борьбе с русскими патриотами.
Нам незачем лгать при оценке деятельности японцев, в наших руках достаточно фактов, которыми можно доказать безнравственную подкладку деятельности японцев по отношению к их собственной родине – Японии.
Да. Пять лет японцы работали в Манчжу-Ди-Го и на всем Дальнем Востоке.
И вся их работа была во вред Японии и … на пользу России.
Нас мало интересует деятельность японцев работающих в Манчжу-Ди-Го против их собственной родины – Японии.
Пусть интересуется Токио. Нас интересует деятельность японцев на пользу нашей – России.
Об этом мы много думали и об этом будем говорить. Пусть наша оценка деятельности японцев в Манчжу-Ди-Го
и на Дальнем Востоке вообще будет иметь две стороны: польза России и вред Японии.

Вспомним, прежде всего, те «распростертые объятия, которыми встретила русская эмиграция, проживающая в Манчжурии, пришедших туда завоевателей – японцев. О, как верило тогда большинство эмигрантов, что японцы идут бороться
против – «мирового зла» - коммунизма, что следующий поход японцев на территорию России,
для освобождения ее от власти коммунистов, закончится торжеством мировой справедливости».
А скептиков среди русских эмигрантов, которые сомневались в безкорыстном благородстве японцев в отношении России и коммунизма, сами же эмигранты, объявляли большевизанами и «советскими патриотами».

В 1935 году декорации изменились. Вместо «распростертых объятий» русской эмиграции, в адрес японцев показались конвульсивно сжатые кулаки, вместо приветственных криков «банзай», все чаще стали слышаться заглушенные проклятия.
Люди не меняют свои симпатии на антипатии ни с того ни с чего, для таких перемен, всегда имеются серьезные причины.
А причины были серьезные. Унижение и оплевывание русского национального достоинства, ставка японцев на центробежные силы эмиграции, насильственное подчинение всей патриотической русской эмиграции, органу выполняющему функции жандармерии – «бюро по делам русских эмигрантов», насильственное навязывание в «вожди» эмиграции, ненавидимого и презираемого всей эмиграцией никчемного человека и продажного политика – атамана Семенова, насильственная мобилизационная запись всех эмигрантов, способных носить оружие, в «союз дальневосточных военных», который должен в недалеком будущем вести в поход на Россию «русских людей под желтым соусом» а-ля борьба с коммунизмом».
Будем справедливы к японцам. Кто сказал, что японцы хитрые? Нет, это – очень откровенные люди.
За пять лет владычества в Манчжу – Го они доказали, что они не только откровенные, но и горячие и вспыльчивые люди.
А кто-то говорил, ( из пораженцев, конечно) о японской выдержке, хитрости и политической дальнозоркости. Нет никакой выдержки в национальном характере японцев, горячие люди, вспыльчивые люди, чуть что сейчас русскому человеку в нос – три четыре чайника воды или керосина вольют, вместо валерьянки. А потом извиняются, что по ошибке, по ложному доносу, арестовали и покалечили человека и выпустят его. А бывают случаи, говорят, что выпустить уже нельзя, настолько человек изувечен пытками, тогда его приканчивают и сжигают труп.
А жене убитого, которая приходит и пытается узнать, где ее муж, всегда можно сказать, что ее муж «бежал в Советский Союз».
И концы в воду.
А сцена на площади между Модягоу и Гондатьевкой осенью 1935 года, когда среди бела дня, при огромной толпе народа (русских и китайцев) японцы забили насмерть двух китайских возчиков за какую-то маленькую оплошность.
И не только забили насмерть, но еще у полумертвых, а может быть и, совсем мертвых (это были же мешки с костями, а не людьми), - так вот у этих полумертвых с хрустом были выломаны руки из плеч, так что кости рук торчали наружу. А вокруг стояла и смотрела, затаив дыханье толпа русских и китайцев. Что думала эта толпа? И к какому решению пришли многие и многие из этой толпы?
Об этом господа японские колонизаторы не задумались? И в этой толпе было немало школьной детворы и китайской и русской.
Какая нравоучительная картина из периода японского владычествования в Манчжу-Го запечатлеется в детском воображении русских и китайских детей. Сначала Корея, потом Манчжу-Го, а потом «Сибирь-Го», так что ли думают японские националисты?

Но то, что удалось сделать с беззащитной Кореей, может быть, не удастся провести до конца в Манчжу-Го.
А в Сибирь то уже теперь даже русские эмигранты готовы защищать всей своей кровью от частицы «Го»,
от бесчеловечных японских колонизаторов.

Как мы, русские эмигранты должны быть благодарны японцам за их откровенность и вспыльчивость.
Для нас совершенно не важно, что японцы работающие в Манчжу-Ди-Го причиняют своей недальновидностью непоправимый вред своей родине – Японии. Это нас не касается. Этим должно интересоваться Токио и те благородные самураи,
которые, по слухам, там проживают.

В Манчжу-Го некоторые пораженчески настроенные русские эмигранты все ждут, что «вот приедет барин, барин нас рассудит»,
что вот приедут из Токио какие-то благороднейшие и справедливейшие японцы, сместят гг. Аньдо, Окигусу и др.
закроют «Бюро по делам Российских Эмигрантов», арестуют атамана Семенова, и наступит в Манчжу-Го эра солнечного благополучия и для русских и для китайцев.
Ходят эти пораженцы русские по улицам Харбина, и многозначительно моргая осовевшими от страха глазами,
шепчут друг другу на ушко: «Слышали, скоро будут ба-альшие перемены. Из Токио едет ба-альшой ниппонец для
контроля над местными ниппонскими властями».

Никаких, конечно, перемен в Манчжу-Го не будет, а если и будут таковые, то по независимым от японцев причинам.
А вот то, что среди русской эмиграции все шире и шире разрастается движение против иностранной и, в частности, японской интервенции, это хорошо для Русского Государства. Японцы с каждым днем все больше и больше укрепляют оборонческие настроения среди русской эмиграции не только Дальнего Востока, но и всего рассеяния.
И за это, мы русские государственники, должны быть благодарны японцам. Ведь могло быть хуже.
Ведь японцы могли оказаться хитрее, и действительно сыграть на эмигрантской ненависти к коммунистам и сделать из этих эмигрантов орудие своей экспансии для отторжения Сибири

. Мало того, японцы могли оказаться дальновиднее и действительно создать «рай» в Манчжу-Го для тех же советских подданных, большинству которых не особенно хотелось ехать в СССР.
Но этим советским подданным пришлось ехать в СССР, потому что в Манчжу-Го любому из этих
советских грозила участь попасть в японский застенок и наглотаться керосину и иметь вместо спины окровавленный бифштекс.
А ведь те советские подданные, которые были арестованы в Харбине, и которых после зверских пыток выслали в СССР, ведь они там РАССКАЗЫВАЛИ, о том, что из себя представляют японцы. И русские люди там ПОНЯЛИ, что «хрен редьки не слаще»,
а японцы для русской эмиграции не лучше красных чекистов.
А окровавленные рубашки, после избиений снятые с этих людей и переданные женам для отстирки ведь были же посланы этими женами в Советский Союз как документальные доказательства того, «как живется весело, вольготно в Манчжу-Го» русским людям, не по своей вине иной раз, имеющим советские паспорта.
Ведь после пережитого в тюрьмах Харбинского «особого отдела» высланный в СССР некий Колпакчи доехал только до Хабаровска и умер. Орлов тоже умер – где-то в дороге.
Бывший хорунжий Амурского казачьего войска – некто Голобоков, после пыток в особом отделе высланный в СССР сошел с ума.
Значит, Советский Союз русские люди знают, что Манчжуговский «рай» ни в чем не уступает большевистскому «раю»,
что Манчжу-Го имеется Соловки у Трехречья, где система выжимания пота и крови из русских людей
ничем не отличается от системы концлагеря.

Выгодно ли все, что сделали японцы в Манчжу-Го с эмигрантами и советскими подданными – для Российского Государства?
Да, выгодно. Потому, что русские люди, на собственных спинах убедились, что японская палка бьет также больно, как и Сталинская.
Да, выгодно. Потому, что русские люди поняли, что японцы несут с собой не освобождение от коммунизма, а новую крепостную зависимость, только не красного, а желтого цвета.
А когда человека бьют, то не все ли равно, какого цвета у него искры из глаз сыплются, красного или желтого.
Да, выгодно. Потому, что русские люди (не важно, какие у них паспорта, важно, что кровь русская) поняли: надо собственными силами, без иностранных доброжелателей, снять со своей шеи красную петлю, а не накручивать на эту шею еще более тугую петлю только желтого цвета.
Выгодна ли деятельность японцев в Манчжу-Го для Японии? Нет, не выгодна, и весьма не выгодна.
А почему невыгодна таковая деятельность, пусть об этом думают высокие японские политики.

В нашу компетенцию не входит детальное разъяснение японского вредительства Манчжу-Го против Японии.
Нам важно, чтобы у нас в России были государственно-мыслящие люди, которые бы заботились о пользе
своего Государства и проводили бы разумную и точную политику в этой области.
Нам важно, чтобы в будущей Великодержавной России, наши государственные деятели никогда не были смешными и
неумными, в глазах врагов России. Это ведь самое страшное для государственных деятелей, какой бы то ни было страны –
стать неумными и смешными в глазах своих врагов.

Вернемся к теме.
В Тяньцзине последние полгода ведется упорная систематическая травля Русской патриотической эмиграции.
Травлю эту по приказу японцев ведет газета «Возрождение Азии», - и ведет ее настолько неумно и смешно
(уже не говоря о подлости), что право становится странно, неужели японцы не понимают, что ведя, таким образом,
борьбу с патриотической русской эмиграцией, они… теряют лицо.
Ведь не дети же, в самом деле, русские эмигранты, которых можно запугать, показав бамбуки и, неужели японцы
всерьез мыслят, что при помощи клеветы и морального террора можно властвовать сердцами русских эмигрантов.
Газета «Возрождение Азии» принесла большую пользу Русскому делу, тем самым, что она наглядно продемонстрировала в течении полугода все тайные планы Японии в отношении России вообще и Русской Белой эмиграции в частности.
И, наконец, эта газета наглядно доказала, что национальномыслящей Русской эмиграции не по пути с японскими интервентами.
А самое главное, эта газета, на которую тратятся деньги японского государства своей более чем неумной работой, принесла громадный вред Японии, создав новые и очень крупные кадры оборонцев среди русской эмиграции Дальнего Востока.
Мы можем уверенно сказать, что русские пораженцы Д.В. потерпели поражение, главной причиной которого является их собственная глупость и продажность.
А что мы можем сказать о японцах, которые покровительствуют русским пораженцам, размножая их в пределах
Манчжу-Го и северного Китая?

Мы пока ничего не скажем, а иностранцы уже говорят многое…. Конечно, было бы весьма умно и тактично со стороны японцев – прекратить травлю Тяньцзинской белой эмиграции путем закрытия вредительской для Японии газетки «Возрождение Азии».
Но, к счастью для нас, русских государственников, японцы этого конечно не сделают.
Потому что закрытие «Возрождения Азии» будет очень выгодно для Японии и очень невыгодно для нас,
русских государственников.

Если японцы закроют «Возрождение Азии», то часть русских эмигрантов, наиболее доверчивая, решит, что все мол «даже и у японцев есть справедливость» и станет симпатизировать японцам. Но этого не случится, мы можем быть спокойны.
Случится может другое, Шанхайские японцы будут сердиться на автора этой статьи, и даже может быть,
будут жаловаться на него куда следует. И будет после всего этого, в руках русской эмиграции еще одно доказательство,
чьей-то политической недальновидности.
Будем спокойны. Беспокоиться больше не о чем. Все делается к лучшему.
И даже враги России работают для ее будущего.
А уже гремит вдалеке державный шаг Великой России.

31 июля 1936 года.
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12817
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38789
Харбин. 1917 год. Слайды

8147709_m.jpg 8147710_m.jpg 8147712_m.jpg
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12817
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38789
20 июля 1934 года. МАРИАННА КОЛОСОВА

Ответ Демьяну Бедному

Беру «сибирскiй матерьял»,
Смотрю: Демьян в лукошке пляшет!
Демьян прислал, Демьян припал
К дальневосточной грязной каше.
Демьян стал «русскiй патрiот»-
Паек, причмокивая, жрет!

Избрал он нынче тяжкiй труд:
Он… стал защитником Россiи !/?/
Демьян теперь ночей не спит:
Поет и пишет и кричит:
«Мол, эмигранты продают
Сибирь! Такiе и сякiе!»

Болтает он о «целом строе».
Ты врешь, Демьян, их только трое:
Заведомая гниль, бездарь,
Поротиков – «сибирскiй царь»,
Талант, имея афериста,
Рожден для роли коммуниста,
Он должен был с тобою вместе
Мир, заключать, позорный в Бресте.

Второй – урод бело-зеленый,
Еще никем не заклейменный:
Головачев, «премьер-министр»,
/Все говорят: умом не быстр,
Но областничеством ушиблен!/
Доклад прочел, мечтою вздыблен,
Сей муж, однажды, в Харбине
Об отделенiи Сибири.
«Россiя, мол, теперь на дне,
К ногам ей привязали гири,
И я, профессор-богатырь,
Вам говорю: одна из гирь-
Есть сепарация Сибири!»

Но жизнь арена для живых
Вдруг вышла стая молодых
И хвост «министру» прищемила:
«Статья такая-то гласила.
ЗА ОТДЕЛЕНИЕ ОКРАИН
СУДИМ ТЫ БУДЕШЬ и охаян!
Такое гнусное бунтарство
Считать ИЗМЕНОЙ ГОСУДАРСТВУ!
ПОВЕСИТЬ! Больше никаких!»
Сказала стая молодых

Моравскiй есть еще на свете,
Вот значит он и будет третiй:
Министр «колонiи сибирской»,
Шпана с душою дезертирской!
Придется из таких, как он,
Сварить потом синдетикон,
Мы тем густым и крепким клеем
Демьянам рты закрыть сумеем.

Я, Русская и Сибирячка
Скажу тебе: Демьян, не ври,
Сепаратистов только три!
А не продаем за жвачку
Просторы Родины любимой,
/Ты не суди ка по себе!/
Нет, мы привычные к борьбе,
Россiю мыслим НЕДЕЛИМОЙ!

И нам смешно, что коммунист
Запел: «отечество, мол, свято».
Фальшив твой соловьиный свист,
Герой чернильного разврата.
Ступай ка мыть свиньям хвосты
В своих излюбленных колхозах,
Другие встанут на посты
В ответ на вешнюю угрозу!

Ты не пойдешь, пойдут другiе
Границы защищать родныя.
Нам ведомо: враги кругом!
Сначала с внутренним врагом
Расправимся – с большевиками,
А после, с внешними врагами,
Мы знаем в день переворота
Двойная будет нам работа.

Нацiональными штыками,
Своими русскими руками
Врагов прикончим. Мы не бабы,
Чтоб ныть, «ах, кто бы, да когда бы
Помог нам родину спасти»…
Нас русский должен в бой вести,
Туда на Западныя грани
На стаю Гитлеровской рвани!

Вас, коммунистов, стыд не гложет:
Демьян с товарищами может
Сибирь отдать американцам,
А Малоросiю – германцам,
Расторговались понемногу!
Ведь продаете-ж, вы сейчас,
Японцам Русскую дорогу?

Но в грозный для Россiи час
А если принажмут на вас,
То и Приморье продадите,
Хоть и кричите о защите.
Но в грозный для Россiи час,
Вдруг повернутся против вас,
Товарищи-большевики,
Красноармейские штыки!
----------------------------------------------------
Прислал Виктор Суманосов
( из личного дела БРЭМ Марианны Колосовой)
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Bush_makin
Начинающий

Украина, Днепропетровская обл.
Сообщений: 43
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 25
Добрый день!
Может быть кому-нибудь пригодится следующая информация.
Из личного дела Яковец П.Я. (архив БРЭМ).

"строка 56. С кем Вы хорошо знакомы (указываются Ф.И.О., адрес и служба):

Воронин Федор Родионович. домовл. Эм. Биржевая

Волков Федор Семенович. Эм. Биржевая 36

Ляховецкий Лев Фели....нович (неразборчиво) польск.подд. дом Большой пр. № 22


строка 71 Кто из видных общественных или административных лиц может за вас поручиться, его место службы и адрес:

Заиграев Михаил Абрамович домовл. Эм. Гиринская _ коммерсант


Москвин Петр Михайлович (?) директор Биньцзянского Банка

Попов Александр Дмитр. Ажихейская ул. Пред-ль Совета Старшин Комм. соб-ия

Доброхотов Алексей (?) Ал-дрович - далее неразборчиво

Ос....(?) Владимир Григорьевич - далее неразборчиво
Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12817
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38789
Еще одна статья


МАРИАННА КОЛОСОВА
Газета «Новый путь» 25 июля 1936 года.

«Вождь» предатель.
Преступники за работой. Преступники ведут переговоры.

Преступники «Богу молятся».


«Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш возложив на жертвенник Исаака, сына своего?»
Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства».
Этими словами начал свое прощальное поучение Митрополит Московский Макарий.
Он уезжал из Томска в Москву для Великого служения Богу и России.
Небольшого роста, худенький старичок с глазами сияющими таким кротким голубым светом, от которого тепло и радостно становилось на сердце.
Макарий, Митроплолит Московский, благословивший бледной и прозрачной от худобы рукой, стриженную голову томской епархиалки-приготовишки.
Хор нежных девичьих голосов пел:
«Алтай голубой,
Прощаюсь с тобой,
Прости, дорогой!»

Голубой Алтай провожал своего многолетнего миссионера, который стал по Монаршей Милости Митрополитом Московским. Прекрасные, неземным светом сияющие глаза Митрополита Московского Макария запомнила на всю жизнь маленькая приготовишка. И руку его легкую и нежную, благославением пророческим прикоснувшуюся к детской голове, - запомнила на всю жизнь. И слова его: «Оправдай веру свою делами, возложи душу твою на жертвенник. Отдай ее на заклание правды ради»…Слова эти запомнились.

Прошли года. Война, Революция, Гражданская война. Харбин. Молоденькая девушка вошла в кабинет Высокопреосвященного Мефодия Архиепископа Харбинского. Как родная к родному.
Склонилась к руке Владыки. Долгая беседа. Все сказано. Разве можно что-нибудь утаить? Несколько решающих слов.
«Ничего не умею, Владыка, ничего не могу, бессильна, а должна делать что-то еще, научите, помогите!»
Не я, научу и помогу, Господь научит и поможет и даст силу, «ибо и в немощи сила Божия совершается, не живи без тяжести, возлагай тяжесть на душу свою добровольно». Спустя много лет после этого, девушка узнала, какую непереносимую святую тяжесть носил в своей деше сам Владыка Мефодий. Было много встреч и много бесед, потому что стала она ученицей Владыки.
И в одну из встреч, (опять прошли годы), Высокопреосвященнейшего Мефодия Митрополита Харбинского и Манчжурского: «Благословите на подвиг»… И опять как родная родному: все без утайки, потому что беседа была как исповедь. А глаза Владыки были уже полны предсмертного ожидания. Ибо Он свое делание земное заканчивал, и приближалась к нему смерть преждевременная. Над смертью Его простерла крылья тайна…

Во имя правды Божией жил Митрополит Мефодий. Припомним случай, когда он, узнав, что осуждены на смерть невиновные, пришел к тем, кто осудил их, опустился перед ними на колени и сказал: «Не встану, пока не помилуете невиновных».
И никакие уговоры, никакие «доказательства» и даже запугивания не подействовали на Владыку.
Непреклонный в своем святом смирении стоял он на коленях перед судьями неправедными.
Стоял до тех пор, пока устрашенные и пристыженные прекрасной непреклонностью преклоненного перед ними Владыки,
судьи не отменили смертного приговора.
Вот почему такие горячие и искренние слезы пролиты были у гроба его десятками тысяч русских в Манчжурии.

Мы знали, что хороним нашего земного заступника и правдолюбца. И большого русского Патриота мы похоронили и смерть его овеяна тайной… Помоги Боже нам, оставшимся в живых, принять на свои плечи ту тяжесть борьбы за восстановление Божьей справедливости в России. На это нас благославили молитвенники Земли Русской Макарий Митрополит Московский и Мефодий Митрополит Харбинский и Манчжурский.

По заветам двух Митрополитов Земли Русской, помоги Боже, обличить в преступной неправде врагов Бога и России!
В Манчжуго под покровительством Японских властей ведет работу против России и русских патриотов, государственный преступник, польской национальности, переменивший несколько подданств, «вождь» обманутого им русского «быдла», предатель русского дела – КОНСТАНТИН РОДЗАЕВСКИЙ.

Константин Родзаевский виновен в том, что ведет работу совместно с инородческими самостийниками – сепаратистами, и иностранными, агрессорами интервентами, чтобы расчленить Великую Россию на части и создать из русских пограничных областей независимые буферные государства, которые помысли врагов русской национальной государственности,
будут могилками Великодержавной России.
Эти «буферные государства» в конце концов, должны будут превратиться ( с согласия Московских коммунистов) в эксплуатируемые колонии международного капитала.

Константин Родзаевский виновен в том, что по заданиям интервентов борется с центростремительными силами Русской эмиграции Дальнего Востока, верными Богу и России.

Константин Родзаевский сознательно и по злой воле блокируется с центробежными силами русской эмиграции, каковые по трусости и продажности предают русские интересы, помогая предательской работе К.Родзаевского прямо или косвенно.

Константин Родзаевский виновен в том, что с 1931 года, будучи исключенным в дисциплинарном порядке из Русской Фашистской Организации, создал группировку под названием «фашистская партия» с релятивистской, неустойчивой и нефашистской идеологией и вышеуказанная партия выступает облыжно от имени Русских Фашистов, пороча своими выступлениями Русское Фашистское движение и подрывая русское национальное дело на Дальнем Востоке.

Воспользуемся данными, собранными и проверенными в 1934 году, которые достаточно ярко обрисовывают работу К.Родзаевского и его «партии». Итак, «ВФП» была создана в мае 1931 года, лицами, исключенными из Русской Фашистской Организации и Союза Национальных Синдикатов за присвоение денег и кражу документов (Родзаевским, Василенко и неккоторыми другими).
ВФП создавалась при содействии генерала Косьмина и группы его сторонников, бывших членов «Народно Монархической Партии», существовавшей с 1926 года до 1931 года. К указанной инициативной группе, возглавляемой Родзаевским и генералом Косьминым вскоре присоединились лица (Матковский, Долов, Коновалов, Никитин, Арсеньев, Дудукалов, Векшин) устраивавшие зимой 1931-1932 годов под флагом харбинского «Русского Студенческого Общества» аферную лотерею «Книга-студенту», и присвоившие себе вырученные с лотереи деньги и не давшие до сего времени отчета об этой лотерее.
Деньги эти захваченные Родзаевским и Матковским, а также деньги, вырученные с «бала интеллигенции» и не сданные по принадлежности в РФО – явились финансовой базой для создания этой псевдофашистской партии.
К.Родзаевский предал и обокрал Русскую Фашистскую Организацию, это было первое крупное преступление
будущего «вождя» - предателя.
С июня 1931 года по июль 1933 года главой партии(президентом ВФП) был генерал Косьмин; Генеральным секретарем ВФП – Родзаевский, «начальником ДВ сектора ВФП» Матковский.

В начале 1933 года был зверски убит «начальник военного отдела ВФП» Огнев. Его голова была найдена в ограде Советского Консула с надписью на щеке: «смерть предателю». По городу ходили упорные слухи, что его убил полусумасшедший Болотов, который являлся в то время «начальником Особого отдела» ВФП.
После похищения и убийства Кофмана, убийства Гришанковой, похищения С.Каспе и разбойного нападения на журналиста Макса Арска, который был избит настолько жестоко, что по очевидному расчету избивавших, должен был умереть от побоев. А избиением, как выяснила полиция, руководил Болотов по приказу Родзаевского. Харбинская эмиграция перестала сомневаться, что нити многих нераскрытых преступлений ведут к «фашистской партии» К.Родзаевского.
После всего вышесказанного, прислушавшись к голосу эмиграции, генерал Косьмин ушел из партии вместе с группой своих прежних сотрудников.

В 1935-1936 годах руководящим органном «партии» номинально являлся «верховный тайный совет ВФП», состоявший их Родзаевского, Матковского, Долгова и Василенко. Другими заметными работниками ВФП являлись: Тараданов, Кибардин, Дудукалов, Никитин, Миллер, Высоцкий, Болотов, Александр Толосов; вне Харбина – Чепурин, Ла__гин, Галицкий. Теперь вместо Галицкого в Шанхае подвизается Перминов, который 28 июля сего года собирается здесь в Шанхае отпраздновать годовщину работы предательски-провокационной работы фашистской партии.
Сотрудники газеты «Наш путь», (в частности Носач-Носков, Кармилов и др.) числятся членами партии, хотя по своим убеждениям они в душе далеко стоят от фашизма вообще и тем более от каждый год меняющей программу ВФП. Состав членов ВФП крайне своеобразен, неопределенный и текучий. В партии видные посты занимают такие лица, как Волгин, которому прокуратурой было предъявлено обвинение в участии в торговле живым товаром; членом партии является бывший сумасшедший садист Болотов бывший несколько раз под судом за уголовные преступления и, которого даже семеновцы разоблачили как чекиста. Инженер П… В. которому партия доверила сначала заведывание всей связи с СССР, а потом эта же партия его обвинила в красной провокации.

У автора этой статьи имеется на руках материал, который к сожалению, опубликован сейчас быть не может, в виду того, что факты подтверждаются подписями лиц, проживающих в настоящее время в Манчжуго.
Этот материал может быть показан только авторитетным и неподкупным лицам из русской эмиграции проживающей в Шанхае, лицам, которые не имеют даже косвенного отношения к японской жандармерии.
А для сведения местного отдела ВФП, что зря не тратили энергию, сообщаю, что все материалы по делам ВФП находятся в надежных руках и надежном месте, а не у автора этой статьи.

Относительно численности ВФП, характерно следующее.
Когда осенью 1934 года кончил жизнь самоубийством член ВФП Гранин, то Родзаевский издал приказ,
чтобы все члены ВФП явились в форме и с партийными знаками на похороны Гранина.
Таковых членов явилось всего 50-60 человек.
На «параде подлости» в этом году в Харбине прошло 200 человек из которых больше половины были женщины, дети и лица, набранные из ночлежек. Значит цифра «активных» членов партии 50-60 человек осталась такой же, что и в 1934 году.

Шантажи, посредством которых ВФП добывает средства для существования, известны всем харбинцам. Так ВФП рассылали и рассылают отдельным фирмам, предприятиям и даже отдельным лицам требования о том, что бы последние вносили известную сумму денег в кассу партии, недвусмысленно намекая при этом, что в случае отказа газета «Наш Путь» начнет «разоблачения» лиц и предприятий отказавших жертвовать.
Все это можно доказать фактами, фактами и фактами, если когда будет суд над государственным преступником Константином Родзаевским и его уголовной бандой.
Приведем два факта:

Пока академик Рерих во время в Харбине «жертвовал» в кассу партии, газета «Наш Путь» положительно отзывалась об этом лице, но когда Рерих пожертвовавший 100 долларов, отказался дать в следующий раз 500 долларов в ненасытную кассу «партии», то руководители партии начали яростно обливать его грязью, на страницах «Нашего Пути».
Интересно так же отметить, что когда харбинский Банк Домовладельцев отказался выдать под вексель редакции «Наш Путь» 1000 гоби, то «Наш Путь» начал печатать свои «разоблачения» о деятельности руководителей Банка обвиняя их в самых невероятных проступках и намерениях.

Интересно отметить следующий многоговорящий факт. В 1935 году самые активные и патриотически настроенные организации и группы русской эмиграции были разгромлены японской жандармерией и особым отделом при активном доносительстве и участии русского государственного преступника Константина Родзаевского и его единомышленниками-семеновцами.
Были разгромлены путем террора и арестов: Русский Обще-Воинский Союз, Русская Фашистская Организация,
Отдел Союза Младороссов, Восточно-Казачий Союз, Трудовая Крестьянская Партия и много других.
У большинства русских политических организаций работавших до разгрома их, в Манчжуго, были свои представители и секретные агенты на линии. Но они вели настоящую политическую работу и старались конспирировать. А руководители ВФП заявлявшие и заявляющие, что они якобы ведут, «политический подкоп под СССР», открыто афишируют своих представителей находящихся на линии бывшей СМжд. И близ границы СССР.

Ясно, что такие лица в лучшем случае только декорация для рекламы ВФП и смешно говорить о серьезности их работы.
В этой статье не все сказано. О «партии» и о «вожде» - предателе ее, были написаны десятки статей в
нашей газете «Новый Путь» и в газетах по всем местам эмигрантского рассеяния.
И тем не менее, очевидно не все шанхайцы знают правду об этих преступниках
В эти дни ко мне приходили люди испытавшие на себе ужасы манчжурговских преступников.
Люди с исполосованными спинами, с отбитыми легкими, с испорченными от вливания через нос керосина – бронхами, с выбитыми зубами, с манией преследования в испуганных глазах, с навсегда искалеченными нервами.
Эти люди спрашивали меня: «Почему здесь в Шанхае существует легально отдел «харбинской фашистской партии»
и продолжает здесь свою разбойничью работу против русских патриотов»?
И робко добавляли: «Нельзя ли об этом написать, чтобы все знали».

Именем этих измученных пытками людей, я спрашиваю:
Почему здесь в Шанхае разрешается работа агентов государственного преступника К.Родзаевского?
Почему русские люди в Шанхае, от лица некоторых организаций, находят возможным вступать в какие-то «переговоры» с представителем здешнего отдела ВФП Перминовым и устанавливать с ними какие-то деловые «контакты»?

Именем измученных пытками в Манчжуго русских людей, спрашиваю:
Можно ли допускать в Храм Божий членов «партии» Родзаевского, торгующих Россией и кровью русских людей?
Можно ли допускать в Храм Божий их, украшенных нерусским знаком свастики, в то время как под этим же знакомв Германии ведется борьба против Христианства?

Можно ли допустить, чтобы в Святой Праздник равноапостольного Князя Русского Владимира, эти темные и страшные люди объявляли своим «партийным» праздником, здесь в Шанхае?
Пусть эти люди, торгующие родиной и украшенные иностранной свастикой, не трогают наши святыни!
Говорю об этом от имени измученных манчжуговскими пытками русских людей. Ибо придет время для государственного преступника К.Родзаевского, сделать то же, что сделал в свое время Иуда.
«И бросив сребреники в Храм, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную: потому что это цена крови».
Шанхайский отдел ВФП собирается 28 июля в день святого равноапостольного Великого Князя Владимира праздновать свой «партийный» праздник.

Неужели в Шанхае среди русских людей и организаций найдется кто-либо кто примет хотя бы косвенное участие в этом праздненстве?
Неужели родзаевцы с каиновой печатью на лбу и антихристовым знаком на рукаве – участники кошмарных преступлений в Манчжуго или же их пособники таковых преступлений не будут изгнаны из Храма Божьего?
По завету двух Митрополитов, молитвенников Земли Русской, говорю об этом громко,
не боясь никаких темных кар за мои правдивые слова.
Если бы знала, перед кем надо встать и просить защиты для измученных пытками в Манчжуго русских людей, встала бы.
Потому что так сделал, в свое время, Учитель и Пастырь мой Митрополит Харбинский и Манчжурский Мефодий.
Верую, Господи, что все кому нужно и должно услышать мои слова, услышат их.
Да не помрачится вера моя.
Пусть, те, кому следует, задумаются над слезами и кровью измученных пытками русских людей в Манчжуго.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Статья из дичного дела Марианны Колосовой (архив БРЭМ)

Прислал Виктор Суманосов
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12817
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38789
МАРИАННА КОЛОСОВА

газета «Новый путь» №208, 6 июня 1936 г..

«Их» желтый путь

Журнал в желтой обложке. На желтом фоне черная свастика. На свастике белый двуглавый орел с тремя коронами.
В центре орла фигура, смутно напоминающая Георгия Победоносца на коне. Это юбилейный номер «Нашего пути» газеты, которая издается так называемой «всероссийской фашистской партией» в Харбине.

Начинаю перелистывать. На печальные размышления наводят строки приветствий от Архиепископа Мелентия, Архиепископа Нестора и епископа Димитрия. Подневольное положение русского православного духовенства давно всем известно.
А то, что созданию безвыходного положения для духовенства и патриотической эмиграции весьма много поспособствовал именно «Наш путь», тоже всем известно.

А посему невыносимо больно видеть благославляющие строки от Православных Владык на страницах юбилейного «Нашего Пути», газеты, которая служит нерусским интересам, и которая не раз поносила и шантажировала пастырей церкви.
Дальше идут приветствия: атамана Семенова, бюро по делам эмигрантов (БРЭМ), то самое БРЭМ, которое по заданиям «свыше» разгромило патриотическую эмиграцию, приветствие подписано заместителем председателя Бакшеевым.
От Дальневосточного союза военных, подпись под приветствием поставил числящийся по Забайкальскому Казачьему Войску генерал от кавалерии В.Кислицын.(тот который был легитимистом и нарушил присягу своему Государю для ради денег и карьеры). От генерала Власьевского…. А чистых, нет…

Да и где их, чистых то БРЭМ возьмет? Одни – высланы, другие разбежались от ковчега подальше, третьи – запачканы доносами БРЭМа и инсинуациями «Нашего пути» и сидят смирно по домам и ждут когда их арестуют, где же их, чистых то, БРЭМ возьмет?

Дальше есть еще несколько приветствий: от Плужникова – начальника особого сыскного отряда, общество работников искусства (порабощенных БРЭМом), и от игумена Нафанаила, который, говорят, является членом ВФП (?!). И… все!
А где приветствия от тех нац-патриотических организаций, которых существовало в Харбине около ста?
Одни только семеновцы и приветствуют ВФП так сказать, «сами себя и друг друга» поздравляют!

Правда на странице 42-й имеется забавный заголовок: «Дождь приветствий со всех сторон». Это значит, по поводу пятилетия ВФП поздравления. Посчитаем капли этого «дождя»: от Союза Его Высочества Князя Никиты Александровича Мушкетеров - раз! От союза юных фашистов аванграрда…Два! (Позвольте, это с какой же стороны дождь, как будто изнутри «партии», сама себя поздравляет?) От «союза юных фашисток-авангардисток» – три! От «союза юных фашистских крошек» - четыре! «дождь» этих двух последних приветствий тоже как будто из самой «партии». …Матковские-Родзаевские, которые хотят «втереть очки» кому-то «всероссийскими масштабами», неужели они думают, что до сих пор они не разгаданы?

Дальше идет гнусная по своей лживости статья П.Борисова(Василия Голицына), под названием –
«У истоков российского фашизма». Голицын, описывая возникновение Русской Фашистской Организации в 1922 году, не постеснялся поставить свое имя впереди А.Н.Покровского, а имя Б.С.Румянцева и совсем не изволил упомянуть.
А ведь на самом деле А.Н.Покровский и Б.С.Румянцев являются идеологами Русского Фашизма на Дальнем Востоке.
И об это свидетельствую не только я, тоже старый член РФО, а об этом знают ВСЕ.

И «вождь» Родзаевский, перед сомнительным гением которого так распластывается и ползает Голицын, был на побегушках у того же А.Н.Покровского. Только на побегушках, потому что в РФО Родзаевского никто за серьезного человека никогда не считал, и ему было дано даже соответствующее его характеру прозвище – «балаболка». А в 1931 году когда Родзаевский проворовался (украл деньги, принадлежащие РФО), то этого воришку попросту выгнали из РФО. Но нашлись люди, которые из мелкого воришки сделали дутого «вождя» в Харбинском масштабе. Кому-то это время нужно было, для выполнения каких-то темных планов.
Впрочем, скоро Родзаевский этим людям будет не нужен. Смею вас заверить господин Голицын. Не на ту лошадь поставили. Изменила на этот раз г.Голицыну природная смекалка. Все вышесказанное о Родзаевском, отлично известно г.Голицыну, потерявшему честь и совесть человека и журналиста…

Дальше следует еще более лживая статья, озаглавленная: От А.Покровского - к К.Родзаевскому. Наглость автора этой статьи безмерна! Поставить рядом безупречное имя А.Н.Покровского – бесстрашной души Русского Фашистского Движения на Дальнем Востоке рядом с именем продажной желтенькой козявки – Кости Родзаевского!
Господа из «Нашего Пути» должны понять, что они с 1931 года по сие время на глазах у всей эмиграции к4атились по наклонной плоскости и скатились в бездну вместе с Родзаевским, который, именую себя «вождем», на самом деле просто состоит на посылках у японской жандармерии, особого отдела и пр. учреждений, дающих те или иные задания русским «стукачам».
О причинах «разрыва Покровского с Родзаевским», автор, скрывшийся под буквами Н.П. (подозрительные буквы!) сообщает, что это были, якобы, разногласия по важнейшим тактическим вопросам. А об украденных Родзаевским деньгах, хитроумный автор сей, ни словом не обмолвился.

С документами на руках и имея за собой свидетелей, сим утверждаю, что Родзаевского исключили из РФО за кражу денег и еще некоторые неблаговидные поступки, а документ-то я ПРИВЕЗЛА из Манчжуго и они теперь в сейфе, ожидают, когда Родзаевский окажется вне защиты некоей державы. В то время у него в Харбине оказались слишком крупные «защитники», но мы можем подождать. Бурцев с делом Азефа дольше ждал…Как много лгут темные люди из «фаш. партии». И как скучно возиться с разоблачениями этой изолгавшейся кучки авантюристов и уголовников, и только сознание, что это – мой патриотический долг в данном отрезке времени и пространства, заставляет, стиснув зубы, продолжать чистить эти «авгиевы конюшни».
Собственно говоря, это не мое дело, а дело «хозяев» Манчжуговского «рая» заглянуть повнимательнее в эти псевдофашистские конюшни, но.. «хозяевам», очевидно, за пять лет управления, все еще «ничего не известно».

Вернемся к юбилейному номеру ВФП. Отметим на 7 странице стишки Николая Дозорова, только потому, что по слухам, Николай Дозоров, никто иной, как Арсений Несмелов. Если это так, то одно скажу: плохо стал писать Арсений Несмелов, раньше, когда он работал в советских газетах, он писал немножко ярче. А теперь в рассказах он подражает Ремарку, а в стихах Цветаевой, а «дозоровские стихи» совсем не годятся.
Конечно, я понимаю и сочувствую, какого же поэта может вдохновить такой «вождь», как Костя Родзаевский.

О статье самого «вождя» говорить не хочется, надоел он всем смертельно своей болталогией, это желтый мортомат!
Дальше перечисления дутых отделов и очагов, затем фотографии, из которых отметим Ю.А.Перминова и.о. Шанхайского отдела ВФП, «жалкую фигуру» которого даже свастика не украсила. Дальше опять притянуты за волосы к ВФП какие-то несчастные шестилетние «фашистские крошки», с которых конечно, взять нечего, а родителям следовало бы всыпать, чтоб не калечили детей псевдо-политикой, да еще под руководством такого политруководителя, как Родзаевский.

Дальше идет почему-то «Красочная жизнь М.А.Рычковой», члена ВФП… Ну, Бог с ней, женщин принципиально не трогаю в политической борьбе. Выскажу только удивление как можно после «красочной жизни» - записаться в ВФП?
Следует поговорить особо о приветствии Барышникова, Начальника Союза Его Величества Князя Никиты Александровича. Думаю, что господин Барышников вообще превышает полномочия данные ему его шефом, подчинив мушкетеров «союзу дальневосточных военных» и приветствуя Родзаевского.

Имея шефом организации Члена Дома Романовых неудобно начальнику таковой организации – иметь какой-либо контакт с бандой политических авантюристов, хотя бы она именовала себя громогласно «всероссийской фашистской партией». Шеф за дальностью расстояния может и не знать харбинской обстановки, а господину Барышникову следовало бы в ней разобраться.
Подводя итоги после просмотра «юбилейного номера» «Нашего Пути», можно сказать одно. ВФП, выросшая на гнилой почве: провокации, предательства и купли-продажи, сейчас уже не гниет. Да, не гниет, потому что она сгнила без остатка!
И юбилейный номер «Нашего Пути» напоминает собою нарумяненный и наблеванный труп.
И напрасно этот труп пытаются выдать за что-то живое.

МАРИАННА КОЛОСОВА
4 июня 1936 года
-----------------------------------------------------------------
Статью прислал Виктор Суманосов
(архив БРЭМ)
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12817
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38789
Возвращение

Возвращение –да, это все же было возвращение. Но возвращение на Родину, которая стала совершенно иной.
Они никогда не жили в этой стране, а советское гражданство получили, оставшись после 1924 работать на КВЖД.
Не все пошли на этот компромисс.
Мой прадед, убежденный монархист, отказался от советского гражданства, принял китайское и вышел на пенсию.
Он мог себе это позволить--- дети выросли, дочери замужем, накопления в банке, собственный дом (Антоновская, 24) с садом, наемный работник
Но мой дед принял другое решение, ставшее РОКОВЫМ.
Он стремился воссоединиться со своим старшим братом (юрист, следователь НКВД), мечтал побывать на своей родине—Орле, думал о будущем своей семьи, дочери, о возможности работать
Здесь, в Харбине, привычный им мир уже перестал существовать Многие уезжали в Австралию, Америку…
У каждой семьи был свой выбор
Но надо сказать, что идеи построения справедливого общества в СССР были необыкновенно привлекательны для многих.
Но харбинцы не знали и не понимали, какими методами осуществляются эти идеи.
Готовились к отъезду, сознательно настраивались на трудности в стране, которая в борьбе строит светлое будущее.
Думали о будущем своих детей, о возможности получить высшее образование, работу…
Можно смело сказать, что их заманивали, обещая многое. Пропаганда работала хорошо.
Одним из условий «переуступки» КВЖД было выделение японцами 30 млн. иен пенсионных денег для выплаты советским железнодорожникам.
Каждому уезжавшему железнодорожнику был открыт счет долларовый в сов. банке
(Я получила из РГИА СПб личное дело деда со всеми финансовыми документами)
Как вспоминает мама, покупалась впрок одежда, меха, обувь, посуда…, отрезы различных тканей…
Под скарб был выделен товарный вагон, были мночисленные сундуки (чуринские)

Всю весну и лето происходил массовый отъезд железнодорожников, пожелавших вернуться на родину.
На станции Харбин-Центральный не хватало места для эшелонов отъезжающих.
Последний эшелон, 104-й, ушёл 28 июня.
В России их ждала тяжёлая судьба: аресты, расстрелы, ссылки


Эта фотография сделана накануне отъезда из Харбина весной 1935:
дед Сергей Кириллович и моя мама Люба (справа).
Слева--уезжавшая с семьей своей старшей сестры 18-летняя Клавдия Носенко
На этой фотографии нет бабушки--- она болела, грустила, словно в предчувствии обрушившихся затем бед.
Она умерла в 1940 в Оренбурге(Чкалове) через три года после ареста мужа


001.jpg
Эта фотография с сайта
http://urokiistorii.ru/2009/10...e-proshloe

harbin.jpg

Эта фотография проводов на харбинском вокзале выложена здесь
https://forum.vgd.ru/post/614/31743/p899694.htm#pp899694

provody.jpg
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Gul
Модератор раздела

Gul

Сообщений: 12817
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38789
Возвращение

Я.Л. Писаревская
Новый исторический вестник № 2 2000 г


В марте 1935 г. КВЖД была продана японцам и всем советским железнодорожникам была выплачена компенсация за многолетний труд на дороге. Одним из условий «переуступки» КВЖД было выделение японцами 30 млн. иен пенсионных денег для выплаты советским железнодорожникам. Механизм выплаты предоставлял советской стороне возможность влиять на настроения потенциальных реэмигрантов. Началась активная подготовка к отъезду.

Молодежь знала о России из рассказов взрослых, чья рожденная ностальгией восторженность зачастую создавала образ, далекий от действительности. Старшее поколение стремилось на Родину как домой, тоска по родным местам и давно не виденным родственникам пересиливала страх неизвестности: «Мы все мечтали жить в России, чтоб все свои кругом… Мама всегда говорила: «Ну когда мы поедем на родину, когда мы поедем на родину? Там и дождь другой, и все другое…».
Рассказчица из семьи, тесно связанной с семьей Н.В. Устрялова, так описывает настроение в доме накануне отъезда:
«Помню, перед отъездом, в 35 году, сидят отец и Устрялов… И вот они говорят о том, что «да, как хорошо, что едем наконец в Россию. Ну, конечно, придется, может быть, пару лет просидеть на Соловках, хотя никакой вины нашей нету,
но ничего, зато дети…»
Конечно, было ощущение опасности, особенно у бывших чинов белых формирований и у интеллигенции, лучше осведомленных о событиях в СССР. С газетных и журнальных полос на читателей обрушивалась информация о трудностях адаптации бывших харбинцев, вернувшихся в Россию в начале 30-х гг., о фактах арестов и притеснений.
Но не следует забывать, что многое из того, о чем писали эмигрантские издания, рассматривалось как обычная контрпропаганда. «Сестра дружила с семьей Ощепковых. Отец их служил в Управлении дороги, большую должность занимал. Незадолго до отъезда он прочитал в белоэмигрантской газете, что его сын, который раньше уехал, арестован в СССР. Но он не поверил, и все равно поехал».
Дети, на которых не лежало груза ответственности за решение возвращаться, с одной стороны, беспечно ждали новых впечатлений, а с другой – подтверждения сложившихся представлений о России.
Мифы о «матушке-России» и «Москве белокаменной», положенные на свежий пласт коммунистических «сказок», рождали в сознании детей необыкновенные картины насыщенной событиями, интересной жизни.
Все знали о материальном неблагополучии жителей СССР. Перед отъездом на полученные от администрации КВЖД, немалые тогда, деньги закупалась масса вещей, которые должны были пригодиться по возвращении.
«Брали абсолютно все: и мебель, и обстановку, посуду, покупали шубы, пальто, запас чтобы был. Половину вагона барахла везли… Мы ехали к тому, что там уже ничего не купишь и не приобретешь. Складные кровати даже у нас с мамой были.
Не ждали, что будет сладко».

Даже тем, кто не был избалован красивой одеждой, покупались хорошие вещи, прослужившие впоследствии много лет.
Накануне отъезда молодые девушки делали красивые прически – им предстояло выйти замуж в СССР. «Мы с подругами бегали делать шестимесячную завивку. Рассказывали, что вот, едем на Родину.
Парикмахеры шутили: «Поезжайте, выйдете там замуж за комиссаров».

С весны до осени к харбинскому вокзалу подавались эшелоны-теплушки, на вокзалах устраивались проводы.
«Я прекрасно помню, как они уезжали, – рассказывает свидетельница из эмигрантов, – они уезжали с музыкой, с песнями, частушками и плясками. Все они были очень и очень зажиточные, смотрели на оставшихся харбинцев отрицательно… Тогда антагонизм был, как же: «Я старый советский, а вы эмигранты – значит, без Родины»

Многие вспоминают переезд границы. Волнение взрослых передавалось детям. «У меня осталась в памяти такая картина: мы переезжали границу в яркий солнечный день, и, кажется, там была какая-то арка, похожая на радугу, на которой было написано: «Союз Советских Социалистических республик». И когда мы под этой аркой проехали, то отец перекрестился и сказал: «Прими, земля родная!» У некоторых осталось в памяти, что арка была зеленой и «увита какими-то растениями». На границе реэмигрантов встречали с музыкой и цветами.
Правда, многим пришлось расстаться с частью библиотек и коллекциями пластинок (разрешали «только классику»).

Дорога в СССР стала первым пробным камнем на многострадальном пути возвращения и адаптации к новой жизни в стране «победившего социализма». Дорога рождала смешанные чувства радости и страха, радости – от сознания, что ехали, наконец, на Родину, страха – потому, что возвращались в Россию, за 18 лет перекроенную большевистской властью по своей мерке. Собираясь в путь, многие понимали, чем рискуют, однако считалось, что по-настоящему рискуют только «бывшие», перебравшиеся из стана белых в советский лагерь. Их было немного и вины перед Советской властью они не ощущали, заработав это чувство уверенности многолетним трудом на советской КВЖД.

Одной из первых неприятных неожиданностей была неприязнь к проезжающим со стороны местного населения, взволновавшая гораздо больше, чем официальный праздничный прием. «На одной из первых остановок мы вышли погулять и услышали: «Ишь, какие буржуи приехали!» На фоне советских женщин «в красных платочках и ситцевых платьях» харбинцы выглядели неприлично нарядно: взрослые одеты скромно, но по европейской моде, а из детской одежды в ходу – экзотические для Советской России шляпки, гольфы, босоножки, шорты.
Самым неожиданным и страшным в пути было столкновение с реальностью набирающей обороты машины ГУЛАГа: нередко мимо проходили составы с заключенными, на путях работали узники концлагерей. «Помню, был какой-то разъезд. И там женщины на путях работали, как оказалось, заключенные. Мы стали бросать им хлеб и продукты разные, у нас много с собой запасено было. А они нам: «И вас скоро такая же участь ждет».
«На каком-то перегоне черная детская ручонка протянулась к нашей теплушке за хлебом
Это осталось в памяти кошмаром – голодный ребенок…».

Картины советской реальности плохо сочетались с пышными встречами и вполне сносным меню привокзальных ресторанов.
«А как нас встречали на станциях! В любой город подъезжаем – музыка играет, как будто какая делегация приезжает.
В вокзальных ресторанах на столиках надпись: «Только для КВЖД». Я даже переживала: как же другие? есть, что ли, нечего?».

В Иркутске был распределительный пункт, откуда бывшие харбинцы пересаживались в пассажирские вагоны и разъезжались в разные города страны. Уезжая из Харбина, почти никто заранее не знал, куда он попадет (за исключением тех, кто ехал по вызову к близким родственникам). Распределяли по разным городам СССР, от Мариуполя до Новосибирска. Нередко это были захолустные железнодорожные станции или отдаленные от центра провинциальные города, серая жизнь которых мало напоминала многоцветье русского Харбина. «Когда мы приехали в Самару, то на перроне стояла молодая женщина, похожая на известную голливудскую актрису Клару Боул. Это была такая рыжекудрая секс-вамп.
Она стучала ногами в стену и кричала своему мужу: «Куда ты меня привез?! Вези меня обратно!»


Первоначальное разочарование испытали почти все реэмигранты, однако из чувства самосохранения и заботы о детях предпочитали об этом не говорить. Несмотря на общие со страной пребывания язык, историю, а также осознанную советскую ориентацию, мы можем говорить о наличии культурного шока в среде реэмигрантов 1935 г. Считая себя советскими людьми в Манчжурии, в России «кэвэжэдинцы» (так они подчеркивали свое отличие от эмиграции) стали идентифицировать себя с эмигрантами. Можно сказать, что в Манчжурии они были «своими среди чужих», а в СССР стали «чужими среди своих». К этому прибавился крайне низкий уровень жизни: плохое жилье, отсутствие бытового обслуживания, бедный выбор товаров и продуктов первой необходимости. Из благополучного современного Харбина реэмигранты попали в захолустные города (Мичуринск, Анадырь, Мариуполь, Уфу и другие). Приезжим сразу давали жилье, но получить отдельную квартиру было практически невозможно: это были комнаты или квартиры с подселением, без удобств, часто с дровяным отоплением. «Первые впечатления были… это было убожество, конечно. Мы получили… это была избушка буквально, какой-то засыпной домишко, без удобств, туалет на улице… Отец, привыкший, естественно, к совершенно другим условиям (у нас в Харбине был особняк пятикомнатный и телефон, и если что-нибудь было нужно заказать, то это делалось по телефону, и приносили все, что надо, к столу), то здесь ему пришлось нести на себе картошку и так далее….».

Но если к материальным условиям жизни все же можно было привыкнуть, тем более, что многие привезли с собой вещи и деньги (доллары, которые некоторые успели отоварить в торгсинах), то с чувством страха и незащищенности мириться было гораздо трудней. Два – три года жизни на родной земле сделали общительных, хлебосольных харбинцев людьми замкнутыми и угрюмыми. Они всеми силами стремились быть ангажированными новой жизнью: доказывали свою лояльность ударным трудом на работе, ходили на демонстрации, отмечали советские праздники. Внешняя похожесть только подчеркивала внутреннюю инаковость. Отпечаток харбинского прошлого лежал на них клеймом, заставляя замыкаться в себе, не вспоминать и не делиться ни с кем своими воспоминаниями. Стараясь не афишировать общение с земляками, харбинцы изредка собирались, чтобы подсчитать потери: кого и как сняли с работы, арестовали и т.д.

Самая тяжелая ноша легла на плечи старшего поколения. Почти все они быстро поняли, что совершили ошибку. Порой чувство вины и ожидание ареста делало жизнь невыносимой (нередко происходили самоубийства на этой почве). Дети лишь смутно догадывались о размерах трагедии, переживаемой родителями. Культурный шок, как отражение начальной стадии адаптации к условиям СССР, им приходилось переживать на своей, детской «территории жизни». Непосредственность, с которой дети реагировали на новое, лишь подчеркивала глубину несоответствия «советского мифа» реальности…

Бежавшие от японского «молота», реэмигранты середины 30-х гг. оказались на советской «наковальне», где и были безжалостно раздавлены вместе с другими «враждебными» сталинскому режиму «элементами».
19 сентября 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) одобрило приказ НКВД «О мероприятиях в связи с террористической, диверсионной и шпионской деятельностью японской агентуры из так называемых харбинцев».
В результате по «харбинскому делу» были репрессированы 49 470 человек, из них 31 226 – расстреляны.
.
---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


эльмира катромская

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16951
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15867
Изучая материалы по теме Ухтпечлага нашла про судьбу интересного человека

2E84AA81.jpeg

228B43CB.jpeg
В Литературно-театральном музее им.Н.М.Дьяконова в Эжвинском районе Сыктывкара открылась новая выставка. Все экспонаты, представленные на ней, рассказывают о жизни и творчестве одного из корифеев музыкального искусства нашей республики Владимире Михайловиче Каплун-Владимирском.

НА ВОПРОС посетителей, чем же знаменит Каплун-Владимирский, сотрудники музея отвечают одной фразой: «Он подарил нашей республике симфоническую музыку». А на выставке, впервые развернутой в память об этом незаурядном человеке, уточняют, что первый в истории Коми симфонический оркестр был создан благодаря Владимиру Михайловичу в самые трудные годы Великой Отечественной войны в Ухте. Нетрудно догадаться, что и оркестранты, и сам организатор и дирижер симфонического оркестра попали туда не по своей воле. Пятилетний срок заключения по политической 58-й статье для Каплун-Владимирского закончился как раз перед войной, но таких, как он, заставили все суровые годы «пересиживать» в лагерях. В этих тяжелейших условиях политический заключенный, музыкант по профессии, и создал в лагере симфонический оркестр.

До этого Каплун-Владимирский уже успел посмотреть мир и показать себя. Владимир Михайлович родился в еврейской семье Каплун. Владимирский – его сценический псевдоним, прочно прикрепившийся к фамилии. До революции он окончил Петербургскую консерваторию, успел поработать скрипачом в театре музыкальной драмы. В 20-е годы судьба забросила Владимира Михайловича на Дальний Восток, где он дирижировал оркестрами в Иркутске, Хабаровске, Владивостоке, гастролировал по Японии, Китаю, Индии, Голландии. Под руководством Каплун-Владимирского на Дальнем Востоке симфонические оркестры впервые исполнили 9-ю симфонию Бетховена, многие произведения Д.Шостаковича, С.Прокофьева... Именно он сопровождал выступления знаменитых вокали-
стов С.Лемешева, Л.Сибиряка, С.Стрельцова...

В 20-е годы дирижер очутился в Харбине – в русском городе на территории Китая. Культурная жизнь здесь била ключом, Каплун-Владимирский был востребован как никогда, он дирижировал в оперных спектаклях, оперетте, концертах симфонической музыки. После возвращения в СССР успел устроиться в Большой театр, но меньше чем через год был арестован.
В 1957 году музыканта и дирижера реабилитировали. Он из Ухты переехал в Сыктывкар, где в 1958 году стал первым главным дирижером только что открытого театра оперы и балета. На его счету постановка более 40 опер и оперетт на сцене республиканского театра. Маэстро с поста главного дирижера ушел в 1970 году. Но и после этого оставался в театре: являлся дирижером и заведующим нотной библиотекой на общественных началах – продолжал работать, но жалованье за труд не получал. Ушел из жизни Владимир Каплун-Владимирский в возрасте 90 лет в Сыктывкаре.

Выставка в эжвинском музее ни к какой знаменательной дате не приурочена. Как рассказала директор музея Надежда Костина, почти никакими материалами из личного архива Каплун-Владимирского хранилища республики до сих пор не располагали. А недавно из Москвы позвонили дальние родственники дирижера, сказали, что адрес сыктывкарского литературно-театрального музея они обнаружили в интернете. Очень обрадовались этому, так как мечтают передать именно сюда архивы Владимира Михайловича. Вскоре пришла и посылка, в которой находилось около 200 уникальных экспонатов: афиши, фотографии, переписка, личные вещи... Самые ценные среди них – оставшиеся от пребывания в Харбине. Харбинские поклонники Каплун-Владимирского слова восхищения от его дирижерского мастерства даже выгравировали на стальной дощечке, нисколько не потускневшей почти за 90 лет.

Анна СИВКОВА.

http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/26594




Комментарий модератора:
Светлана, спасибо большое за пополнение темы!

---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
Лайк (1)
эльмира катромская

эльмира катромская

Вологда
Сообщений: 16951
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 15867
В продолжение темы ....
Оказывается в Ухтинских лагерях было много артистов из Харбина
«Хозяин Ухтпечлага» Я.Мороз, узнав о прибытии этапом заключенного Каплун-Владимирского, вызвал его к себе, расспросил о творческой биографии. После этого разговора Мороз приказал подчиненным ускорить переоборудование «Клуба имени Косолапкина» под профессиональный музыкальный театр. А Каплуну-Владимирскому заявил, что доверяет ему, его музыкальному вкусу и будет его поддерживать в вопросах комплектования труппы, в художественных, репертуарных и организационных делах. В.М.Каплуну-Владимирскому разрешили жить в Рабочем городке колонизованных. Дали пропуск.

Статус музыкально-драматического театр получил перед открытием сезона 1936 г. Мороз издал приказ по Ухта-Печорскому ИТЛ: «В связи с реорганизацией клуба в театр имени Косолапкина и в целях централизации руководства духового оркестра, джаза и вновь организованного симфонического оркестра, духовой оркестр КВО в составе 17 человек передать с 17 ноября 1936 года в ведение театра, довести численность театрального музыкального коллектива до 30 человек. Организовать при музыкальном театре духовую студию из 15 малолеток».

Учетчики учетно-распределительных частей лагпунктов получили задание: отбирать и дальше из этапов музыкантов, актеров, художников. С 1934 г. в театральном оркестре играли музыканты-заключенные О.А.Бурко, С.И. Зеленский, П.К.Тиль.

Еще 30 марта 1935 г. в Чибью прибыл по этапу Сигизмунд Францевич Левацкий, уроженец Польши. Многожанровый музыкант жил в Москве, работал в театре. Арестован 20 октября 1934 г. за контрреволюционную троцкистскую деятельность. Особисты НКВД дали ему пять лет ИТЛ. В Чибью Левацкий стал руководителем духового оркестра, обучал новых духовиков при театре. Духовой оркестр под управлением С.Ф. Левацкого играл в концертах, на танцевальных вечерах в театральных залах и на открытой эстраде парка им. Горького. В июле 1938 г. после освобождения Левацкий уехал из Ухты. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Доставили этапами из Котласа музыкантов: скрипача Большого театра Б.Шифферса; московского пианиста, композитора О.А.Рассадина; выпускника Московской консерватории В.Ф.Томсона; выпускника Берлинской консерватории, педагога-музыковеда, дирижера 3.3.Сердюка; музыканта, дирижера Харбинского театра А.И.Курышева; музыканта И.Н.Каринского; виолончелиста, концертмейстера Большого театра Б.Д.Крейна; инженера, хорошо владеющего скрипкой, С.Д.Крыжановского; несколько позже прибыл по этапу В.В. Битюцкий, пианист высшей категории.

Поступили на пересылочный лагпункт вокалисты: певица Ленинградского театра оперы и балета 3.Радеева (меццо-сопрано); певица Московского оперного театра им. Станиславского С.Геликовская (меццо-сопрано); выпускник Московской консерватории, актер с КВЖД, проходивший усовершенствование в Италии (г. Милан), И.Кортов (драматический тенор); оперный певец из Харбина П.Рябых-Рябовский (баритон); дочь известного армянского композитора М.Спендиарова (меццо-сопрано); певица Центрального радиовещания С.Кравец (сопрано); выпускница студии Бейбутова, прекрасная разноплановая актриса, дочь знаменитого актера, «короля оперетты» Днепрова, В.Днепрова.

Прибыли по этапу артисты эстрады и драмы из Харбина В.Савицкая, В.Гроздов, М.Федоров, В.Лукьянова, окончившая школу сценического искусства в Ленинграде, актриса московской эстрады со стажем 18 лет; 3. Корнева, певица, многоплановая актриса, студентка московского музыкального техникума имени Гнесиных.

Еще в 1936 г. театр поставил ряд оперетт. Премьера «Сильвы». Зал переполнен. Лучшие буровики, строители и, конечно, обеспечивающее трудовой энтузиазм лагерное начальство, охрана - первые зрители музыкального театра.

В 1937 г. осуществили монументальную постановку оперы «Кармен» Жоржа Бизе. В таежном бездорожном крае, на Крайнем Севере России идет опера! Видано ли? Роли исполняли: Кармен - Геликонская, Цуниго - Названов, Микоэла - Радеева, Хозе - Кортов, подруги Кармен - Михельсон и Васильева. В спектакле участвовала вся труппа заключенных и вольнонаемные любители - более 100 человек. Дирижер-постановщик - В.М.Каплун-Владимирский. Декорации и костюмы были прекрасными. Первую в Чибью оперу оформили заключенные: главный художник Ленинградского оперного театра И.В.Алексеев, высококвалифицированный художник-декоратор, работавший в театрах Харбина и Владивостока, Н.И.Михайлов. Художники знали, как важны для восприятия зрителями спектакля яркие костюмы и декорации. Заключенные девушки собрали всякие лоскутки, по эскизам шили из них прелестные платья для дам, а для мужских костюмов было использовано списанное лагерное обмундирование, которое украшали мастера пошивочного цеха.

Информация Канева А.Н. Ухтпечлаг:страницы истории
http://www.pokayanie-komi.ru/m...i_istorii/




---
Шаровы,Лопатины,Разумовы,Киселевы,Багулины,Венедиктовы,Тупиковы,Емельяновы-Кадниковский уезд Волог.обл дневник http://forum.vgd.ru/710/
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 42 43 44 45 46 * 47 48 49 50 ... 737 738 739 740 741 742 Вперед →
Модератор: Gul
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Gul » РУССКИЙ ХАРБИН (Harbin Russians...To remember) [тема №31743]
Вверх ⇈